К вопросу о стратегии в сфере искусственного интеллекта Турции на период с 2021 по 2025 год. Часть 3

Продолжаем анализировать турецкую Стратегию в сфере развития искусственного интеллекта — первый всеобъемлющий документ в этой сфере, подготовленный в Турецкой Республике. Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79336.

Напомним, что мы остановились на тех упоминаниях сферы искусственного интеллекта в официальных программных турецких документах, о которых говорит принятая в стране Стратегия.

Следующий упоминаемый в Стратегии документ, на который дается отсылка, – это Стратегия в сфере умных городов на период с 2020 – 2023 годы, а также План мероприятий к ней.

В этом документе, как пишет Стратегия, в частности, заявлено, что

В соответствии с видением «Пригодные для жизни и устойчивые города, повышающие качество жизни», поставлена цель по «прогнозированию городских проблемы и потребностей, создание решений, более качественное и быстрое предоставление городских услуг и, таким образом, рост удовлетворения (граждан – И.С.) от оказываемых услуг и рост качества жизни, как конечно цели (документа – И.С.)».

На самом деле, стоит отметить, что перечень и качество оказываемых городских услуг, в современном их цифровом понимании, в Турции, даже в крупнейших городах, к которым относятся Стамбул и Анкара, являются весьма ограниченными и отстающими от передового мирового опыта. В этом смысле, ни Стамбул, ни Анкара не идут ни в какое сравнение с той же современной Москвой. Более того, заметной динамики в этом вопросе в Турции нет, хотя, как мы можем заметить, и принимаются вот такие документы.

Следующий документ, о котором упоминает Стратегия, — это «Стратегический документ и план мероприятий на период с 2020 по 2023 год в сфере городских умных транспортных систем».

В частности, он предполагает «Создание сети IoT (Интернета вещей), содержащих компоненты Умных транспортных систем, сохранение с помощью этих компонентов данных в среде Big Data, конвертация их в вид, который бы обеспечивал возможность их анализа», а также «Оптимизацию транспортной системы, с помощью использования инновационных технологий, таких как искусственный интеллект, глубокое обучений, связь и проч.».

Опять же, заметим то обстоятельство, что городской транспорт в Турции, невзирая на современные тренды, пока не демонстрирует тенденций к «поумнению». Сеть метро в стране не развита, а автобусный парк не идет в ногу со временем. Железнодорожное пассажирское и грузовое сообщение в стране, опять же, не являются распространенными. Невзирая на все те планы, допустим, которые озвучиваются в отношении развития в стране скоростных железных дорог. Единственный вид транспорта, который в Турции, можно смело сказать, развит на очень достойном уровне – это авиасообщение, благодаря новым и современным аэропортам, построенным, за последние годы, по всей стране. Но, подчеркнем, что здесь Турция идет по своей сильной стороне – по строительству крупных инфраструктурных объектов. Разумеется, для обеспечения функционирования этих объектов используются цифровые технологии. Однако, на потребительской стороне, умных услуг, как таковых, пока нет.

Следующий раздел Стратегии озаглавлен как «Институциональные структуры».

В частности, он начинается с упоминания Департамента больших данных и приложений искусственного интеллекта в структуре Офиса по цифровой трансформации при администрации президента Турецкой Республики.

Как отмечается в Стратегии, в соответствии с Указом президента № 48, опубликованном в 2019 году, и статьями, добавленными в Указ №1, в рамках Офиса по цифровой трансформации, был создан Департамент больших данных и приложений искусственного интеллекта.

Как сообщается в Стратегии, указанный Департамент является первой административной структурой, созданной специально для области искусственного интеллекта в Турецкой Республике.

Основной задачей этого Департамента является «руководство и координация использования искусственного интеллекта в приоритетных областях в государственном секторе». Обязанности этой структуры перечислены ниже:

  • Разработка стратегии и обеспечение координации в рамках политики, определенной президентом Турции, для обеспечения эффективного использования больших данных и приложений искусственного интеллекта в государственном секторе,
  • Поддерживать необходимые проекты и мероприятия в рамках развития технологий больших данных в государственном секторе,
  • Служить локомотивом использования искусственного интеллекта в приоритетных областях.
  • Проведение аналитики больших данных, исследований безопасности и конфиденциальности,
  • Координация исследований по подготовке словаря общедоступных данных с целью развития межведомственного сотрудничества и создания эффективных процессов принятия решений на основе больших данных в государственном секторе,
  • Разработка стратегии в сфере открытых данных на национальном уровне и обеспечение координации при её реализации.

Как отмечается в Стратегии, Департамент нацелен на повышение потенциала Турецкой Республики в области ИИ, особенно, на обеспечение административной и технической координации государственных учреждений и организаций. Он поддерживает развитие сотрудничества между университетами, частным сектором и некоммерческими организациями, а также развитие экосистемы искусственного интеллекта.

