О новой ВМБ Египта на побережье Средиземного моря

В соответствии с планами развития ВМС Египта и совершенствования инфраструктуры их базирования 3 июля 2021 года президент страны Абдель-Фаттах ас-Сиси открыл новую военно-морскую базу (ВМБ) на побережье Средиземного моря в районе Гаргуб (Gargoub). Объект равноудален от границы с Ливией и принятой в эксплуатацию в июле 2017 года ВМБ «Мухаммед Нагиб» (Марса-Матрух, 160 км к западу от Александрии). В структуре египетских ВМС новая ВМБ получила название «3 июля» в память о 3 июля 2013 года, когда, в результате поддержанного армией народного восстания Египет победил группировку «Братьев-мусульман» и отстранил от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси.

Согласно публикациям, ВМБ «3 июля», в настоящее время считается крупнейшей в своем роде в Египте и является частью усилий военно-политического руководства по модернизации ВМС страны. В планах правительства строительство нескольких аналогичных объектов для защиты 2200 км береговой линии Египта. Так, вновь созданный в составе ВМС Египта Южный флот уже дислоцируется на открытой в январе 2020 года на побережье Красного моря объединенной (ВВС и ВМС) базе Беренис (Berenice). Действующий в Средиземном море Северный флот получил в свое распоряжения ВМБ «Мухаммед Нагиб» и «3 июля». Сообщается также о скором открытии еще одной ВМБ к востоку от Порт-Саида, на северной оконечности Суэцкого канала.

Передача флоту нового объекта инфраструктуры прошла в торжественной обстановке. На церемонии открытия присутствовали наследный принц эмирата Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль Нахайян, глава Президентского совета Ливии Мухаммед аль-Манфи, а также официальные лица других союзников Египта. Элементом мероприятия также стало начало комплексных военных учений «Кадер 2021» (Qader 2021) с участием всех видов ВС Египта.

Как отметил в своей речи Командующий ВМС Египта вице-адмирал Ахмед Халед Хасан Саид, ВМБ «3 июля» является последним краеугольным камнем в развитии логистических центров, обслуживающих египетские силы, в Красном и Средиземном морях – двух наиболее важных стратегических регионах мира. Миссия же ВМС Египта в этих акваториях заключаются в обеспечении национальной безопасности, защите морских экономических ресурсов, борьбе с терроризмом, нелегальной миграцией и контрабандой.

Возведенная на площади 10 кв. км ВМБ «3 июля» представляет собой сложный комплекс взаимоувязанных объектов военного и общегражданского назначения, расположенный примерно в 140 км от ливийской границы.

Согласно открытым источникам, на территории базы размещено 74 различных сооружения. Среди них: элементы портовой инфраструктуры и аэродром; места для дислокации боевых частей; объединенный военно-морской учебный центр; десантный вертолетный док, способный разместить до 4 вертолетов; 7 полигонов, оборудованных для проведения совместных тренировок и выполнения задач с дружественными странами; военно-медицинские учреждения. Кроме того, на объекте расположены гостиницы, конференц-зал, спортивные комплексы, открытые театры, сервисные службы, мечеть.

В структуре ВМБ предусмотрен оперативный центр, оснащенный системой командования и управления, связанной с национальными системами C4I и C5I. По данным Мухаммеда аль-Кенани, египетского исследователя и аналитик Арабского форума по анализу иранской политики (Arab Forum for Analysing Iranian Policies, Каир),  особенностью ВМБ «3 июля» является автономия в отдаче приказов, «которая обеспечивает эффективный способ обмена данными и более быстрое вмешательство в случае развития любых угроз». Оперативный центр «облегчает процесс взаимодействия боевых кораблей в целом, экономя время и усилия, минуя обращение в Главный командный центр».

Ранее, процесс боевого управления проходил централизованно и осуществлялся через Главный командный центр в Рас Эль-Тине (Ras El-Tin, Александрия). После разделения ВМС Египта на Северный и Южный флоты, каждой ВМБ выделен собственный центр управления и контроля. «Ключевым является то, что новый центр не только предназначен для руководства военно-морскими операциями, но и связан с другими центрами командования и управления видов и родов войск вооруженных сил и центрами раннего предупреждения Египта», — пояснил М.аль-Кенани.

Портовые сооружения включают военную и коммерческую зоны. Военный пирс имеет длину 1000 м и глубину 14 м, коммерческий – 2936 и 17 м, соответственно. Глубина и размеры акватории позволяют принимать крупные корабли, вплоть до авианосцев типа «Джеральд Р. Форд» ВМС США.

Хотя точный состав сил с постоянной дислокацией на ВМБ «3 июля» пока не определен, отмечается, что на момент проведения торжественного открытия на мероприятии присутствовали 47 кораблей. Над всеми был поднят египетский флаг, официально ознаменовавший начало их службы в ВМС страны. В их составе: 2 многоцелевых фрегата FREMM проект «Берганини» итальянского производства, одна подводная лодка типа 209/1400 немецкого производства, один корвет типа Gowind – корабль египетской постройки, созданный в рамках французско-египетского партнерства между French Naval Group и Alexandrian Arsenal. Кроме того, 10 патрульных катеров дальнего действия, 4 быстроходных катера ближнего действия, 28 жестких надувных лодок «1200 Rafale» и одна спасательная лодка.

