Как известно, президент Ливана Мишель Сулейман начал в среду 3 декабря двухдневный официальный визит в ФРГ. Он встретился со своим германским коллегой президентом Хорстом Келером (Horst Koehler) и обменялся мнениями о различных аспектах двусторонних связей и международного положения, прежде всего с точки зрения решения ближневосточного конфликта. М. Сулейман в лице Х. Келера поблагодарил Германию за поддержку Ливана, отметив «сильные связи» между двумя странами. Он высказался за их укрепление в аспекте поддержки хозяйственных и культурных преобразований в Ливане, поскольку его страна могла бы извлечь выгоду из немецкого опыта в экономическом и духовном развитии. Президент ФРГ со своей стороны подчеркнул, что его страна готова поддержать Ливан во всех названных начинаниях, указав, что отношения между двумя странами можно назвать «превосходными».
Говоря о недавней истории этих отношений, следует отметить, что связи между Германией и Ливаном традиционно дружеские. Это выражается в многочисленных визитах на высоком уровне. О взаимном интересе свидетельствуют, в частности, поездки в Берлин ливанского премьер-министра Ф. Синьоры в сентябре 2006 г., сентябре 2007 г., феврале 2008 г., встречи и беседы с участием федерального канцлера А. Меркель (апрель 2007), главы внешнеполитического ведомства Ф.-В. Штайнмайера (июль, август и декабрь 2006, июнь 2008). Кроме того, А. Меркель и Ф.-В. Штайнмайер встречались с М. Сулейманом во время учредительной конференции Союза государств Средиземноморья (июль 2008). В сентябре 2008 г. президент М. Сулейман был приглашен посетить ФРГ с государственным визитом 3 декабря 2008 г., что и было реализовано.
Выражением тесного двустороннего сотрудничества являются также продление до конца 2009 г. немецкого участия в миссии UNIFIL перед ливанским побережьем (с сентября 2006 до конца февраля 2008 под военным руководством ФРГ), деятельность так называемой совещательной миссии в Ливане (содействие федеральной полиции в предотвращении криминогенной ситуации в районе ливанской границы), мероприятия по линии гуманитарной помощи, восстановительные работы после военного конфликта летом 2006 г., помощь в восстановлении лагеря палестинцев Нахр-аль-Барид после боевых действий ливанской армии против исламистов летом 2007 г.
М. Сулейман прибыл в Берлин вместе с официальной делегацией, которая включает министров Бахия Харири (Bahia Hariri), Элиаса Мурра (Elias Murr) и Марио Ауна (Mario Aoun). Члены делегации встретились с коллегами из федеральных министерств ФРГ. Одной из главных тем их бесед было продвижение к реализации давней цели — согласованию вопросов о двустороннем типовом соглашении между Германией и Ливаном в области экономического сотрудничества и развития.
Ливан — это небольшой, но небезынтересный для немецкой экономики экспортный рынок. Германия принадлежит, если рассматривать ливанский импорт, наряду с Италией, Китаем, США и Францией, к основным торговым партнерам страны. В 2007 г. ФРГ поставила в Ливан товары стоимостью 750 млн долларов (6% всего ливанского импорта). Экспортируемые Ливаном в Германию продукты оцениваются в 37 млн долларов (1% всех ливанских предметов экспорта). По этим показателям видно, что данный рынок находится в зачаточном состоянии и его необходимо развивать.
Германия вывозит в Ливан автомобили и запасные части к ним, машины и химические продукты. Ливан экспортирует продукты питания и текстиль. По сути, нет прямых германских инвестиций в отрасли ливанского хозяйства, хотя минимум 300 ливанских фирм учитывают немецкие экономические интересы. Предприятия ФРГ принимали активное участие в начальной стадии восстановления после гражданской войны (1975-2000), причем в значительном объеме, например, при строительстве аэропорта и электростанции, создании сети по обслуживанию мобильных телефонов или в ходе университетской новостройки. Важным шагом стало подписанное 25 марта 1999 г. соглашение о содействии в двусторонней защите инвестиций.
В течение многих лет до 2006 г. Германия предоставляла в распоряжение Ливана средства: 42,3 млн евро как беспроцентные кредиты в рамках финансового сотрудничества и 23,2 млн евро как услуги в сфере поставок материалов в рамках технического сотрудничества, не считая немецкого вклада в финансирование мероприятий по линии Евросоюза. Плюс к этому можно отметить сумму в размере примерно 132 млн евро на реализацию проектов, касающихся церковных и правительственных структур.
Известно также, что реакцией ФРГ на войну летом 2006 г. стали субсидии на 2006-2007 гг. Германия выделила на работы по преодолению последствий военного конфликта 44 млн евро и определила направления финансовых потоков: утилизация отходов канализационных вод, профессиональное обучение, охрана окружающей среды. Эти средства были выделены в три этапа: 10 млн евро в августе 2006 г. в ходе конференции стран-доноров в Стокгольме; 30 млн евро в январе 2007 г. в ходе конференции стран-доноров в Париже; 4 млн евро осенью 2007 г. на организацию водоснабжения в разрушенном лагере палестинских беженцев Нахр-аль-Барид. Нетрудно заметить, что ФРГ брала на себя финансирование важнейших проектов, имеющих первостепенное значение для Ливана. Значительные финансовые вливания на фоне непрекращающихся социальных конфликтов в Ливане помогали наименее защищенным слоям населения выжить в непростых условиях.
