2 июня Африканский союз (АС) вновь приостановил членство в этой организации Мали, где в мае был совершен второй за 9 месяцев военный переворот. Как отмечалось в коммюнике Совета мира и безопасности АС, эта мера будет действовать «вплоть до восстановления нормального конституционного порядка» в этой стране. АС призвал малийских военных «срочно и безусловно вернуться в казармы и воздержаться от любого вмешательства в политические процессы в Мали». Он потребовал создать условия для возвращения к демократическому переходному периоду. В противном случае АС пригрозил ввести адресные санкции и «другие меры наказания» против тех, кто мешает возвращению к переходному процессу.
Несколькими днями ранее было приостановлено членство Мали в Экономическом сообществе стран Западной Африки.
Напомним, что 18 августа 2020 г. в результате военного переворота был свергнут президент Мали Ибрагим Бубакар Кейта (ИБК). Переворот был совершен на фоне массовых антиправительственных манифестаций, продолжавшихся несколько месяцев и вызванных обвинениями в адрес ИБК в коррупции и проблем в сфере безопасности. Оказавшись под международным давлением, военные сначала формально поставили и руководства страной переходные власти, которые были призваны привести Мали в начале 2022 года к президентским и парламентским выборам. Но в мае военные, недовольные проявлениями самостоятельности со стороны переходных властей, свергли и их. После этого главой государства и переходным президентом Мали был объявлен полковник Ассими Гойта, главарь двух путчей.
3 июня А.Гойта встретился с представителями организации «Координация движений Азавада» (КДА), подписавшей мирные соглашения 2015 г. с Бамако и действующей на севере Мали. Ранее руководство КДА после второго военного переворота решило «не участвовать в переходном процессе без гарантированного компромисса относительного его приоритетов». После встречи с А.Гойтой руководство КДА изменило это решение. Во встрече участвовал 63-летний Хогюэль Кокалла Майга (ХКМ), которого прочили на пост нового премьер-министра и который являлся выдвиженцем протестного Движения 5 июня/Объединение патриотических сил (M5/RFP). Про последнего известно, что он является ярым критиком мирных соглашений 2015г.
2 июня США назначили награду в 7 млн долларов за информацию, которая помогла бы локализовать или идентифицировать нового главаря «Аль-Каиды в странах (исламского) Магриба» (АКИМ) алжирца Язида Мубарака (боевой псевдоним – Абу Убейда Юсеф аль-Аннаби). Он сменил на посту главаря АКИМ в ноябре 2020г. своего соотечественника Абдельмалека Друкделя, уничтоженного в июне того же года в ходе спецоперации французских военных на севере Мали.
Я.Мубарак будучи боевиком действовавшей в Алжире Салафистской группы проповеди и джихада попал в американский «черный список» международных террористов еще в сентябре 2015 г. Затем он возглавлял пропагандистскую структуру АКИМ, регулярно появляясь на видеороликах этой группировки.
АКИМ подчиняются несколько джихадистских группировок, действующих в Сахеле, которые с 2017г. состоят в Группе поддержки ислама и мусульман (ГПИМ).
3 июня Министерство обороны Франции объявило, что эта страна «решила приостановить совместные военные операции с малийской армией» в ожидании гарантий относительно возвращения гражданских к власти в Мали по итогам запланированных на февраль 2022г. выборов. Одновременно Франция приостановила выполнение миссий советников при малийской армии. Этим решением Париж фактически осудил второй военный переворот в Мали и поддержал давление, оказываемое мировым сообществом на путчистов. Как уточнило французское военное ведомство, французский контингент «Бархан» численностью 5100 человек продолжит военные операции в Сахеле в одиночку. В то же время европейский контингент «Такуба», созданный по инициативе Франции из подразделений спецназначения, также приостановил свое функционирование. Немедленно из штабов «Бархан» и «Такуба» в Севаре и Менака соответственно были удалены представители малийской армии.
