К началу военно-морской операции EC против сомалийских пиратов

Как известно, Старый Свет в рамках миссии Евросоюза Atalanta готовится дать бой сомалийским пиратам. О готовности к нему заявил министр обороны Франции Эрве Морен (Herve Morin). Первая в истории ЕС военно-морская операция против пиратов в районе побережья Сомали начнется в первую неделю декабря. Хотя боевое дежурство в водах Индийского океана и Аденского залива несут сейчас 20 военных кораблей, этого количества, по мнению экспертов, недостаточно для того, чтобы охватить всю территорию, которую контролируют пираты. Это, напомним, зона, отстоящая от побережья примерно на 1 тыс. км общей площадью, как уточняется в заявлении Министерства безопасности Саудовской Аравии, 1,1 млн кв. км.

Насколько реально одолеть пиратство в районе Африканского Рога? Лучше всего на этот вопрос отвечают учебники истории. Она знает случаи радикальных битв с разбойниками на море. Еще в 67 г. до н. э. римский сенат принял решение покончить с пиратством в территориальных водах империи. Для этого великому полководцу Помпею были предоставлены полномочия диктатора и выделена армия — 120 тыс. римских легионеров и 500 военных кораблей. Помпею было приказано очистить от пиратов Средиземное море, и он с этой задачей справился довольно быстро и эффективно. Другой более близкий по времени пример датирован 1722 г. — тогда британский королевский флот полностью искоренил пиратство в водах западной Африки и тем самым обозначил закат «золотого века пиратства» (1690-1730).

Если в период «золотого века пиратства» самыми опасными считались воды Карибского моря, у американского побережья Атлантики и у западного побережья Африки, то сегодня это Африканский Рог.

Сместились географические акценты. Принципы остались те же. Сомалийских пиратов многое роднит с их историческими коллегами по промыслу. Они никогда не прячут свои сокровища, тратят деньги на виллы, дорогие машины, красивых женщин. Романтические атрибуты, которые придуманы художниками и писателями (серьги, ром, попугай, черная повязка на глазу, флаг «Веселый Роджер», сабля, клады на островах), им также чужды. Но если корсары захватывали суда, чтобы использовать их в составе своих флотилий, сомалийцы рассчитывают на иные дивиденды. Они готовы завладеть продуктами питания (прежде всего, транспортируемыми в рамках Продовольственной программы ООН), а, бывает, и оружием, другими грузами, представляющими для них интерес. Понятно, что они не собираются продавать нефть захваченного ими 17 ноября супертанкера Sirius Star. Просто они назначили иной, чем обычно (1-2 млн долларов), размер выкупа — 25 млн долларов. Как правило, после долгого торга они получают требуемое, хотя судовладельцы, по понятным причинам, стараются это не афишировать. Для Сомали — страны, половина жителей которой нуждается в гуманитарной помощи, такая сумма выкупа — немалые деньги. За освобождение украинской «Фаины» с 33 танками и другой техникой на борту пираты требуют 8 млн долларов. Правда, иногда при попытке захвата случаются накладки, наподобие той, что произошла недавно. Как известно из сообщений СМИ, фрегат ВМС Индии Tabar отразил нападение сомалийских пиратов и потопил их судно — первый уничтоженный пиратский корабль в Аденском заливе, хотя часть разбойников успели спастись.

Исторические и актуальные примеры вдохновляют современных моряков, выходящих на бой с пиратами. В военной акции в районе Африканского Рога примут участие, по разным сведениям, от 5 до 10 боевых кораблей ВМФ стран Евросоюза, которые будут обеспечивать эскорт торгового флота по запросу судовладельцев и проводить операции по контролю за ситуацией силами военно-морской авиации.

Немецкий вклад в операцию пока не озвучен, но военные эксперты предполагают, что это будет участие фрегатов Karlsruhe и Emden, как в варианте «один из двух», так и в спаренном варианте. Германия и прежде декларировала свое участие в борьбе с пиратством в этом регионе, однако не были определены правовые рамки действий немецкого флота. На днях на уровне госсекретарей МИДа Германии, министерств обороны, внутренних дел и юстиции был подготовлен и обсужден пакет документов на эту тему. Ожидается, что окончательное решение по данному вопросу будет принято 3 декабря.

Немецкая общественность высказывает откровенное недоумение, а порой и возмущение нерешительностью чиновников названных ведомств, которые не в состоянии четко и ясно выразиться по предложенной проблеме. Причем происходит это не только в последнее время, а практически с начала патрулирования кораблей ВМФ ФРГ в районе Африканского Рога, т.е. с февраля 2002 г., как только они заступили на боевое дежурство в рамках операции Enduring Freedom (ОЕF). Проблема в том, что не определены рамки действий экипажей боевых судов. Это вызывает большую тревогу в последнее время, когда пиратство у берегов Сомали, а все чаще и вдали от них принимает все более глобальные масштабы, поскольку безнаказанность морских разбойников порождает новые, все более значительные планы.

