О строительстве вспомогательных кораблей для ВМС Турции

Принятая военно-политическим руководством Турции политика «Открытого моря» призвана гарантировать длительное пребывание боевых кораблей национальных ВМС в оперативных районах, вдали от береговых баз снабжения, в глобальном масштабе. Первыми признаками того, что ВМС Турции намереваются действовать за пределами региональных вод, западные военные эксперты называют участие Анкары (начиная с 2009 года) в антипиратских операциях у берегов Сомали и в Аденском заливе в рамках полномочий Совета Безопасности ООН. Позднее, в марте 2014 года турецкая военно-морская оперативная группа BARBAROS совершила плавание вокруг африканского континента, пройдя около 15 тыс. морских миль. В составе соединения действовали фрегаты F-495 TCG Gediz, F-245 TCG Oruçreis и корвет F-511 TCG Heybeliada.

Задача всестороннего обеспечения ОГ BARBAROS возлагалась на принадлежащие дивизиону вспомогательных судов ВМС Турции (ВМБ Гельджюк) группу танкеров-заправщиков типа «Акар»: TCG Akar (A-580) и TCG Yarbay Kudret Gungor (A-595). Формирование группы относится к 2010 году. Опыт похода ОГ показал, что из-за низких крейсерских скоростей (не более 13 узлов) корабли обеспечения не в состоянии поддерживать единый темп с фрегатами. В результате чего ОГ шла на более медленных скоростях. Опираясь на этот опыт, командование ВМС Турции вышло с инициативой строительства вспомогательных кораблей следующего поколения, одной из характеристик которых должна быть более высокая крейсерская скорость.

 

Пополнение запасов в море и программы строительства кораблей логистической поддержки для ВМС Турции

Учитывая стратегические амбиции Анкары и приоритеты ВМС Турции по действиям в глобальном масштабе, характер логистической поддержки боевых соединений приобретает особое значение. В этом отношении в качестве естественного мультипликатора выступает возможность пополнения запасов в море (replenishment at sea, RAS), которая увеличивает оперативную эффективность и боевую устойчивость как надводных ударных, так и десантных кораблей. Применение вспомогательных кораблей RAS обеспечивает больший радиус действия и выносливость основных сил, а также позволяет проводить самостоятельные операции вдали от береговых баз снабжения. В оперативном плане возможность пополнения запасов в море позволяет соединениям военных кораблям постоянно присутствовать в заданном районе и незамедлительно реагировать на изменение складывающейся ситуации.

При использовании береговых баз снабжения для пополнения запасов топлива и других основных расходных материалов корабли ВМС Турции (как и других стран) могут оперировать на расстояниях, не превышающих половину дальности их хода. Опыт же турецкой военно-морской ОГ показал, что при наличии в составе группы соответствующих кораблей RAS соединения надводных сил могут оставаться в море в течение нескольких недель. Практически, надводный боевой корабль, поддерживаемый вспомогательным кораблем RAS, в оперативном отношении ограничен только необходимостью предоставления отдыха экипажу.

Хотя приобретение новых надводных боевых и десантных кораблей важно, возможность их поддержки в море при развертывании на местном, региональном и глобальном уровнях также жизненно необходимо. В этом контексте, наряду с развитием береговой инфраструктуры ВМС Турции запустили проекты по обновлению своего вспомогательного флота. Так, к 2025 году планируется ввести в состав ВМС корабль для пополнения запасов TCG Deria (А-1590), два средних корабля материально-технического снабжения и два новых (с возможностью закупки еще двух дополнительных) танкеров-заправщиков.

Новые суда, очевидно, войдут в состав дивизиона вспомогательных кораблей, который в настоящее время состоит из танкеров-заправщиков TCG Akar (A-580) и TCG Yarbay Kudret Gungor (A-595). Первый принят в состав флота в сентябре 1987 года, второй – в октябре 1995 года. Он же является первым кораблем, построенный для ВМС Турции частной турецкой судостроительной компанией. Кроме того, в составе дивизиона действуют танкеры-заправщики для перевозки жидкого топлива проекта «Албай Хакки Бурак»: TCG Albay Hakki Burak (A-571) и TCG Yuzbasi I. Tolunay (A-572). Головной корабль серии принят в состав ВМС Турции в ноябре 1999 года.

 

Корабль для пополнения запасов в море TCG Derya

Для удовлетворения потребности ВМС Турции во вспомогательных кораблях нового поколения был инициирован проект «Кораблей снабжения для пополнения запасов в море» (тур. абрв. – DIMDEG). В его рамках предусматривается строительство нескольких судов, предназначенных для удовлетворения потребностей надводных кораблей, действующих в открытом море по всему миру, в топливе, воде, продуктах питания и других видах материально-технического обеспечения.

Первым в рамках проекта стал многоцелевой корабль для пополнения запасов TCG Derya (А-1590). Контракт на его строительство Управление оборонной промышленности Турции (SSB) подписало 28 июня 2018 года с частной верфью Sefine Shipyard (г. Стамбул). Через шесть месяцев, 25 января 2019 года, верфь Sefine подписала контракт с бизнес-партнерством Aselsan-Havelsan на закупку и интеграцию в конструкцию корабля соответствующих систем боевого управления. Согласно открытым источникам, их перечень включает: систему боевого управления ADVENT от компании Havelsan, систему распределения судовых данных (Ship Data Distribution System), информационную систему корабля (Ship Information System), систему обмена оперативными сообщениями (Message Operating System), а также радар кругового обзора MAR-D от Aselsan. Кроме того, на корабле предусматривается установить систему идентификации «свой-чужой» (IFF), интегрированную систему связи, оборудование спутниковой связи, систему разведки и наблюдения KIRLANGIÇ. Основным вооружением на борту станет 25-мм стабилизированная морская пушка STOP и две установки ПВО ближнего действия GÖKDENİZ.