4 июня Всемирный банк приостановил свои финансовые операции в Мали на время, которое потребуется «для оценки ситуации».
4 июня ХКМ заявил, что Мали при новых властях выполнит свои международные обязательства, которые «не противоречат фундаментальным интересам малийского народа». Однако, по его оценке, введенные против Бамако санкции усложнят ситуацию в стране.
5 июня коалиция проправительственных вооруженных групп «Платформа» объявила, что двумя днями ранее в районе г.Менака н а северо-востоке Мали неизвестные лица убили по меньшей мере 11 туарегов из племени ибоголитан.
7 июня полковник А.Гойта принес присягу в качестве президента Мали на переходный период. В ходе церемонии присяги он был в военной форме. Тут же на пост премьера, как и ожидалось, был назначен ХКМ. Последний трижды ( в 2002, 2013 и 2018 годах) был кандидатом на избрание в качестве президента. Таким образом А.Гойта удовлетворил требование мирового сообщества о том, чтобы премьер на переходный период был гражданским. Про ХКМ известно, что он учился в СССР в 1970-е годы. Работал в Телекоммуникационной компании Мали. Неоднократно занимал министерские посты.
11 июня временный президент А.Гойта назначил новое правительство Мали. Ключевые посты в нем – министров обороны, безопасности и национального примирения – получили военные. В частности, пост министра обороны вновь получил активный участник путча 20 августа 2020 г. Садио Камара. Его снятие с этого поста в конце мая – соответствующее решение принял бывший временный президент Ба Ндау – во многом вызвало второй путч. Еще один участник августовского путча Исмаэль Вагюе сохранил за собой портфель министра национального примирения. Видный активист M5/RFP Ибрахима Икасса Майга возглавил Министерство перестройки государства. Абдулайе Диоп, занимавший при ИБК пост главы МИД, вновь возглавил это ведомство.
13 июня новый переходный премьер Мали провел первое заседание своего кабинета, объявив очень насыщенную «дорожную карту» действий правительства, которые в итоге должны привести к выборам в феврале 2022 года. По оценке премьера, до выборов страну ожидает «самый критичный период в нашей новейшей истории».
Приоритетами нового правительства, по его словам, станут улучшение ситуации в сфере безопасности, политические и институционные реформы, организация выборов, решение социальных проблем. Очень тревожный сигнал – новый премьер объявил о намерении «перечитать с умом» текст мирного соглашения 2015 г., пообещав при этом, что его «фундаментальные принципы» будут сохранены.
10 июня Франция, явно уставшая от капризов некоторых своих африканских партнеров, объявила о прекращении операции «Бархан» в зоне Сахеля, продолжавшейся 8 лет. На самом деле речь шла не о прекращении операции, а об ее «глубоком» переформатировании – сокращении — с участием международного антиджихадистского альянса, основу которого составят французские военные в составе контингента «Такуба». В любом случае французские силы в Сахеле будут сокращены до 2500 человек до 2023 года.
Уже 11 июня министр обороны Франции Флоранс Парли объявила, что 5 июня французские военные уничтожили полевого командира АКИМ Байе аг Бакабо, который нес ответственность за похищение и убийство в 2013 г. двух журналистов французской радиостанции RFI. Вместе с ним были уничтожены еще 3 боевика.
16 июня Генштаб французской армии сообщил, что в Мали во время совместного патрулирования в бою с джихадистами погиб 1 военнослужащий из Нигера, 2 французских военных получили ранения. Действия патруля прикрывали французские вертолеты и самолеты.
В тот же день в Париже было объявлено об аресте 11 июня в зоне «трех границ» видного полевого командира группировки «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГ запрещено в РФ). Речь идет об Дади ульд Хуэйбе (боевой псевдоним – Абу Дардар), который сдался без сопротивления. Ранее Абу Дардар состоял в Движении за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА), многие бойцы которого перешли в ИГ. В 2014 г. он был арестован и передан малийским властям, однако в октябре 2020 его освободили вместе с 200 другими джихадистами в обмен на освобождение 4-х заложников.