Пример тому — недавний захват уникального по всем параметрам (водоизмещение, размеры, стоимость судна и груза) танкера Sirius Star. Это считается самой крупной добычей морских бандитов за последние годы. Им не помешало патрулирование территориальных вод Сомали военными кораблями ряда стран — нападение произошло в другом районе, далеко в Индийском океане, т.е. там, где раньше о пиратах и не слышали. Речь идет, по сути, о втором «Титанике», только не о пассажирском судне, а о грузовом. Sirius Star — это 2 млн баррелей нефти, четверть дневного производства в Саудовской Аравии, как уточняет The Financial Times. Оператор Vela International и фрахтователь Aramco указывают стоимость груза — 80 млн евро. Судно (длина 332 м, ширина 58 м, осадка 22 м) считается самым большим на сегодня типом судов в мире; крупнее супертанкеров, чем этот, размером в три футбольных поля, по утверждению канала Al Arabiya News Channel, пока нет.

Отчего именно регион Африканского Рога стал эпицентром мирового внимания, разъясняют доктор Жеро Ердманн (Gero Erdmann) и его коллеги из Института по изучению Африки (Гамбург).

В результате 15-летней гражданской войны Сомали разбита на ряд государственных образований, не признанных международным сообществом, управляется так называемым переходным федеральным правительством. Оно вместе с президентом Сомали Абдуллахи Юсуфом работает в сложной политической обстановке, поскольку контроль над большей частью территории Сомали фактически осуществляют исламисты. С середины текущего года исламисты предпринимают успешные партизанские операции и тем самым усиливают давление на правительство. Международные обозреватели склоняются к версии нового прихода к власти в стране радикальных исламистов, которые 21 ноября атаковали столицу Могадишо.

Понятно, что в подобных условиях даже если и были бы приняты законы, в том числе и по отношению к местному пиратству, то они бы просто не работали, тем более что политическая и экономическая ситуация в каждой из самопровозглашенных автономий базируется на клановой основе.

Бандиты, пользуясь нестабильностью, позиционируют себя в роли судей; они упрекают мировое сообщество за то, что оно допустило стихийный раздел страны и связанные с этим беды, в том числе и голод. Как мы видим, сомалийскими пиратами эксплуатируется весьма характерная для ряда развивающихся стран марксистская идея, смысл которой состоит в том, что богатым должно быть стыдно за свое благосостояние. Между тем немцы испытывают лишь чувство гордости за процветающее государство, в которое ими вложено немало трудов. Плодами усилий, кстати сказать, они не только дорожат, но и охотно делятся. В 2007 г. ФРГ оказалась самым щедрым донором гуманитарных программ в Сомали, направив в страну помощь в размере 4,9 млн евро. В 2008 г. ФРГ поддержала два проекта по линии Международного комитета Красного креста — на социальную защиту престарелых, детей, больных и раненых в Сомали выделено 1,5 млн евро. Кроме того, 272 тыс. евро предоставлено в рамках проекта World, почти 1,1 млн евро по линии Diakonie (помощь в случае катастроф жертвам военных конфликтов), 308 тыс. евро в рамках проекта Care (снабжение питьевой водой).

Но пираты желают получать блага за счет древнего промысла — разбоя. При этом они твердят о справедливости и называют себя, по свидетельству ВВС (29.10.2008), «не пиратами, а береговой охраной». Они считают, что проходящие мимо суда (за сутки около 300) «за пользование водами» близ Африканского Рога должны платить налог, но не делают этого; поэтому, по мнению сомалийских корсаров, требование выкупа совершенно справедливо. Тот факт, что атаке подвергается каждое десятое судно, наводит на аналогию с десятиной — известным еще с библейских времен налогом с доходов.

Таким образом, сомалийский пират желает предстать перед международным сообществом не разбойником, а жертвой. Он хочет навязать образ «романтика с большой дороги», нечто среднее между булгаковским Швондером, африканским Робин Гудом и Верещагиным-наоборот из «Белого солнца пустыни» — сомалиец берет мзду именно оттого, что «за державу обидно». Пираты Африканского Рога чувствуют себя абсолютно безнаказанными. Даже если их и вылавливают подчиненные правительству Сомали силовые структуры, то просто журят и отпускают: никто не хочет обострять межклановые отношения. Таковы истинные мотивы обращения руководства Сомали к международным организациям с тем, чтобы именно они решительно помогли в сложной ситуации. По словам премьер-министра Сомали Нура Хассана Хуссейна, которые процитировала радиостанция «Эхо Москвы» (19.11.2008, передача «Что делать с сомалийскими пиратами?»), «лишь усилиями военных кораблей с бандитами не справиться. Это целые пиратские организации, действующие и на море, и на суше». Причем довольно многочисленные, добавим мы. К примеру, группировка, которая принимала участие в захвате «Фаины» с танками и 21 членом экипажа на борту, насчитывала 62 человека.

