К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 2

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79320.

Напомним, что мы остановились на церемонии презентации этого стратегического документа и на тех заявлениях турецких официальных лиц, которые на ней прозвучали.

В частности, напомним, что глава Офиса по цифровой трансформации при президенте Турецкой Республики Али Таха Коч, в ходе своего выступления, перечислил 3 основных области компетенции в качестве основного элемента Стратегии, включая следующие: качественная информация, передовые навыки и техническая инфраструктура.

Подчеркнув, что в прошлом веке победителем была «производственная мощность» и «добавленная стоимость», полученная от нее, но сегодня определяющим фактором мощности являются данные и способность создавать ценность из этих данных, Али Таха Коч продолжил сое выступление следующим образом:

«Как сказал наш уважаемый президент: «Мы должны стоять на собственных ногах во всех областях, от производства данных до безопасности, от обороны, здравоохранения, образования, информационных технологий до искусственного интеллекта». Как Турция, у нас нет времени, чтобы терять его впустую. Мы должны быть страной, которая (сама) определяет технологии, а не следит за технологиями. Мы можем добиться этого, сочетая динамизм частного сектора, научный подход университетов и инклюзивное видение неправительственных организаций. В следующие 10 лет 14% глобального роста будет обеспечиваться, в одиночку, искусственным интеллектом. Следовательно, искусственный интеллект необходим для развития, а не является выбором стран. Мы завершили разработку нашей Национальной стратегии в сфере искусственного интеллекта, документа, являющегося результатом интенсивной работы, с целью стать страной, производящей технологии, а не потребляющей их, в рамках нашего видения «Цифровая Турция» и «Национальная технологическая инициатива»».

Также глава Офиса по цифровой трансформации Али Таха Коч заявил, что главная особенность Стратегии заключается в том, чтобы она была открытой и инклюзивной, и что они интенсивно обменивались мнениями с общественностью, университетами, частным сектором и НПО при подготовке этого документа, и сказал, что они извлекли пользу из оценок всех соответствующих международных организаций, и экспертов из разных дисциплин наиболее эффективным способом.

Подчеркнув, что еще одна особенность этого документа, который станет одним из краеугольных камней целей развития (в частности, следует понимать, что речь идет, помимо всего прочего, о целях развития приведенных в Пятилетних планах развития страны – И.С.), заключается в том, что он подготовлен в координации с политикой и стратегией в сфере искусственного интеллекта самых высокого уровня. Иными словами, речь идет об инициативе «верхнего уровня», которая исходит лично от президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

В частности, Али Таха Коч отметил следующее:

«Дорожная карта технологий искусственного интеллекта, которая разрабатывается Президентским советом по политике в области науки, технологий и инноваций, также состоит из основных направлений нашей стратегии. Способ создания здоровой экосистемы искусственного интеллекта — это правильное использование качества данных, технической инфраструктуры и передовых навыков. Этого можно достичь только за счет уделения приоритетного внимания институциональному потенциалу, координации и сотрудничеству. С этой точки зрения мы сосредоточили внимание на «корпоративной компетенции», «управлении» и «стратегическом соответствии» в нашем документе. Искусственный интеллект — это явление, которое пробует, учится и постоянно обновляется. С этой точки зрения, одна из основных черт нашей Стратегии — исследовательский подход.

Социально-экономические преимущества искусственного интеллекта создали новые области глобальной конкуренции и расширили сферы глобального влияния искусственного интеллекта. Нам также необходимо повысить нашу глобальную конкурентоспособность за счет эффективного и действенного использования искусственного интеллекта. Фактически, наша цель в 2025 году состоит в том, чтобы сфера искусственного интеллекта увеличилась до вклада в 5% в ВВП». Иными словами, речь идет о том, что сфера искусственного интеллекта должна быть, к примеру, сопоставима с такой отраслью как турецкий туризм.

В этом смысле, как мы делали уже до этого не раз, отметим для себя то явление, что турки, даже при том, что страна отнюдь не является передовой в сфере математических исследований и информационных технологий, все равно ставит перед собой весьма амбициозные задачи, которые, как представляется, заметно превышают её нынешние реальные возможности.

Это – тот подход, который исповедуется современной Турцией буквально во всех областях планирования. Можно сказать о достаточно интересном синтезе популизма турецких политиков и их амбициозности. Разумеется, полученный, в итоге, результат будет, как водится в Турции, заметно скромнее изначально заявленного. Но, тем не менее, он будет и это – хорошие новости для Турции. Плюс, разумеется, громкие планы, озвученные с высоких трибун, — это отличный способ внушения гордости турецким слушателям и способ сбора голосов / рейтингов. Это – излюбленный способ нынешнего руководства Турецкой Республики: если рост ВВП и экспорта, то – кратный. Если инфляция – то выраженная не двумя, а одним знаком до запятой, если место среди ведущих мировых держав – то максимум в десятке, а лучше в пятерке и т.д.

