Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 ноября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и вокруг ядерной программы Ирана. 17 ноября министр иностранных дел Ирака Х. Зибари и посол США в Багдаде Р. Крокер подписали «Соглашение о выводе вооруженных сил США из Ирака и их деятельности на период их временного присутствия». Стороны также подписали рамочное соглашение об американо-иракском сотрудничестве в сфере безопасности. По информации экспертов МАГАТЭ, Иран накопил достаточное количество урана для изготовления одной атомной бомбы, однако для этого полученный уран требует длительной дополнительной очистки.

Соглашение о выводе ВС США из Ирака предусматривает уход американцев из городов страны к 30 июня 2009 г., а к 31 декабря 2011 г. войска США должны полностью покинуть Ирак. Уголовные дела американских военнослужащих и гражданских сотрудников МО США будут рассматриваться на основе американского военного законодательства, но при этом предусмотрено создание механизма их передачи иракскому правосудию в случае совершения американцами преступлений вне своих баз и во внеслужебное время. Сотрудники частных американских охранных компаний будут находиться под иракской юрисдикцией. Местным властям должны быть переданы все заключенные (около 16,5 тыс. человек), находящиеся в тюрьмах и лагерях, контролируемых ВС США. Иракские граждане, задержанные американскими военными, должны будут передаваться властям Ирака в течение 24 часов после их задержания. Все здания и сооружения, находящиеся в настоящее время в ведении ВС США, станут собственностью Ирака, а американские военные базы после завершения вывода войск перейдут под контроль иракцев. Все военные операции на территории Ирака будут проводиться только с согласия совместного иракско-американского комитета. Военным США не будет позволено проводить обыски в иракских домах без соответствующего разрешения местных властей. Любые изменения в тексте соглашения могут производиться только по обоюдному согласию сторон. Руководство Ирака также утверждает, что соглашение не позволяет вооруженным силам США осуществлять военные операции против других стран с иракской территории.

Соглашение о выводе американских войск должно быть одобрено парламентом Ирака. Однако 19 ноября попытка обсудить этот документ была сорвана депутатами-сторонниками радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Повторное рассмотрение соглашения назначено на 26 ноября. 21 ноября в Багдаде прошла массовая демонстрация протеста против соглашения с США, организованная приверженцами М. ас-Садра.

Ирак, США и Турция решили создать совместный комитет по борьбе против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии. Предусмотрено проведение различных мероприятий, в т. ч. силового характера на севере Ирака и в районе иракско-турецкой границы.

На минувшей неделе было официально объявлено, что выборы в провинциальные органы власти Ирака состояться 31 января 2009 г.

Президентский совет Ирака подверг критике премьер-министра страны Н. аль-Малики за создание т. н. «Советов поддержки центральной власти» и потребовал приостановить их деятельность до принятия документов, официально признающих легитимность этих структур. Противники аль-Малики считают, что недавно созданные Советы используются сторонниками главы правительства для упрочения своего политического положения, в т. ч. для обеспечения успеха на предстоящих выборах в органы власти провинций.

В очередном докладе МАГАТЭ говорится, что Иран, вопреки решениям Совета Безопасности ООН, «не приостановил свою деятельность, связанную с обогащением урана, продолжил установку новых каскадов центрифуг, а также испытания центрифуг нового поколения». В документе подчеркивается, что Тегеран недостаточно сотрудничает с МАГАТЭ, «в связи с чем агентство не смогло добиться существенных успехов» в изучении ядерного досье ИРИ. Более того, эксперты МАГАТЭ сообщили о том, что Иран уже произвел достаточное для изготовления одной атомной бомбы количество низкообогащенного урана. Однако, по мнению экспертов, создание бомбы станет возможным только после его длительной очистки, на что, по оценке экспертов, иранцы пока еще не способны. В Тегеране эту информацию назвали «не соответствующей действительности» и заявили о готовности сотрудничать с МАГАТЭ, которое может обратиться к Тегерану «с любым запросом в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия и соглашения о гарантиях». Вместе с тем, разведслужбы США считают, что после доклада МАГАТЭ вероятность израильского удара по ядерным объектам ИРИ резко возросла. По всей вероятности, вопрос об иранской ядерной деятельности станет главным на предстоящих на будущей неделе переговорах исполняющего обязанности премьер-министра Израиля Э. Ольмерта в Вашингтоне.

В докладе МАГАТЭ, опубликованном 19 ноября, говорится, что особенности объекта в Эль-Кибаре на территории Сирии, который был уничтожен израильской авиацией в сентябре 2007 г., говорят о его схожести с ядерным реактором. В то же время, по мнению руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадеи, эксперты пока не могут подтвердить или опровергнуть наличие у Дамаска ядерной программы. В этой связи он призвал Сирию и Израиль к большей прозрачности и сотрудничеству. Со своей стороны, сирийские представители утверждают, что отчет специалистов МАГАТЭ «ничего не доказывает». В Дамаске потребовали закрыть расследование и заявили, что не позволят новых инспекций на сирийской территории, на чем настаивают в МАГАТЭ.