Опасения сомалийского премьер-министра разделяет Евросоюз, который также считает, что участие военнослужащих ЕС в стабилизации обстановки на востоке Африки — лишь первый шаг к достижению цели.

Похищение Sirius Star и его транспортировка предположительно в Харардхере (Harardhere), порт в Пунтланде (Puntland), одной из самопровозглашенных в 1998 г. сомалийских автономий на северо-востоке страны, и ставший излюбленным пунктом доставки похищенных судов, прошли успешно для пиратов. Они пребывают в ожидании выкупа размером 25 млн долларов при общей стоимости (судна и груза) 250 млн долларов (опять та самая десятина, о которой мы говорили ранее). Ряд международных экспертов высказывают опасения, что следующими на очереди окажутся не танкеры, а контейнеровозы, чье стоимостное выражение (судно плюс грузы) на порядок выше.

Однако представитель второго по величине немецкого пароходства Hamburg Sued (Hamburg Sudamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft, сокращенно HSDG, год основания — 1871, владелец 177 кораблей, годовой оборот 3,591 млрд евро) Ева Грауманн (Eva Graumann) считает, для беспокойства нет особых оснований.

«Наши корабли редко ходят в регион близ Африки, — говорит она. — А когда это случается, то преодолевают эти участки на предельной скорости и при большом числе дозорных на палубе». Она отмечает, что контейнеровозы еще не стали вожделенной целью пиратов. Причина этого проста: носовая часть контейнеровоза возвышается над морем на 30 м и более. При таких высотах агрессоры не помышляют о захвате судна. Совсем другое дело — до предела загруженное судно наподобие нефтяного танкера Sirius Star, там речь идет лишь о нескольких легко преодолимых метрах над водой. Канал Al Arabiya News Channel в сообщении от 18.11.2008, ссылаясь на мнение специалистов, подтвердил, что ввиду полной загрузки супертанкера борт его был вполне достижим для веревочной лестницы.

Итак, известно, что объем сырой нефти, от которого зависит осадка Sirius Star, достаточно глубоко погрузил судно, и при этом условии высота борта танкера (33 м) не представляла для пиратов сложную преграду. В то же время экипаж, возможно, мог бы попытаться попросить помощь извне. Во-первых, пиратов мог заметить хотя бы один из 25 членов экипажа, во-вторых, все это случилось в светлое время суток, по одним данным — в 7.23, по другим — около 10.00 утра по местному времени.

Как бы там ни было, мировое сообщество, похоже, не вполне осознало, что перед ним событие сродни печально знаменитому 11 сентября 2001 г., просто в морском формате. Если ранее считалось, что суда вполне могут чувствовать себя в безопасности, отойдя на 200 миль от побережья Восточной Африки, то 17 ноября 2008 г. пираты Сомали опровергли эти представления. Ряд экспертов напоминают: «Фаину» захватили в 225 милях от сомалийского побережья, на контейнеровоз «Капитан Маслов» напали в 300 милях, супертанкер Sirius Star пленили еще дальше — в 450 милях.

Получается, что отныне никакое судно не может чувствовать себя в безопасности ни в одном уголке Индийского океана.

Но ведь пираты могут повторить эту операцию, захватив судно и в Тихом океане, или Атлантическом и привести его туда же, в Сомали, отмечается на различных сайтах, посвященных морским перевозкам. Если это супертанкер или огромный контейнеровоз на 8000 и более 20-футовых контейнеров, то можно в принципе никуда захваченное судно не вести, а лечь в дрейф в центре любого океана и начать переговоры о выкупе, причем это может длиться неделями. Даже если в это время разразится непогода, следует учесть, указывают опытные мореходы, что гигантским современным судам определенных типов страшен далеко не всякий шторм. А если поблизости окажется ураган, они всегда смогут от него уйти, не прекращая при этом переговоров о выкупе.

На горизонте маячит угроза страшнее терроризма. «Сомалийские пираты захватили супертанкер — последствия трудно переоценить», акцентирует внимание слушателей Deutsche Welle, указывая, что только в 2008 г. сомалийские пираты атаковали 95 судов, из них было пленено 39. По данным на 19 ноября, в руках пиратов находится 17 судов. По разным данным, на их борту от 250 до 340 членов экипажа.

В этих экстремальных обстоятельствах немецкие военные моряки не знают, по существу, как им быть, могут ли они задерживать предполагаемых пиратов в открытом море или даже в территориальных водах Сомали, и в чью компетенцию входит преследование задержанных по закону.

Внешне все выглядит вполне благопристойно, все настроены по-боевому. Федеральный министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер настаивает на быстрых и неотложных действиях. «Немецкие солдаты должны как можно скорее включиться в борьбу против мародеров», говорит он. Глава парламентской фракции от СДПГ Петер Штрук, экс-министр обороны (2002-2005), также ходатайствует об участии бундесвера. Того же мнения в основном придерживаются и другие депутаты немецкого парламента. Заботит одно: могут ли военнослужащие перенять права полиции, включая арест подозреваемых в пиратстве или даже явных мародеров, захваченных на месте преступления.

