Новый анализ экспертами ООН ситуации с беженцами в Судане

Проведенный в сентябре с.г. экспертами ООН новый анализ ситуации с беженцами в Судане показал, что этот важный фактор внутриполитической жизни продолжает оказывать существенное негативное влияние на социально-экономическую ситуацию. Более того, он осложняет без того непростой транзитный этап по переходу к новым политическим институтам. На фоне разразившихся в конце сентября новых протестных акций в восточных провинциях Судана, которые привели к перекрытию поставок по нефтепроводу и блокированию аэропорта города Порт-Судан, ситуация с беженцами грозит также выйти из под контроля. На фоне тяжелого положения местного населения, особенно на востоке страны, где люди лишены доступа к базовым социальных услугам (здравоохранение, образование), наличие значительного числа беженцев из соседних стран становиться серьезной дополнительной обузой для государства по выполнению своих социальных функций и обязательств, и ведет к дальнейшему обнищанию населения.

По оценкам Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), сегодня в Судане проживает порядка 1 млн беженцев, преимущественно из Чада, Центральной Африканской Республики, Демократической Республики Конго, Эритреи, Эфиопии, Cомали, Южного Судана, а также Cирии и Йемена. Характерно, что бОльшая часть беженцев проживает за пределами официальных лагерей беженцев, как правило, в удаленных и труднодоступных районах страны с плохо развитой инфраструктурой и ограниченным доступом к базовым услугам и сервисам. Меньшая часть беженцев проживает в формализованных лагерях, но и они получают самое скромное содействие по линии суданских властей и международных партнеров для удовлетворения своих минимальных, базовых нужд. УВКБ ООН отвечает в рамках своего мандата за обеспечени защиты уязвимых групп беженцев.

Примечательно, что проведенный в сентябре по линии ООН анализ гуманитарных потребностей беженцев в Судане показал, что по степени уязвимости принципиальных различий между регионами имеются и характерные нюансы. Например, в некоторых крупных очагах концентрации беженцев – провинциях Кассала, Белый Нил и Западный Кордофан – ситуация во многом схожая. Примечательно, что здесь беженцы и бедные местные суданцы испытывают одинаковую степень стресса и уязвимости и находятся в целом в одинаковом положении с точки зрения гуманитарных нужд. В то же время в ряде других провинций со сложной гуманитарной ситуацией, таких как Голубой Нил, Cеверный и Южный Дарфур, различия в положении беженцев и местного населения ощутимые. Там проживающие в лагерях беженцы находятся в более уязвимом положении. В целом по стране положение беженцев в лагерях на порядок хуже с гуманитарной точки зрения по сравнению с беженцами, которые живут рассредоточено  и уже интегрировались с местным населением.

Главным вызовом для иностранных беженцев в Судане по сравнению с местным населением является фактор нехватки денежных средств. Большая часть содействия поступает им в натуральной форме, хотя бОльшая часть беженцев в Судане заинтересовано в получении прямой финансовой помощи (за исключением ряда групп в провинциях Голубой Нил и Дарфур, где физическая доступность продовольствия является проблемой и беженцы заинтересованы в комбинировании натуральной помощи и наличных денег).

При этом, нужно понимать что 95% всех расходов этих беженцев тратятся на содержание семьи и хозяйства. Также существенной проблемой для иностранных беженцев в Судане является отсутствие разрешительных документов и права на работу и легальное пребывание в стране. Продовольственная проблема и доступ к образованию среди беженцев также являются вызовами, но не повсеместно. В Дарфуре и Южном Кордофане наиболее серьезные проблемы с доступом беженцев к школам и другим образовательным учреждениям. В провинциях Западный Кордофан и Кассала главной гуманитарной проблемой является именно доступ к продовольствию. При этом, несмотря на пандемию коронавируса, ситуация с доступом беженцев к системе здравоохранения в целом находится под контролем. Согласно оценкам ООН, за исключением Восточного Дарфура все остальные регионы в целом справляются и серьезных проблем не испытывают. Проблема доступа к электроэнергии, чистой питьевой воде и санитарно-гигиеническим средствам остро ощущается в первую очередь в лагерях беженцев.

Оценка гуманитарных потребностей беженцев в Судане также демонстрирует существенные различия в зависимости от страны происхождения беженцев. Например, беженцы из Эфиопии, Эритреи, Ирака и Сирии имеют на порядок более высокий уровень обеспеченности, чем более уязвимые беженцы из остальных стран. Это объясняется в том числе более высоким уровнем их образования и профессиональной подготовки. В то же время беженцы из Чада и ЦАР нуждаются в дополнительных мерах обеспечения их личной защиты.

Резюмируя, фактор беженцев в Судане остается важнейшим во внутриполитической и социально-экономической жизни страны, особенно сейчас на переходном этапе. Несмотря на то, что общая доля беженцев в массе 45-миллионного суданского населения относительно невелика (2.2%), этот фактор может оказывать разнонаправленное воздействие на социальную жизнь страны. Ослабленная переходным периодом страна должна прикладывать дополнительные усилия, чтобы держать ситуацию с беженцами под контролем. Не стоит забывать и сохраняющейся политической нестабильности в соседних с Суданом странах, особенно в Южном Судане и Эфиопии, что может служить источником постоянного притока нового числа беженцев в страну. Например, обострение внутреннего конфликта в Эфиопии и возобновление столкновений в штате Тыграй в начале 2021 года привели к росту числа беженцев из этой страны в Судан. Наконец, в августе появились сообщения о просьбе Вашингтона разместить в Судане афганских беженцев после того, как в Кабуле пришло к власти движение «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация). Вся совокупность происходящих событий указывает на то, что Судан продолжит оставаться крупным региональным очагом по размещению беженцев из уязвимых стран, причем не только близлежащих, но и всего региона большого Ближнего Востока. В преддверии запланированных в 2024 году общенациональных выборов в Судане, проблема беженцев становится важным фактором внутриполитической борьбы и программных стратегий ведущих политических сил страны.

62.83MB | MySQL:102 | 0,500sec