Несмотря на рост протестов против узурпации власти президентом К.Саидом, США продолжают оказывать финансовую помощь Тунису

Группа законодателей-демократов обратилась к госсекретарю США Энтони Блинкену с просьбой определить, является ли захват власти президентом Туниса Кайсом Саидом государственным переворотом, и призвала Госдепартамент предпринять    «более решительные дипломатические шаги» для решения политического кризиса в североафриканской стране. Произошло это практически синхронно с всплеском протестной активности в самом Тунисе, что некоторые обозреватели посчитали индикатором того, что оппозиционные президенту К.Саиду силы опомнились от первоначального  шока, связанного с фактическим госпереворотом, и начали консолидироваться. Несколько тысяч человек собрались в Тунисе 26 сентября под усиленным полицейским присутствием, чтобы выразить протест против захвата власти президентом Туниса Кайсом Саидом в июле и призвали его уйти в отставку. Саид на этой неделе отменил большую часть Конституции Туниса 2014 года, присвоив себе полномочия править указами через два месяца после того, как он уволил премьер-министра, приостановил работу парламента и принял на себя  исполнительную власть. «Народ хочет свержения государственного переворота», — скандировали протестующие в центре Туниса на проспекте Хабиба Бургибы, там где проходили демонстрации, положившие конец длительному правлению президента Зин аль-Абидина Бен Али в январе 2011 года.  Нынешний политический кризис поставил под угрозу демократические завоевания, достигнутые тунисцами в ходе революции 2011 года, которая спровоцировала протесты «арабской весны», а также замедлил усилия по борьбе с острой угрозой государственным финансам, что беспокоит европейских инвесторов. Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты при этом выразили поддержку действиям К.Саида. Тунисский политический аналитик Слахеддин Журчи заявил, что последний по времени протест был явной эскалацией против президента и что существует риск дальнейшего раскола среди тунисцев, если двери политического диалога останутся закрытыми. Саид заявил, что его действия необходимы для преодоления кризиса политического паралича, экономической стагнации и слабой реакции на пандемию коронавируса. Между тем влиятельный  профсоюз Туниса UGTT 23 сентября отверг ключевые элементы захвата Саидом почти полной власти и предупредил об угрозе демократии, поскольку оппозиция против президента усилилась. Четыре  политические партии опубликовали совместное заявление с осуждением Саида 22 сентября, в то время как партия «Сердце Туниса»  также сделала это днем ранее.

На этом фоне «Ан-Нахда», крупнейшая партия в парламенте, раскололась из-за своей реакции на действия Саида.  24 сентября более 100 видных должностных лиц исламистской партии «Ан-Нахда», включая законодателей и бывших министров, подали в отставку в знак протеста против деятельности руководства.  22 сентября  Рашид Ганнуши, лидер «Ан-Нахды» и спикер парламента, призвал к «мирной борьбе» против возвращения к «абсолютному единоличному правлению», на следующий день после того, как Саид предпринял новые шаги к единоличному правлению. Однако те, кто подал в отставку в субботу, демонстративно обвинили Ганнуши в том, что он сделал «неправильный политический выбор» и заключил «неуместные союзы» с другими политическими силами, которые «подорвали доверие к «Ан-Нахде»». Ганнуши «потерпел неудачу» и «отказался от всех советов», которые ему давали, говорится в их заявлении. «Ан-Нахда» была самой могущественной партией в Тунисе со времен революции 2011 года, которая привела к смещению Бен Али, и сыграла ключевую роль в поддержке сменявших друг друга коалиционных правительств. Это самая организованная партия в глубоко раздробленном 217-местном законодательном органе Туниса, но с 2014 года доля голосов партии резко упала. В партии также наблюдались внутренние разногласия в последние годы, поскольку более молодые члены требовали перемен наверху, в том числе замены самого Р.Ганнуши. Последний по времени демарш следует отнести к всплескам такой внутрипартийной борьбы, но по оценкам местных экспертов, свалить Ганнуши и его дочь «молодым волкам» вряд ли удастся. Наоборот, Ганнуши и его сторонники только укрепят свои позиции  в результате такого размежевания и, скорее всего, пойдут на временный тесный альянс с другими  оппозиционными партиями.  «Один положительный аспект решений президента заключается в том, что они объединят «Ан-Нахду» с другими политическими партиями и объединят саму «Ан-Нахду»», — сказал Ганнуши 23 сентября. На вопрос, примет ли его партия участие в выборах, если К.Саид их организует, он ответил, что «мы обязательно примем в них участие». Одновременно стало известно, что «Ан-Нахда» начала оживлять свои коммерческие сети и филиалы в Великобритании, что является индикатором того, что в руководстве   партии всерьез рассматривают вероятность ее запрета  в Тунисе и заблаговременно готовят себе тыловые базы для эмиграции.