Существо проблемы газета Neue Zuercher Zeitung (20.11.2008) выразила заголовком «Охотиться — да, бороться — нет» и подзаголовком «В борьбе против сомалийских пиратов руки у бундесвера связаны». До 8 декабря пираты в районе Африканского Рога могут, особо не беспокоясь, что их потревожат немецкие военнослужащие, продолжать захватывать грузовые суда, сообщает газета. К сожалению, реальность подтверждает иронию. Пока мировое сообщество думает, как справиться с беспределом у берегов Сомали, пираты продолжают захватывать все новые суда и расширять географию нападений, отмечает BBC (19.11.2008). Вдохновленные захватом гигантского саудовского супертанкера, сомалийские пираты атаковали подряд несколько судов — таиландское рыболовецкое, гонконгский и греческий сухогрузы.

Если откуда и может для пиратов исходить опасность, то это от индийцев, американцев или британцев, у которых есть более или менее ясная доктрина общения с современными корсарами. Поскольку бундестаг еще не выдал лицензию, бундесверовцы способны в лучшем случае обращать пиратов в бегство, пугая их сверху вертолетным стрекотом.

Ситуация в самом деле абсурдная. Без разъяснений экспертов не обойтись. Известный в мире специалист по морскому праву, президент российской Ассоциации международного морского права, профессор Анатолий Колодкин, выступая в программе «Вести» (20.11.2008), четко обозначил правовое поле в сложившейся ситуации. Он подчеркнул, в частности, важность Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. (105-я статья Конвенции считается основой морского кодекса на планете), участниками которой стали уже 157 государств, в том числе Европейский союз и Российская Федерация), и резолюции № 1816 Совета Безопасности ООН от 2 июня 2008 г., принятой по просьбе переходного федерального правительства Сомали. Следующий шаг в расширении правового поля ожидается в начале декабря в Найроби (Кения), где предполагается международная конференция, которая примет решения по радикальным мерам борьбы с пиратами в водах Африки. Данная проблема в срочном порядке была включена в повестку дня заседания военного комитета НАТО. Ее будут обсуждать министры обороны стран — членов Североатлантического альянса и примут важные программные документы.

Однако и документы, которые уже существуют, позволяют довольно эффективно противостоять международному морскому разбою. Они, в частности, позволяют иностранным (по отношению к Сомали) военным кораблям входить в территориальные воды этого государства, чтобы захватывать пиратов. Суд над пиратами может проходить в государстве, военный корабль которого под флагом этого государства участвует в поимке бандитов. Но оно может и выдать их любому государству, которое пожелает судить пиратов. Это известная формула «выдай или суди», подчеркнул А. Колодкин. Россия, указал он, заинтересованная сторона.

Расшифруем мнение профессора. Хотя в районе Африканского Рога не проходят судоходные пути российских транспортных, торговых, промысловых судов, зато есть риск лишиться многочисленных грузов, предназначенных для РФ или отправленных ею. По этой причине курс зарубежных (для России) кораблей в обход Африки означает удорожание названной продукции. Поэтому она обозначила свое участие в международной миссии как сотрудничающее государство, и осуществлять суд может и она, использовав для этого положения статьи 227-й «Пиратство» Уголовного кодекса РФ. Резолюция, подобная названной № 1816 Совета Безопасности ООН, была бы полезна для развития акций против пиратов в Малаккском проливе, водах Индонезии, Сингапура и Малайзии, подчеркнул российский эксперт. Ситуация же близ Африканского Рога — «такой масштаб, конечно, как сейчас, это впервые вообще в истории».

Если верно, что новое — хорошо забытое старое, то это как раз такой случай. Прибыль от грабительского похода англичанина Френсиса Дрейка, корсара времен Елизаветы I, в Южную Америку составила более полумиллиона фунтов стерлингов, т.е. двухгодовой бюджет Великобритании. 456 кораблей, 50 млн фунтов стерлингов всего за четыре года пиратства — добыча, которая не снилась сомалийцам. Это рекорд Джона Робертса, английского пирата, известного под кличкой Черный Барт, жившего на стыке XVII-XVIII вв. Известен и француз Мишель де Граммон из времен Людовика XIII, который умудрился за неделю прокутить в портовых кабаках причитавшийся ему в результате корсарских набегов на Мартинику куш в 80 тыс. ливров. Это соответствует сегодняшним 800 тыс. евро. Так что история знает примеры грандиозных масштабов. Может ли это утешать современников, которые решили сообща бороться с пиратством, сказать сложно.

Напомним, что первое решение относительно кооперации Евросоюза в борьбе с пиратами было принято еще 2 октября 2008 г. Тогда в Брюсселе Франция, Бельгия, Германия, Литва, Нидерланды, Швеция, Испания, Кипр и Великобритания заявили, что готовы принять бой в рамках июньской резолюции ООН, которая позволяет государствам, сотрудничающим с сомалийским временным правительством, бороться с морскими бандитами в территориальных водах Сомали. Затем к ним присоединились Россия и НАТО. Собственно, у НАТО и прежде были сходные задачи в рамках операции Enduring Freedom, идея которой положена терактом 11 сентября 2001 г.

