Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24-30 ноября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Пакистане. Палата представителей иракского парламента 27 ноября одобрила военное соглашение с США. После серии терактов в Мумбае отношения между Индией и Пакистаном резко обострились.

Ратификация нижней палатой парламента Ирака «Соглашения о выводе вооруженных сил США из Ирака и их деятельности на период их временного присутствия» (см. Приложение) подвела итог длительных и трудных переговоров между Багдадом и Вашингтоном. В ближайшее время документ передадут в Президентский совет Ирака, где, как ожидается, он не встретит трудностей с утверждением.

Между тем ситуация в стране продолжает оставаться сложной. На прошедшей неделе в различных районах Ирака произошли теракты и вооруженные нападения, приведшие к значительным человеческим жертвам. Серьезные противоречия по вопросам принадлежности различных территорий страны сохраняются между политическими силами, представляющими различные этнические и конфессиональные группы населения. Прежде всего, это относится к северным районам Ирака, где усиливается напряженность между арабами и курдами, оспаривающими право контроля на г. Киркук и целом рядом других районов. Представительство ООН в Багдаде, не желая «подливать масло в огонь», отложило представление доклада по вопросу об урегулировании проблем спорных территорий в Ираке.

Серия варварских терактов, совершенных на минувшей неделе в индийском г. Мумбай, привела к серьезному обострению отношений между Пакистаном и Индией. По информации индийских властей, террористы, действовавшие в Мумбае, прошли подготовку на пакистанской территории. Со своей стороны, власти в Исламабаде осудили теракты и заявили о готовности помочь в их расследовании. Президент Пакистана А. А. Зардари посоветовал не делать скоропалительных выводов о трагедии, подчеркнув, что «если появятся любые доказательства причастности к делу частных лиц или группировки из моей страны, я немедленно приму меры, о которых узнают во всем мире». В ответ на угрозы со стороны Индии, Пакистан сообщил о приведении в повышенную степень боеготовности сухопутных войск и ВВС. Рассматривается вопрос о переброске до 100 тыс. военнослужащих в районы, прилегающие к границе с Индией.

Вместе с тем, обстановка на северо-западе Пакистана остается очень сложной. Правительственные силы продолжают проводить здесь операции против боевиков экстремистских группировок, поддерживающих афганских талибов. Авиация США не прекращает наносить удары по пакистанской территории с целью уничтожения боевиков. На минувшей неделе в регионе вновь были совершены теракты и вооруженные нападения.

Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани 28 ноября сообщил о роспуске Совета национальной безопасности (СНБ), в состав которого входили 13 человек, в т. ч. все высшие руководители вооруженных сил. СНБ отвечал за вопросы обеспечения безопасности и обороны страны, борьбу против терроризма. Роспуск Совета стал «финальным шагом» в ликвидации присутствия военных в высших государственных органах.

Совет директоров МВФ 24 ноября утвердил новую кредитную программу для Пакистана, заявив о готовности выделить этой стране в ближайшие 23 месяца для преодоления острейшего финансового кризиса сумму в 7,6 млрд долларов.

Президент Афганистана Х. Карзай на встрече с представителями Совета Безопасности ООН в Кабуле попросил составить временной график вывода иностранных войск из страны. В случае же отказа Карзай будет вынужден искать политическое решение афганской проблемы. Президент также в очередной раз потребовал от коалиционных сил прекратить нанесение воздушных ударов по мирным жителям и прекратить проведение обысков в домах афганцев. Х. Карзай обвинил западную коалицию в неспособности нанести поражение движению «Талибан». Эксперты считают, что нынешняя вспышка обвинений со стороны афганского лидера в адрес США и их союзников обусловлена желанием Карзая вновь баллотироваться на пост президента страны на предстоящих в 2009 г. выборах. При этом Х. Карзай учитывает рост антизападных настроений среди афганского населения.

Заявление президента Афганистана о необходимости составления графика вывода иностранных войск из страны вызывало негативную реакцию Вашингтона. По мнению госсекретаря США К. Райс, «графики завершения войн установить невозможно». Против «определения календаря» ухода коалиционных сил из Афганистана выступила Франция, хотя в Париже и считают, что решение афганской проблемы не является делом «исключительно военным». Великобритания поддержала планы кабульских властей на проведение переговоров с вооруженной оппозицией.

Продукты питания по линии Всемирной продовольственной программы ООН будут направляться в Афганистан преимущественно через территорию Ирана и государств Центральной Азии, что обусловлено возросшим числом нападений на продовольственные колонны в пакистанской Северо-Западной провинции, афганских центральных и восточных провинциях.