Следующая структура, которая упоминается Стратегией в сфере искусственного интеллекта – это Главное управление национальных технологий при Министерстве промышленности и технологий.

В соответствии с президентским Указом № 59, в 2020 году в обязанности Министерства промышленности и технологий вошло следующее:

«С целью роста НИОКР и производственных компетенций частных лиц и предприятий в сфере передовых технологий с высоким уровнем экономического воздействия и потенциалом для ускорения развития во многих секторах, в критически важных областях, таких как большие данные, искусственный интеллект и кибербезопасность: формировать политику, рекомендации и стратегии, обеспечивать реализацию сформулированных политики и стратегии, поддерживать НИОКР, инвестиционную деятельность и предпринимательство в сопутствующих областях, разрабатывать поправки и обеспечение контроля в соответствующих областях».

Главное управление национальных технологий (MTGM) было создано в рамках Министерства промышленности и технологии с целью создания необходимого институционального потенциала для работ, которые будут проводиться в этих рамках (то есть, в рамках поставленной задачи, в данном случае, по развитию технологий искусственного интеллекта – прим.).

Главное управление национальных технологий отвечает за осуществление деятельности в области новых технологий, для обеспечения развития потенциала и создания экономической ценности в национальном масштабе.

Постановлением о миссии Главного управления национальных технологий, в рамках так называемого «Национального технологического движения», ему вменено в обязанность, предпринимать мены, направленные на рост экосистемы, предназначенной для пропрывных технологий, прежде всего, касающихся больших данных и искусственного интеллекта. Также Главное управление национальных технологий должно поддерживать развитие соответствующих предприятий, обеспечивать рост «местного и национального» производственного потенциала, вносить свою лепту в воспитание исследовательских кадров. И, наконец, Управление должно реализовывать программы и проекты на национальном уровне, которые имеют потенциал высокой отдачи.

Следующее ведомство, про которое упоминается в Стратегии по искусственному интеллекту – это Институт искусственного интеллекта при Совете по научно-технологическим исследованиям Турции (TÜBİTAK).

Как отмечается в Стратегии, Институт искусственного интеллекта TÜBİTAK создан в 2020 году с целью послужить катализатором распространения технологий искусственного интеллекта. Цитируем турецкую стратегию: «Институт был образован на основе новой модели сотрудничества, предполагающей тесное взаимодействие с экосистемой и объединение различных уровней компетенции».

Стратегия Турецкой Республики в сфере искусственного интеллекта подчеркивает, что отличием Института TÜBİTAK является то, что он стал первым институтом в Турции, который был создан с непосредственным фокусом на этой перспективной области технологий (в данном случае, ИИ – прим.), с «горизонтальным пересечением по отраслям и сферам исследований».

Основными задачами Института искусственного интеллекта TÜBİTAK являются следующие:

  • Реагирование на потребности Турецкой Республики и глобальные тенденции с помощью технологий искусственного интеллекта, которые будут развиваться.
  • Обеспечивать появление продуктов, которые предлагают новаторские, инклюзивные и устойчивые решения.
  • Обучать человеческие ресурсы исследователей в сфере искусственного интеллекта.
  • Играть активную роль в развитии экосистемы предпринимательства в области технологий искусственного интеллекта.

Предполагается, что сотрудничество в рамках целевых направлений с заинтересованными сторонами в экосистеме будет управляться целостным образом на программном уровне. Как сообщается Стратегией, Институт TÜBİTAK нацелен на работу с исследовательскими подразделениями в различных дисциплинах таким образом, чтобы служить понятию «система систем».

В разделе «Другие ведомства и структуры» (которым вменено в обязанность заниматься вопросами в сфере искусственного интеллекта – прим.), Стратегия сообщает следующее: «Видно, что институциональные структуры, связанные с ИИ, созданы на уровне министерств в нашей стране».

Далее Стратегией приводятся следующие примеры:

  • «Управление по приложениям больших данных и искусственного интеллекта» при Генеральном управлении обработки информации при Министерстве юстиции,
  • Главное управление информационных систем здравоохранения при Министерстве здравоохранения, Отдел искусственного интеллекта и переносных технологий под Координационным управлением национальных проектов,
  • В структуре Министерства национальной обороны, при Департаменте связи и информационных систем был создан «Сектор управления процессами и приложениями искусственного интеллекта».

Также, как указывает Стратегия, существуют также институциональные структуры на уровне органов местного самоуправления.

В частности, в муниципалитете Газиантепа было создано «Управление образования и исследований в области искусственного интеллекта». Целью этого Управления является организация исследований и тренингов, направленных на повышение осведомленности граждан в этой области.