Как ни удивительно, у сторонников радикальных решений вопроса есть и серьезные противники. К примеру, директор расположенного в Париже Международного бюро морских перевозок Ноэль Чонг (Noel Choong), который в интервью газете Le Monde выразил сомнение в том, что военный ответ является наилучшим средством по морским разбойникам, ведь «для этого слишком велик регион» подобной битвы. Neue Zuercher Zeitung публикует фотографию, на которой изображен немецкий фрегат Karlsruhe, пребывающий в непонятном состоянии «без ясного боевого приказа».

ВМФ Германии в эти дни, по существу, является повышенным объектом внимания. Экипаж того же фрегата Karlsruhe не далее, как 17 ноября 2008 г., т.е. через несколько часов после захвата супертанкера, активно вмешался в ситуацию и оказал помощь эфиопскому торговому судну Andinet. Немецкие моряки, поймав сигнал о нападении на находящееся в 20 км судно Andinet двух моторных лодок с явно криминальным экипажем, немедленно отреагировали — отрядили находившийся на борту вертолет. Едва завидев мощную подмогу эфиопам с воздуха, «подозрительные лодки с высокой скоростью умчались прочь», как сказано в отчете. И Andinet смог продолжить плавание из Китая в Джибути.

Однако политики порой выставляют германский ВМФ в глупейшем свете. Им, с одной стороны, хочется показать, что бундесвер вполне может справиться с сомалийскими бандитами, с другой — что оборонное ведомство — образец законопослушания. Ситуация складывается более чем странная; если упростить ее, получается, что преступнику надо связать руки, но при этом к нему не прикасаться. Неслучайно в интервью ганноверской газете Neue Presse эксперт по внутренним проблемам от социал-демократов Дитер Вифельшпютц (Dieter Wiefelspuetz) сказал: «Мы уже достаточно здесь (в районе Африканского Рога. – Прим.авт.) опозорились».

Пока четыре германских ведомства смогли договориться лишь о порядке действий по освобождению заложников. Deutsche Welle разъясняет эту процедуру: если на борту захваченного пиратами судна нет граждан Германии, то бундесвер после освобождения судна может передать пиратов сомалийским властям; если же, по мнению капитана военного корабля, в результате захвата судна пиратами нарушено немецкое правовое поле, например, если среди заложников были граждане Германии, то бундесвер имеет право задержать пиратов до прибытия немецкой полиции.

В интервью программе «Утреннее эхо» западногерманской вещательной компании WDR 5 (13.11.2008) спикер по вопросам обороны от социал-демократов Райнер Арнольд (Rainer Arnold) пробует разъяснить положение: «Разрешается ли бороться с пиратами, зависит от наличия мандата. Я придерживаюсь мнения, что бундестаг может этот мандат выдать».

Зная, как протяженно и утомительно ожидание данной процедуры, немецкая общественность недоумевает — так в самом ли деле бундесвер включается в противодействие или становится устрашающим элементом, вроде пугала на огороде, над которым потешаются вороны. Пока ясно, уточняет Р. Арнольд, что в данной акватории находятся сейчас 100 военнослужащих бундесвера, всего будут задействованы 400, но, согласно мандату, число их при надобности может быть доведено до 800, хотя до нынешнего момента допустимой цифрой была 1400. «Мандат очень строго оговаривает морскую акваторию, где допустимо использование немецких военнослужащих, — подчеркивает он. — Как и то, что воздушную разведку осуществляют два самолета Orion».

О применении фрегатов ВМФ ФРГ он говорил исключительно в единственном числе. Р. Арнольд упомянул и о том, какое место в объединенных силах ЕС займет Германия, которая «однажды снова может занять ведущую роль» в управлении ими. Нетрудно заметить, что интервью просто напичкано недомолвками и неясностями. Сколько именно военнослужащих ФРГ будет задействовано, только ли одним фрегатом и двумя самолетами обозначается наличие немецкой военной техники и от чего зависит, возьмет ли на себя Германия роль лидера в евросилах, так и остается непонятным. Стоит ли удивляться тому, что бундесвер просто не понимает, чего от него ждут в районе Африканского Рога?!

Причину данного положения Deutsche Welle объясняет следующим образом: директива, на основе которой разрабатывается план операции, вышла на три недели позже запланированного срока из-за разногласий между некоторыми странами ЕС. Окончательное решение правительство Германии собирается принять 3 декабря.

Пока согласовывается доля участия в миссии Atalanta каждой из задействованных стран, заминкой пользуются бандиты. 18 и 19 ноября в руки сомалийских пиратов попали два грузовых судна и одно рыболовное, сообщает Reuters. Об одном из них известно: торговое судно из Гонконга, уточняет AFP. По информации агентства, это сухогруз Delight, был захвачен в Аденском заливе недалеко от побережья Йемена, направлялся с грузом (36 тыс. тонн пшеницы) в иранский порт Бандар-Аббас, на борту 25 членов экипажа.