На прошедшей неделе в Дамаске с визитом находился министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд. По словам Милибэнда, «Сирия является основной страной, от которой зависит упрочение стабильности на Ближнем Востоке и приход к долговременному урегулированию». На переговорах с сирийским руководством британский министр выразил готовность Лондона всемерно содействовать прогрессу на мирных переговорах между САР и Израилем, подчеркнув при этом, что поддержка радикального палестинского движения ХАМАС «вредит сирийскому курсу на достижение прочного мира в регионе». В ходе визита Д. Милбэнда стороны договорились о сотрудничестве на уровне руководителей разведывательных служб двух государств.

Ранее, 16 ноября, глава британского МИДа посетил Израиль и палестинские территории. Свои переговоры с министром иностранных дел Израиля Ц. Ливни Д. Милибэнд охарактеризовал как «нелегкие», отметив наличие серьезных разногласий между сторонами по вопросу еврейских поселениях на палестинских территориях и некоторым другим проблемам.

Из Сирии Д. Милибэенд направился в Ливан. В Бейруте он заявил о британской поддержке суверенитета ливанского государства и процесса национального согласия в стране, а также выразил надежду на скорый обмен посольствами между Дамаском и Бейрутом.

20 ноября в рамках визита в Бейрут премьер-министра Франции Ф. Фийона были подписаны соглашение о французско-ливанском военном и военно-техническом сотрудничестве, протокол о французском содействии разминированию южноливанской территории и ряд других документов. Стороны также приняли декларацию о двустороннем партнерстве на 2008-2012 гг. По мнению Ф. Фийона, недавнее установление дипотношений между Сирией и Ливаном должно быть подкреплено конкретными делами. Париж также выступает за усиление охраны сирийско-ливанской границы.

Напряженность сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. На минувшей неделе боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа практически ежедневно подвергали ракетным и минометным обстрелам прилегающие израильские территории, но их интенсивность была низкой. Движение ХАМАС 23 ноября сообщило о достижении договоренности с другими палестинскими группировками о необходимости сохранять перемирие с Израилем «до тех пор, пока он сам его придерживается» и в обмен на открытие израильтянами пограничных КПП для пропуска грузов в сектора Газа. Министр иностранных дел Израиля Ц. Ливни заявила, что «не существует такое понятие как частичное перемирие» и предупредила исламистов об ответных израильских действиях. Ц. Ливни возложила ответственность за нарушения перемирия на движение ХАМАС.

Руководство движения «Талибан» отвергло инициативу президента Афганистана Х. Карзая о проведении мирных переговоров и заявило о намерении «продолжать джихад против находящихся в Афганистане иностранных войск и их рабов». Не поддержали инициативу Карзая и афганские парламентарии, предложившие привлечь к суду лидера талибов муллу Омара. По мнению председателя Комитета начальников штабов ВС США адмирала М. Муллена, еще не пришло время для ведения переговоров с талибами о прекращении ими вооруженной борьбы.

Между тем обстановка в Афганистане продолжает осложняться. Движение «Талибан» укрепляет свои позиции в стране. Так, в южных районах талибы создают в городах и уездах собственные органы власти и суды. Многие политики и эксперты считают, что через семь лет после начала американской военной операции ситуация в Афганистане «вернулась к той, что существовала до 11 сентября 2001 года».

Глава Пентагона Р. Гейтс 21 ноября на совещании в Канаде с министрами обороны государств, направивших свои войска в Афганистан, признал, что в стране происходит «рост насилия». Гейтс призвал Японию и те страны НАТО, которые не имеют своих воинских контингентов в Афганистане, оказать, несмотря на мировой финансовый кризис, материальную помощь в деле укрепления афганской армии. Генеральный секретарь НАТО Я. Де Хооп Схеффер приветствовал намерение избранного президентом США Б. Обамы усилить афганскую группировку американских ВС, но признал, что этого недостаточно. В этой связи он обратился к странам-членам альянса с призывом направить в Афганистан дополнительные военные силы.

В телефонном разговоре с Х. Карзаем 23 ноября Б. Обама обещал оказывать властям Афганистана военную и политическую поддержку.

Сложная обстановка сохраняется в северо-восточных районах Пакистана вблизи границы с Афганистаном. Власти усилили охрану конвоев с грузами, предназначенными для коалиционных сил, действующих в Афганистане. Продолжаются операции правительственных войск против боевиков экстремистских группировок, поддерживающих афганских талибов. Не смотря на официальные протесты Исламабада, США не прекращают применять беспилотные летательные аппараты для нанесения ракетных ударов по пакистанской территории. Всего с сентября 2008 г. от этих ударов погибли свыше 50 человек. Среди них имеются боевики и террористы, но большинство жертв – мирные жители, в т. ч. женщины и дети.

