О последствиях для региональной политики Израиля замораживания Соединенными Штатами Abraham Fund

Abraham Fund был создан командой Д.Трампа как механизм финансовой поддержки нормализации отношений между Израилем и арабскими странами. Он начал работу в октябре 2020 г. и его деятельность была названа «неотъемлемой частью» Соглашений Авраама. Присоединение к ним ОАЭ и Бахрейна повлекло выделение Abraham Fund 3 млрд долларов, которые должны были направляться на инициативы, способствующие сближению сторон в экономической сфере. Вхождение Марокко и Судана в клуб региональных друзей Израиля под патронажем республиканской администрации обеспечило и им доступ к средствам на поддержку инвестиционного сотрудничества и проектов, охватывающих частный сектор. Фонд был включен в состав US International Development Finance Corporation – структуры, созданной в 2019 г. для консолидации зарубежной финансовой помощи в целях развития с расширенными полномочиями по кредитованию. Возглавил  Abraham Fund А.Лайтстоун –старший помощник экс-посла США в Израиле Д.Фридмана.

За остававшиеся с момента создания Фонда несколько месяцев пребывания Д.Трампа у власти он получил порядка 250 заявок, из которых одобрены были 15. Они охватили проекты в финансовой сфере, энергетике и пищевых технологиях, а участниками их стали не только государства, сделавшие шаг в сторону Израиля в последнее время, но и давние партнеры в лице Египта и Иордании. Кроме того, на определенном этапе говорилось, что к работе в таком формате может подключиться Узбекистан, что отвечает интересам Иерусалима вовлечь страны Центральной Азии в совместные проекты с ближневосточными государствами, вставшими на путь примирения с Израилем, дабы вывести их из-под влияния Ирана.

Предполагая, что удастся переизбраться на второй срок, Д.Трамп продвигал Abraham Fund, в том числе путем привлечения дополнительных американских частных инвесторов, которые могли бы вложиться в региональные проекты, одновременно получив прямые выходы на интересующие сектора на Ближнем Востоке. Однако с приходом Дж.Байдена судьба фонда неоднократно ставилась под сомнение. Сначала свой пост покинул А.Лайтстоун, а Abraham Fund продолжал работать полуформально под руководством исполняющего обязанности генерального директора Д. Джагадесана. Однако уже на этом этапе судьба первоначально одобренных проектов была туманной.

В итоге, как стало известно израильским журналистам, деятельность Abraham Fund была приостановлена на неопределенный срок. По данным экономического издания Globes, ссылающегося на источники в США, причиной для этого стали большие расходы на финансирование Abraham Fund в условиях, когда Вашингтону требуются средства на восстановление экономики, подорванной коронавирусными локдаунами. В связи с этим было объявлено, что США сосредотачиваются на политико-дипломатическом измерении Соглашений Авраама. Кроме того, недовольство демократической администрации вызывала непрозрачность деятельности данной структуры, где слишком многое зависело лично от А.Лайтстоуна.

В Израиле, надо сказать, в целом с этими замечаниями согласны. Так, глава отдела внешней торговли Ассоциации производителей Израиля Д.Катривас в интервью местным журналистам утверждал, что пытался выяснить, как происходит процесс подачи заявки в Фонд, но открытую информацию не нашел. Это подтверждают публикации других израильских изданий, утверждающие, что у Abraham Fund нет даже сайта. Главным же свидетельством существования прочных личных связей стало то, что в ходе последней избирательной кампании Б.Нетаньяху предлагал А.Лайтстоуну место в своем предвыборном штабе. Также в Израиле все больше придерживаются мнения, что США не готовы тратить деньги на данную инициативу, однако видят в этом нечто большее, а именно новое свидетельство попытки сокращения прямой вовлеченности в региональные дела и перекладывания ответственности на местных игроков, как это уже происходит с военным присутствием.

