Израиль: о формировании правительства по итогам досрочных выборов в Кнессет 24-го созыва. Часть 14

Последняя попытка Биньямина Нетаньяху сформировать правительство провалилась

В конце прошлой недели Нафтали Беннет и Айелет Шакед поставили ультиматум Биньямину Нетаньяху: договорись с Гидеоном Сааром или с какими-нибудь «дезертирами» из его лагеря о создании правого правительства, в противном случае мы войдем в коалицию Яира Лапида. В ответ приближенные к Нетаньяху просили Беннета дать правым возможность сформировать правительство в течение трех недель, когда мандат перейдет от Лапида в Кнессет. Однако Беннет и Шакед ответили им отказом и подчеркнули, что вопрос должен решиться в ту или другую сторону в период мандата Лапида и  дали Нетаньяху время до вечера.

Давление «Ямина» возымело действие и в итоге Нетаньяху предложил Гидеону Саару быть первым в ротации премьер-министров, и тот не ответил решительным отказом. В попытке избежать присоединения «Ямина» к «блоку перемен» Биньямин Нетаньяху изобрел то, чего никогда не было в израильской политике: тройную ротацию. Обозреватели по политическим делам 12-го канала Дафна Лиэль и Амит Сегаль сообщают, что Гидеону Саару было предложено первым возглавить правительство на 15 месяцев. Затем его должен сменить на 2 года Биньямин Нетаньяху, а после него в кресло премьер-министра сядет еще на 15 месяцев Нафтали Беннет.

В связи с этим предложением Беннет перенес заседание фракции своей партии, на котором должен был окончательно решиться вопрос о вхождении в коалицию Лапида. Беннет решил дождаться ответа Саара на соблазнительное предложение Нетаньяху. В партии заявили, что все зависит от Саара, и они готовы войти в правое правительство, при этом сообщалось, что Беннет согласился занять пост министра обороны в правом правительстве Саара-Нетаньяху.

В итоге  из «Новой надежды» не поступило ответа — ни положительного, ни отрицательного. «Теперь все в руках Гидеона Саара. В его силах создать как правое правительство, так и левое», — цитирует 7-й канал источники в Ликуде. Он же сообщил, что Зеэв Элькин давит на Саара, чтобы тот серьезно отнесся к предложению Нетаньяху.

Предложение Нетаньяху было также поддержано главами партий ШАС, «Еврейство Торы» и «Религиозный сионизм». Нетаньяху предлагал Саару получить мандат на формирование правительства и первым занять пост премьер-министра по ротации. Однако Саар публично отверг это предложение. Он написал: «Наша позиция и намерения были и остаются прежними: сменить правление Нетаньяху. Соответственно мы и продолжим действовать».  После того как Саар открыто отверг эту инициативу люди из его окружения встретились с представителями «Еш атид».

После заявления Саара состоялось заседание фракции «Ямина»  и на нем было принято решение о присоединении к «правительству перемен». Депутат Амихай Шикли, ранее заявивший, что он против коалиции с «Еш атид», на встрече не присутствовал.

Нафтали Беннет объявил о создании правительства единства. «Два года мы видим, как наше государство катится в пропасть, вредит само себе, теряет способность функционировать… Мы это остановим», — заявил лидер «Ямины».

Беннет назвал «полной ложью» все разговоры союзников Нетаньяху о возможности создания правого правительства. «У Нетаньяху нет правительства, и каждый, кто говорит обратное, лжет и не краснеет», — заявил политик. Единственной альтернативой коалиции с блоком Лапида, по его словам, являются пятые выборы и продолжение хаоса и деградации. «Нетаньяху не создает правое правительство, он пытается превратить весь правый лагерь, все государство в свою персональную крепость», — заявил Беннет.

Беннет настаивал, что новое правительство не будет левым- «оно не станет эвакуировать поселения, при необходимости пойдет на военную операцию» и присоединиться к нему приглашаются все партии — вместо того, чтобы продолжать идейные раздоры, каждый может осуществить ту часть своих чаяний, которая не противоречит чаяниям других.

Биньямин Нетаньяху ответил на заявление Беннета обвинениями в предательстве правых избирателей. «Они называют это левое правительство правительством единства… Это левое правительство? В нем будут 40 левых и ультралевых и горстка тех, кто украл мандаты у правого лагеря… В этом кабинете будут сидеть Горовиц, Михаэли, Лапид. Что будет с нашей сдерживающей силой?.. Это правительство оппортунистов и обманщиков. Беннет не хочет пятых выборов. потому что знает, что будет стерт», — заявил Нетаньяху.

Обвинения в нарушении обещаний, в «ненависти» к избирателям Ликуда, «оппортунизме» и готовности к союзу с лево-центристскими партиями звучали бы более убедительно, если бы их произносил кто-то другой, а не Биньямин Нетаньяху, постоянно нарушающий все обещания и готовый к любым политическим союзам.

