О текущей ситуации в государственном управлении Сирией и вариантах ее развития

По инициативе  сирийской оппозиционной  организации в Европе  с 31 июля по 1 августа состоялась конференция в Берлине, чтобы «обсудить пути решения сирийского кризиса». Хорошо информированный источник сообщил, что в ней приняли участие дипломатические делегации из некоторых стран, названных «друзьями сирийского народа»,  организованной «Сетью взаимодействия в целях развития». В ней приняли участие видные оппозиционные деятели, в том числе бывший премьер-министр Риад Хиджаб, бывший глава Сирийской национальной коалиции (СНК) Моаз аль-Хатиб и известный сирийский оппозиционер Бурхан Галиун. Тот же источник указал, что приглашения на конференцию получил адвокат и правозащитник Анвар аль-Бунни, хотя он это отрицает. Аль-Бунни подчеркнул, что решение больше не находится в руках сирийцев, но что конференция может быть полезна для обмена идеями, представления точек зрения и свободного общения между сирийцами. Он также  отметил, что организаторы отказались говорить об этом вопросе в средствах массовой информации, добавив: «Возможно, они не хотят, чтобы средства массовой информации играли негативную роль в рассмотрении этой идеи, потому что они хотят, чтобы эта конференция или встреча объединили сирийцев, чтобы говорить честно и ясно, вдали от жестких и дипломатических дискурсов, обычно пропагандируемых в средствах массовой информации». Существует мало публичной информации о «Сети взаимодействия в целях развития», которая была основана сирийскими активистами в 2013 году в рамках оказания содействия  сирийским беженцам в Ливане и документирования преступлений в области прав человека, совершенные сирийским правительством и другими воюющими сторонами. В этой связи отметим, что нынешнюю конференцию, видимо, стоит рассматривать в большей степени как попытку ряда  сил в ЕС переместить активность сирийской оппозиции именно на гуманитарный аспект кризиса в рамках поддержки усилий Брюсселя по купированию негативных последствий  в виде миграционных потоков. При этом рассматривать на сегодня эту конференцию как некую альтернативу порядком выдохшихся форматов переговоров в Женеве и Астане пока не стоит. Хотя такая разведка боем европейцами в рамках этой конференции, безусловно, имелась в виду. Они пытаются нащупать новые точки опоры.  Но по-прежнему реальную силу собой представляют только те силы сирийской оппозиции, которые имеют серьезный силовой компонент в самой Сирии.    Поскольку Сирия переживает период относительного спокойствия после прекращения огня после усилий посредников в марте 2020 года, сейчас можно достаточно обоснованно проанализировать  различные модели управления, которые возникли в стране. В настоящее время их четыре: Сирийское правительство спасения «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ. Запрещено в России) в Идлибе; возглавляемое оппозицией Сирийское временное правительство на севере; самопровозглашенная автономная область на северо-востоке, управляемая «Силами демократической Сирии» (СДС) с преобладанием курдов; и режим Асада, поддерживаемый Россией и Ираном. Рассматривая преимущества и слабости каждого из них, можно сделать вполне очевидный вывод, что только два могут быть успешными в долгосрочной перспективе: режим Асада и Сирийское временное правительство. Поддерживаемое ХТШ Сирийское правительство спасения (СПС/SSG) имеет серьезную базу поддержки в виде перемещенных сирийцев, проживающих в его регионе, но оно не имеет международного признания, а ХТШ считается террористической организацией всеми основными иностранными игроками на сирийском поле — ООН, США, Ираном. Турцией и Россией. Таким образом, у иностранных акторов нет стимула инвестировать в ее модель управления, хотя руководитель ХТШ Абу Мухаммед аль-Джулани и пытается позиционировать себя как самую весомую альтернативу Асаду и посылает сигнал международным акторам, укрепляя свои отношения с местными жителями и сообщая западному миру, что ХТШ не представляет для них угрозы, поскольку она хочет бороться только с режимом Асада. Пока, правда, эти попытки безуспешны.  Периодические атаки правительственных войск и союзников режима Асада не исключают возможность проведения всеобъемлющей военной операции против ХТШ в ближайшие месяцы, и в результате будущее  SSG остается неясным.

Так называемая Автономная администрация Северной и Восточной Сирии (AANES) контролирует районы на севере, находящимся под контролем СДС, в которых концентрируется серьезные производительные водные, топливные и сельскохозяйственные ресурсы. Но в то время как AANES поддерживается многими западными государствами, как дипломатически, так и финансово, этот район официально не признан автономным. Более того, после военной операции «Мирная весна», проведенной  Турцией США отступили из многих районов страны, переключив свое внимание на защиту месторождений сирийской нефти. Однако при администрации Дж.Байдена американская нефтяная компания, получившая разрешение на работу на северо-востоке Сирии от администрации Д.Трампа, не получила разрешения на возобновление своей деятельности — еще один пример нерешительной политики Вашингтона в Сирии. Для Турции СДС , в которой доминируют курдские «Отряды народной самообороны» (ОНМ/YPG), являются персоной нон грата из — за связей ОНС с запрещенной Рабочей партией Курдистана (РПК). ОНС были отстранены от процесса конституционных переговоров оппозиции, а возможность новой военной операции под руководством Турции против СДС постоянно присутствует, особенно если США полностью отступят из Сирии, как это было сделано в Афганистане. Сразу отметим, что такой сценарий маловероятен, поскольку США взяли на вооружение тактику сохранения своего военного присутствия на севере Сирии в рамках сдерживания расширения российского и иранского влияния. В этом, кстати, помимо масштабов присутствия, и есть ключевая разница   между Афганистаном и Сирией.