Иран официально сообщил, что на заводе по обогащению урана в настоящее время работают свыше 5000 центрифуг. Тегеран намерен увеличивать их число.

26 ноября в Иране был осуществлен второй запуск ракеты в космос с целью «сбора и передачи данных об околоземном пространстве, тестирования процесса отделения двигателя, а также возвращаемого отсека». По сообщениям из Тегерана, исследовательский запуск ракеты «Кавеш-2» прошел успешно.

На минувшей неделе в Иране с официальным визитом находился президент Ливана М. Сулейман. Руководители ИРИ заверили М. Сулеймана в том, что «Иран будет поддерживать Ливан при любых обстоятельствах и готов оказать содействие в восстановлении этой страны». Глава ливанского государства выразил заинтересованность в «развитии и расширении взаимодействия с Ираном в сфере обороны», указав на необходимости «укрепления мощи ливанской армии для отражения любых угроз, будь то внешняя агрессия или терроризм».

Переходное правительство Сомали 26 ноября подписало в Джибути соглашение с «умеренным» крылом исламистской оппозиции соглашение о распределении властных полномочий. Документ, в частности предусматривает продление еще на два года мандата нынешнего состава сомалийского парламента и предоставление в нем дополнительных мест оппозиционному «Альянсу за новое освобождение Сомали». По оценке наблюдателей, это соглашение не окажет серьезного воздействия на ситуацию в стране. Гораздо большее значение будет иметь предполагаемый вывод из Сомали эфиопских войск (до 15 тыс. человек), о чем было объявлено на минувшей неделе в Аддис-Абебе. Вывод войск планируется завершить до конца декабря текущего года. Вместе с тем, по заявлениям эфиопских представителей, войска останутся вблизи сомалийской границы в готовности оказать помощь миротворческим силам Африканского союза (АС). На сегодняшний день контингент АС в Сомали насчитывает 3,4 тыс. (вместо планировавшихся 8 тыс.) военнослужащих из Бурунди и Уганды.

Как видится, решение Аддис-Абебы о прекращении военного присутствия в Сомали обусловлено фактической неспособностью эфиопской армии справиться с усиливающейся боевой активностью сил сомалийской радикальной исламистской оппозиции, ростом потерь среди эфиопских военнослужащих, тяжестью бремени финансовых расходов на содержание войск в Сомали и усиливающимся недовольством эфиопского населения участием страны в сомалийской войне. В числе причин ухода из Сомали называются также очередное усиление напряженности в эфиопско-эритрейских отношениях и критика Запада о нарушениях прав человека, которые допускают эфиопские военные в Сомали.

Существует реальная опасность того, что после ухода из Сомали эфиопских войск власть в стране могут сравнительно быстро захватить радикальные исламисты, причем миротворцы АС в силу своей малочисленности и слабости не смогут предотвратить этого.

Напряженная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа продолжали пуски ракет «Кассам» по израильской территории, обстреливали ее из минометов. Также имели место перестрелки между боевиками и израильскими военными на границе палестинского анклава. Израиль в ответ на ракетные обстрелы продолжает блокаду сектора Газа, пропуская туда лишь самые необходимые гуманитарные грузы.

26 ноября палестинское правительство (сторонники главы ПНА и лидера движения ФАТХ М. Аббаса) совместно с Центральным советом ООП приняли решение о проведении в апреле 2009 г. на территориях Западного берега реки Иордан и в секторе Газа выборов главы Палестинской национальной администрации и депутатов палестинского Законодательного собрания. Движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа и не входящее в состав ООП, отвергло это решение, заявив, что избрание руководителя ПНА должно состояться в январе 2009 г., когда истекает срок полномочий М. Аббаса, а проведение досрочных парламентских выборов является незаконным. ХАМАС не выпускает из сектора Газа палестинских паломников, желающих совершить хадж в Мекку, т. к. их документы оформлены властями ПНА.

В Каире 26 ноября состоялось экстренное совещание глав внешнеполитических ведомств стран-членов ЛАГ, на котором обсуждалась ситуация на палестинском направлении. Принято решение оказать гуманитарную помощь населению сектора Газа. Главы МИД арабских государств призвали М. Аббаса оставаться на своем посту до проведения на всех палестинских территориях одновременно президентских и парламентских выборов. Министры также призвали враждующие палестинские группировки быстрее завершить процесс примирения.

Президент Франции Н. Саркози 29 ноября посетил Саудовскую Аравию. На переговорах с саудовским королем Абдаллой в Джидде стороны обсудили проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом и усилия по минимизации его последствий на мировую экономику, вопросы обеспечения безопасности международного морского судоходства в Аденском заливе и борьбы с пиратством. Также обсуждались перспективы палестино-израильского урегулирования, ситуация в Ливане и Ираке.

