Шейх Абдулла бен Ахмед Аль Халифа, заместитель министра иностранных дел Бахрейна по политическим вопросам, отвечающий за отношения с Израилем, и заместитель генерального секретаря Высшего совета обороны, прибыл в Тель-Авив 8 августа этого года с четырехдневным рабочим визитом. Это был его третий приезд, в ходе которого он встретился с президентом Израиля Ицхаком Герцогом, премьер-министром Нафтали Беннетом и министром иностранных дел Яиром Лапидом, а также с Талем Кельманом, главой Стратегического отдела Управления планированием Армии обороны Израиля. Одной из задач этого ведомства является противодействие Ирану. На встрече с израильскими военными аль-Халифа обсудил пути укрепления связей между странами в сфере безопасности. Согласно пресс-службе израильской армии, «было проведено совещание по стратегическим вопросам, на котором обсуждались как общие проблемы, так и возможности в регионе для Израиля и Бахрейна».
Выступая на брифинге для прессы в Иерусалиме, представитель Бахрейна сделал ряд заявлений, в частности, раскритиковал Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) от 2015 г., более известный как ядерная сделка с Ираном, т.к. она «разжигает кризисы на Ближнем Востоке». Он сказал, что его страна надеялась, что СВПД «откроет новую страницу для Ирана и региона», но вместо этого «увеличилось количество беженцев в Европу, произошел больший всплеск экстремизма и ненависти во многих точках Ближнего Востока». По его словам, нет «ни одного положительного следствия из этого соглашения».
В Израиле аль-Халифа говорил о попытках шиитского Ирана дестабилизировать Королевство Бахрейн, где суннитская королевская семья правит шиитским большинством. По его словам, иранцы поддерживают экстремистов и занимаются контрабандой наркотиков, оружия и взрывчатых веществ. Он также обвинил Тегеран в гибели десятков гражданских лиц и сотрудников службы безопасности Бахрейна. Согласно аль-Халифе, страны Персидского залива передали администрации Джо Байдена свои опасения по поводу ситуации в регионе. Ведь «СВПД был сосредоточен только на ядерной программе и игнорировал другие вопросы, волнующие регион». «Если посмотреть на кризисы на Ближнем Востоке, вы повсюду увидите отпечатки пальцев Ирана. К сожалению, в соглашении не рассматриваются агрессивное поведение Ирана и его программа создания баллистических ракет», – сказал он во время встречи с президентом Израиля И.Герцогом. Израильские СМИ в подтверждение его слов напомнили о том, что Иран поддержал «Хизбаллу» и ХАМАС в атаках на «сионистского врага»[i].
В это же время в Израиль прилетел директор Центрального разведывательного управления США Уильям Бёрнс для переговоров, которые, по словам официальных лиц, также касались в основном Ирана. Он встретился с премьер-министром Н.Беннетом и Давидом Барнеа, главой разведслужбы «Моссад» и другими высокопоставленными представителями израильского министерства обороны. В СМИ отмечается, что визит состоялся на фоне зашедших в тупик непрямых переговоров в Вене между США и Ираном о возобновлении ядерной сделки 2015 г. Однако помимо иранского вопроса, в повестке дня У.Бернса была также встреча в Рамалле с официальными лицами Палестинской национальной администрации (ПНА), в том числе с ее лидером Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) и главой разведки Маджедом Фараджем[ii].
По мнению израильских экспертов, нормализация отношений между Израилем и Бахрейном, имеет серьезное значение в противостоянии еврейского государства «иранской угрозе» (особенно, как нам представляется, в контексте политики Байдена в отношении Ирана и попыток договориться по ядерной сделке). Так, согласно написанной в дни подписания «Авраамовых соглашений» статье «Иран: нормализация отношений с Израилем ускоряет конец режима в Бахрейне» старшего научного сотрудника Иерусалимского центра публичной политики подполковника Майкла Сегала (специализируется на стратегических вопросах, прежде всего, Иране и терроризме), «начались подстрекательства шиитов в Бахрейне к организации государственного переворота против королевской семьи; возможен «крымский» сценарий действий Ирана против Бахрейна»[iii].
По мнению израильского эксперта, «нормализация отношений между Израилем и Бахрейном – это тяжелый и болезненный удар по мягкому подбрюшью Ирана». В отличие от ОАЭ, Бахрейн имеет особое историческое и религиозно-политическое значение для Тегерана». В королевстве большинство населения составляют шииты, контролируемые суннитским меньшинством, частично персидского происхождения. Бахрейн находился под властью Персии (1602-1783) и был иранской провинцией, которая даже отправляла своих представителей в парламент. В последние годы, особенно во время пребывания у власти президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада (2005-2013), да и раньше, звучали призывы вернуть Бахрейн под иранское правление.
