О влиянии активности джихадистов на деятельность французской компании Total в Мозамбике

В июле текущего года страны ЕС подготовили и в августе осуществили военную интервенцию в Мозамбик, северо-восток которого в марте – апреле 2021 г. оказался захвачен джихадистами из «Аш-Шабаб» (по-арабски молодежь), местного филиала запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ) и формально не входящей в него группировки «Ансар ас-Сунна».

Эту операцию Брюссель и Париж осуществили руками 17 африканских стран, направивших на помощь Мапуту 10-тысячный воинский контингент.

Наиболее крупные подразделения сюда перебросили Руанда (тысяча человек), первой десантировавшая в Мозамбик свой полк и ЮАР (полторы тысячи человек).

Между тем, сами участники этой операции шутливо называют свои действия «войной Total» и во многом эти утверждения имеют под собой реальные основания.

Напомним, что в последние годы этот французский энергогигант осуществил на северо-востоке Мозамбика амбициозный проект по сжижению добываемого здесь природного газа стоимостью 20 млрд долларов, являющийся одним из крупнейших в Африке. Работы там остановились после того, как в марте 2021 г. джихадисты напали на город Пальма, базу его промышленных операций.

Однако напомним, что  с конца 2017 года джихадисты терроризируют северо-восточную провинцию Мозамбика Кабу-Дельгаду с крупным мусульманским меньшинством, граничащую с Танзанией.

Всего на данный момент по информации правозащитной организации Acled в результате конфликта с джихадистами погибли более 3300 человек, большинство из которых являются гражданскими лицами. Также более 800 тысяч человек (свыше половины населения провинции) были вынуждены покинуть свои дома. И, несмотря на недавние победные реляции, подобные потери ежедневно продолжают расти.

Показательно, что террористы даже пользовались поддержкой наиболее обездоленной части местного, преимущественно мусульманского населения, поскольку выступали против французов с идеологией «изгнания иностранцев, уничтожающих жизнь африканцев, разоряющих дарованные свыше богатства и ничего им не дающих за это».

Заметим, что в свете нынешнего резкого удорожания на мировом рынке природного газа зачистка мозамбикского северо-востока получила приоритетное значение.

Соответственно, согласно мозамбикским источникам, нынешняя операция африканских стран действительно была оплачена средствами иностранных компаний – в первую очередь, французской Total. Они рассчитывают не только вернуть вложенные в Мозамбик деньги, но и получить из него дополнительную прибыль.

Между тем, после получения в первые дни прибытия туда африканских интервентов победных реляций сейчас оттуда все больше приходят неутешительные вести.

Так, именно руандийские силы захватили основные города северо-востока этой страны, захватив немало стрелкового оружия, однако основные силы джихадистов ушли из-под удара.

С момента появления там их и других союзников Мапуту прошло два месяца, но интервентам не только не удалось разгромить их, но сейчас они сами все чаще подвергаются ответным контратакам.

Дело в том, что дальнейшее развитие ситуации пошло по «нигерийскому» сценарию борьбы с другим филиалом запрещенного в РФ ИГ — «Боко харам». Который, под напором более превосходящих сил противника, рассыпавшись на мелкие отряды, отступил в труднодоступную местность, освободившись от проблемных мобилизованных бойцов, и, делая ставку на идейных добровольцев, стал наносить оттуда чувствительные удары.

До сих пор противостоящие им силы африканских государств регулярно рапортовали об успехах вроде захвата очередного джихадистского подготовительного лагеря, освобождении сотен обращенных в рабство женщин и детей (таковых по данным правозащитников на летом 2021 года были тысячи), в том числе малолетних (даже пятилетних) солдат.

О том, что борьба продолжается, и что участники интервенции испытывают относительно ее хода серьезное волнение, свидетельствует и двухдневный государственный визит в Северный Мозамбик 24 – 25 сентября президента Руанды Пола Кагаме, который там помимо прочего проинспектировал контингент своей страны, борющийся в районе Пемба с переменным успехом против джихадистов.

