О коррупционных схемах при торговле нефтью в Йемене

То, что, по-видимому, является коррупцией на самых высоких уровнях в Йемене, было раскрыто в документах Pandora Papers, серии просочившихся документов, полученных Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ), которые являют собой крупнейший в истории проект трансграничного журналистского сотрудничества. Обвинения включают бизнесменов и политиков, каждый из которых обвиняет другого в «коррупции», и есть утверждения, что деятели международно-признанного правительства президента А.М.Хади причастны к компаниям, работающим и получающим прибыль в районах, контролируемых повстанцами-хоуситами. В документах Pandora Papers утверждается, что нефтяной бизнес в Йемене объединяет хоуситов и сторонников правительства Хади. В то время как государственная нефтяная компания Йемена подавала жалобу в прокуратуру на нефтяного трейдера Тауфика Абдель-Рахима за накопление запасов бензина и создание кризиса на внутреннем рынке, два других трейдера завершали оформление документов для создания оффшорной компании Red Sea Refinery Limited. Ахмад Салех аль-Исси и Хусейн аль-Хутаили сотрудничают с Зафаром Икрамом Шейхом, американским бизнесменом пакистанского происхождения, который живет в Дубае. В начале 2020 года аль-Исси был назначен заместителем директора Управления президента по экономическим вопросам (и начальником его канцелярии, в качестве которого он посещал Москву в этом году — авт.). Он считает, что является подходящим кандидатом на пост следующего президента Йемена. Его конкуренты, однако, описывают его как «крокодила», а СМИ цитируют нынешнего премьер-министра Йемена, называющего его «коррумпированным».  Сначала аль-Исси руководил автозаправочной станцией, принадлежащей его отцу, в йеменской провинции Худайда. По данным издания Le Monde, это был первый шаг на его пути к монополии на топливо, которое поступает в порт Аден. Это было бы невозможно, если бы не его отношения с А.М.Хади, когда последний был министром обороны в 1990-х годах. Хади и аль-Исси оба родом из провинции Абьян на юге Йемена, и их прочные отношения помогли им построить флот для перевозки топлива. Просочившиеся документы свидетельствуют о том, что аль-Исси основал оффшорную компанию с аль-Хутаили и Шейхом на Британских Виргинских островах 7 мая 2014 года. Его основной целью было инвестировать и вносить вклады в другие компании, а также иметь банковский счет. Ранее в этом году аль-Исси отрицал наличие какой-либо коммерческой деятельности в Северном Йемене, который контролируется хоуситами. «Я бросаю вызов любому, кто попытается это доказать. С первого дня операции «Решающий шторм» [военная интервенция под руководством Саудовской Аравии в Йемене] в марте 2015 года у меня не было никакой предпринимательской деятельности в мухафазах, контролируемых хоуситами. Мой бизнес прекратился, так как хоуситы захватили некоторые объекты недвижимости, такие как дома и земли в Сане, в дополнение к больнице. Они также закрыли штаб-квартиру корпорации, мои заводы и медицинский колледж Аль-Шифа в Худайде. То, чем я сейчас занимаюсь, — это благотворительная деятельность и оплата труда сотрудников, которые остаются дома с 2015 года». Это утверждение не согласуется с его партнерством с аль-Хутейли, деятельность которого не прекращается в регионах, контролируемых хоуситами. Перекачка нефти туда продолжается.

28 октября 2015 года, после того как движение «Ансар Аллах» (хоуситы) взяло под контроль большинство северных мухафаз, директор Йеменской нефтяной компании (YPC) направил письмо исполняющему обязанности министра нефти с жалобой на компанию аль-Хутейли, продающую нефть на черном рынке. Компания захватила все автоцистерны для перевозки  нефти в регионе Ас-Сабахия, несмотря на отсутствие  официальных полномочий на операции в районе Рас-Исса в Худайде, которым управляет аль-Исси. На тот момент хоуситы не контролировали ни Рас-Иссу, ни мухафазу Ходейда. В том же письме компания аль-Хутейли обвинялась в том, что она способствовала повышению обменного курса доллара с 215 до 280 йеменских риалов в то время. Компания выгрузила нефть в Рас-Иссе и продала ее на черном рынке. Всего за одну неделю компания продала нефти на 48 млн долларов. 16 июля 2012 года YPC подписала соглашение с аль-Исси о создании компании под названием «Рас-Исса Ойл», которая будет хранить и торговать производными нефтью в порту Рас-Исса в Худайде в течение 25  лет. Благодаря этому соглашению аль-Исси фактически монополизировал распределение и транспортировку нефтепродуктов морским путем на своих танкерах. В соответствии с соглашением правительство Йемена выплачивает 13 долларов арендной платы за каждую тонну нефтепродуктов, хранящихся компанией. Соглашение включает пункт, позволяющий наследникам аль-Исси унаследовать право на продолжение партнерства после его смерти, и еще один пункт, согласно которому контракт не будет расторгнут, даже если аль-Исси объявит себя банкротом.