Между тем   настроения против К.Саида в США пока большого значения не имеют, если мы имеем в виду вышеуказанное письмо законодателей в Госдеп.  В этом письме члены Палаты представителей Джерри Коннолли, Том Малиновски и Рашида Тлаиб заявили, что Саид подрывает зарождающуюся демократию в Тунисе посредством «навязывания сфабрикованного конституционного кризиса». Законодатели также призвали провести расследование того, является ли использование правительством военных трибуналов для суда над гражданскими лицами нарушением тунисского и международного права. В письме также говорится, что Вашингтон должен потребовать, чтобы Саид «прекратил преследование и ограничение поездок членов парламента и активистов, занимающихся свободой слова и мирной протестной деятельностью». В июле Саид распустил парламент Туниса, уволил премьер-министра и наделил себя широкими полномочиями, сославшись на чрезвычайное положение в стране,  т. е. совершил действия, которые правозащитные группы и политические оппоненты назвали государственным переворотом. К.Саид, 67-летний профессор конституционного права, утверждал, что эти действия необходимы для преодоления политического тупика, недопущения  развала экономики и слабой реакции на пандемию коронавируса. Но заверения Саида были поставлены под сомнение на прошлой неделе, когда он заявил, что будет править единолично посредством выпуска соответствующих указов, поскольку он стремится внести поправки в конституцию и пересмотреть политическую систему страны. Интиссар Факир, директор программы Института Ближнего Востока по Северной Африке и Сахелю, полагает, что такая узурпация была «очень опасной» для тунисской демократии. «Это вышло за рамки того, что можно определить, даже в самых надуманных объяснениях, как конституционное»,- добавила она. Саид долгое время утверждал, что у него есть народная поддержка, и Факир сказала, что он все еще пользуется поддержкой значительной части тунисского общества, разочарованного коррупцией и падением уровня жизни. «На улице его все еще поддерживают, и это становится все более и более организованным», — сказала она. Решение президента управлять страной через выпуск указов стало отправной точкой  консолидации его противников, в том числе некоторых бывших сторонников и политических союзников, таких как тот же влиятельный  профсоюз (UGTT).