Высокую активность и агрессивность проявляют сомалийские пираты, действующие в Аденском заливе и Индийском океане. Фактически, ситуация здесь вышла из-под контроля. 17 ноября был захвачен саудовский супертанкер «Сириус Стар». Стоимость нефти на его борту оценивается в 100 млн долларов. Международное сообщество принимает меры по ограничению морского разбоя. Совет Безопасности ООН 20 ноября ужесточил санкции против сомалийских пиратов, направленные на недопущение их финансирования иностранными государствами. Все большее число стран направляют свои боевые корабли для борьбы с пиратством. На минувшей неделе решении об этом приняла Саудовская Аравия. Президенты РФ и США Д. Медведев и Дж. Буш на встрече в столице Перу Лиме договорились о разработке совместных мер по борьбе с пиратством.

В то же время обстановка в Сомали резко ухудшается. Боевики вооруженных исламистских группировок усиливают давление на временное правительство страны. 21 ноября они атаковали столицу Могадишо. В этих условиях предполагаемый вывод из Сомали эфиопских войск, скорее всего, приведет к новому приходу к власти в стране радикальных исламистов.

Приложение

Об отношениях между Ираном и Афганистаном.

Руководство Ирана и Афганистана придает важное значение поддержанию нормальных, а по возможности и добрососедских отношений между двумя странами. Сразу же отметим, что Иран, как более сильное и внутренне прочное государство, к тому же претендующее на роль региональной супердержавы, проявляет в этом деле большую активность, чем Афганистан. С учетом географической, этнический и, отчасти конфессиональной близости Афганистан традиционно представляет интерес для Ирана, который всегда стремился укрепить свое влияние в этой стране, особенно в ее приграничных западных провинциях. В Тегеране рассматривают восточного соседа как зону конфликтов своих интересов с интересами других государств, присутствующих там. В Кабуле также относят Иран к числу важных внешнеполитических партнеров. Однако для афганской политической элиты всегда была характерна определенная настороженность в отношении западного соседа, а иранское влияние никогда не имело решающего значения для определения политики Афганистана.

После свержения в 2001 г. режима талибов ИРИ в числе первых признала новую афганскую власть. В настоящее время между Тегераном и Кабулом поддерживается интенсивный политический диалог, происходит регулярный обмен правительственными делегациями на различных уровнях. В 2005 г. стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере политики и экономики. Президент Афганистана Х. Карзай в 2005 г. нанес визит в Тегеран, а в 2007 г. с ответным визитом в Кабуле находился иранский президент М. Ахмадинежад.

В отношениях с Афганистаном особе значение для Ирана имеют вопросы обеспечения безопасности страны. В Тегеране считают, что с территории восточного соседа исходит очень серьезная угроза иранским интересам, национальной и военной безопасности ИРИ. В первую очередь, это обусловлено присутствием в Афганистане крупного контингента иностранных, прежде всего американских войск. Сильную обеспокоенность в Иране вызывает усиливающаяся нестабильность ситуации в Афганистане. Однако и в этой ситуации ИРИ выступает против переговоров между Кабулом и радикалами из движения «Талибан». Кроме того, большую опасность для Исламской республики в Тегеране усматривают в афганской наркоторговле и накротрафике. Не питают в Иране иллюзий и относительно самостоятельности политики нынешнего афганского правительства. В этих условиях иранское руководство различными путями и способами стремится найти в Афганистане союзников, выступающих против закрепления там США и Запада, прилагает усилия по созданию буферной зоны в приграничных районах на случай, если в Вашингтоне все же решатся нанести удар по Ирану с афганского направления. Иранцы ведут активную работу среди проживающих в западных афганских провинциях Гильменд, Герат и Фарах шиитов-хазарейцев, которые уже обладают хорошо подготовленными в военном отношении и неплохо оснащенными вооруженными формированиями. В политическом плане сторонники лидера шиитов-хазарейцев М. Мохаккека сумели провести в афганский парламент целую группу своих депутатов. Также иранцы ведут интенсивную обработку вождей различных племен в приграничной зоне с целью привлечения их на свою сторону.