Обратимся непосредственно к рассмотрению Стратегии Турции в сфере искусственного интеллекта на период с 2021 по 2025 год. При этом, опускаем введение, написанное президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, которого мы уже в этой публикации обильно процитировали. Также будем опускать информацию об искусственном интеллекте общего свойства, а, кроме того, о разработках в сфере искусственного интеллекта за пределами Турции, которым посвящен первый раздел Стратегии. Переходим непосредственно к разделу, который озаглавлен как «Текущая ситуация в Турции (с искусственным интеллектом – И.С.)».

Вот как картина с искусственным интеллектом выглядит в Турции. Цитируем турецкую Стратегию:

«В отчете «Индекс готовности государственного управления к искусственному интеллекту (ИИ; точнее, к его использованию – И.С.) за 2020 год», подготовленном Oxford Insights и IDRC, измерялась готовность стран к использованию ИИ в государственных услугах. В исследовании, в котором был проведен анализ, состоящий из 10 субпоказателей по 4 осям, наша страна (Турецкая Республика – И.С.) занимает 67 место среди 172 стран. В субиндексе «Ответственный ИИ» наша страна, Турция заняла 31-е место из 34 стран».

Не будем подробно вдаваться достижения Турции по этим показателям («доступность данных», «готовность использовать данные», «инфраструктура», «навыки», «потенциал инноваций», «видение», «управляемость и этика», «цифровой потенциал», «адаптивность», «масштаб»). Достаточно отметить, что Турция, будучи измеренной по этим показателям, оказалось страной-середняком.

Не говоря уже о том, что «Видение» Турции в 2020-м году было оценено отметкой «0», то есть, видение, на взгляд составителей рейтинга, отсутствовало, как таковое. Это наглядно указывает на достаточно скептический взгляд авторов в/у международного рейтинга, во всяком случае пока, на то, что в реальности кроется и составляет содержание концепции Турции «Кибер Родина».

Обратимся к разделу Стратегии под заголовком: «Политика руководства страны в сфере искусственного интеллекта, законодательство и институты в Турции».

Как отмечается в стратегии, в 11-м пятилетнем плане развития Турецкой Республики были оценены «горизонтальные технологические области», необходимые для обеспечения технологического прогресса в определенных приоритетных секторах, а также области развития и технологические тенденции в мире.

В 11-м плане развития, в части, касающейся искусственного интеллекта, интернет вещей, дополненная реальность, большие данные и сенсорные технологии относятся к числу определенных Турцией важнейших технологических областей.

Также в Плане предусматриваются политика и меры, направленные на развитие внутреннего производственного потенциала в этих технологических областях, использование этих технологий в приоритетных секторах для повышения производительности, преобразование рабочей силы для эффективной работы с этими технологиями и использование этих технологий в развитии государственных услуг.

Отчеты Специальной Комиссии по Одиннадцатому плану развития также содержат важные оценки, касающиеся потребностей и приоритетов Турции в социально-экономическом развитии страны перед лицом быстрого развития и разрушительного воздействия технологий.

Например, в Отчете об укреплении экосистемы в области НИОКР и инноваций, подчеркивается, что «для обеспечения доступа к данным, необходимым для приложений больших данных и искусственного интеллекта, необходимо внести изменения в законодательство, которые позволят обеспечивать доступ предпринимателям, разрабатывающим продукты, к данным, находящимся в руках общественности».

В отчете Комиссии по рынку труда и занятости молодежи указывается, что «политикам следует уделять приоритетное внимание областям, связанным с цифровизацией, таким как искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей».

В рамках Исследования Совета по научной, технологической и инновационной политике при Администрации президента Турции «Определение приоритетных технологических областей, на которых следует сосредоточиться в рамках новаторского стратегического подхода», было определено 27 приоритетных технологических областей. В их числе, с точки зрения экономического воздействия, социальной выгоды и национальной безопасности, как области с наибольшим воздействием и осуществимостью, были определены такие сферы, как «Искусственный интеллект и машинное обучение» и «Большие данные и аналитика данных».

В структуре Совета по научной, технологической и инновационной политике разрабатывается так называемая «Дорожная карта технологий искусственного интеллекта».