Касаясь предназначения ВМБ «3 июля», Командующий ВМС Египта А. Халед указал на то, что она призвана гарантировать мир и безопасность. «Без безопасности и стабильности регион не может развиваться», — заметил он. Ближний Восток переживает одну из самых конфликтных эпох в своей истории. Хотя Египет не был напрямую вовлечен ни в один из конфликтов, но он пострадал от них, а в некоторых случаях сразу же оказался под угрозой. Вместе с тем, Египет полон решимости избегать бесполезных и дорогостоящих войн, для чего он разработал эффективные средства военного сдерживания. Ущерб, нанесенный конфликтами и кризисами, поразившими регион в течение последнего десятилетия, обойдется в триллионы долларов. По оценкам экспертов ООН, восстановление страны до уровня, предшествовавшего началу конфликта, займет от 45 до 50 лет в Сирии, от 26 до 40 лет в Йемене и от 15 до 20 лет в Ливии.

По оценкам же экспертов, открытие базы «3 июля» свидетельствует о решимости Египта утвердить себя в качестве региональной военно-морской державы, обладающей  возможностями, достаточными, чтобы бросить вызов усилиям своих конкурентов. «Новая база является важной отправной точкой для вмешательства в случае любых угроз, которые могут возникнуть в Ливии», — подчеркивает М.аль-Кенани. Как известно, после июля 2020 года Ливию и Египет объединяет соглашение об обороне, которое позволяет Каиру прибегнуть к силе в случае террористических угроз или вмешательства региональных держав в Ливии. В Египте видят вызовы ливийской безопасности, как со стороны исламских боевиков, так и со стороны иностранных держав, уделяя особое внимание Турции, которая расширяет зону своего влияния и контроля над богатыми нефтью и газом районами Средиземноморья.

Как известно, Каир и Анкара разорвали отношения после свержения в 2013 году М.Мурси, которого поддержал его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган. В последние годы Турция предприняла шаги по нормализации отношений с Египтом, но последний выдвинул ряд условий, включая прекращение агрессивных действий Анкары в Восточном Средиземноморье, на севере Ирака, Сирии и в Ливии, а также поддержку Турцией того, что Египет называет террористическими организациями в регионе.

В этой связи, как поясняет отставной полковник ВВС Кувейта Зафер Аладжми (Zafer Alajmi), неудивительно, что дальность действия сил, дислоцированных на базы, также «предотвращает присутствие возможной турецкой базы на ливийско-египетской границе». Кроме того, если Каир действительно хотел «расстроить Анкару», новая база предоставляет прекрасную возможность для сотрудничества с Грецией, историческим и все еще действующим соперником Турции. Вероятно, что ВМБ «3 июля» будет работать, как «узел связи с Грецией для окружения Турции, потому что греки хотят быть частью определенной схемы, направленной на ограничение турецкого присутствия в этом районе». База также заполняет «географически неоправданную египетскую пустоту» со стороны Ливии, поэтому для Каира жизненно важно иметь там стратегическое присутствие. «Это четкий сигнал для любой силы, которая может представлять угрозу», — настаивает З.Аладжми.

Новая ВМБ «3 июля» имеет для Египта и важное экономическое значение. Прежде всего, объект несет двойную военно-гражданскую функцию, которая отчетливо просматривается из его структуры: наличие военного и коммерческого причалов. Последний, оборудован для проведения логистических операция и обслуживания коммерческих морских перевозок. Египет планирует начать разведку нефти и газа на западе исключительной экономической зоны, простирающейся до границы с Ливией. Намечено также строительство нефтехимического завода к западу от Эль-Аламейна – «3 июля» может стать важной точкой экспорта и импорта этих ресурсов. В целом, беглый взгляд на расположение военно-морских объектов вдоль северного побережья Египта и жизненно важного маршрута от Суэцкого канала до Баб-эль-Мандеба свидетельствует о подготовке страны к расширению торгово-экономического сотрудничества, начиная с Ливии, которая, по некоторым оценкам, находится на пороге восстановления.

С учетом размеров и оборудования ВМБ «3 июля» также будет способствовать дальнейшему укреплению военно-дипломатических связей Египта. Объект полностью оборудован для организации совместных учений и маневров, которые Египет проводит с союзными и дружественными странами. Не случайно, что учения «Кадер 2021» начались одновременно с открытием базы. За последние несколько лет ВМС Египта приняли участие в более 100 совместных мероприятиях и тренировках с 17 странами. Часть из них проходила в рамках соглашений о военном сотрудничестве с государствами Восточного Средиземноморья (например, учение «Медуза» с Грецией и Кипром), а другие – в рамках продолжающейся серии военных маневров с различными мировыми державами, от США и Европы до России («Мост египетско-российской дружбы 3» в 2020 году, в Черном море). Очевидно, что при такой активности ВМС страны ВМБ «3 июля» минимум станет транзитным пунктом для дозаправки и размещения союзников Египта, таких как США и НАТО, а также местом проведения совместных военно-морских тренировок, учений и поисково-спасательных операций.

Таким образом, открытие Египтом новой современной ВМБ свидетельствует о последовательном и твердом курсе военно-политического руководства страны на укреплении и наращивание возможностей ВМС страны. Место положения ВМБ «3 июля» дает сигнал вероятным противникам и конкурентам (в первую очередь Турции) о готовности Каира отстаивать свои интересы в этой части Средиземного моря. Вместе с тем, инфраструктура базы и наличие в ней коммерческого сектора подчеркивает открытость Египта для развития взаимовыгодного сотрудничества как в военной, так и в гражданской сферах. Очевидно, что в зависимости от позиции руководства страны новая ВМБ может стать как точкой поддержки, так и противодействия интересам России в этом регионе.

52.49MB | MySQL:103 | 0,445sec