Бахрейн – член Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. На его территории размещена главная военно-морская база ВМС США в регионе Персидского залива и база Британского королевского флота на Ближнем Востоке. «Бахрейн фактически стал «микрокосмом» для значительных процессов, которые потрясают Ближний Восток и постепенно разрушают старый порядок и нарративы (со времен соглашения Сайкс-Пико) и заменяют их новым порядком в виде «сделки века» и [плана] «экономического процветания»».
Эксперт JCPA в своей статье отмечает, что «с начала «арабской весны» и задолго до этого Иран, в основном с помощью Корпуса стражей исламской революции (путем вербовки и подстрекательства шиитского населения инструкторами ливанской «Хизбаллы», создания секретных ячеек по модели, примененной в Ираке и Йемене, когда через местные шиитские ополчения продвигаются интересы Ирана и подготавливается почва для свержения правительств) подрывает внутреннюю стабильность в Бахрейне с целью свержения суннитского правления. Спецподразделение КСИР «Аль-Кудс» стояло за созданием в Бахрейне в 2013 г. бригад «Малик аль-Аштар», сил Исламского сопротивления по модели «Хизбаллы», для свержения бахрейнской монархии». КСИР предоставил взрывчатку, оружие и проводил обучение, в том числе в иракских лагерях. Боевики «Малик аль-Аштар» осуществляли нападения (убийства и взрывы автомобилей) на силовиков и ряд объектов в Бахрейне. Силы безопасности королевства время от времени арестовывают членов организации, некоторые из них казнены.
Ливанская «Хизбалла» в Бахрейне признана «террористической организацией». В прошлом году Манама приняла ряд мер и оштрафовала ряд иранских физических лиц и банков, подозреваемых в отмывании денег и переводе средств для финансирования терроризма в обход санкций. Был также создан комитет по борьбе с терроризмом и экстремизмом с упором на прекращение финансирования соответствующих организаций.
Израильский эксперт полагает, что решение Бахрейна нормализовать отношения с Израилем, что было поддержано Саудовской Аравией, приведет к тому, что «иранцы только активизируются в попытках подорвать королевство, используя местных шиитских террористов и шиитские оппозиционные партии, действующие при поддержке ливанской «Хизбаллы»». В качестве подтверждения он ссылается на ведущие СМИ Ирана, в том числе на газету ««Кейхан», отражающую взгляды атоллы Али Хаменеи, которая подстрекала жителей Бахрейна к использованию оружия для реализации своих прав», и помимо прочего заявляла о том, что «близится конец Израилю».
М.Сегал пишет о том, что в процессе нормализации отношений между Израилем и арабскими странами иранский МИД и официальные лица предостерегали, что будет нанесен «ущерб безопасности региона со стороны сионистского режима»; они возлагали ответственность за последствия на руководство Бахрейна, угрожали, что «королевство ожидают трудные времена» за «предательство исламского и палестинского дела»; они обвиняли «правительство Бахрейна в совершении фундаментальной ошибки, в связи с тем, что оно предпочло найти убежище в лоне режима, оккупирующего Иерусалим [Израиль], вместо того, чтобы получить легитимность от своего народа».
Израильский эксперт упоминает о том, что в руководстве КСИР выступали с «резкими и вопиющими заявлениями, разжигающими восстание и гражданские протесты в Бахрейне». В некоторых из них содержатся предостережения королю Хамаду ибн Исе Аль Халифе и «другим высокопоставленным предателям в бахрейнском режиме от открытия ворот для проникновения сионистского режима и его влияния в стратегическом районе Персидского залива и Оманском море…» Им предрекается «стать мишенями для священного гнева и злобной мести со стороны исламской нации, прежде всего, шиитов Бахрейна…»
Некоторые СМИ, по словам эксперта JCPA, аналогичным образом «пытались настроить народ Бахрейна против правящего режима», утверждая, что «династия Бахрейна утратила свою легитимность, когда согласилась нормализовать отношения с Израилем, обслуживая кампанию президента США Трампа». В самом Иране «все СМИ широко цитируют выступления представителей оппозиционных сил в Бахрейне, осуждающих это соглашение [с Израилем]». В качестве примера эксперт приводит некоторые заголовки: «Бахрейн восстает против Аль Халифы в знак протеста против декларации о нормализации отношений с Израилем», «Режим меньшинства Аль Халифы подписал свой смертный приговор».