При этом вопрос о поддержке Вашингтоном противников Саида остается открытым. «Позиция США до сих пор была неоднозначной. [Вашингтон], с одной стороны, настаивает на необходимости поддержания верховенства закона, но, с другой стороны, отказывается принимать решение о действиях Саида, о том, в какой степени они подрывают верховенство закона и являются ли они государственным переворотом», — сказал Бенарбия, директор Международной комиссии юристов. Ведущие законодатели влиятельного сенатского Комитета по международным отношениям в августе выступили с двухпартийным предупреждением о нестабильности в Тунисе, вызванной действиями Саида. А летом администрация Дж.Байдена направила в страну заместителя советника по национальной безопасности, чтобы призвать Саида восстановить парламентскую демократию в стране. Но при этом Вашингтон не стал называть действия Саида государственным переворотом. Источник в Сенате США, знакомый с этим вопросом, сообщил на условиях анонимности в августе, что там не верят, что юристы Госдепартамента готовы принять такое решение. В своем письме Блинкену законодатели  попросили определить, «являются ли действия президента Саида нарушением каких-либо требований США по оказанию помощи, и, если да, [заморозить] военную помощь США Тунису до восстановления демократического правления». Такое решение, вероятно, будет иметь серьезные последствия для Туниса, который имеет большой долг и зависит от почти 7 млрд долларов кредитов для финансирования своего бюджета на 2021 год в размере 19 млрд долларов. После «арабской весны» США поддержали Тунис вливаниями помощи, выделив более 1,4 млрд долларов, равномерно распределенных между экономической помощью и помощью в области безопасности. Только агентство USAID направило в Тунис с 2011 года почти 685 млн долларов. Эта поддержка по-прежнему остается неизменной. Главный субподрядчик Вашингтона в Тунисе, базирующаяся в Вашингтоне девелоперская фирма Chemonics, все еще реализует там проект по созданию рабочих мест на 70 млн долларов. Аналогичным образом, не было никаких объявлений о том, планирует ли администрация Байдена создать фонд развития на сумму почти 500 млн долларов, утвержденный для страны в июле. Объявление действий Саида государственным переворотом привело бы к приостановке американской помощи в трудное для страны время. Туристический сектор Туниса пострадал от пандемии коронавируса, и ВВП страны сократился почти на 9% в 2020 году, плюс безработица увеличилась с 15 до 18 % по данным Всемирного банка. И.Факир полагает, что этот шаг будет «действительно катастрофическим для Туниса», но может не привести к каким-либо реальным изменениям, добавив, что «это может еще больше воодушевить сторонников Саида». При этом представитель USAID заявил, что «Соединенные Штаты привержены поддержке тунисского народа и демократического и экономического развития Туниса, а также предоставлению помощи, связанной с COVID-19. Мы продолжаем программы США, которые помогают тунисцам стабилизировать экономику и противостоять пандемии COVID-19».  Правозащитные группы, такие как Проект по демократии на Ближнем Востоке, призвали приостановить военную помощь Тунису как один из способов заставить Саида изменить курс. Эти призывы были повторены законодателями в их письме Блинкену и в статье, написанной сенатором Крисом Мерфи. Мерфи заявил 27 сентября, что США «должны продолжать оказывать помощь тунисскому народу, но до тех пор, пока демократия не будет восстановлена, мы должны пересмотреть наш пакет помощи Тунису в области безопасности». Тунис является важнейшим партнером США в контртеррористических операциях и в последние годы пострадал от серии террористических нападений. В 2020 году страна получила от США 85 млн долларов иностранного военного финансирования. Военные Туниса до сих пор поддерживали Саида. Факир сказала, что сомневается, что администрация Байдена окажет помощь, но даже если бы это было так, она не была уверена, «будет ли этого достаточно для них [военных], чтобы отказаться от поддержки [Саида]». В этой связи видимо есть смысл проанализировать практические действия Вашингтона в рамках оказания военной и иной помощи Тунису. В итоге можно смело констатировать, что,  хотя администрация Байдена призвала президента Туниса быстро восстановить демократические институты страны в середине августа, она продолжала все это время сотрудничать с Тунисом по нескольким направлениям, не в последнюю очередь через свои агентства по развитию MCC и USAID. Администрация Джо Байдена не готова санкционировать  Кайса Саида за то, что 25 июля он устроил институциональный переворот с приостановлением работы парламента и увольнением премьер-министра Хишама Мешиши. Когда заместитель советника по национальной безопасности Джонатан Файнер был принят Саидом в Карфагене 13 августа, он действительно призвал президента Туниса восстановить парламент, но в практической сфере этот формальный демарш сотрудничество между двумя странами в значительной степени не затронул. Два основных агентства США по развитию  USAID и Корпорация по решению проблем тысячелетия (MCC), продолжают осуществлять свои программы в Тунисе без всяких задержек и без оглядки на развитие внутриполитической ситуации. 10 сентября агентство USAID выделило новый взнос в размере 11,5 млн долл.США компании Chemonics, ее основному субподрядчику в Тунисе, который управляет программами поддержки малого и среднего бизнеса, возрождения индустрии туризма и оказания помощи в проведении налоговых и административных реформ. Со своей стороны, в августе MCC выплатила второй взнос финансирования канадской инжиниринговой фирме Norda Stelo, которая в течение прошлого года помогала в реализации проекта по модернизации порта Радес. Это очень стратегический проект: для того, чтобы реорганизовать работу и увеличить  пропускную способность главного порта страны, который страдает от проблем управления и постоянных политических и профсоюзных споров, MCC планирует вложить более 330 млн долларов в модернизацию портовой инфраструктуры. Условием для этих инвестиций является то, что частный партнер должен участвовать в управлении портом наряду с государственным оператором, Тунисским обществом сотрудничества и управления (STAM).

Сотрудничество ни коим не прекратилось и в области безопасности, хотя отсутствие министра обороны с тунисской стороны задерживает ряд заказов на американское вооружение и оборудование, в том числе на беспилотные летательные аппараты для наблюдения и мониторинга границ. Министерство юстиции США сейчас занято тем, что пытается разобраться в своем старом проекте по поставке привязных аэростатов наблюдения в Тунис и  реанимировать его, в то время как Государственный департамент США продолжает финансировать строительство полицейской академии Энфиды турецкой строительной фирмой Bozdemir. 1 сентября Госдепартмент  также объявил о заключении контракта на ремонт национальной академии гвардии в Уэд Зарга.

Эта позиция Вашингтона находит свое отражение и в реагировании на попытки  исламистской партии «Ан-Нахда» и Р.Ганнуши через американских лоббистов добиться ограничения американской помощи К.Саиду с целью вынудить его вернуться к конституционной форме правления. Собственно вышеприведенное письмо американских законодателей можно считать венцом такой лоббистской деятельности. Договор о ней был заключен 25 июля между тунисскими представителями  и известной американской лоббистской фирмой СМР (ранее «Бурсон Марстеллер»). Несколько американских политиков, в том числе демократы Ильхан Омар и Крис Мерфи, продвигали это послание об ограничении помощи, но администрация Байдена не проявляла никаких признаков изменения политики, по крайней мере, на данный момент. Даже полуофициальные представители «Ан-Нахды» в Соединенных Штатах, такие как Радван Масмуди, президент Центра изучения ислама и демократии (CSID), теперь очень аккуратно и тщательно подходят к этому вопросу и стараются лишний раз не выступать на эту тему. Произошло это после того, как  Масмуди вызвал резкую критику внутри Туниса и самих США  в конце июля после публикации неоднозначного твита, который некоторые эксперты истолковали как призыв к Вашингтону приостановить поставки вакцин против коронавируса в Тунис.

52.31MB | MySQL:103 | 0,443sec