Король Абдалла заявил 29 ноября, что «справедливая» цена на нефть должна составлять 75 долларов США за баррель. В настоящее время она колеблется в пределах 50-55 долларов за баррель.

Руководитель военного переворота, совершенного в Мавритании в августе 2008 г., генерал М. А. ульд Азиз завил 28 ноября, что не намерен «оставаться у власти», а свержение прежнего президента республики Абдуллаха было необходимо для защиты страны от «угрожавших ей опасностей». Генерал призвал граждан поддержать планы правительства по проведению в Мавритании «свободных и честных демократических выборов», подвергнув при этом критике оппозиционные партии, которые, по его мнению, «потеряли доверие и поддержку народа».

В северных районах Дарфура на западе Судана вновь вспыхнули бои между правительственными войсками и повстанцами из Движения за справедливость и равенство. Стороны обвиняют друг друга в развязывании боевых действий.

Лидер партии «Кадима» и министр иностранных дел Израиля Ц. Ливни потребовала от исполняющего обязанности главы правительства Э. Ольмерта немедленно покинуть свой пост. Заявление Ливни последовало после того, как 26 ноября было сообщено о готовности официальных обвинений в отношении Ольмерта по обвинению в коррупции, которые могут быть предъявлены ему уже в ближайшее время. Позицию Ц. Ливни поддержали большинство членов фракции «Кадимы» в Кнессете.

Приложение

Об американо-иракском военном соглашении

17 ноября 2008 г. министр иностранных дел Ирака Х. Зибари и посол США в Багдаде Р. Крокер подписали два документа: «Соглашение о выводе вооруженных сил США из Ирака и их деятельности на период их временного присутствия» (далее «Соглашение») и рамочное соглашение об американо-иракском сотрудничестве в сфере безопасности. 27 ноября оба документа были одобрены Палатой представителей иракского парламента и, как ожидается, в ближайшее время будут утверждены членами Президентского совета Ирака. С американской стороны ратификации соглашений Конгрессом не требуется.

Наибольший интерес из двух документов представляет соглашение о выводе войск, которое стало итогом трудного и сложного переговорного марафона, длившегося 11 месяцев. Соглашение состоит из 31 статьи и определяет условия нахождения войск США в Ираке после истечения 31 декабря 2008 г. мандата Совета Безопасности ООН на пребывание коалиционных сил в этой стране, дает американцам легитимное основание для продолжения своего военного присутствия в Ираке.

Соглашение должно вступить в силу 31 декабря 2008 г. Любые изменения в его тексте могут производиться только по обоюдному согласию сторон. Рассмотрим наиболее важные положения этого документа.

Статья 24 гласит, что американские войска «должны быть выведены с территории Ирака не позднее, чем 31декабря 2011 года». В этот же день заканчивается и срок действия соглашения. При этом «не позднее, чем 30 июня 2009 года» боевые части ВС США должны покинуть «иракские города, деревни и их окрестности», после чего они будут дислоцированы в специально оговоренных местах и только иракские силы будут «нести полную ответственность за безопасность» в стране. Специально подчеркнуто, что США признают суверенное право правительства Ирака в любое время потребовать полного вывода американских войск, а Соединенные Штаты имеют такое же право досрочно вывести свои войска из Ирака.

В статье 4 указывается, что все военные операции на территории Ирака должны осуществляться только согласия его правительства, «полностью координироваться» с иракскими властями через специальный Объединенный комитет по координации военных операций. Все боевые операции должны проводиться при условии соблюдения конституции и законов Ирака, его суверенитета и национальных интересов. При этом отдельно оговорено право ВС США и армии Ирака на «легитимную самооборону в пределах Ирака» на основе международного права.

Сразу же после вступления документа в силу иракской стороне должны передать полный контроль над воздушным пространством страны. Но Багдад может попросить у США помочь ему в решении этой задачи, что и будет сделано, учитывая полное отсутствие у иракцев в настоящее время и на обозримую перспективу эффективных средств контроля воздушного пространства, сил ПВО и боевой авиации.

Согласно статье 27 территория, территориальные воды и воздушное пространство Ирака не могут быть использованы ВС США в качестве плацдарма или «транзитной территории» для нападения на другие страны. Не секрет, что под «другими странами» подразумеваются, прежде всего, Иран и Сирия.

