О новом обострении водного кризиса в Сирии и Ираке

В последние месяцы под воздействием климатических катаклизмов и сильной засухи новое звучание приобретает проблема обеспечение водными ресурсами во всем регионе Ближнего Востока. Наиболее сильно она затронула Сирию и Ирак, где по оценкам ООН в совокупности 12 млн человек испытывают проблему доступа к водным ресурсам, а заодно и сталкиваются с проблемой обеспечения продовольствием и электроэнергией. Водные ресурсы в этих странах жизненно необходимы не только для потребления, но и служат важнейшим компонентом развития экономической деятельности – для ирригации, гидроэнергетики и других производственных целей.

По оценкам работающих в регионе гуманитарных организаций, сильнейшая за последние 70 лет засуха в Сирии и Ираке привела к резкому сокращению уровня воды в Евфрате и поставила под угрозу засухи более 400 кв. км пашенных земель. В Сирии водная проблема напрямую угрожает жизнедеятельности 5 млн человек, а в Ираке – 7 млн. В частности, на севере Сирии под угрозой закрытия оказались две важнейшие плотины, которые обеспечивают электроэнергией до 3 млн человек. В Ираке 98% водных ресурсов  на потребительские и производственные цели поступает из рек Тигр и Евфрат, и недавняя засуха привела к истощению запасов пашенных земель, а также поставило под удар производство электроэнергии и рыболовство в этих регионах.

Думается,  что нарастание водного кризиса в обеих странах может привести к обострению сразу нескольких взаимосвязанных проблем.

Во-первых, речь идет о разрушительных последствиях для аграрного сектора, который как в Сирии, так и Ираке является одной из ключевых осей экономического развития и важнейшим источником жизнеобеспечения населения. В Сирии, например, во время предыдущей сильной засухи в 2014 году производство пшеницы сократилось на 37%, что вынудило сирийские власти в спешном порядке закупать ее у России и Украины. Похожий сценарий может ожидать Сирию и в 2021-2022 гг. Засуха лета 2021 года по категоризации экспертов на порядок сильнее, что может привести по итогам года к еще большим потерям урожая и производительности. Основное производство пшеницы в Сирии сконцентрировано в провинциях Хасеке и Ракка в орошаемых Евфратом регионах. По предварительным оценкам Министерства сельского хозяйства Сирии, производство ячменя в 2021 году может сократиться на 450 тысяч тонн от изначально заявленной цели в 2.2 млн тонн. Ввиду засухи и дефицита дождей пострадает также производство пшеницы на землях с дождевым орошением – по предварительным оценкам там ожидаемый уровень ежегодного производства в 1.2 млн тонн может снизиться в четыре раза и составить не более 300 тысяч тонн. В качестве превентивной меры, сирийское правительство приняло недавно решение об ограничении импорта продовольственной и иной номенклатуры, включающей 20 наименований – в том числ сыра, орехов и мобильных телефонов, а также металлических труб и керамических изделий. Цель – сохранить достаточно финансовых резервов для дополнительных закупок пшеницы в случае подтверждения неблагоприятного прогноза по урожаю 2021 года.

К аналогичным действиям по наращиванию импорта пшеницы в 2021-2022 гг. готовится и Багдад. Здесь производство пшеницы в 2021 году сократилось на 33% по сравнению с прошлым годом – с 5 до 3.4 млн тонн. Ирак также сильно страдает от засухи в плане потери производственных мощностей и разрушения аграрного сектора как важного источника доходов и средств к существованию для миллионов местных фермеров. В Ираке в сельском хозяйстве сегодня занято 20% населения и он является вторым важным экономическим сектором после нефти (вклад – 5% ВВП).

Во-вторых, водная проблема в регионе имеет ярко выраженный политический подтекст и обостряет и без того непростые отношения между соседними странами, в том числе в треугольнике Сирия-Ирак-Турция. Более 90% водных ресурсов из Евфрата поступает в Сирию и Ирак из Турции, которая в случае усиления засухи и обострения ситуации нередко прибегала к перекрытию плотин и ограничению поступления воды в соседние страны. Последний раз такой эпизод имел место в марте 2021 года, а летом прошлого года Турция снизила в три раза уровень воды в Евфрате, сократив пропускную способность с 500 до 150 куб. м в секунду. Известно, что ранее контроль плотин и уровня подачи воды Турцией на стратегически важных реках Евфрат и Тигр  служили неоднократно поводом к региональным конфликтам и спорам между этими странами (включая Иран), и новый конфликт может разгореться в любой момент. Конфликтный потенциал особенно вырос в 2020 года после запуска Турцией новой крупной ГЭС на водохранилище Ылысу на реке Тигр, что по оценкам экспертов привело к сокращению подачи воды в Ирак более, чем на 50%.

Причем в такого рода региональный конфликт может быть вовлечен и Иран, который также зависит от поставок воды из реки Тигр и турецкой политики на водном треке. Одновременно, введенная в строй в 2018 года иранская плотина Дариан сократила подачу воды соседнему Ираку, а вспыхнувшие в результате острой засухи и дефицита воды социальные протесты фермеров в иранской провинции Хузестан на границе с Ираком в июле 2021 года являются опасным сигналом об угрозе обострения трансграничного конфликта за водный ресурс и на этом треке. В этом году Ирак в результате сокращения собственного производства вынужден был наращивать импорт рыбной продукции, овощей и фруктов из соседнего Ирана.

В-третьих, обострение водной проблемы может привести к новой волне массовой миграции населения из этих регионов Сирии и Ирака ввиду потери населением основных средств к существованию. В частности, речь идет о традиционном земледелии и скотоводстве. В Ираке например к 2035 году нехватка водных ресурсов может достигнуть 10 млрд куб. м в год, а потери мощностей аграрного сектора составить 50%. Такая ситуация будет неизменно способствовать переселению населения из этих регионов и массовой миграции в другие страны.

Таким образом, нынешнее обострение водной проблемы в Сирии и Ираке является «айсбергом» глубокого кризиса долгосрочного характера, который по мере роста температуры и изменения климата будет приобретать более затяжной характер с серьезными экономическими и социально-политическими последствиями для многих стран региона.

52.26MB | MySQL:103 | 6,262sec