К вопросу о «высылке послов» из Турции. Часть 2.

Период с 21 по 25 октября в Турции ознаменовался кризисом «высылки послов». После того, как 10 дипломатических миссий (включая представительства США, Германии, Франции, Нидерландов, Канады, Финляндии, Дании, Новой Зеландии, Норвегии и Швеции) опубликовали очередной пресс-релиз с призывом об освобождении «политзаключенного №1 страны» Османа Кавала, президент Р.Т.Эрдоган обвинил их в нарушении Статьи 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях, касающейся невмешательства во внутренние дела страны пребывания, и заявил о том, что им дано указание турецкому МИДу о высылке глав 10-ти дипмиссий.

Первая часть нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=80590.

Напомним, что мы остановились на реакции главы крупнейшей оппозиционной партии Турции – Народно-республиканской партии – Кемаля Кылычдароглу на принятое президентом Р.Т.Эрдоганом «решение». Разумеется, лидер турецких оппозиционеров заявил о том, что ни о какой защите национальных интересов речи не идет. Зато идет речь о том, чтобы «ещё больше нанести ущерб турецкой экономике».

Сложно спорить с турецким оппозиционером, по крайней мере, в той части, что каждые трения в отношениях между Турцией и Западом наносят ущерб турецкой экономике, которая, в настоящее время, находится в весьма уязвимом положении. Другой вопрос заключается в том, является ли Турция инициаторов новой напряженности или же просто реагирует на возникающую ситуацию. Как в данном случае, с высылкой послов 10 (!) стран одновременно, что может знаменовать серьезный дипломатический кризис и не может не отразиться на состоянии турецкой экономики.

Следующий (точнее, следующая), чью позицию по поводу Османа Кавала и «посольского кризиса» стоит озвучить, — это глава Хорошей партии Турции Мераль Акшенер. Цитируем:

«Факт, что страна, подписавшаяся под выполнением решений ЕСПЧ, не выполняет решения этого суда, перестает быть внутренним делом».

И далее:

«Следовательно, может быть и такое объяснение тому, высказыванию «Подчиняйтесь этому решению, делайте то, что необходимо»».

Что же до «дипломатической победы», о которое объявило турецкое руководство, после того, как посольства опубликовали свои пресс-релизы о приверженности Статье 41 Венской конвенции, то здесь комментарий Мераль Акшенер был следующим: эта публикация может прочитываться и как принципиальная позиция зарубежных дипломатических миссий о том, что те ничего неправильного не сделали.

Иными словами, лидер Хорошей партии Турции ставит под сомнения сам факт «важной дипломатической победы» руководства страны над дипломатическими представительствами, читай, теми странами, чьи интересы они представляют. На её взгляд, эта ситуация может прочитываться и так, что все стороны остались то, что называется «при своих»: турецкое руководство обвинило дипмиссии в том, что они нарушили Венскую конвенцию, а в ответ те заявили, что они ничего не нарушали. И обе из сторон могут посчитать инцидент исчерпанным, причем, в свою пользу.

Продолжаем рассматривать реакцию турецких политиков на инцидент дальше.

В частности, лидер оппозиционной Партии счастья Темель Карамоллаоглу также высказался за немедленное освобождение Османа Кавала, поставив его в один ряд также с Селахаттином Демирташем (бывший сопредседатель прокурдской Партии демократии народов), также находящимся в тюремном заключении. Их обоих Темель Карамоллаоглу призвал немедленно освободить.

Причем, как заметил глава Партии счастья, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и сам пострадал от несправедливости и, «имея за спиной весь мир», вошел в политику (Темель Карамоллаоглу имеет в виду тюремное заключение Р.Т.Эрдогана за декламирование стихов – И.С.). Иными словами, как видится главе Партии счастья, президент Турции Р.Т. Эрдоган должен ощущать «эмпатию» и другим заключенным в стране, по отношению к которым может совершаться очевидная несправедливость.

Переходя непосредственно к Осману Кавала, глава Партии счастья Темель Карамоллаоглу отметил: «Я говорю то же самое об Османе Кавала (что он говорил ранее и о С. Демирташе – И.С.). Турция должна выполнить решение Европейского суда по правам человека. Г-н Эрдоган сам это (обязательство) принес». Касательно последнего имеется в виду то, что Р.Т.Эрдоган внес самую непосредственную лепту в попытку евроинтеграции Турции. Вне зависимости от того, что, по состоянию на 2021-й год, эта попытка не увенчалась для Турции успехом.

Особый интерес представляют комментарии, касательно дела Османа Кавала, главы Партии будущего и бывшего премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу. Мало того, что мы говорим о бывшем соратнике президента Р.Т.Эрдогана. Мы говорим о человеке, который на протяжении всей своей карьеры пытался быть не технократом, а идеологом. Человеке, который рассматривался многими в качестве одного из ведущих интеллектуалов Турции. И сейчас он, очевидно, пытается предложить новый модифицированный взгляд ПСР на будущее страны.