Военно-морские силы придут после всех согласований; однако, помня формулу «время – деньги», судовладельцы, чьи корабли прокладывают курс близ Африканского Рога, принялись раскупать специальные средства пожаротушения. Большим спросом пользуется и так называемая звуковая пушка (LRAD), которая была в 2000 г. создана в США как раз в антипиратских целях. Она бьет с расстояния до 1 км высокочастотным акустическим сигналом в 140-150 дБ (шум двигателей реактивного самолета составляет около 120 дБ), который вызывает сильную боль в ушах, а при дистанции в 90-100 м может лишить слуха.

Как сообщает Lloyds List (14.11.2008), охранники из состава британской компании Anti-Piracy Maritime Security Solutions (APMSS) с помощью звуковых пушек отразили сомалийское пиратское нападение на неопознанный танкер, перевозивший химические вещества. Об этом рассказал Ник Дэвис, бывший армейский пилот, который вместе с командой, состоящей из трех спецназовцев, защищает, согласно контракту, шесть судов, находящихся в Аденском заливе. Инцидент произошел в 18 милях от берега Йемена, в так называемой Морской патрульной области безопасности, установленной в августе коалицией международных флотов, и более чем в 300 милях к северу от сомалийского побережья.

Торговые суда, практически остающиеся беззащитными перед реальной угрозой, вынуждены предпринимать собственные меры безопасности, сообщает Die Welt (20.11.2008). Есть надежда, что мощные струи пены и воды помогут смыть бандитов с бортов, а звуковые пушки оглушат их настолько, что они хотя бы на короткое время откажутся от абордажа. В сообщении не уточняется, правда, сможет ли в ходе полученной таким образом паузы судно, полное груза, оторваться от преследователей, которые используют быстроходные и маневренные катера и мощные пулеметы. Впрочем, небольшие параметры плавсредств, используемых бандитами, имеют и оборотную сторону. Именно это предлагает взять на вооружение Клаус Хаймс (Klaus Heims), спикер от Hapag-Lloyd. Торговые суда обычно передвигаются со скоростью 20 узлов, поясняет он, но ведь они могут и прибавить ход. Если увеличить скорость до 30 узлов и идти не прямым курсом, а извилистым, можно спровоцировать волну высотой до 2 м. При таком волнении на море весьма сложно удержать в спокойном состоянии небольшой катер, тем более предпринять абордаж торгового судна, ведь надо умудриться зацепиться за борт судна с помощью веревки с прикрепленным якорем или еще каким-либо иным способом.

Ряд судовладельцев предпочитают не испытывать маневренность груженых судов, а также не надеются на помощь извне. Примером может служить бременский предприниматель Нильс Штольберг (Niels Stolberg). Такие, как он, устали равнодушно оценивать происходящее, лицезря, «как пираты у побережья Африки или Азии захватывают суда». У Н. Штольберга есть причины для беспокойства: в августе сомалийские пираты захватили принадлежащий ему транспорт BBC Trinidad. «Три недели мы вели переговоры, до тех пор пока корабль не был в результате выкупа освобожден», уточняет бременец. Он — один из тех, кто решил взять свою судьбу в собственные руки, сообщает Die Welt. Это не очень приятная ситуация (имеется в виду выкуп), но вполне преодолимая, поскольку судовладельцы — клиенты крупных страховых консорциумов, нередко с мировой известностью. Однако весьма спорно, есть ли подобная защита в связи с выставлением миллионных счетов со стороны пиратов, захвативших супертанкер Sirius Star и другие суда в течение этого года, если учесть и иные издержки, отмечает издание.

Все, кто связан с транспортировкой грузов водным путем, сейчас пребывают в сложном положении, о котором говорит Макс Джонс (Max Johns) из Союза немецких судовладельцев. С одной стороны, международное морское право запрещает экипажам торговых судов использовать все виды оружия. Таким образом, они становятся уязвимыми перед лицом банды флибустьеров или даже просто единственного злоумышленника, вооруженного автоматом Калашникова. Понятно, что способен натворить пират, давший очередь по емкостям с той же нефтью. С другой стороны, нужна надежная защита, чтобы противостоять подобным атакам, для чего, видимо, придется создавать специальную службу, которая, действуя вахтовым методом, будет нести круглосуточную охрану судна. Легко представить себе масштабы такой службы, если учесть, что Германия располагает торговым флотом, насчитывающим 3350 кораблей. Следует прибавить к ним количество судов (в основном гигантских контейнеровозов), которое нанимают 380 немецких пароходств, благодаря чему ФРГ занимает после Греции и Японии третье место в мире по грузоперевозкам, и становится понятно, о каких вероятных расходах на охрану может идти речь.

