Иранские эксперты о ситуации в Афганистане и Ираке. Часть 2

Другой иранский эксперт по проблемам Афганистана, бывший дипломат Мохаммад Хоссейни посвятил свою статью переговорам между талибами и правительством Афганистана, состоявшимся в иранской столице. Статья называется «Безопасность Афганистана это также безопасность его соседей». Иранский эксперт констатирует чрезвычайную важность Афганистана для Ирана, близость исторических судеб этих стран, называя их «двумя братьями с разными душами». Он напоминает о том, что Договор о дружбе и сотрудничестве между Ираном и Афганистаном был пописан еще в 1921 году. Автор отмечает: «Иран со времен джихада народа Афганистана против советской оккупации стоял на стороне этого народа. Даже в труднейшую пору ирано-иракской войны, навязанной нашему народу Саддамом Хусейном, США и их союзниками, иранское правительство оказывало помощь моджахедам. Одновременно Иран является убежищем для двух миллионов афганских изгнанников» (1).

Мохаммад Хоссейни отмечает, что иранское руководство обеспокоено нынешним развитием ситуации в Афганистане, стране, которая имеет протяженность границы с ИРИ около тысячи километров. Иранское правительство не поддерживало американскую оккупацию Афганистана, считая ее незаконной. Одновременно оно не всегда было довольно действиями нового руководства Афганистана, которое в угоду Вашингтону часто не откликалось на предложения Тегерана о помощи и развитии совместных проектов. Тем не менее, иранцы, по его мнению, выступают против свержения нынешнего правительства Ашрафа Гани, которое они считают легитимным, пришедшим к власти в результате выборов. Такое развитие событий, по мнению Хоссейни, может погрузить Афганистан в хаос и анархию, сделать его базой для террористов. Позиция иранской дипломатии состоит в том, что афганский конфликт не имеет военного решения. Путь к миру в этой стране лежит через переговоры между сторонами конфликта, их примирение и создание коалиционного правительства.

Взвешенный подход к развитию ситуации в Афганистане предлагается в статье исследователя международных отношений Касема Саида Закери. В отличие от других авторов он не смотрит на ситуацию в Афганистане столь же пессимистично. Статья Закери называется «Иран не собирается воевать с «Талибаном»». По мнению иранского эксперта, в нынешних успехах движения «Талибан» нет ничего удивительного. Они являются закономерным результатом последних 50 лет нестабильности, в которой страна  пребывает после свержения в 1973 году короля Заир-шаха. Автор констатирует провал в Афганистане «эксперимента модернизации». В 1980-е годы Советский Союз, оккупировав эту страну пытался навязать ей коммунистическую модернизацию. Эта попытка, по мнению иранского аналитика была заранее обречена на провал, так как «в Афганистане, где не было рабочего класса, невозможно было установить диктатуру пролетариата». Моджахеды, пришедшие к власти после окончания советской оккупации, не смогли нормально управлять страной и начали междоусобную войну. Этим воспользовались талибы, совершившие в 1995-1998 годах победоносное шествие по Афганистану. В настоящее время наблюдается зеркальное повторение ситуации второй половины 1990-х годов. Американцы, оккупировавшие Афганистан в 2001 году, пытались навязать стране собственный, либеральный вариант модернизации с выборной системой, свободой слова и многопартийностью. Одновременно за годы их оккупации большие права приобрели афганские женщины. Однако американцы не смогли создать в Афганистане эффективного управления и самодостаточной экономики, обеспечить безопасность и стабильность.  Новый режим оказался чрезвычайно коррумпированным, поэтому либеральный вариант модернизации также провалился.