Посмотрим, что говорит на тему Османа Кавала автор знаменитого труда «Стратегическая глубина».

В частности, 23 октября, когда исход кризиса был ещё неизвестен, Ахмет Давутоглу, заметив, что объявление десяти послов персонами нон грата не имеет ничего общего ни с Османом Кавала, ни с независимостью судебной системы, заявил:

«Если бы это было так (то есть, если Турция была бы принципиальна в отстаивании независимости турецкого суда от влияния зарубежных стран – И.С.), пастор Брансон, который подвергается серьезным обвинениям, не был бы освобожден по телефонному звонку Трампа и Дениз Юджель не был бы освобожден по просьбе Меркель» (и тот и другой случай являются знаковыми прецедентами того, что турецкая судебная система уступила давлению извне, хотя тот же пастор Брансон не являлся гражданином Турции – И.С.).

Давутоглу, используя выражение «вы позорите страну», в своем сообщении на эту тему, заявил буквально следующее:

«Риторика уличных драк заняла место государственного разума. Вы позорите страну! Давайте вместе выступим против внутреннего и внешнего вмешательства в решения нашей независимой судебной системы. Однако, (именно) это правительство создало впечатление, что наша судебная система может работать с инструкциями из других столиц».

Далее, добавив, что репутация страны была разрушена, Ахмет Давуотоглу сказал: «Это правительство, которое попрало закон и превратило внешнюю политику конный торг (игра слов: одновременно может прочитываться как торг, за вступление в ЕС: «at» — одновременно значит и «лошадь», и «AT» — аббревиатура от Avrupa Topluluğu, то есть европейское сообщество – И.С.), разрушило репутацию нашей страны. Когда вы дадите право на независимое и справедливое судебное разбирательство и Кавала и каждому гражданину, как они того заслуживают, то вы заставите замолчать другие столицы».

Помимо слов / позиции по Осману Кавала со стороны Ахмета Давутоглу, уместно представить и позицию другого бывшего соратника Р.Т.Эрдогана, лидера вновь образованной Партии DEVA – Али Бабаджана.

Можно сказать, что на протяжении более чем десятилетия Али Бабаджан был лицом реформ, проводимых в Турции Партией справедливости и развития, на Западе. Можно утверждать, что Али Бабаджана следует рассматривать в качестве одного из самых «приемлемых» и «договороспособных» политиков на турецкой внутриполитической арене со стороны Запада.

Вот что Али Бабаджан, всерьез разошедшийся с президентом Р.Т.Эрдоганом, заявлял в конце прошлого года по делу Османа Кавала. Цитируем:

«В судебной системе страны предварительное заключение должно быть исключением, и судебное разбирательство до суда должно иметь важное значение. В настоящее время, предварительное заключение в Турции превратилось в отдельную уголовно-исполнительную систему. Наши друзья (в контексте, «коллеги» — И.С.) изучили дело г-на Кавала. Наши друзья не видели ничего, что потребовало бы серьезного предварительного заключения. Г-н Кавала был оправдан по делу, по которому он был впервые арестован. После двухлетнего содержания под стражей, суд оправдал его по первому делу. В день его освобождения было обнаружено новое дело, и были приняты меры для продолжения его содержания под стражей. Вы не увидите такого рода странностей в стране с беспристрастной и независимой судебной системой. Вот наш призыв к правительству и судебной системе: мы хотим видеть практику, в которой суд без задержания является основанием, а содержание под стражей будет исключением. Невозможно вернуть людям утраченную репутацию и свободу… Должна работать независимая и беспристрастная судебная система. Инвесторы не могут приехать в страну, где незаконные структуры и преступные организации оказывают влияние на политику и администрацию страны. Кто приходит? В краткосрочной перспективе, с привлечением высоких процентов, приходит краткосрочный капитал, как сейчас … Он берет высокие проценты и уходит».

Таким образом, фиксируем, что мы рассмотрели полный спектр точек зрения турецкой оппозиции на скандал с судебным разбирательством по делу Османа Кавала. Единственные, кто остался неохваченными – это прокурдская Партия демократии народов, которая ещё год назад опубликовала свой призыв по его немедленному освобождению.

Процитируем это заявление:

«На судебном заседании по делу Гези было принято решение оправдать всех обвиняемых в совершении преступлений и освободить Османа Кавала, который содержался под стражей до суда. Через несколько часов после решения суда, Генеральная прокуратура Стамбула объявила, что Осман Кавала задержан по обвинению в «попытке нарушить конституционный порядок» в соответствии со статьей 309 Уголовного кодекса Турции, и что оправдательный приговор был обжалован.

Осман Кавала был оправдан после незаконного содержания в тюрьме более двух лет, несмотря на решение ЕСПЧ о нарушении его прав. Хотя он должен был быть освобожден, он был снова взят под стражу в связи с расследованием, которое было отложено на всякий случай и номер которого был неизвестен.

