Школьный кризис в Алжире как отражение демографической проблемы

Начавшийся учебный год в АНДР ознаменовался серьезными проявлениями кризиса образовательной сферы. Это очевидно практически по всем показателям – от уровня подготовки преподавательского состава до технического состояния школ.

Одна из серьезнейших проблем – нехватка учителей, вызванная недостаточным финансированием с одной стороны и демографическими проблемами с другой.

Особенно жалуются на нехватку учителей для  проведения занятий (особенно внеурочных) с первоклассниками их родители. По их данным, это сильно негативно влияет на успеваемость детей и усвоение ими новых материалов.

Фактически, подобная ситуация вызвана обострением годами накапливающейся проблемы. Не случайно, что 28 сентября на заседании профсоюзов страны представители образовательного сектора призвали власти более чем вдвое увеличить оплату своего труда. Ведь, по их данным, существующая система вознаграждения абсолютно неадекватна, поскольку она не учитывает увеличения стоимости товаров и услуг за последние годы.

Согласно их утверждениям, «после непрекращающегося снижения покупательной способности динара вознаграждение за работу стало жалким, которое не может прокормить учителей», и они «вынуждены жить в исключительных страданиях».

По данным очевидцев, «Присутствующие на собрании громко кричали о том, что их положение стало тревожным». Причем в принятом по итогам встречи профсоюзном документе говорится, что «правительство должно действовать быстро, пересмотрев формы защиты этой уязвимой категории», выполнив их требования, «чтобы смягчить последствия краха покупательной способности этой категории».

Также преподаватели жалуются на рост почасовой нагрузки, за что, по их данным, они не получают адекватного вознаграждения. Особенно это касается преподавателей математики и арабского языка.

В этой связи они потребовали «пересмотра регламентирующих работу государственной службы документов» и предоставления им реальной возможности «участвовать в управлении и контроле за денежными средствами».

Представители профсоюзов утверждают, что в том числе из-за этого нередко в школах и особенно в профильной чиновничьей среде наблюдается «перерасход средств», от которого страдают не только преподаватели, но и учащиеся.

В том числе этим вызвано заметное усугубление проблемы с нехваткой в учебных заведений представителей технического персонала, в том числе работников по уходу за детьми, уборщиц и поваров, от чего в первую очередь страдают школьные столовые, многие из которых в том числе по этой причине в новом учебном году оказались закрыты.

При этом школьное руководство нередко объясняет произошедшее проблемой роста цен на продукты питания, которые резко поднялись буквально за день до начала учебного года.

Так, по свидетельствам очевидцев, «стоимость килограмма курицы почти удвоилась» и в силу того, что объем выделенных на питание средств ограниченный, директорам ничего не оставалось, как открыть школы с закрытыми столовыми.

Между тем, образовательный профсоюз предупреждает в случае сохранения описываемого положения дел о риске социального взрыва: «Мы призываем правительство действовать как можно скорее, чтобы избежать этого, поскольку недовольные, коим грозит мученическая смерть от голода, угрожают массово выйти на улицу, чтобы добиться соблюдения своих прав».

Усугублению проблем с преподавательским составом способствует и «странная», по мнению и родителей школьников, и учителей, система отбора новых учителей. Их отбирают перед новым учебным годом, но в силу бюрократических особенностей данного процесса она нередко дает сбой и не позволяет вовремя заполнить все вакансии даже там, где есть серьезная конкуренция по преподавательским вакансиям.

Впрочем, бедственная ситуация в образовательной сфере не ограничивается преподавательским составом. Другими больными вопросами являются кризис с обеспеченностью школьными учебниками, переполнение учебных классов и неспособность профсоюзов реально и быстро повлиять на ухудшение ситуации.

Так, родители учеников особенно часто жалуются на неспособность зачислить своих детей в школы по месту жительства.