В дальнейшем ОАЭ и Израиль попытались создать собственный фонд поддержки инвестиций, но с марта 2021 г. он так и не был запущен. В этой связи израильским экспертам кажется не случайным, что в центре внимания главы МИД Израиля в ходе его недавнего визита в ОАЭ были финансово-экономические вопросы. Сам руководитель внешнеполитического ведомства связал эту задачу с необходимостью оптимизации экономики после кризиса, вызванного политической неопределенностью и COVID-19. Однако в действительности речь может идти о том, что в Иерусалиме считают, что без прочной основы нормализация может принести краткосрочный эффект. Так, представители ОАЭ проявляют заинтересованность в Израиле, к примеру, в управлении портовым хозяйством, внимание к которому со стороны КНР  несколько снизилось. Однако без институциональной и законодательной базы эти проекты могут быть заморожены по разным причинам, включая новую эскалацию палестинского насилия, в условиях которой общественное мнение в арабских странах может оказать давление на власть с целью ограничения отношений с Израилем.

Впрочем, помимо США в области деловых отношений с ОАЭ ограничителем выступает и разнородность нового израильского кабинета министров, к примеру, по приоритетному для Абу-Даби проекту транспортировки нефти из Персидского залива через Эйлат и Ашдод в Европу. Против инициативы выступает министр охраны окружающей среды Т.Зандберг (Мерец). А Я.Лапид в ходе того же визита сообщил представителям ОАЭ, что в связи с рисками утечек и потенциального вреда природе проект требует дополнительной проработки. Таким образом, в ОАЭ начинают сожалеть не только об уходе Д.Трампа, но и Б.Нетаньяху с Ю.Штайницем, общение с которыми строилось гораздо проще. И здесь речь идет не только о разочаровании, но и о том, что без при таком отношении с региональными партнерами Израиль не сможет реализовать энергетическую стратегию, а значит понесет дополнительные финансовые потери.

В целом, несмотря на то, что Abraham Fund по сути не смог стать действительно эффективным механизмом поддержки процесса нормализации, отказ от него бросает тень на администрацию Дж.Байдена, т.к. заставляет региональных игроков, согласившихся на данный шаг, задуматься о том, от каких еще ранее достигнутых с Д.Трампом договоренностей захочет отойти новая команда. Соответственно, они не станут поддерживать и политико-дипломатические контакты, что, в свою очередь не позволит расширить список региональных партнеров Иерусалима. Правительство Беннета-Лапида в целом сталкивается с аналогичными рисками в связи с попытками отступить от обязательств Б.Нетаньяху с той лишь разницей, что кроме недоверия со стороны умеренных ближневосточных стран это станет и дополнительным козырем в борьбе Б.Нетаньяху за возвращение на ключевой пост. Не случайно лидер «Ликуд» строил все четыре свои избирательные кампании на наличии у него серьезного внешнеполитического влияния и контактов, чего лишены его политические противники.

Еще один важный аспект, характеризующий работу нового израильского правительства, состоит в том, что оно пытается продвигать региональную политику, задействуя экономические рычаги, которых в текущих условиях недостаточно. Страна не имеет бюджета, зато ее госдолг заметно подрос, и сокращать его глава Минфина А.Либерман собирается за счет урезания расходов. При этом власти открыли сразу два представительства в ОАЭ, на содержание которых средств не достаточно. В связи с этим, по данным СМИ, помещения для торжественной церемонии были арендованы лишь под конкретное событие, а в квартирах дипломатов не хватает мебели. В таких условиях не исключено сокращение миссий в других странах и очередное урезание бюджета внешнеполитического ведомства, что в совокупности ставит правительство Беннета-Лапида перед угрозой забастовки в МИД, чем Б.Нетаньяху также будет пользоваться, обвиняя их в неопытности и просчетах.   Хотя в целом понятно, что эти затратные решения были приняты именно  его кабинетом в расчете на поддержку США, вот только ожидалось, что пост президента там останется у Д.Трампа, а не перейдет в Дж.Байдену.

62.61MB | MySQL:102 | 0,755sec