«Нефть в Йемене всегда контролировалась влиятельными людьми», — пояснил один йеменский эксперт по нефтяным вопросам . «В течение последних 30 лет аль-Исси монополизировал транспортировку нефти морским путем. Рас-Исса получает нефть из Мариба, а затем она транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы Адена», — сказал  Абдель Вахид аль-Авбали.

В интервью 16 марта этого года аль-Исси фактически объявил войну премьер-министру Йемена Муэну Абдель Малику, который обвинил его в коррупции. «Он должен доказать то, что утверждает», — настаивал аль-Исси. «Он премьер-министр. Он говорит, что я коррумпирован, и что все находится под моим контролем, и что я контролирую нефть. Он должен это доказать. Наше несогласие с Муэном связано не с тем, что он глава правительства, и не с тем, что он не справляется со своими обязанностями, а с тем, что он трейдер. Поэтому мы считаем его ответственным за часть коррупции». — добавил аль-Исси

По словам аль-Исси, премьер-министр связан с крупными компаниями и коммерческими группами, что облегчает их работу и обеспечивает государственную поддержку. Эти компании платят налоги хоуситам. Абдель Малик отреагировал, заплатив аль-Исси то, что ему причиталось в апреле. При этом аль-Исси сказал, что йеменское правительство задолжало ему деньги и не выплатило свои долги. Этот конфликт по поводу импорта и распределения нефти между аль-Исси и правительством связан с решением премьер-министра разработать планы, позволяющие трейдерам импортировать нефть, чтобы покончить с нынешней монополией. Нефтяной бизнес в Йемене связан с цифрами, которые не менялись в течение 25 лет, потому что они связаны с людьми, занимающими руководящие посты в государстве. Среди йеменцев довольно широко известно, что Хусейн аль-Хутаили, владелец нефтетранспортного флота, является другом вице-президента Али Мохсина аль-Ахмара, а йеменские СМИ опубликовали правительственные директивы по облегчению и защите деловой деятельности аль-Ахмара. Более того, как отмечалось выше, у аль-Исси были прочные отношения с президентом А.М.Хади и его детьми с начала 1990-х годов.

Отчет комитета экспертов ООН показывает, что у него есть счет-фактура на сумму свыше 3 млн  долларов, выставленный компанией Aden Refineries компании ASA Shipping Company FZ Co, дочерней компании Международной судоходной и стивидорной компании. Эта компания связана с группой аль-Исси по фрахтованию танкера с сырой нефтью M Spirit. Комитет изучает причины задержки платежа, которая привела к наложению штрафа.

В докладе говорится, что представитель комитет встретился с аль-Исси и что тот категорически отрицал все обвинения и причастность к коррупционным операциям по управлению портом Аден. Он также утверждал, что никогда не получал выгоды от своей должности заместителя директора Управления президента по экономическим вопросам, и что правительство Йемена задолжало ему деньги и не может выплатить свои долги. В октябре 2019 года жители богатой нефтью провинции Мариб выразили протест, когда компании аль-Хутаили были предоставлены исключительные права на транспортировку нефти из Мариба в Шабву. Нефтяные танкеры аль-Хутаили подверглись нападению, и были выдвинуты требования о том, чтобы транспортировка нефти была передана местным жителям. То же самое произошло в начале этого года в мухафазе Хадрамаут, когда группа местных жителей возразила против передачи нефти со своей земли компании аль-Хутаили. Министр нефти направил послание губернатору Хадрамаута с просьбой защитить нефтяные танкеры, принадлежащие компании аль-Хутаили

Аль-Исси заявил, что Объединенные Арабские Эмираты борются с ним и стремятся убить его, даже в то время как его бизнесом управляет Джебель Али со своим партнером в оффшорной компании Зафаром Икрамом Шейхом. «У меня нет денег в Дубае», — настаивает аль-Исси. «Я покупаю нефть в Дубае только от имени своей компании, а не от своего имени. Я бы не переступил порог эмиратов; если бы я это сделал, вы бы никогда меня больше не увидели». Аль-Исси добавил, что он покупает нефть только в ОАЭ, потому что это лучший и ближайший рынок, но правительство там преследует его и обвиняет в покупке нефти у Ирана. Счет, представленный аль-Исси правительству Йемена на сумму 3 млн долларов, был опубликован в докладе соответствующего комитета экспертов ООН, и в нем был указан номер счета группы аль-Исси в Исламском банке в Дубае.

55.53MB | MySQL:105 | 0,466sec