Иранский эксперт считает, что вывод американских войск из Афганистана не должен был стать неожиданностью. Еще президент Барак Обама обещал вывести американских военнослужащих из этой страны. В 2011 году он подписал с Афганистаном договор, согласно которому большая часть военного контингента была выведена, на афганской территории оставалось шесть американских военных баз. При этом подразумевалось, что американцы останутся в стороне от боевых действий   афганского правительства с талибами. Однако это оказалось невозможным. Американцы оказывали поддержку с воздуха операциям Афганской национальной армии. Сейчас, когда эта поддержка прекратилась, талибы явно одерживают верх в противостоянии. Бывший президент Дональд Трамп также шел на выборы с обещанием полностью вывести американские войска из Афганистана. Именно его администрация начала переговоры с движением «Талибан» в Дохе. Поэтому вывод американцами своих войск нельзя воспринимать на как безответственный, ни как неожиданный шаг (2). По мнению иранского эксперта, США не обеспокоены проблемой угрозы терроризма из Афганистана. ЦРУ США создала целую сеть на границе Афганистана и Пакистана, которая предупреждает о всех возможных угрозах.  С е помощью, в частности, в 2011 году был ликвидирован Усама бен Ладен.

Автор призывает начать диалог с движением «Талибан» и активнее вовлекать его в международные процессы. Он отмечает, что у Ирана есть несколько вариантов поведения в постамериканском Афганистане, учитывая экспансию талибов. Во-первых, прямая иранская военная интервенция. Это будет катастрофический шаг, и правительство в Тегеране на него не пойдет. Во-вторых, война против талибов руками проиранских группировок. Здесь имеется в виду, прежде всего, «Северный альянс». Однако «Северного альянса» как такового уже давно не существует. Его бывшие полевые командиры были интегрированы в американские оккупационные структуры власти, участвовали в коррупционных делах и полностью себя дискредитировали. Одновременно правительство Ашрафа Гани сделало все для ослабления местных авторитетов в северных провинциях. У них было отобрано оружие, в эти провинции назначались губернаторы из центра. Поэтому структуры  «Северного альянса» придется создавать заново. Третий вариант означает включение движения «Талибан» в общий фронт сопротивления (иранские прокси-группы такие как «Аль-Хашд аш-Шааби» в Ираке и «Хизбалла» в Ливане). Это невозможно, так как «Талибан» является суннитской группой со своими целями и задачами. Остается четвертый вариант: интегрировать талибов в афганские политические процессы, побуждать  их отказываться от преступной и террористической деятельности. Касем Саид Закери отмечает, что США, уходя из Афганистана, оставляют своими заместителями в нем Турцию и Пакистан. Ирану в этих условиях лучше всего будет решать афганскую проблему в сотрудничестве с Россией и Китаем, в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Антиталибскую направленность имеет статья Саида Рамадани «Хороший «Талибан», плохой «Талибан». У нас нет плохого и хорошего терроризма». Автор пишет прежде всего, о салафитской идеологической направленности этого движения, враждебной шиитам. Он упоминает о преступлениях талибов против шиитов Афганистана, совершенных в конце 1990-х годов. Он упоминает о том, что «Талибан», созданный в 1994 году пакистанской Межведомственной разведкой при поддержке Саудовской Аравии руководствуется салафитской идеологией ордена Деобанди. В течение 1990-х годов талибы провозглашали такфир (объявляли мусульман кафирами) по отношению к шиитам Афганистана. Автор констатирует, что шииты в эти годы подвергались давлению и террору со стороны талибов. В 19996 году Партия исламского единства Афганистана Абдель Али Мазари (выражала интересы шиитов-хазарейцев) отказалась подписать мирный договор с талибами и пустить их в Кабул (3). После этого талибы развязали против этой партии войну, убили Мазари, вынудили ее вооруженные формирования отойти в Бамиан. Захвата труднодоступной провинции Бамиан у них не получилось, после чего они обложили Бамиан блокадой, вызвав там голод и эпидемии. В 1998 году талибы захватили Мазари-Шариф, который хазарейцы обороняли одновременно с узбеками и таджиками, и осуществили там резню шиитов.

 

  1. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2003941
  2. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2003941
  3. http://irdiplomacy.ir/fa/news/2003941
62.85MB | MySQL:102 | 0,687sec