Мы знаем об этой судебной инженерии, полной ненависти, практике применения закона «к врагам», вражеского закона, которая разрушила правовую систему в Турции, из того факта, что по Селахаттину Демирташу, несмотря на решение об освобождении, отложено исполнение этого решения п получен ордер на арест на основании нового дела.

Нет конца беззаконию этого безумно мстительного правительства, которое стремится отомстить курдам и всем своим противникам в Турции. Это правительство полностью утратило свою публичную и демократическую легитимность. Системы, которые они пытаются сохранить, привязывая к себе судебную власть и взяв в заложники политиков с помощью различных заговоров, разваливаются по частям. Человечество не простит тех, кто нарушает справедливость.

Это решение об Османе Кавала укрепляет волю и решимость всех демократических и миролюбивых сил бороться вместе. Мы продолжим сопротивление за освобождение всех политических заложников. Осман Кавала должен быть немедленно освобожден».

Пожалуй, это – хорошая черта под позицией оппозиционных турецких политиков по делу Османа Кавала. Заметим множество этих голосов, которые высказываются в его поддержку.

Обратимся к турецким проправительственным политологам и, в частности, к генеральному координатору Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции Бурханеттину Дурану. После того, как турецкое руководство объявило о том, что инцидент следует считать исчерпанным, он в известном издании Daily Sabah 27 октября опубликовал свою статью под заголовком: «Уроки из полемики с послами в Турции».

Процитируем эту публикацию:

«Турция вернулась с грани серьезного кризиса с западными правительствами. Президент Реджеп Тайип Эрдоган удвоил свои усилия в ответ на заявление 18 октября 10 послов, которые вмешались во внутренние дела Турции и нарушили ее право на суверенитет: «Они либо поймут Турцию, либо уйдут из нее».

Соответствующие посольства официально подтвердили свою приверженность статье 41 Венской конвенции, тем самым сделав шаг назад. Турецкое руководство приветствовало это отступление».

Итак, мы видим заявление турецкого политолога о том, что пресс-релиз зарубежных посольство в Турции следует расценивать как то, что они «включили обратную передачу» и это – один из ключевых тезисов действующей в стране власти.

Далее:

«Подавляющее большинство турецкого народа отвергло это заявление (заявление послов – И.С.), которое вмешалось в судебную систему страны, призвав суды выполнить постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в отношении Османа Кавала. Критики отметили, что те же самые правительства не отреагировали аналогичным образом на Грецию по поводу решения суда о свободе собраний этнических турок в Западной Фракии».

Ещё один ключевой момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что «большинство турецкого народа отвергло вмешательство». На самом деле, ситуация со скандалом развивалась столь быстро, что сложно говорить о том, поддержало ли большинство решение турецкого руководство. Тем более, что это большинство, судя по всему, более всего озабочено стремительным падением курса турецкой лиры по отношению к доллару и к евро, а также ростом цен в турецких магазинах.

Далее:

«Решение Посольства США снова взять на себя инициативу и заявить о соблюдении Статьи 41 стало долгожданным событием в отношениях Турции с Западом и в свете предстоящей встречи Эрдогана с президентом США Джо Байденом в Риме, Италия. В преддверии выборов 2023 года необходимо извлечь уроки в отношении отношений Турции с США и Европой из последнего кризиса, чтобы можно было избежать подобной эскалации, которая может нанести ущерб обеим сторонам».

Иными словами, турецкий политолог говорит о том, что дипломатическая победа была одержана именно над США, которые были принуждены Турцией, чтобы отыграть шаг назад. Впрочем, сложно спорить с тем, что посольства «первые моргнули» вместо того, чтобы в ответ на решение президента Р.Т.Эрдогана просто взять паузу.

Цитируем далее:

«Западные правительства, недовольные уровнем автономии Турции в том, что касается защиты ее национальных интересов, должны смириться с новыми реалиями здесь. По меньшей мере, попытки «дисциплинировать» Турцию публичными заявлениями просто обречены на провал. Более того, турецкий народ полон решимости отстаивать свой суверенитет и защищать свои интересы. Действительно, членство Турции в определенных альянсах или международных организациях не дает определенным странам права что-либо навязывать Анкаре. Особенно учитывая поддержку, которую террористические группы, такие как РПК и СНС, а также Террористическая организация Фетхуллаха Гюлена получают от этих правительств, нельзя ожидать, что Турция будет хранить молчание перед лицом такой дерзости».

То есть, причина происходящего видится турецкому политологу именно в том, что Турция демонстрирует непривычный и неприемлемый для Запада уровень автономии, а не в том, что, допустим, Турция обязалась исполнять решения ЕСПЧ и, в данном случае, не исполняет взятые на себя обязательства, о чем, допустим, говорит турецкая оппозиция, напоминая, что путь на евроинтеграцию был ускорен именно при действующем руководстве страны.

62.87MB | MySQL:102 | 0,594sec