В Иране широко цитировались высказывания шиитского священнослужителя в Бахрейне аятоллы Исы Ахмеда Касема, согласно которому «власти переживают психологическое поражение и заинтересованы в том, чтобы навязать его народам [Персидского залива], поэтому народы должны противостоять этому пораженческому духу своих лидеров»; «те, кто предал кровь бахрейнских мучеников и принес в жертву палестинский народ, очень скоро окажутся на свалке истории вместе с быстро приближающимся концом Израиля». Отметим, что Иса Ахмед Касем еще в 2016 г. был лишен бахрейнского подданства, поскольку, согласно заявлению властей, «использовал его для организации группировок, подконтрольных зарубежным религиозно-политическим структурам»[iv].
М.Сегал отмечает, что крупнейшая шиитская оппозиционная партия Бахрейна «Исламское национальное общество» «в духе своего иранского покровителя» определила установление отношений с «сионистским врагом» (Израилем) как «предательство ислама и арабов» и «ущерб палестинскому народу».
По его словам, «Иран претендует на суверенитет над Бахрейном и находит для этого исторические предпосылки, в частности в том, что остров находился под властью персов (1602-1783). После того, как Соединенное Королевство в конце 1960-х гг. решило вывести свои войска из Персидского залива, Иран вновь предъявил претензии на суверенитет над Бахрейном. Однако на референдуме 1970 г., на котором был поставлен вопрос о независимости или присоединении к Ирану, жители королевства сделали выбор в пользу независимости. Иранский шах перестал поднимать этот вопрос, который снова встал после Исламской революции в Иране 1979 г. С того времени, Тегеран периодически включает его в повестку дня, наряду с претензиями к Объединенным Арабским Эмиратам по поводу трех спорных островов (Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб) в стратегически важном Ормузском проливе».
Израильский эксперт отмечает, что «официальные лица Ирана продолжают утверждать, что до обретения независимости [от Великобритании в 1971 г.] Бахрейн являлся 14-й провинцией Ирана и даже был представлен в иранском Меджлисе (парламенте)». Они резко критикуют «позорное» решение шаха отказаться от этих притязаний». В подтверждение, он ссылается на Хусейна Шариатмадари, главного редактора «Кейхан» и «приближенного к иранскому руководству», который в 2007 г. заявил, что «правительства стран Персидского залива были сформированы в результате прямого вмешательства мировых снобов (западных держав авт.)… и обвиняются своими народами в сотрудничестве с сионистским образованием… Они прекрасно понимают, что землетрясение, вызванное Ираном (Исламской революцией авт.), рано или поздно приведет к краху их незаконные режимы». Он добавил, что «это не его личное мнение, а мнение народов Ирана и Бахрейна».
По словам М.Сегала, «такие высказывания задевают арабский характер, независимость и суверенитет Бахрейна, усиливают там опасения по поводу продолжения иранской подрывной деятельности и неоднократных попыток свергнуть монархию». «Для Ирана Бахрейн – очень важный и острый вопрос. На протяжении многих лет Тегеран пытается разжечь протест шиитского большинства против суннитского правления. Решение Бахрейна пойти по пути нормализации отношений с Израилем также связано с внутренними событиями в Бахрейне и страхом перед продолжающимся протестом шиитов в Королевстве. Шиитское большинство (70% населения) время от времени и с разной интенсивностью бросает вызов суннитской королевской семье».
По мнению израильского эксперта, «нормализация отношений с Израилем, которую выбрал Бахрейн, является еще одним признаком процесса глубоких изменений, которые меняют политический, политико-религиозный и социальный ландшафт Ближнего Востока и переопределяют отношения региона с США и Израилем, особенно вдоль линии суннитско-шиитского разлома и в свете иранской угрозы».
М.Сегал полагает, что Иран стремится обратить процессы «арабской весны» в «исламское пробуждение». Стихли народные протесты, десять лет назад охватившие арабский мир и затронувшие Бахрейн. Однако опасения остались, ситуация в Королевстве стала «отражением слабости арабского и западного мира перед лицом продолжающегося усиления военного присутствия Ирана, несмотря на санкции». В то же время в Бахрейне существуют разногласия внутри самого шиитского сообщества: между сторонниками Ирана, ливанской «Хизбаллы» и шиитских авторитетов в Ираке. Шиитское большинство разделяется по следованию религиозным авторитетам (Али Хаменеи или Али ас-Систани, духовному лидеру шиитов Ирака, представляющему квиетистский ислам, который в отличие от господствующего в Иране принципа «велаят-е-факих», отвергает активное участие духовенства в политике). Таким образом, Бахрейн, разделяясь по этническому и религиозному принципу (между арабами и персами, шиитами и суннитами), является ареной ожесточенной борьбы региональных акторов, представляющих разные полюса в исламе (шиитский Иран и суннитская Саудовская Аравия) и международных игроков (США, Великобритания, Израиль).
