О соперничестве при формировании нового правительства и его влиянии на переговоры по ядерной программе Ирана

Иран на прошлой неделе  согласился разрешить МАГАТЭ обслуживать камеры наблюдения на иранских ядерных объектах после переговоров в воскресенье с главой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэлем Гросси, говорится в совместном заявлении главы Организации по атомной энергии ИРИ. Переговоры были направлены на то, чтобы выйти из тупика между Тегераном и Западом, поскольку это угрожает эскалацией и препятствует переговорам о возобновлении ядерной сделки с Ираном от 2015 года. На этой неделе МАГАТЭ заявило, что не было достигнуто прогресса по двум острым вопросам: объяснение следов урана, обнаруженных на старых, незаявленных объектах, и получение срочного доступа к оборудованию для мониторинга, чтобы МАГАТЭ могло продолжать отслеживать ядерную программу Ирана в соответствии с соглашением. «Мы договорились о замене карт памяти камер агентства», — цитируют государственные СМИ Мохаммада Эслами, возглавляющего Организацию по атомной энергии Ирана (ОАЭИ). «Инспекторам МАГАТЭ разрешается обслуживать идентифицированное оборудование и заменять их носители для хранения, которые будут храниться под совместными печатями МАГАТЭ и ОАЭИ в Исламской Республике Иран», — говорится в совместном заявлении ядерных органов. Возвращаясь из своей поездки в Тегеран, Гросси сказал журналистам в аэропорту Вены, что соглашение было призвано «предоставить пространство для дипломатии… чтобы можно было найти более широкие решения». Отдельно следует отметить, что непрямые переговоры между Соединенными Штатами и Ираном о возвращении к соблюдению соглашения были приостановлены с июня. Вашингтон и его европейские союзники призывают администрацию недавно избранного жесткого президента Ирана Эбрахима Раиси вернуться к переговорам. Визит Гросси состоялся в преддверии заседания Совета управляющих МАГАТЭ, состоящего из 35 стран, 13-17 сентября, когда западные державы должны решить, следует ли настаивать на резолюции, критикующей Иран и усиливающей давление на него. Такая резолюция может поставить под угрозу возобновление переговоров по Иранской ядерной программе. Собственно этот шаг Тегерана является полумерой в рамках недопущения серьезного давления Запада в связи с очевидной пробуксовкой начала нового раунда переговоров по СВПД. С июня они прерваны, что связывалось прежде всего с президентскими выборами в Иране и формированием нового правительства. Вот как раз с последним у Тегерана сейчас большие проблемы, и реверанс в сторону МАГАТЭ призван дать новым иранским властям новую временную передышку.     Несмотря на свою уверенную победу на президентских выборах в июне, президент Ирана Эбрахим Раиси до сих пор не может полностью сформировать новый кабинет министров по причине обострившейся  борьбы за власть среди различных групп и сегментов консервативного крыла.  Эта борьба между ведущими политиками побудила экспертов охарактеризовать нынешнюю администрацию как «правительство с четырьмя или пятью президентами», в то время как за кулисами партия «Фронт выносливости» стремится выдвинуть своих предпочтительных кандидатов на важные роли. Коридоры власти Тегерана сейчас полны тайных союзов и консультаций, поскольку законодатели лоббируют высшие должности в министерствах экономики, социального обеспечения, нефти, промышленности, энергетики и сельского хозяйства, а также в должности управляющего Центральным банком и в Организации планирования и бюджета. Источник, знакомый с тем, что происходит в правительстве Раиси, рассказал на условиях анонимности, что поначалу бывший экономист Министерства разведки Фархад Рахбар пользовался значительным влиянием, и ему было поручено «координировать экономическую команду» нового правительства. По словам источника, Рахбар был смещен Мохаммадом Мохбером, первым вице-президентом и «влиятельным  соперником Раиси… которого поддержала группа влиятельных умеренных консерваторов» по сравнению с более жестким Рахбаром. Напомним, что Мохбер, который имеет докторскую степень по международному праву,  был лично назначен аятоллой Али Хаменеи на свою должность в Setad. «В конце концов, Мохбер выиграл игру, заставив Рахбара серьезно обидеться», — сказал источник. В результате Раиси назначил именно Мохбера, возглавляющего с 2007 года разросшийся конгломерат Setad, который принадлежит канцелярии верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, ответственным за координацию экономической команды. Раиси и Мохбер договорились о том, кого назначить главами министерств, прямо или косвенно занимающимся экономикой, Но внезапно, в последний день до объявления состава кабинета министров Раиси передумал.  Ранее согласованные назначения были отменены в пользу новых имен, в том числе Ходжатоллы Абдолмалеки, 40-летнего политика-консерватора, которого называют «неопытным юнцом» и который сейчас является министром социального обеспечения. По словам источника, Мохбер был «полностью против» этого назначения, поскольку Абдолмалеки «не подходил для руководства важным министерством». Это назначение было широко поставлено под сомнение в других консервативных кругах. Назначение 25 августа бывшего командира Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохсена Резаи вице-президентом по экономическим вопросам и главой экономического штаба правительства вызвало еще большее удивление. Как отметили местные эксперты: «Мохсен Резаи — влиятельная фигура, и если не сейчас, то очень скоро он попытается повысить свой собственный авторитет и власть, и это, несомненно, приведет к разногласиям с другими ведущими политиками, такими как Мохбер и Рахбар». Столкновение эго усугубилось, когда Раиси попытался успокоить Рахбара, который был расстроен тем, что не смог реализовать свои собственные планы в администрации. В качестве утешительного приза он был назначен  помощником президента по экономическим вопросам, но обида у у него осталась. Источник продолжил: «Сейчас даже министры в замешательстве, они не знают, кого им следует слушать: Мохбера? Резаи? Рахбара? Или представителей тех влиятельных групп жесткой линии, которые могут попытаться свергнуть их в парламенте в будущем. Некоторые министры сталкиваются с дилеммой о том, кого они должны назначить своими заместителями, поскольку Резаи, и другие деятели говорят им, чтобы они делали свой собственный предпочтительный выбор. Но министры не знают, кому они должны подчиняться». Тем временем местный анонимный экономический аналитик констатировал: «Серьезно, я не знаю, как такая несогласованная экономическая команда должна провести страну через один из худших экономических кризисов в современной истории Ирана».