А именно к такому решению подводят факты: с начала 2008 г. в регионе Африканского Рога были захвачены, по разным данным, от 10 до 15 судов, принадлежащих немецким владельцам.

Правительство должно наконец наделить морской флот соответствующими полномочиями, убежден М. Джонс. В этом случае военнослужащие ФРГ смогли бы обеспечить защиту торговых судов в таком же объеме, как это делают другие страны. Однако не приведет ли это к эскалации силы на море, размышляет М. Джонс, намекая на то, что подобной охране пираты могут противопоставить ракетные пусковые установки, с них, дескать, станется, поскольку терять им нечего.

Как бы там ни было, миру брошен вызов, и надо на него реагировать. Согласно данным, которыми располагает генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, проводящие свои операции в районе Африканского Рога пираты уже выставили свой счет международному сообществу: полученный ими выкуп за 65 судов и экипажи, захваченные в 2008 г., составляет от 25 до 30 млн долларов. Судьба Sirius Star и других захваченных в последние недели кораблей подстегнула немецких судовладельцев. Они не просят, а требуют помощи военно-морских сил ФРГ. Ситуацию на море можно и нужно срочно менять. Для этого применяется формула, рожденная в XVIII веке именно морским правом, — Hostis humani generis (враги человеческого рода). Она позволяет осуществлять так называемую универсальную уголовную юрисдикцию, а именно: независимо от того, к какому государству, гражданству или подданству принадлежит пират, а также независимо от того, под флагом какого государства находится пиратское судно, любой военный корабль любого государства вправе захватить пиратское судно и экипаж пиратов, наложить арест на награбленное имущество и водворить пиратов в соответствующие государства. Это определено на основании многовековой борьбы с пиратством в ряде документов, составляющих современный морской кодекс.

По этой причине немецкая общественность не может понять министра обороны ФРГ Ф.-Й. Юнга (Franz-Josef Jung), который во время встречи с Пан Ги Муном заявил о том, что для эффективной борьбы бундесвера с пиратством «мы сначала хотели бы создать национальное правовое основание». Это при том, что уже давно были приняты международные законы относительно морского пиратства. Слышать из уст Юнга подобный пассаж тем более странно, что шеф оборонного ведомства Германии по главной своей профессии адвокат. Такое не остается без внимания со стороны, например, свободных демократов, чей вице-председатель Биргит Хомбургер (Birgit Homburger) в ходе недавней дискуссии на страницах газеты Suedwestkurier назвала ситуацию ироническим выражением «неловко в квадрате» и указала, что морские силы ФРГ «уже изначально дееспособны на законных основаниях» и никаких дополнительных полномочий не требуется. Другие депутаты бундестага, комментируя положение, открывают статью 25 Основного закона ФРГ, где черным по белому написано: «Общие правила международного права являются составной частью федерального права», цитирует газета Sueddeutsche Zeitung (21.11.2008).

Глава оборонного ведомства, будто никогда не читавший Основной закон, идет дальше в своих сомнениях. «Для обращения с пиратами международная общественность нуждается в ясном плане операций», подчеркивает Ф.-Й. Юнг в Нью-Йорке, будто непонятно, что на пиратское насилие в море надо отвечать насилием. Неслучайно в Средние века капитаны боевых кораблей разных держав обладали полномочиями вздергивать особо кровожадных и оказывавших сопротивление «джентльменов удачи» прямо в море, не дожидаясь прихода в порт. Цивилизованная Европа, разумеется, не позволит подобного, но ведь и защита от автоматной очереди в виде брандспойта с пеной тоже не совсем, мягко говоря, адекватна. Возможно, Юнг озвучил позицию не только собственную, но и Христианско-демократического союза, который он представляет.

Но если так, то, похоже, Германии грозит увязнуть в меж- и внутрипартийных дебатах. Они проходят в нескольких направлениях: следует ли ожидать от государств, ориентированных на экспорт нефти, зерна, автомашин, оружия, финансового участия в военной миссии, или расходы должны целиком ложиться на плечи Евросоюза; где начинается и где заканчивается прерогатива военнослужащих и полиции; что с пиратами делать при захвате — куда и за чей счет отвозить, как содержать и, если судить, то где.

Что касается участия в акциях государств-экспортеров, характерна реакция саудовской стороны. Как отмечают международные наблюдатели, королевство высказало свою заинтересованность в том, чтобы противостоять пиратству, развивающемуся в непосредственной близости у его берегов, только после случая с Sirius Star. Правда, сделал это министр иностранных дел страны принц С. Аль-Фейсал, а не король Абдалла или наследный принц Султан. Но позиция была прозвучала ясно: «Мы примкнем к реализации этой инициативы».