В процессе нормализации отношений с Израилем, представляется М.Сегалу, «Бахрейн демонстративно выбрал американского защитника перед лицом растущей угрозы со стороны Ирана, усиливая тенденцию, отрицающую связь между нормализацией отношений с Израилем и решением палестинской проблемы». «Падение суннитского правления в Бахрейне, к чему Тегеран начал подталкивать десять лет назад, открыло бы иранцам прямой путь с востока (Бахрейн граничит с Саудовской Аравией) в самое сердце суннитского мира. Позднее Ирану удалось закрепиться на южных границах Саудовской Аравии – в Йемене – через шиитских повстанцев-хоуситов».
Израильский эксперт отмечает, что согласно публикациям WikiLeaks, королевская семья Бахрейна (наряду с другими государствами Персидского залива, включая Саудовскую Аравию) выражала высокопоставленным официальным лицам США сильную обеспокоенность по поводу политических угроз со стороны Ирана (заявлений, что «Бахрейн является частью Ирана»), военных вызовов (в виде ядерной программы и военно-морских сил) и иранского влияния в регионе (особенно в Ираке и Персидском заливе). Они указывали на необходимость сформулировать регионально-арабский ответ Ирану и создать международный зонтик для защиты от него.
По мнению М.Сегала, «установление Израилем дипломатических отношений с Бахрейном и ОАЭ отражает стратегические события в регионе, которые вызваны сменой центров силы и приоритетов арабского мира. Некоторые из них стали результатом «арабской весны», а некоторые вызваны опасениями стран Персидского залива Ирана, что сближает их с Соединенными Штатами и Израилем. В результате они решили положиться на США (и Израиль), а это резко контрастирует с неоднократными заявлениями Тегерана о том, что безопасность Персидского залива должна находиться в руках региональных держав».
Эксперт JCPA не сомневается в том, что процесс нормализации отношений между арабскими странами и Израилем подтолкнет Иран к более активной подрывной деятельности, в частности, направленной на свержение монархии в Бахрейне. Вопрос заключается только в том, «попытается ли Иран, который искренне опасается увеличения «сионистского» присутствия в регионе Персидского залива, осуществить вторжение в Бахрейн в российском стиле, чтобы вернуть себе суверенитет над островом, который по его мнению, принадлежит ему, и отважится ли он на прямое столкновение с США».
М.Сегал допускает, что «такой сценарий обсуждается в Иране и на случай непредвиденных обстоятельств разработаны планы для его реализации». «Кроме того, Бахрейн, самое маленькое и богатое из государств Персидского залива, может стать целью в иранском ответе (баллистическими, крылатыми ракетами, БПЛА) против американских военных в случае конфликта в Персидском заливе или масштабного столкновения между Ираном и Пятым флотом США». В этой связи отмечается, что бахрейнские самолеты F-16 участвуют в арабской коалиции, действующей против хоуситов в Йемене.
Иран продолжает рассматривать Бахрейн как плацдарм для влияния на суннитскую территорию и пытается взять в осаду Саудовскую Аравию со стороны Ирака (северо-восток), Йемена (юг), Бахрейна (восток), к тому же поджигает богатый нефтью саудовский регион, где проживает многочисленное шиитское меньшинство. На этом фоне, полагает израильский эксперт, Эр-Рияд продолжит прилагать военные, политические и экономические усилия по экономической и политической стабилизации Бахрейна, а также постарается добиться того, чтобы шиитское большинство Королевства не поучило реальных политических прав, что может оказаться заразительным и привести к волнениям среди саудовских шиитов. В этом контексте Саудовская Аравия незамедлительно поддержала нормализацию отношений между Израилем и Бахрейном.
[i] Report: Iran deal increased ‘extremism and hatred,’ says top Bahraini official // JNS. 09.08.2021 — https://www.jns.org/iran-deal-ramped-up-extremism-and-hatred-in-mideast-says-top-bahraini-official-visiting-israel/
[ii] CIA director in Israel for talks focusing on region, Iran // JNS. 10.08.2021 — https://www.jns.org/cia-director-in-israel-for-talks-focusing-on-region-iran/
[iii] בבחריין המשטר של קיצו את מאיצה ישראל עם הנורמליזציה :איראן // JCPA. 14.09.2020 — https://jcpa.org.il/article/קי-את-מאיצה-ישראל -עם -הנורמליזציה -איראן /
[iv] СМИ: власти Бахрейна лишили подданства влиятельного шиитского проповедника // ТАСС. 20.06.2016 — https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3383996