Где-то в центре этой «борьбы бульдогов под ковром» находится «Фронт выносливости», жесткая политическая группа, которая обладает значительным влиянием в иранской политике. Официально Раиси был избранным кандидатом от этой группы. Опасаясь не вполне однозначной положительной репутации этой группы в некоторых частях общества, Раиси стремился представить себя независимым на июньских выборах. Но многие по-прежнему считают, что Раиси тесно связан с «Фронтом выносливости», и в результате он пользуется большим влиянием в новой администрации, многие из его людей занимают в ней ключевые посты. Согласно источнику в новом правительстве, Абдолмалеки был предпочтительным кандидатом на пост министра социального обеспечения именно от «Фронта выносливости», и, как мы видим, они сумели обойти здесь    Мохбера. «Фронт выносливости» также стремился поставить своего человека на высшую должность в Министерстве разведки, но он потерпел неудачу, поскольку ближайшее окружение Раиси было настроено на назначение ветерана Эсмаила Хатиба. «Фронт выносливости» также выступил против назначения Мохбера первым вице-президентом.  После отстранения своего кандидата на пост главы Министерства разведки эта «Фронт выносливости» активизировал  наступление на Мохбера и Хатиба, который в течение восьми лет возглавлял департамент разведки судебной системы Ирана. В парламенте депутаты, близкие к «Фронту выносливости», высказались против недавно назначенного министра разведки, который, несмотря на свой богатый опыт, был охарактеризован сторонниками жесткой линии как слишком мягкий перед лицом реформистов.

Все это привело к тому, что спустя несколько недель после вступления в должность 26 августа министр иностранных дел Хоссейн Амир-Абдоллахиан все еще не назначил своего политического заместителя, который возглавит переговоры в Вене по возрождению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). И причина этого лежит именно во внутреннем конфликте правящих элитах.  В настоящее время Арагчи и бывший жесткий переговорщик по ядерной программе Али Багери являются одними из основных кандидатов на эту должность. Если Арагчи останется на своем месте, мы станем свидетелями серьезной борьбы внутри администрации Раиси, в то время  как многие в лагере жесткой линии будут разочарованы в Раиси, поскольку критикуют СВПД и называют его предательской сделкой. Если Багери займет позицию Арагчи в качестве ведущего переговорщика, это будет негативным сигналом для переговоров, поскольку у него были негибкие позиции, когда он был заместителем бывшего главного переговорщика Саида Джалили в период с 2007 по 2013 год. Даже если Багери будет назначен, все равно скоро возникнет конфликт, так как Амир-Абдоллахиан скоро вступит с ним в противостояние, потому что у него более мягкая позиция по СВПД по сравнению с Багери.

52.33MB | MySQL:103 | 0,459sec