Эта Дорожная карта технологий искусственного интеллекта будет включать в себя: а) стратегические цели, которые должны быть определены для технологий, связанных с ИИ, б) продукты и технологии, которые критически важны для Турции для достижения этих целей, в) проекты НИОКР для разработки этих продуктов и технологий, г) приоритетные меры по отраслям в сфере критических продуктов / технологий.

В целом, направление искусственного интеллекта определено в качестве приоритетного технологического направления в целом ряде документов, определяющих для национальной политики Турецкой Республики.

С целью формирования долгосрочной дорожной карты в сфере искусственного интеллекта, в рамках 11-го Пятилетнего плана развития, согласно п.473.1 Годовой программы Администрации президента на 2021 г., обязанность по подготовке Национальной стратегии в сфере искусственного интеллекта была возложена на Офис по цифровой трансформации при президентской Администрации, а также на Министерство промышленности и технологий.

Ниже приведены ссылки на ряд отраслевых и тематических документов, которые также предусматривают проведение работ в сфере искусственного интеллекта, а также указывают на аспекты его (ИИ) прямого и косвенного использования в своей деятельности.

«Промышленная и технологическая стратегия на период до 2023 года» указывает следующее:

  • С целью достижения понимания экосистемы и центров совершенства в сфере НИОКР поставлена следующая задача: «Необходимо заново отрегулировать применяемую в сфере НИОКР систему льгот – так, чтобы она охватывала работы, которые осуществляются на производственных площадках, в университетских лабораториях, в офисах и в цехах, принимая во внимание взаимосвязь, в технологических разработках, между НИОКР и производственным процессом, и среду разработки программного обеспечения и технологий искусственного интеллекта, которые формируют будущее».
  • В целях повышения потенциала поставщиков технологий и инициатив и предоставления новых продуктов и услуг, которые будут разработаны для нуждающихся в них промышленников, предусматривается следующее: «Будет налажено сотрудничество с международными компаниями для быстрого внедрения революционных технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, робототехника и т.д., Интернет вещей, которые еще не готовы (в Турции – прим.) и требуют времени для инвестирования с нуля. Будут оценены возможности приобретения компании или технологии и будет создана соответствующая поддержка».
  • Поставлена цель по тому, что «Турция, в сферах прорывных технологий, по крайней мере в одной, займет лидирующие позиции на мировом рынке или создаст известных бренд и выпустит не менее 23 интеллектуальных продуктов».

Итак, как мы видим, Турция предполагает осуществление сделок слияния и поглощения в высокотехнологичных сферах, в том числе, в области искусственного интеллекта. На самом деле, это – достаточно привычный, в последние годы, для Турции путь.

Как мы не раз писали на страницах ИБВ, Турция, её частный бизнес, являются пусть и малозаметными, на первый взгляд, но, все же, активными участниками международного рынка сделок слияний и поглощений.

Кроме того, Турция активно выходит на международные рынки со своими товарами с высокой добавленной стоимостью и создает / развивает, в этом смысле, собственные бренды.

В качестве характерного примера, можно упомянуть, допустим, турецкие компании – производители бытовой техники. Которые и инвестируют в зарубежные производственные площадки и покупают зарубежные компании и технологии там, где они, в разумной перспективе, не могут создать и добиться похожего результата. За последние годы, стране удалось резко нарастить узнаваемость своих брендов, производящих бытовую технику, в том числе, и в нашей стране.

Согласно Видению, до 2023 года, в сфере образования, цель сформулирована следующим образом: «Воспитать квалифицированных, нравственных людей, обладающих навыками своего времени и будущего, которые могут использовать это навыки на благо человечества, влюбленных в науку, любопытных и чувствительных к культуре». С этой целью предполагается создать экосистему в турецкой образовательной системе, с участием различных акторов и ведомств, «с целью реализации цифрового образования и обучающего контента».

Ещё один документ, на который дается отсылка – это Стратегия национальной кибербезопасности на период 2020 – 2023 годы, а также План мероприятий (к ней – И.С.).

В этом документе, в частности, заявлено, что «искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн, 5G, которые получают распространение в нашей жизни, технологии нового поколения и критерии их безопасности, в ближайшем будущем, займут приоритетное место при планировании кибербезопасности». Поставлена цель по тому, чтобы «определить сферы использования, с точки зрения кибербезопасности, искусственного интеллекта и блокчейна» и «формировать добавленную стоимость с помощью национальных и местных технологий, которые будут разрабатываться».

53.37MB | MySQL:103 | 0,619sec