По данным недовольных, во многом подобное положение дел связано с принятием антикоронавирусных мер, нацеленных на «разгрузку» классов с соблюдением физического дистанцирования, что приводит к отказу руководства школ на законных основаниях зачислять новых учеников в учебные заведения, итак перегруженные.

В свою очередь, сами педагоги считают это для себя несомненным благом, поскольку в предковидные годы школьные классы во многих учебных заведениях увеличились до 100 учащихся, и при таком их числе стало физически невозможно вести занятия на удовлетворительном уровне. Недаром, по их данным, в последнее время родители учеников все чаще жаловались на то, что школа уже не дает прежнего образовательного уровня, и что их дети усваивают все меньше предложенных им знаний, спеша обвинить в этом учителей.

Еще одно кризисное проявление – невозможность обеспечить в срок учеников необходимыми для учебы школьными учебниками, что их родители называют «возмутительным» и осуждают за это местные и национальные власти.

Представители образовательных профсоюзов признают, что это негативно повлияло на начало текущего учебного года и угрожает успешному его завершению.

Наглядным тому проявлением стали бесконечные вереницы родителей учеников на улицах алжирских городов перед книжными магазинами, перепродающими учебники. Они жалуются, что для их приобретения им пришлось на время бросить свою работу, чтобы провести долгие часы в ожидании своей очереди.

В ряде случаев в ситуацию даже приходилось вмешиваться сотрудникам правоохранительных органов, чтобы восстановить на улицах спокойствие и расчистить запруженные родителями дороги для дорожного движения.

По данным родителей, еще одна чувствительная проблема – дороговизна школьных принадлежностей, наложившаяся на падение покупательной способности алжирцев.

Также с мест все чаще раздаются жалобы на физическое состояние учебных заведений, которые нередко, по мнению родителей школьников, оказываются опасными для проведения занятий (в ряде случае отмечаются факты затопления дождями школ из-за прохудившейся крыши и т.д.)

При этом сами представители образовательной сферы якобы даже не отвечают на попытки родителей узнать сроки решения проблем.

Между тем, о степени образовательного кризиса в Алжире свидетельствует и то, что представители профильного профсоюза Cnapest в Константине 23 сентября заявили, что «были вынуждены отказаться от встречи с руководителями Управления образования, учитывая неконструктивный характер дебатов с ними».

Заметим, что схожая ситуация наблюдается и в других алжирских муниципалитетах.

Основанием для этого стали обвинения Управления образования вилайи в невыполнении своих обязательств перед работниками отрасли, его волюнтаризме в принятии решений, нежеланием считаться с профсоюзами, его попытках ослабить их влияние в поиске решений проблем, несоблюдении договорных отношений с представителями отрасли, задержке выплаты пособий и многих других проблемах.

А пока в ряде местностей учителя и родители учеников начали акции протеста – в том числе сидячие забастовки и недопуск своих детей в школы. И в случае неисправления данной ситуации они угрожают перевести свое недовольство в более горячую фазу.

Заметим, что одна из причин подобного положения дел – отсутствие в Алжире демографической политики с одной стороны, и адекватной реакции местных властей на неуклонный рост населения.

Так, в последние годы в Алжире в среднем за год появлялось около миллиона детей, однако руководство страны не создавало необходимый для их жизни уровень инфраструктуры, включая и образовательную.

А это весьма чувствительно для Алжира, поскольку, как известно, «природа не терпит пустоты» и там, где государственное образование не справляется с обучением детей, в эту сферу немедленно вторгаются религиозные экстремисты, в том числе иностранного происхождения.

И год от года данная проблема по мере дальнейшего увеличения населения будет только нарастать.

Причем наблюдаемый сегодня школьный кризис является лишь одним из тревожных проявлений явно запущенного властями АНДР демографического кризиса, служащего для них бомбой замедленного действия.

И, пожалуй, это один из главнейших вызовов для Алжира, невнимание к которому способно привести в будущем к серьезным потрясениям.

62.84MB | MySQL:102 | 0,524sec