Перспективы миссии ФРГ в Мали после теракта против военнослужащих Бундесвера

Со среды к Германии перешло руководство тренировочной миссией ЕС в Мали EUTUM. Контингент страны, задействованный в ней, составляет 110 человек. Всего же с середины текущей недели под командование бригадного генерала Й.Дойера перешли порядка 950 военнослужащих. Помимо этого Бундесвер принимает участие в многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации Мали (MINUSMA), куда федеральная республика отправила еще около 880 своих солдат. При этом правительство продолжает сталкиваться с трудностями, отстаивая целесообразность вовлеченности в данные операции в африканском государстве. Особенно ситуация осложнилась после совершенной в конце июня атаки террориста-смертника, мишенью которого стали «голубые каски» ООН. В ней пострадали 12 представителей ФРГ, что усугубило и без того острые дискуссии по поводу перспектив наиболее опасной операции с участием германского контингента.

На днях федеральный министр обороны А.Крамп-Карренбауэр завершила визит в лагерь ООН в Гао, куда отправилась после нападения, не сделав в ходе визита ни одного комментария. Информация о целях поездки поступила лишь от пресс-секретаря ведомства, сообщившего, что таким образом министр хотела лично изучить ситуацию на месте. Сдержанность, проявленная в рамках пребывания в африканской стране, вполне понятна, поскольку этому предшествовало заседание комитета Бундестага по обороне, созванное по инициативе «Левой» партии несмотря на летние каникулы. В парламент были приглашены главы внешнеполитического и оборонного ведомств, которых оппозиционные политики попросили дать характеристику направлений деятельности каждого из министерств в отношении ситуации в Мали. На том заседании все, что смогла пояснить А.Крамп-Карренбауэр, свелось к фразе «эта миссия опасна», а потому после визита в Гао ей необходимо было дать более развернутое описание сути проблемы и перспектив ее решения.

Во многом министр упомянутую задачу выполнила. В связи с переходом к бундесверу командования в EUTUM А.Крамп-Карренбауэр сделала более развернутое заявление. Смысл его заключался в необходимости реформирования мандатов миссий. По ее словам, прозвучавшим во вторник на онлайн-дискуссии независимого аналитического центра Германское общество внешней политики, международным силам, вовлеченным в стабилизацию Сахеля, необходимо выработать «консолидированную картину происходящего», поскольку, цитируя представительницу ХДС, «в настоящий момент разные миссии часто работают разрозненно». В этой связи, предложение главы оборонного ведомства ФРГ состоит в том, чтобы продумать «как объединить самые разные миссии, которые есть в регионе и в более структурированном виде связать их друг с другом». Таким образом, если следовать логике министра обороны Германии, проблема не только Мали, но и всего региона коренится в неправильно организованной миротворческой деятельности, которая, если придерживаться подобного образа мыслей, становится причиной повышенной угрозы безопасности для военнослужащих. Впрочем, ранее в заявлениях по случаю вывода контингента из Афганистана А.Крамп-Карренбауэр подчеркивала, что тактически Берлин будет бороться с рисками и собственными средствами, к примеру, укрепляя сеть спасательных служб в Мали. Добиться этого планируется за счет переброски в страну вертолетов, возвращенных из Мазари-Шарифа.

В целом, федеральное правительство продолжает отстаивать целесообразность присутствия Бундесвера в Мали, несмотря на усиливающееся давление оппозиции. Председатель ХДС, претендующий на пост канцлера, А.Лашет в своей предвыборной кампании настаивает на необходимости повышения степени вовлеченности страны в решение региональных кризисов, прежде всего, в Африке и Средиземноморье. С его точки зрения, это укрепит положение ФРГ как важного международного партнера, а также позволит в будущем выполнить задачу, стоящую в рамках НАТО, а именно довести уровень расходов на оборону до 2% ВВП, чем также стремится доказать выполнение Берлином взятых на себя перед союзниками обязательств. Конкретной задачей в Мали, по его словам, является еще и оказание содействия Франции, где, цитируя политика, «всегда можно говорить о более тщательном распределении бремени».

Увеличение оборонного бюджета, очевидно, предполагает закупку вооружений, которые и будет использовать Бундесвер в зарубежных операциях, одновременно за счет этого пытаясь повысить безопасность военнослужащих. В случае с Мали речь прежде всего идет о дронах. Причем июньская атака на «голубых касок» вновь актуализировала вопрос о применении в африканской стране беспилотников, способных нести вооружения. Примечательно, что инициатором нового раунда дебатов выступила СвДП, которая таким образом пытается сблизиться с пока лидирующим в опросах блоком ХДС/ХСС, параллельно бросив тень на нынешнего младшего партнера по коалиции – СДПГ, которая считается противницей применения подобной техники.

А.Крамп-Карренбауэр в решении поставленных партией задач выполняет вспомогательные функции. Отказавшись от председательства в ХДС и борьбы за то, чтобы стать новой главой правительства, она на своем нынешнем посту выполняет функции озвучивания и продвижения сложных решений, при этом отводя критику от претендентов на участие в будущем кабинете министров. На самого действующего канцлера, по сути, возложены такие же обязанности, что говорит о консолидированном желании ХДС обеспечить сохранение у власти после долгих разногласий по вопросу кандидата от партии на пост канцлера. Так, А.Меркель после теракта в Мали также выступила с призывом более тщательно координировать миротворческую деятельность, а также сообщила, что выполнение задач в регионе может потребовать нескольких лет, что подразумевает продление германского мандата там.

Впрочем, вопрос расхождения и совпадения интересов по малийской проблематике на фоне выборов осложняет позиция министра иностранных дел Х.Мааса, который намеревается продолжать политическую карьеру в правительстве и партии. Он ведет СДПГ к тому, чтобы смягчить позицию по проблеме применения вооруженных дронов, предлагая «комфортную версию». Заключается она в том, чтобы использовать такие беспилотники там, где опасность для военнослужащих наиболее велика и высоки риски террористических атак. Таким образом партия, с одной стороны, поддерживает общий курс ХДС/ХСС, давая сигнал, что новые переговоры по формированию правительства могут пройти легче, чем предыдущие, как минимум в указанной сфере. С другой стороны, СДПГ сохраняет пространство для маневра, поскольку автоматически не стремится давать «зеленый свет» применению БПЛА во всех операциях с участием Бундесвера.

62.87MB | MySQL:102 | 0,503sec