14 июня Совбез ООН на основании воли большинства его участников потребовал, чтобы в Мали 27 февраля 2022г. прошли «свободные и честные» выборы без участия в них действующих руководителей страны. Он же высказался за продолжение мандата Миссии ООН в Мали (Minusma) в ее существующем составе. Он действовал до 30 июня.
17 июня Минобороны Франции сообщило, что в конце июля генерал Лоран Мишон заменит генерала Марка Конрайта на посту главы контингента «Бархан». Новый командующий до этого назначения командовал 3-й дивизией. Ранее выпускник престижного училища в Сен-Сир неоднократно участвовал в зарубежных миссиях французских военных, и в частности, в Боснии, Косово, Ливане, Чаде, Кот-д`Ивуар, Габоне, ЦАР и Руанде. Его миссия в Мали продлится 1 год. Согласно французским планам, военные из контингента «Бархан» до конца 2021 г. оставят их базы на севере Мали в Тессалите, Кидале и Томбукту с тем, чтобы сконцентрировать их усилия в зоне «трех границ», опираясь на базы в Гао, Менака и Ниамее (Нигер).
17 июня парламент Румынии одобрил решение властей этой страны отправить 45 военнослужащих в состав европейского контингента «Такуба» в Мали. Туда румынские военные должны прибыть в 4-м квартале 2021 г.
21 июня террорист-смертник с помощью заминированной автомашины атаковал бронемашину контингента «Бархан» в г.Госси в центральной части Мали. В результате атаки пострадали 6 французских военных и 4 малийских гражданских.
25 июня заминированная автомашина была подорвана близ временной базы Minusma близ деревни Ихагара в районе Гао. В результате атаки ранения получили 15 «голубых касок». Большинство пострадавших было из Германии. В тот же день 6 малийских солдат погибли в результате атаки джихадистов на их блок-пост близ деревни Бони в центральной части Мали.
В Буркина-Фасо 5 июня было объявлено, что в ночь со 2 на 3 июня в двух атаках на севере страны в зоне «трех границ» были убиты по меньшей мере 160 гражданских лиц, в том числе 20 детей. В частности, в результате атаки на деревню Солхан в провинции Ягха погибли 145 человек. Эта атака стала самой смертоносной со времени начала атак джихадистов в 2015 г. В зоне «трех границ» между Буркина-Фасо, Мали и Нигером действуют группировки, связанные с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе запрещены в РФ). 8 июня связанная с «Аль-Каидой» «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) опровергла какую-либо свою причастность к атаке на Солхан и осудила ее, дав тем самым понять, что за этой атакой стоит ИГ.
14 июня буркинийские военные сообщили, что в ходе операции по прочесыванию местности после бойни в Солхане в период с 7 по 13 июня им удалось уничтожить до 10 террористов.
21 июня они же сообщили, что в период с 14 по 16 июня уничтожены 11 джихадистов и 3 их базы.
24 июня парламент Буркина-Фасо продлил чрезвычайное положение в ряде провинций страны, действовавшее с декабря 2018 г.
В Нигере 12 июня неизвестные вооруженные лица открыли огонь по дому спикера парламента Сейни Умару. В результате обстрела погиб один телохранитель главы Национальной ассамблеи, один получил ранения. Ответственность за эту атаку 22 июня взяло на себя «Исламское государство в Западной Африке».
24 июня было объявлено о гибели в районе Тиллабери на западе страны, находящемся в зоне «трех границ», 19 гражданских лиц. Они погибли результате двух атак джихадистов.
В целом, действия Франции в Сахеле понятны. Отныне она сняла с себя функцию обеспечения безопасности в районах, где власти стран региона не присутствуют. Теперь, похоже, французские военные займутся целевым отстрелом главарей джихадистов и поддержкой действий военных стран Сахеля. Это может привести к тому, что ряд районов на севере Мали может перейти под контроль либо джихадистов, либо туарегов.