После избрания в 2005 г. М. Ахмадинежада на пост президента ИРИ в Тегеране в рамках курса на противостояние с США стали более активно разыгрывать на афганском направлении антиамериканскую карту. Вместе с тем, информация о прямой помощи иранцев афганским талибам, периодически появляющаяся в западных СМИ, особенно во время обсуждения вопроса о новых санкциях против Ирана в связи с его ядерной программой, пока не получила достаточно четкого подтверждения, а в Тегеране ее, естественно, категорически отрицают. В свою очередь, президент Х. Карзай в июле 2008 г. высказался против использования афганской территории в качестве базы для нанесения удара по ИРИ, подчеркнув, что «Афганистан желает быть другом Ирана», а глава афганского МИДа Р. Д. Спанта «приветствовал» иранские достижения в развитии мирной ядерной программы. Однако в Тегеране не очень верят всем этим заявлениям и продолжают опасаться того, что кабульский режим под американским нажимом может пойти на предоставлении афганской территории Соединенным Штатам для различного рода антииранских действий, что, конечно же, не способствует упрочению доверия между Ираном и Афганистаном.

Отсутствие прочной политической и военной опоры внутри страны не позволяет нынешнему афганскому правительству проводить подлинно независимую внешнюю политику и вынуждает его лавировать между Ираном и США, стремясь получить выгоду от обоих партнеров. Вашингтон же всячески противодействует развитию отношений Кабула с Тегераном, используя для этого зависимость афганской власти от Соединенных Штатов. В частности, американцы сорвали визит Х. Карзая в Иран на церемонию инаугурации М. Ахмадинежада, не допустили подписания сторонами ряда экономических соглашений. Но особенно жестко США действуют по ограничению сотрудничества Афганистана и ИРИ в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Вашингтон не допустил подписания ирано-афганского договора о сотрудничестве в вопросах безопасности. Тем не менее, в ходе визита М. Ахмадинежада в Кабул в 2007 г. стороны договорились о налаживании взаимодействия в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и наркотрафиком.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что без участия Ирана крайне сложно решить проблему нормализации обстановки в Афганистане, в т. ч. в вопросах безопасности. Это обстоятельство, как представляется, начинают все более отчетливо понимать и в Вашингтоне. Многие американские специалисты считают, что идея подключения Ирана к решению афганских проблем пойдет на пользу интересам США. По информации СМИ, политики из окружения избранного американским президентом Б. Обамы заявили, что будут предпринимать попытки привлечь иранцев к стабилизации обстановки в Афганистане как в деле противодействия движению «Талибан», так и в борьбе с наркоугрозой. Но при этом, по мнению американцев, главный вопрос заключается в том, «готово ли иранское правительство сотрудничать с США». По словам же министра иностранных дел ИРИ М. Мотакки, «следует подождать событий после 20 января» — дня инаугурации Б. Обамы.

Осложняет двусторонние отношения вопрос об афганских беженцах, находящихся на иранской территории (до 900 тыс. человек). Тегеран стремится по возможности скорее репатриировать их на родину, мотивируя свою позицию финансовыми трудностями на их содержание и недовольством местного населения создаваемой афганцами конкуренцией на рынке труда и в сфере бизнеса. В Кабуле же пока не готовы принять и обустроить столь большое количество соотечественников и призывают Тегеран смягчить свою позицию. В целом, хотя и медленно, этот вопрос начинает решаться.

Наиболее плодотворно на сегодняшний день развиваются двусторонние связи в торгово-экономической сфере, которые базируются на целом ряде соглашений и меморандумов. Создан и действует Межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству. Иран прочно занимает место одного из ведущих внешнеторговых партнеров Афганистана. Наиболее тесные связи иранцы поддерживают с западными афганскими провинциями. ИРИ оказывает соседу значительную финансовую помощь, занимая четвертое место среди 35 стран-спонсоров Афганистана. Ежегодно Тегеран выделяет афганской стороне в качестве помощи сумму в 112 млн долларов, из которых 50 млн приходится на беспроцентные кредиты, 50 млн – на кредиты и 12 млн – в виде гуманитарной помощи. Иранские средства инвестируются главным образом в строительство дорог, мостов, объектов энергетики и водоснабжения, в сельское хозяйство, здравоохранение, коммуникации. Иранцы помогают в развитии образования, культуры и науки, создают библиотеки и типографии, проводят научные семинары и выставки. Финансируются также мероприятия по борьбе с наркотрафиком и созданием афганской армии, строительство пограничных постов. В Кабуле рассчитывают на продолжение иранской помощи в деле восстановления страны.

Вместе с тем, в сфере торгово-экономического сотрудничества не все гладко и определенно. Афганцы зачастую предпочитают иранской помощи более современные и качественные западные технологии. Не урегулирован вопрос о распределении вод пограничной реки Гильменд. В Тегеране с настороженностью относится к проекту трансафганского газопровода из Туркменистана в Пакистан, предпочитая ему идею трубопровода из ИРИ в Пакистан и далее в Индию.

В целом отношения между Ираном и Афганистаном сегодня можно охарактеризовать как позитивные, причем обе страны заинтересованы в их дальнейшем расширении и развитии. Однако перспективы афгано-иранских связей во многом зависят от того как будут складываться американо-иранские отношения и развиваться ситуации в самом Афганистане.

52.29MB | MySQL:103 | 0,506sec