О позиции США и Израиля по ключевым аспектам палестино-израильского конфликта. Часть 2

Администрация Байдена пытается проводить свою политику в контексте палестино-израильского конфликта, реализация которой означает болезненные для Израиля отступления от дипломатических достижений в период президентства Дональда Трампа. Правительство Беннета-Лапида вынуждено искать пути, позволяющие не отступить от сионистских принципов и завоеванных при президенте Дональде Трампе позиций так, чтобы не утратить двухпартийную поддержку Израиля в США и сохранить неустойчивую правящую коалицию в Израиле.

Американский подход к сторонам палестино-израильского конфликта сочетает использование кнута и пряника. При этом озабоченность в Белом доме тех, кто занимается регионом, не ограничивается ПНА. Как отмечалось в первой части статьи, у Вашингтона накопились вопросы по поводу ситуации с правами человека и авторитарным правлением Махмуда Аббаса (Абу Мазена), а также выплат пособий заключенным в израильских тюрьмах палестинцам, обвиненным по статье терроризм, и семьям погибших в ходе столкновений с израильскими военными. Это не мешает администрации Байдена вести работу по восстановлению палестино-американских отношений, прекратившихся в период Трампа, и пытаться отыграть назад признание предыдущим президентом Иерусалима столицей Израиля, восстановив работу в этом городе консульства США в ПНА и объявив о приверженности урегулирования израильско-палестинского конфликта путем создания двух государств. Двухгосударственное решение Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал «лучшим способом обеспечить будущее Израиля как еврейского и демократического государства, живущего в мире рядом с жизнеспособным и демократическим палестинским государством»[i].

Было бы неверным думать, что все руководство Израиля не приемлет такого подхода. Так, лидер партии МЕРЕЦ Ницан Горовиц, министр здравоохранения в правительстве Беннета-Лапида,  считает, что Израиль должен взять слова Э.Блинкена на вооружение и урегулировать конфликт посредством создания палестинского государства. Мансур Аббас, также член правящей коалиции, лидер арабской исламистской партии РААМ («Список арабского единства»), и заместитель председателя Южного крыла Исламского движения, вообще заявил, что «он сам и его люди – не израильтяне, а часть палестинской арабской общности, некоторые представители которой являются гражданами Израиля и одновременно составляющей нашего палестинского народа». «Мы поддерживаем и охраняем мечеть Аль-Аксу, инвестируем в развитие Иерусалима, чтобы поселить там наших людей», – сказал он. Крайне правые израильские политики считают его сторонником антисионистского терроризма[ii].

Позиция администрации Байдена по статусу Иерусалима не мешает Э.Блинкену заявлять о тесных американо-израильских связях и о том, что США выступают против предвзятого отношения к еврейскому государству на международных площадках, а также отмечать «неизменную приверженность Америки противодействию несправедливым, односторонним шагам против Израиля»[iii].

Одновременно с этим команда Байдена выражает «глубокую обеспокоенность» намерением израильского руководства утвердить планы строительства тысяч единиц жилья на оккупированных («спорных» в израильской терминологии) территориях Западного берега р. Иордан. The Times of  Israel, ссылаясь на Axios, пишет о том, что Вашингтон призывает Н.Беннета проявлять сдержанность в строительстве поселений. Тот, в свою очередь, сообщил Белому дому о намерении разрешить возведение домов в связи с «естественным ростом» численности еврейских поселенцев.

США также решительно осудили жестокое нападение еврейских поселенцев на палестинскую деревню на юге Западного берега р. Иордан в начале октября, в результате которого 12 человек получили ранения, в том числе трехлетний мальчик[iv].

Стоит ли говорить, что администрация Байдена выступает против создания еврейских форпостов на Западном берегу р. Иордан (в отличие от поселений они возведены без разрешения израильских властей на строительство). Одним из последних примеров стала история с форпостом Эвьятар, который планировало ликвидировать еще правительство Б.Нетаньяху, а его преемник Н.Беннет пообещал легализовать, чтобы избежать насильственной и принудительной эвакуации его жителей. В июне с.г. был достигнут компромисс, согласно которому планировалось всех людей вывезти, но дома не сносить, и на месте форпоста разместить военную базу, и затем открыть ешиву. Гражданская администрация получила распоряжение в течение полугода завершить процесс перевода территории форпоста в статус государственной земли, только после этого на месте Эвьятара может появиться новый поселок, и правительство приступит к легализации этой территории. Тогда как уже построенные здания останутся[v].

Пока неясно как будет преобразован форпост, но очевидно, что государство разрешит постоянное гражданское присутствие на этой земле. Характер поселения будет определен по согласованию между премьер-министром, министром обороны и главой регионального совета Самарии. В любом случае, принятое решение стало первым серьезным шагом Н.Беннета на посту премьер-министра, тем более что оно принималось накануне его визита в Вашингтон. С точки зрения внутриполитической ситуации, сторонники и противники такого решения разделились по линии правые и левые, поэтому и коалиция, и оппозиция разделились по данному вопросу.

Партия Н.Беннета «Ямина» высказалась в поддержку, а левая МЕРЕЦ выступила против. Региональный совет Самарии во главе с Йоси Даганом и правое движение «Нахала» (цель которого заключается в реализации «программы Дроблеса», разработанной 30 лет назад для широкомасштабного расселения евреев на Западном берегу р. Иордан) восприняли решение премьер-министра как «победу, подчеркивающую силу сионистской любви к Земле Израиля». Действительно, соглашение оказалась довольно выгодным для жителей Эвьятара, хотя им и придется на некоторое время покинуть свои дома. Однако ультраправые еврейские поселенцы восприняли ситуацию как поражение и стали угрожать Й.Дагану, которому полиция приставила охрану.