При этом в  Ликуде возмущаются, что Нетаньяху предлагал ротацию всем подряд, но не согласился уступить лидерство кому-то из товарищей по партии, — хотя только так Ликуд мог остаться у власти и создать то самое «правое правительство», на котором так настаивает на словах Биньямин Нетаньяху.

Так министр финансов и один из влиятельных деятелей партии Ликуд Исраэль Кац признал, что в попытке спасти правую коалицию некоторое время назад предложил Биньямину Нетаньяху подать в отставку с поста лидера партии с последующим объявлением внеочередных праймериз.

В своем письменном обращении к сторонникам Ликуда министр оценил свои шансы победить на праймериз как высокие, поскольку он, по его словам, «является коренным ликудовцем» и имеет богатый руководящий опыт. В случае своего избрания на пост главы Ликуда Кац, по его словам, мог бы без труда создать правую коалицию и сформировать правительство большинства. Как заявил Кац, через год он бы вернул Нетаньяху «мандат» председателя партии и главы правительства. Такой вариант, по словам министра, был предпочтительнее предложений о ротациях и бронировании мест в предвыборном списке Ликуда, которые Нетаньяху выдвигал на переговорах с Беннетом и Сааром.

«Безусловно, реализация моего предложения зависела от согласия премьер-министра. Он как председатель партии должен был выдвинуть его в ЦК. Премьер-министр не принял мое предложение, и оно было снято с повестки дня», — заключил Кац.

В итоге идея менять премьер-министров посредством выборов в ЦК Ликуда (в котором Кац имеет самые сильные позиции) была отвергнута, невзирая даже на то, что Исраэль Кац был готов гарантировать Нетаньяху не выселение из резиденции премьер-министра на улице Бальфур — согласно его плану, Нетаньяху и его семья должны были остаться в резиденции даже на тот год, что пост премьер-министра займет «временный заместитель».

30 мая Нафтали Беннет и Гидеон Саар встретились с главой «Еш атид» Яиром Лапидом, в чьих руках сейчас находится мандат на формирование правительства. По оценкам, Лапид объявит, что ему удалось сформировать коалицию 2 июня. В полночь со 2 на 3 июня истекает срок действия мандата. По предварительной договоренности с «Еш атид», Нафтали Беннет должен стать первым в ротации на посту премьер-министра.

В конце дня в 20.00 Нафтали Беннет выступил с официальным заявлением о  своем решении возглавить правительство «национального единства». Спустя полчаса, в 20:30, заявление сделал и Биньямин Нетаньяху. Лидер НДИ Авигдор Либерман дал издевательский «анонс» содержания речи Нетаньяху: «Спойлер речи Нетаньяху: Беннет — левый».

Шурин премьер-министра, брат Сары Нетаньяху Хагай Бен-Арци в интервью парламентскому телеканалу применил куда более сильные определения. Он заявил, что Беннет и его товарищи по партии «Ямина» — «не просто банда мошенников и политических шулеров, нарушивших все свои обещания, но и банда предателей еврейского народа».

«Они совершают измену против еврейства, против сионизма, против Государства Израиль. Это не менее чем измена, потому что их правительство будет опираться на арабскую исламистскую партию фактических пособников террора, которая по сей день поддерживает всех террористов и входит в глобальное исламское движение», — бушевал доктор Бен-Арци.

Ведущая пыталась напомнить собеседнику, что «слова имеют силу» и бросаться обвинениями в измене не стоит — «кто-то может услышать и что-то сделать». В 1995 году в измене обвиняли Ицхака Рабина, и это закончилось убийством премьер-министра. Шурин Нетаньяху продолжал настаивать, что речь идет именно об «измене» — преступлении, предусмотренном уголовным кодексом Израиля и включающем в себя «сотрудничество с врагом», — а не просто о мошенничестве и шулерстве, которые для израильской политики являются «привычной нормой».

Вполне возможно, что данные призывы еще сформирую общественное мнение среди ультраправых избирателей и мы еще увидим штурм Кнессета или его блокировку, чтобы любым путем не допустить голосование за «правительство перемен», а вместе  с ним и отстранение от власти Биньямина Нетаньяху.

Теперь когда все заявления сделаны, «правительству перемен» собравшему под свои знамена партии представляющие весь сектор израильской политики «Еш атид», «Кахоль-лаван» (центристские партии),  МЕРЕЦ, Авода (левые партии), НДИ, «Новая надежда» и «Ямина» (правые партии) и имеющие в своем составе  58 мандатов, осталось решить последнюю задачу о поддержки со стороны арабской партии РААМ и можно объявлять новое правительство. У правого блока под управлением Нетаньяху 51 мандат, плюс еще один от перебежчика из «Ямины»,  а у Объединённого арабского списка и партии РААМ –10 мандатов.

Правительство Израиля избираться большинством голосов, присутствующих на заседании парламента депутатов, поэтому даже негласная поддержка со стороны 4 депутатов партии РААМ решит исход голосования.

62.88MB | MySQL:102 | 0,712sec