Предполагается, что TCG Derya сможет эффективно сочетать в себе функции нефтесборщика и корабля-хранилища. Платформа будет использоваться для пополнения в море запасов топлива, воды, продуктов питания, запасных частей, медикаментов и боеприпасов. Корабль с водоизмещением 22 тыс. тонн будет иметь габаритную длину 194,8 м, высоту 7,2 м и ширину 24,4 м. В составе силовой установки две газовых турбины LM2500 (24 тыс. л.с.) и два дизельных двигателя. Контракт на их поставку в июне 2020 года Sefine Shipyard заключила с американской GE Marine. Сообщается, что TCG Derya сможет развивать максимальную скорость в 24 узла. Минимальная автономность 30 суток, максимальная дальность плавания 4500 морских миль.

В конструкции корабля также предусмотрена большая вертолетная площадка и закрытый ангар для размещения двух многоцелевых вертолетов массой до 15 тонн. Сообщается, что TCG Derya сможет выполнять функции оперативного пункта управления. Ввод корабля в состав ВМС Турции запланирован на 2024 год.

 

Строительство кораблей поддержки

Проект закупки кораблей поддержки (Logistic Support Ship, LSS) стартовал в июле 2012 года. Он подразумевает приобретение двух танкеров местной постройки. Корабли будут оказывать поддержку надводным кораблям и элементам береговой инфраструктуры путем удовлетворения их потребностей в жидком топливе (F-76 и JP-5), пресной воде и продовольствии. В качестве вариантом их использования рассматривается оказание гуманитарной помощи и участие в миротворческих операциях.

Исполнителем проекта в мае 2014 года была выбрана частная верфь Selah Shipyard (г. Стамбул). Подписание контракта с SSB состоялось 4 ноября 2014 года, а предоплата переведена  уже 24 ноября. Согласно контракту, ввод судов в эксплуатацию предусматривался в 2018 году. Строительство головного корабля серии TCG Yuzbasi Gungor Durmus (A-574) началось в 2015 году. Судно спустили на воду 8 октября 2016 года на верфи Selah. Спуск на воду второго корабля проекта TCG Ustegmen Arif Ekmekci (A-575) состоялся 8 июля 2017 года.

Между тем, в 2019 году компания Selah Shipyard объявила о своем банкротстве из-за экономического кризиса и не смогла выполнить взятые обязательства по контракту. Как следствие, во второй половине 2019 года SSB расторгло договор. В последствие,  для достройки и поставки танкеров заказчику была выбрана турецкая компания STM. Согласно действующему графику, ввод TCG Yuzbasi Gungor Durmus в состав ВМС Турции запланирован в 2021 году, TCG Ustegmen Arif Ekmekci – в следующем, 2022 году.

Согласно публикациям, корабли имеют водоизмещение 8744 тонны и следующие основные измерения: длина 105,44 м, ширина 16,8 м, осадка 6,1 м. Экипаж 70 чел. Силовая установка (два дизельных двигателя по 2 тыс. л.с.) при полной загрузке позволят развивать скорость более 12 узлов. Дальность плавания 9500 морских миль при состоянии моря 2 (слабое волнение, высота волн 0,1-0,5 м). Грузоподъемность 4036 т дизельного топлива F-76, 336 т вертолетного топлива (F-44/JP-5), 594 т пресной воды и не менее 108 куб. м продуктов питания. Конструкция позволяет транспортировать 8 контейнеров. На борту предусмотрено медицинское помещение, приспособленное для выполнения хирургических операций. На кораблях оборудована большая вертолётная палуба, позволяющая осуществлять дневной и ночной взлёт, посадку, заправку и обслуживание вертолётов полетной массой до 15 т. Суда также оснащены гидравлическим краном грузоподъемностью 18 т и электрическим краном грузоподъемностью 2 т. Основным вооружением служат два 12,7 мм пулемета.

 

Танкеры пополнения для быстроходных боевых кораблей

В рамках проекта DIMDEG 9 декабря 2020 года SSB направило местным судостроителям  документ с запросом предложений (RFP) относительно поставки двух новых (плюс два дополнительных) танкеров пополнения для кораблей класса FAC (быстроходный боевой корабль). Ожидаемые предложения должны включать также обеспечение запасными частями, услуги по подготовке экипажей и соответствующую сопутствующую документацию. Согласно RFP, участникам торгов следовало представить свои предложения до 15 марта 2021 года.

По замыслу командования ВМС, основной задачей новых танкеров станет безопасное и быстрое удовлетворение кораблей класса FAC, находящихся в районах ожидания, в жидком топливе в условиях возможных морских операциях и/или ведения военных действий. В настоящее время эта задача возложена на танкеры типа «Албай Хакки Бурак». В конце марта 2021 года начальник отдела военно-морских платформ SSB Альпер Козе (Alper Kose), заявил, что соответствующий тендер по закупке танкеров пополнения начнется в ближайшее время.

Таким образом, реализация политики «Открытого моря» потребовала от турецкого руководства усиления состава флота вспомогательных кораблей, который к 2025 году должен увеличиться не менее, чем на 5 единиц. Главной отличительной особенностью новых проектов станет их способность к совместным действиям с более быстроходными надводными кораблями (фрегатами, корветами, ракетными катерами). Кроме того, универсальность их конструкций, позволит транспортировать широкую номенклатуру грузов и выполнять разнообразные функции: от пополнения запасов в море, до оказания медицинской помощи и организации боевого управления.

62.87MB | MySQL:102 | 0,527sec