Что касается действий руандийских военных, то особое внимание они оказывают порту Мокимбоа-да-Прайя, в течение последнего года бывший оплотом террористов «Аш-Шабаб», который сейчас после исхода оттуда большей части населения называют «городом-призраком», совместно контролируемый ими с армией Мозамбика.

По имеющейся оттуда информации, когда к нему подошли превосходящие силы военных, джихадисты оставили его почти без боя, оставив в окрестностях подпольные ячейки, которые с середины сентября развернули против них небезуспешную войну.

Между тем, контролировать огромную проблемную провинцию (площадью больше территории всего Бенилюкса) деморализованным поражениями 2017 – 21 годов мозамбикским силам крайне сложно даже с помощью 10-тысячного контингента интервентов.

Особенно это касается прибрежного района Мокимбоа-да-Прайя, в котором в общей сложности находится более трех тысяч военных из Мозамбика, Руанды и других ее региональных союзников.

Об отсутствии прогресса свидетельствует и безрадостная ситуация относительно положения мозамбикских беженцев, которых, по данным правозащитных организаций, танзанийские власти изгоняют со своей территории, причем эти ущемления якобы касаются даже лиц, имеющих двойное гражданство Мозамбика и Танзании.

Общая численность таких принудительно возвращенных лиц по данным правозащитников исчисляется несколькими тысячами.

Заметим, что их преждевременное возвращение на родину с одной стороны мешает проведению зачистки Мозамбика (террористам удобнее прятаться среди массы этих людей и получать из числа обездоленных себе новые кадры в условиях слабо налаженной системы гуманитарной помощи).

С другой стороны, власти Танзании, опасаются того, что такая огромная армия беженцев подорвет стабильность этой страны и ее туристическую привлекательность, которая во многом и подпитывает местную экономику.

А пока, несмотря на недавние успехи мозамбикской армии и ее союзников, террористы развивают партизанскую борьбу. Так, источники в местных силах безопасности сообщают о серии нападений, произошедших в районе Киссанга, расположенном к югу от Мокимба-да-Прайя, куда и отступили их основные силы (всего они составляли на момент интервенции 3 — 3.5 тысячи человек) после его захвата руандийцами.

Сейчас практически ни одного дня не обходится без их вылазок. Так, в результате нападения террористов 23 сентября на деревню Линди погибли и были ранены четыре человека, также похитили нескольких женщин и девочек.

Далее поблизости от неё в ночь на 24 сентября джихадисты также устроили засаду на главной трассе на два автобуса с солдатами, в результате чего погиб по меньшей мере один человек. Причем нападение было организовано на трассе, закрытой в течение последних двух лет из-за аналогичных нападений, и недавно вновь с помпой открытой после прибытия иностранных войск.

А по данным полицейских источников, только за последнюю неделю сентября 2021 года в нескольких деревнях в Киссанге террористами было убито в общей сложности не менее десяти человек.

При этом террористы регулярно устраивают акции устрашения. Так, согласно местным и военным источникам, 17 сентября джихадисты обезглавили пять гражданских лиц, обвиняемых ими в сотрудничестве с официальными властями, примерно в 150 километрах к югу от Пальмы.

И всякий раз мозамбикские и иностранные силы безопасности оказываются не в состоянии помешать этим акциям, откровенно демонстрирующим то, кто является носителем силы на северо-востоке страны.

Таким образом, реально получается, что они в состоянии контролировать лишь свои собственные базы и представляется сомнительным, что в ближайшие недели французскому энергогиганту удастся полноценно восстановить производство СПГ и воспользоваться нынешними высокими газовыми ценами для увеличения собственной прибыли.

Причем в сложившихся непростых условиях затруднительно даже предположить, когда это может произойти.

И пока, по данным местных источников, главным бенефициаром произошедшего стал Катар, руками «диких» исламистов сорвавших работу своим иностранным конкурентам, который благодаря этому рассчитывает в будущем перекупить по выгодной цене готовые французские проекты СПГ.

62.84MB | MySQL:102 | 0,493sec