При обсуждении последней части темы (прерогативы бундесвера и полиции) специалисты советуют обратить взоры на опыт Великобритании в связи с тем, что у нее богатая история борьбы с морскими разбойниками, хотя бы потому что в списке 30 самых известных пиратов уже упомянутого «золотого века» (им историки помечают период 1690-1730 гг.) — жители Англии, Шотландии, Уэльса. Едва встал вопрос с сомалийскими пиратами, англичанам помог их традиционный консерватизм, поскольку многие уложения Закона о пиратстве на морях от 1837 г., как оказалось, применимы и сейчас. Согласно закону, пойманных в море подозреваемых в пиратстве преступников можно доставлять в Англию. Хотя справедливость требовала карать их смертной казнью — а в давние времена мачты кораблей, в трюмах которых содержали флибустьеров-арестантов, украшали головами особо кровожадных головорезов, — им в принципе определялось в качестве самого большого наказания пожизненное заключение. Морской профсоюз Англии Nautilus UK требует, чтобы Англия действовала в соответствии с Законом от 1837 г. и осуждала пиратов на своей территории. Но многие в стране против того, чтобы содержать и кормить в английских тюрьмах сомалийских головорезов за счет налогоплательщиков Великобритании.

К опыту отдельных стран в последнее время прибавляется международная решимость остановить террор в открытом океане. На этом акцентирует внимание Neue Zuercher Zeitung, опубликовавшая (21.11.2008) сообщение о том, как ООН намерена бороться с этим злом. Необходимо, считают эксперты, прежде всего воспрепятствовать притоку оружия в Сомали. Чтобы остановить нелегальную торговлю оружием, план предусматривает финансовые санкции, в числе которых замораживание счетов отдельных людей. Задача теперь остается чисто техническая: определить круг этих людей, подчеркнул британский посол при ООН Джон Саверс (John Sawers).

Есть другие выходы из положения. Эксперты считают наиболее действенным для борьбы с пиратством комплексный метод, пишет «Коммерсантъ» (21.11.2008), имея в виду сочетание патрулирования Аденского залива силами иностранных государств и формирования в Сомали собственной береговой охраны. Как это осуществить в стране, разбитой на несколько самопровозглашенных автономий и стоящей на пороге государственного переворота, и что делать в ближайшие пять лет, пока эта служба будет создана и готова к действиям, остается неизвестно.

Иной вариант — запрет прокладывать курс через тот же Аденский пролив, Суэцкий канал и гнать суда в обход Африканского континента, что на две-четыре недели, в зависимости от типа судна, его загруженности, от погодных условий и срока контракта, усложнит логистику, удлинит доставку грузов. Неизбежно повышение цены груза, так как увеличение продолжительности плавания само по себе увеличивает его стоимость на 20-30 тыс. долларов в день, как считает официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай (ВВС, 19.11.2008). На 40% — уточняет Die Welt (21.11.2008).

Однако чтобы избежать риска, именно такое решение приняло руководство крупного норвежского пароходства Odfjell, 90 танкеров которого будут отныне ходить, огибая континент и попадая на западную его сторону через мыс Доброй Надежды. Примеру соседей последовал датский Maersk-Konzern. Другие судовладельцы предпочли остаться на прежде проложенных курсах. Как сообщает российский сайт «Морской бюллетень — Совфрахт» (2-8.11.2008), начались проводки коммерческих судов Аденским проливом в составе конвоев. Очевидно, такой вариант представляется по каким-то причинам более выгодным, чем обходной путь.

Как бы там ни было, ясно: сомалийские пираты, опираясь на современную технику, высоких профессионалов и надежных информаторов на всех уровнях власти и в разных регионах мира, действуют смело и решительно. Это означает, что каждая из 7 млрд тонн груза, размещенных на 90 тыс. торговых судах мира (ежегодный объем перевозок), может стать добычей корсаров XXI века. Несогласованность ответных мер со стороны мирового сообщества пиратам только на руку.

В этой связи дальнейшее развитие событий выглядит следующим образом. Резкое изменение курсов, которые прокладываются через мыс Доброй Надежды, приведет к удорожанию как транспортировки грузов, так и окончательной цены при их доставке заказчику. Если не произойдет сокращения объема перевозок по прежнему маршруту (через Аденский пролив и Суэцкий канал), то они будут осуществляться либо при участии внешнего конвоя, либо с помощью создаваемой службы корабельной охраны. Вероятен также пересмотр условий страхования грузов.

Высокая пиратская активность ведет к усилению армейского присутствия в регионе Африканского Рога и вдоль всего восточного побережья. Поскольку военные, к примеру, представители американских ВМФ, признают, что только силами боевых кораблей защитить судоходство у Африканского Рога сложно, будет нарастать тенденция обращения судовладельцев в частные охранные структуры и в фирмы, производящие звуковые пушки. Не исключена ситуация, что приобретать указанные пушки через подставные лиц будут и сомалийские пираты, которым также понадобятся соответствующие наушники, чтобы снизить эффективность звуковых сигналов с торговых кораблей. По этой причине военные эксперты Запада прогнозируют резко возрастающий спрос на данное оборудование. К слову сказать, факты его закупки могут стать дополнительной информацией о заказчике и таким образом вывести на организаторов пиратских структур.

52.44MB | MySQL:103 | 0,622sec