Сирийское временное правительство (СВП/SIG) находится несколько в ином положении. Турция была  и остается ключевым сторонником СВП, и возобновление работы пограничных переходов обещает значительный финансовый импульс для выживания этой структуры. Международное признание Сирийской национальной коалиции также укрепляет СВП, придавая ему авторитет в глазах западных государств как законному представителю сирийского народа. Тем не менее, есть много работы на внутреннем уровне, с необходимостью децентрализации командной структуры. Если этого удастся достичь, СВП действительно может стать альтернативным моделью управления для страны.

В последние годы режим Башара Асада одержал военную победу  над оппозиционными силами. Многие оппозиционеры бежали из страны или переселились в районы, контролируемые ХТШ или СВП, что дало Дамаску более «контролируемое» население в районах, где он сохраняет доминирование. Среди районов, удерживаемых режимом, недавние протесты в Дераа представляли собой исключение из правила, поскольку население города не было полностью переселено, и Дамаск вошел в регион через спонсируемую Россией сделку по примирению. В целом, стратегия режима по изгнанию оппозиционных сил из Сирии была в значительной степени успешной, что облегчило управление страной. И в то время как западные государства по-прежнему выступают против режима в Дамаске, некоторые арабские страны начали возрождать отношения с нм. При поддержке России президент Башар Асад всячески манипулировал  соглашениями о зонах деэскалации, чтобы расширить свой территориальный контроль, но его военное доминирование не укрепило сирийскую экономику, поскольку международные санкции и бесхозяйственность по-прежнему мешают сирийскому населению удовлетворять свои основные потребности. Тем не менее, США заявили, что они не стремятся свергнуть режим Асада, а скорее изменить его поведение. И, как полагают эксперты, Россия и Иран смогут обеспечить сохранение режима. Последние по времени комментарии Вашингтона в отношении Асада примечательны, поскольку они свидетельствуют о том, что в американской администрации действительно пока нет единого и четкого плана действий по сирийскому досье.   Таким образом, по всей вероятности, обозначенная первоначально Западом цель смены режима Асада остается фантазией. Это оставляет на повестке дня два одинаково для Запада  нежелательных варианта. Первый — это сохранение статус-кво: держать Асада в изоляции и подвергать санкциям, одновременно пытаясь максимально смягчить последствия его правления. Это включает в себя поддержку удерживаемых оппозицией анклавов и гуманитарную деятельность, где это возможно, в том числе для многочисленных сирийских беженцев. Отсюда и созыв оппозицией конференции в Берлине. Такой сценарий предполагает, что Сирия может оказаться такой же, как Ирак в 1990-е годы: задушенной санкциями извне и с жестоким режимом   изнутри.  Для западных лидеров, надеющихся остановить потоки беженцев и экстремистов, а также облегчить страдания сирийцев, это нежелательно. Но второй вариант еще менее приемлемый: какое-то примирение с Асадом. Это, по-видимому, даст стимул экспансии  России и Ирана, но ряд западных и арабских экспертов  уже утверждают, что это практический, реалистичный курс действий. Не сумев свергнуть Асада, имеет больше смысла позволить сирийской экономике и государству восстановиться, а не дожимать ее до точки коллапса, что может дать новый импульс потокам миграции и общей ситуации нестабильности в регионе. Эти эксперты  утверждают, что  более вероятно, что лоялисты свергнут Асада, если торговля будет возобновлена, поскольку они будут менее зависимы от режима. Более пессимистичный подход заключается в том, что Асад и его ближний круг больше всего выиграют от любого снижения санкций, но, по крайней мере, это может сделать Сирию более стабильной и менее склонной к разрушению региона.  Но на сегодня представляется крайне маловероятным, что какой-либо западный лидер рискнет нормализовать свои отношения с Дамаском. Действительно, «Большая семерка» недавно вновь заявила о своей оппозиции Асаду, объявив президентские выборы нелегитимными и выступив против любой нормализации отношений. Американская администрация отметилась в свою очередь новым пакетом санкций, правда в большей степени символичным. Это оставляет вариант сохранения статус-кво в качестве наиболее вероятного подхода, поскольку Сирия при Асаде продолжает стагнировать, но вряд ли рухнет в ближайшее время.

62.93MB | MySQL:102 | 0,559sec