По просьбе правительства Ирака Соединенные Штаты получают право на действия по защите этой страны от любой внешней или внутренней угрозы или агрессии. Это, в частности, подразумевает участие американских войск в мероприятиях по обеспечению безопасности и стабильности в Ираке, в борьбе с террористами и «остатками прежнего режима». Особо отметим, что в Вашингтоне полагают, что статьи Соглашения можно трактовать с позиций, позволяющих американцам «применить силу под предлогом самообороны, если от неких соседних с Ираком государств будет исходить угроза для США». Со своей стороны, иракское руководство всячески подчеркивает, что не позволит использовать национальную территорию для нападения на соседние государства.

Наиболее острую дискуссию на переговорах вызывал вопрос о подсудности американских граждан, проходящих службу или работающих по контрактам в Ираке. Статься 12 соглашения предусматривает получение Ираком права преследовать в судебном порядке военнослужащих ВС США и гражданских сотрудников военного ведомства за «серьезные преднамеренные уголовные преступления», совершенные ими за пределами территорий, отведенных для размещения американских войск и во внеслужебное время. Вместе с тем, в случае задержания, военнослужащие и гражданский персонал МО США должны будут в течение 24 часов передаваться в руки американского командования с объяснением причин их задержания или привлечения к уголовной ответственности, а на время следствия и суда они будут содержаться под американской охраной. Военные и гражданские служащие Пентагона, находящиеся на территории отведенных для них баз, или выполняющие служебные обязанности за их пределами, будут находиться под юрисдикцией США. Эксперты полагают, что Вашингтон предложит собственную трактовку статьи 12, что не позволит передавать американских военных и гражданских служащих Пентагона под юрисдикцию багдадских властей. В то же время граждане США, работающие в частных охранных компаниях, лишаются имевшегося у них иммунитета, и на них в полном объеме будет распространяться действие иракских законов.

В свою очередь, иракские граждане, задержанные американскими военными, должны будут передаваться властям Ирака в течение 24 часов после их задержания. Причем командование ВС США обязано сообщать местным властям обо всех случаях задержания иракцев с объяснением причин этих действий. Американским военным не будет позволено проводить обыски в иракских домах без соответствующего разрешения местных властей. В то же время иракское правительство может просить у США оказывать содействие в задержании преступников и подозреваемых лиц. Местным властям должны быть переданы все заключенные (около 15,8 тыс. человек), находящиеся в тюрьмах и лагерях, контролируемых вооруженными силами США.

Вашингтон согласился с тем, что американские военные должны предоставлять властям Ирака списки всех грузов, ввозимых в страну для ВС США или частных охранных компаний, но при этом иракцы должны соблюдать «требования безопасности» американской армии.

Все здания и сооружения, находящиеся в настоящее время в ведении вооруженных сил США, станут собственностью Ирака, а американские военные базы после завершения вывода войск перейдут под контроль иракцев.

Вопрос о военном соглашении с США стал одним из главных в политической жизни Ирака. Сторонниками его подписания стали многие шиитские политики, прежде всего, из числа приверженцев главы правительства Н. аль-Малики. По их мнению, национальные армия и полиция все еще не в состоянии самостоятельно решать задачи по обеспечению безопасности в стране, что требует продолжения американского военного присутствия в Ираке. Последовательными сторонниками соглашения с США являются курдские политики, которые видят в нем одну из важнейших гарантий, обеспечивающих сохранение самостоятельности контролируемых ими территорий.

За ратификацию соглашения 27 ноября проголосовали 144 из 198 присутствовавших на заседании депутатов Палаты представителей (всего в парламенте 275 депутатов). Для «проталкивания» документа правительство добилось от Конституционного суда специального вердикта, согласно которому для его одобрения необходимо согласие лишь простого большинства депутатов, т. е., как минимум, 138 голосов. Шиитско-курдский альянс также согласился с требованием суннитских политиков о проведении референдума по соглашению до лета 2009 г. При этом если иракцы проголосуют против него, то соглашение будет аннулировано. И все же сунниты демонстративно отказались участвовать в голосовании в парламенте.

Обеспокоенность в связи с подписанием соглашения с США высказал духовный лидер иракских шиитов А. Систани. Он считает, что оно может усилить нестабильность в стране т. к. в обществе нет консенсуса в отношении этого документа. По оценке политологов, большинство иракцев не поддерживают договоренности с США и выступают за скорейший вывод страны американских войск. Наиболее серьезным противником военного соглашения между Багдадом и Вашингтоном остается движение во главе с радикальным шиитским лидером М. ас-Садром, которое намерено продолжать борьбу за его отмену.

В целом, как видится, военное соглашение с США юридически закрепило существующее в Ираке положение вещей, а именно сохранение сильной зависимости багдадского правительства от американской военной и иной помощи.

52.39MB | MySQL:103 | 0,482sec