В недавнем прошлом Ливан считался своеобразным зеркалом нерешенных проблем на Ближнем Востоке, но это положение должно измениться. Страна должна стать отображением мирных инициатив, которые предпринимают как региональные политики, так и лидеры крупнейших держав.
Таков лейтмотив бесед между федеральным канцлером Ангелой Меркель и президентом Ливана Мишелем Сулейманом. Немецкая печать, освещающая визит, подчеркивает, что развитие Ливана находится в тесной связи с решением ближневосточного конфликта. Одновременно это повлияло бы на другие страны, к примеру, на отношения с Ираном и на достижение стабильности в Ираке и Афганистане, подчеркнула канцлер. Поэтому усилия по его разрешению приложит все мировое сообщество.
Заверив президента М. Сулеймана в заинтересованности в радикальном решении этого ключевого аспекта, А. Меркель выразила твердую убежденность, что и новая американская администрация во главе с новоизбранным президентом Бараком Обамой и госсекретарем Хилари Клинтон придают большое значение мирному процессу в регионе. Что касается действий Германии, глава кабинета отметила, что немецкий морской флот гарантирует безопасность морских границы в рамках миссии ООН UNIFIL (United Nations Interim Force in Lebanon). Речь идет прежде всего о том, чтобы перекрыть поставки оружия в Ливан. А. Меркель отметила важность и наземной работы, указав на пилотный проект. Согласно ему, должна быть усовершенствована пограничная охрана между Ливаном и Сирией. Канцлер уточнила, по свидетельству бейрутской газеты The Daily Star, что «оценка проекта проводилась летом» и что сейчас он уже выполняется. Проект, реализация которого началась после израильско-ливанской войны 2006 г., теперь получит развитие, дополняет немецкая пресса. Кроме того, в планы ФРГ входит ряд экономических проектов, которые будут сконцентрированы в данной пограничной зоне.
Президент Ливана был удовлетворен тем, что А. Меркель выразила поддержку Германией важнейших национальных идей — единства Ливана, независимости, суверенитета и стабильности, так же как государственных учреждений страны, национального диалога. М. Сулейман добавил, что Германия предложила помощь Ливану при проведении парламентских выборов в следующем году (предположительно в мае или июне). Вместе с тем он отметил: «Международным сообществом и Евросоюзом должно быть предпринято больше усилий, чтобы достичь справедливого и всестороннего решения кризиса на Ближнем Востоке», указав, что оно должно быть основано на международных решениях, принятых на Мадридской конференции и в контексте инициатив ЛАГ.
ФРГ строит свои отношения с Ливаном, исходя из того, что внутриполитическая ситуация здесь крайне сложна и напряженна. Конфессионально расколотое общество, долгая гражданская война (1975-1990), сирийское присутствие вплоть до 2005 г., региональные конфликты — таковы реальные аспекты, с которыми нужно считаться, преобразовывая страну. Федеральное правительство последовательно выступает за демократию, независимость и суверенитет Ливана. Оно осуществляет помощь в обеспечении надежности морских и сухопутных границ, поддерживает восстановление страны после войны (лето 2006) и способствует улучшению жизненных условий в лагерях палестинских беженцев.
Ливан постепенно выбирается из тяжелого внутриполитического кризиса прошедших двух лет, отмечают немецкие дипломаты. После внутриливанского объединения (Доха, 21.05.2008) стали возможны выборы нового президента Мишеля Сулеймана, создание при участии всех партий правительства с премьером Фуадом Синьорой, возобновление парламентской работы.
Раньше, начиная с ноября 2006 г., оппозиционный союз (шииты и частично христиане) блокировал деятельность парламента и правительства с тем, чтобы достичь более масштабного участия в работе властных структур. В ноябре 2007 г. партии не смогли договориться относительно преемника президента Эмиля Лахуда (Emile Lahoud). Из-за этого были блокированы все конституционные институты. Только после эскалации кризиса при посредничестве ЛАГ в мае 2008 г. была создана обстановка, когда стало приемлемо принятие решений. Возобновление прерванного в 2006 г. политическими лидерами страны диалога об основных вопросах (государственная монополия силы внутри страны и за ее пределами, строительство равноправных дипломатических отношений с Сирией, подготовка выборов в парламент в 2009 г.) ФРГ расценивает как добрые знаки по укреплению демократических институтов, независимости и суверенитета Ливана. В этой связи немецкой стороной с удовлетворением было воспринято сообщение президента Ливана М. Сулеймана о том, что обмен посольствами между Ливаном и Сирией произойдет до конца текущего года.