Слева политического спектра Израиля также звучала критика. Депутат Яир Голан (МЕРЕЦ) заявил, что «Беннет не понимает, что компромиссная сделка в основном вредна для него, что бы ни случилось, теперь каждый месяц будет новый Эвьятар. Как только проявляется слабость, одно и то же событие будет повторяться снова и снова». Лидер ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери выразил надежду, что Эвьятар станет началом новой волны развития поселений. Он поблагодарил левый фланг правящей коалиции – МЕРЕЦ и РААМ – за то, что они отказались от своей идеологии и допустили достижение договоренности[vi].

Согласно опросу, проведенному в прошлом году Институтом «Маагар мохот» под руководством профессора Ицхака Каца, 42% опрошенных израильтян поддерживают распространение израильского суверенитета (т.е. аннексию) на долину реки Иордан, а 27% выступают против этого. Среди израильтян, которые имели четкую позицию по вопросу, 60% высказались за применение израильского законодательства в Иорданской долине, 40% против.

На вопрос об отношении к аннексии всех еврейских поселений в Иудее и Самарии (в израильской терминологии так обозначается Западный берег р. Иордан) 43% высказались за, 32% против, 25% затруднились ответить.

Среди израильтян, которые имели четкое мнение по аннексии поселений на Западном берегу р. Иордан, 57% заявили, что они выступают за, 43% против этой идеи.

В еврейском секторе Израиля подавляющее большинство (75%) высказалось за аннексию.

Неудивительно, что респонденты, которые выступают против аннексии Израилем Западного берега р. Иордан и Иорданской долины, придерживаются левых политических взглядов. Ни один из респондентов, поддержавших партию «Ямина», ШАС или крайне правую партию «Отцма иегудит», не выступил против аннексии, и только 10% избирателей Ликуда высказались против[vii].

На этом фоне особенно контрастирует позиция администрации Байдена по поселенческой политике израильского руководства. Она заключается в том, что Израилю «крайне важно воздерживаться от любых односторонних шагов, которые могут обострить напряженность или подорвать усилия, направленные на обеспечение равных свобод, безопасности и процветания, а также принятие согласованного решения о создании двух государств». Тем самым, помимо статуса Иерусалима, планы правительства Н.Беннета на расширение еврейских поселений являются еще одним фактором напряженности в отношениях с Белым домом. Впрочем, и предыдущие президенты США, за исключением Дональда Трампа, выступали против строительства форпостов и призывали Израиль их убрать.

Эксперты Иерусалимского института политики и стратегии в упомянутых в первой части статьи 11 политических рекомендациях 36-му правительству Израиля Беннета-Лапида отмечают, что Израиль в отношении палестинцев должен придерживаться стратегии «управления конфликтом», направленной на снижение «стоимости конфликта» для обеих сторон. Это предполагает осторожное применение силы и экономической «морковки»; эффективное управление в «зоне C» на Западном берегу р. Иордан; и соблюдение существующей структуры еврейских поселений (за исключением Большого Иерусалима, где Израилю необходимо строить много и значительно расширять свои территории). Израиль должен быть готовым к тому, чтобы помешать захвату власти ХАМАСом после ухода Махмуда Аббаса и насколько это возможно сохранить сотрудничество на местном уровне с силами безопасности на Западном берегу р. Иордан. Несмотря на снятие с повестки дня мирного плана Трампа («сделки века»), некоторые его пункты совпадают с израильскими «красными линиями». Поэтому израильское руководство должно объяснить администрации Байдена, какие конкретно вопросы не будут являться предметом переговоров в будущем компромиссном соглашении с палестинцами[viii].

[i] US pledges support for two-state solution to Israeli-Palestinian conflict // Jerusalem Post. 23.02.2021 — https://www.jpost.com/breaking-news/blinken-stresses-importance-two-state-solution-in-call-with-israeli-fm-659850

[ii] Мансур Аббас: мы – часть палестинского народа! // 7 канал. 06.06.2021 — https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/229538

[iii] US pledges support for two-state solution to Israeli-Palestinian conflict // Jerusalem Post. 23.02.2021 — https://www.jpost.com/breaking-news/blinken-stresses-importance-two-state-solution-in-call-with-israeli-fm-659850

[iv] Visiting US envoy raises human rights with Israelis, terror payments with PA // The Times of Israel. 08.10.2021 — https://www.timesofisrael.com/visiting-us-envoy-raises-human-rights-with-israeli-terror-payments-with-pa/

[v] Достигнуто соглашение по форпосту Эвьятар, который планировало ликвидировать еще правительство Нетаниягу // Newsru.co.il. 28.06.2021 — https://www.newsru.co.il/israel/28jun2021/evyatar_001.html

[vi] Biden opposes West Bank settler outpost legalization such as Evyatar // Jerusalem Post. 01.07.2021 — https://www.jpost.com/israel-news/biden-opposes-west-bank-settler-outpost-legalization-such-as-evyatar-672587

[vii] JISS Poll: Israelis favor sovereignty in Jordan Valley, Judea and Samaria // JISS. 22.05.2020 — https://jiss.org.il/en/jiss-poll-israelis-favor-sovereignty-in-jordan-valley-judea-and-samaria/

[viii] National Security Policy Recommendations for Israel’s 36th Government // JISS. 02.08.2021 — https://jiss.org.il/en/jiss-national-security-policy-recommendations-for-israels-36th-government/

62.86MB | MySQL:102 | 0,424sec