«Институт исследований медицинских данных и применения искусственного интеллекта в Турции», созданный в структуре Управления здравоохранительных учреждений Турции, нацелен на обеспечение экономии за счет исключения ненужных исследований, обеспечение быстрой отчетности, предоставление возможности по оперативной диагностике и проч.

Переходим к следующему разделу Стратегии, который озаглавлен как «Текущая ситуация Турции в рамках стратегических приоритетов страны».

Начинает Стратегия, достаточно понятным образом, с такой сферы, как специалисты в сфере искусственного интеллекта и занятость в этой области.

Как отмечается в Стратегии, по состоянию на 2020 год, общая занятость в Турецкой Республике, в сфере информационных технологий и отрасли коммуникации находится на уровне приблизительно в 260 тысяч человек. Эта цифра включает в себя 120 тысяч профессионально подготовленных кадров (иными словами, эти цифры надо понимать таким образом, что 140 тыс. человек – это люди, которые обеспечивают функционирование отрасли, однако, не являются специалистами конкретно в этой индустрии – И.С.).

С другой стороны, как отмечается в Стратегии, около 10 тысяч человек заняты в сфере информационных технологий в государственных учреждениях и в организациях, включая центральные и местные органы власти.

В целом, если рассматривать все отрасли турецкой экономики и занятость там в профессиях, так или иначе, связанных с информационными технологиями (иными словами, если принимать в расчет системных администраторов, специалистов в сфере обеспечения кибербезопасности компаний и т.д.), то получится уже цифра занятности в 480 тыс. человек.

При этом Стратегия подчеркивает тот факт, что сложно обеспечить качественные данные в вопросе занятости в сфере искусственного интеллекта, потому что, как бы она быстро не развивалась, отраслевых классификаторов для оценки попросту недостаточно. В частности, в сфере разработки приложений в сфере искусственного интеллекта, если смотреть на образование занятых в этом процессе, то можно увидеть компьютерную инженерию, электронику, программное обеспечение и мехатронику, а также математику, статистику и физику.

Наряду с этим, как указывается в Стратегии Турции в сфере искусственного интеллекта, в рамках классических дисциплин – допустим, юриспруденции, социологии, экономики и проч. – развиваются достаточно интересные направления и потребности в соответствующих кадрах. Включая к примеру, такие направления, как инженерия искусственного интеллекта, обучение роботов, расследования в области данных и т.д. (здесь заметим, что турки – не оригинальны в своих исканиях и, отчасти, уподобляются многочисленным изданиям в этой сфере, включая и отечественные; к примеру, в этом смысле, можно вспомнить про «атлас профессий будущего», изданный некоторое время назад в отечественном Сколково — И.С.).

Как подчеркивает Стратегия, подобная неопределенность, которая существует в отношении оценки занятости в области искусственного интеллекта, — не уникальна для Турции и усилия по созданию более надежных данных в этой области продолжаются на международном уровне.

Разумеется, турки отлично отдают себе отчет в том, что «кадры решают все», что четко прослеживается и в Стратегии в сфере искусственного интеллекта. Где, как мы видим, кадровый вопрос следует в ряду первых по значимости.

Вот что на эту тему говорит Стратегия: «Наша страна предпринимает важные шаги для повышения квалификации и занятости в области искусственного интеллекта, передовых цифровых навыков и информационных и коммуникационных технологий в целом».

В частности, как отмечается Стратегией:

  • Искусственный интеллект был определен среди приоритетных областей в рамках докторского проекта Совета высшего образования (YÖK). В рамках проекта, в котором приоритетом является междисциплинарная работа, в ближайшие периоды увеличится занятость научных сотрудников и преподавателей в области искусственного интеллекта.
  • Проект «1 миллион занятости», инициированный при координации Министерства казначейства и финансов, является одной из наиболее всеобъемлющих инициатив, реализованных в области информационных технологий в целом. Проект, направленный на обучение 1 миллиона граждан к 2023 году, предоставляет бесплатные возможности онлайн-обучения, включая искусственный интеллект, с интеграцией учебной платформы, а также создает пул резюме, открытый для работодателей.
  • В Стратегии промышленности и технологий к 2023 году предусмотрено создание «Платформы с открытым исходным кодом Турции», чтобы обучить 500 тысяч разработчиков программного обеспечения, чтобы вывести «успех этих талантов на мировой уровень и производить программные продукты, отвечающие международным требованиям». Платформа функционирует на базе двух школ разработчиков программного обеспечения, где, как указывает Стратегия, модели обучения перенимаются друг у друга, и с проектами программного обеспечения с открытым исходным кодом, особенно с обработкой естественного языка. Кроме того, Национальная технологическая академия создана под эгидой Министерства промышленности и технологий, чтобы способствовать достижению целей, установленных в области кадрового (человеческого) потенциала.
52.34MB | MySQL:103 | 0,545sec