В ходе берлинских встреч на высшем уровне отмечалось, что Германия принимает активное участие в решении ближневосточной проблемы. Особенно ярко это проявляется при контроле ливанской морской границы в рамках миссии UNIFIL. Германия выступает за надежно охраняемый и стабильный Ливан. Поэтому 17 сентября 2008 г. бундестаг продлил мандат для немецкого участия в UNIFIL до 15 декабря 2009 г., что означает вероятность отправки в эту зону до 1,2 тыс. военнослужащих бундесвера. Конкретно немецкий контингент действует в рамках миссии Task Force (UNIFIL-MTF) для выполнения задачи, заключающейся в препятствовании контрабанде оружия через ливанскую морскую границу. Немецкие корабли, задействованные в UNIFIL-MTF, успешно работают в тесной кооперации с ливанским морским флотом. По состоянию на ноябрь 2008 г., 19632 корабля прошли проверку немецкими подразделениями, 168 кораблей обследовались ливанскими пограничными структурами. Данное соотношение показывает масштаб участия бундесвера в UNIFIL-MTF.
Благодаря широкой вовлеченности сил оборонного ведомства ФРГ в антиконтрабандную борьбу ливанский морской флот имеет возможность сосредоточить усилия на выполнении задач в прибрежной области. Военные эксперты Германии отмечают в этой связи, что UNIFIL-MTF достигает поставленной цели, поскольку, видя эффективность работы бундесвера, Израиль снял морскую блокаду Ливана, торговое и морское судоходство в регионе возобновилось.
Возможно, скоро Ливан примет на себя контролирование прибрежной области, прогнозируют немецкие аналитики. Определенный задел для этого есть: Германия предоставила Ливану три патрульных катера и взяла на себя восстановление берегового радиолокационного оборудования. Сейчас инструкторы бундесвера заняты реализацией учебных программ, согласно которым ливанские вооруженные силы получат новейшие методики в деле охраны морских границ.
Выступая в немецком парламенте по поводу принятия решения о продлении мандата UNIFIL применительно к бундесверу (16.09.2008), министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, сказал: «Два года назад мы здесь решили, что немецкие военнослужащие впервые будут использованы на Ближнем Востоке. Они должны были в ходе миссии ООН UNIFIL страховать перемирие между Израилем и «Хизбаллой» и восстановление Ливана. Решение далось нам тогда нелегко. Однако мы сознательно признали свою ответственность и активную немецкую роль в столь важном регионе. Сегодня установлено, что это было правильное решение».
Он отметил, что миссия UNIFIL проходит успешно, в том числе и благодаря военно-морским силам ФРГ, которые до конца февраля 2008 г. осуществляли руководство миссией. По этой причине «контрабанда оружия морским путем предотвращена». В рамках миссии UNIFIL проведено более 18 тыс. операций. Факт эффективности UNIFIL и вклад ФРГ в осуществление стабилизации Ливана и в регионе в целом «признается, в частности, и Израилем», отметил Штайнмайер.
Он указал, что Германия, участвуя в UNIFIL, преследовала две цели. С одной стороны, нужно было выполнить морской компонент задания — пресечь контрабанду оружия морем. С другой стороны, обучить самих ливанцев защищать собственные границы. Обе задачи решались одновременно. Министр доложил парламентариям о вводе в строй и передаче ливанскому правительству радиолокационной системы, благодаря чему «теперь Ливан впервые располагает собственной картиной положения на море».
Однако, подчеркнул министр, внутриполитическое положение Ливана остается по-прежнему непростым. «Разумеется, мы видели в течение последних месяцев при выборе президента Сулеймана и создании нового правительства с участием всех важных политических сил преисполненные надежд разработки, — сказал Штайнмайер. — Конституционные учреждения наконец снова дееспособны». Как важную веху он отметил начало в Бейруте национального диалога, который должен привести к выработке единой политической линии как в оценке последствий войны летом 2006 г., так и роли «Хизбаллы» как вооруженной силы, а также государственной силовой монополии.
Министр отметил, что «в целом региональный контекст улучшился: из Дамаска мы получаем конструктивные сигналы», «косвенные беседы между Израилем и Сирией — это следующее положительное развитие, которое отражается и на положении в Ливане». Тем не менее остается реальной опасность конфликта между Израилем и «Хизбаллой», что грозит далеко идущими последствиями для всего региона. Осознавая это, Совет Безопасности ООН 27 августа 2008 г. продлил мандат UNIFIL на следующий год. Понятно, что если миссия, как и два года назад, остается злободневной, столь же необходимо немецкое участие в ней.
Таким образом, ФРГ своей деятельностью реализует положения резолюции Совета Безопасности ООН № 1701 от 11.08.2006. Напомним: пункты 13, 14 и 15 говорят о том, чтобы государства — участники миссии UNIFIL, во-первых, обдумали свой вклад в нее и согласовали его с просьбами правительства Ливана об оказании помощи; во-вторых, учитывали просьбу правительства Ливана о том, чтобы «гарантировать его границы и другие пункты въезда» от ввоза в Ливан вооружения без его согласия; в третьих, «разработали необходимые мероприятия, чтобы воспрепятствовать продаже ее гражданами вооружений, включая оружие, боеприпасы, военные автомобили, армейское оборудование, военное оборудование и запасные части для него, как на территории государства, так и на кораблях или летательных аппаратах, которые несут флаг Ливана».