О национальных и региональных последствиях ливано-саудовского дипломатического конфликта

Конец октября был отмечен новым дипломатическим конфликтом между Саудовской Аравией и Ливаном. 30 октября 2021 года Саудовская Аравия выдворила посла Ливана из Эр-Рияда и отозвала своего посла в Ливанской Республике. 2 ноября примеру КСА последовали ОАЭ, Кувейт и Бахрейн. Одновременно саудовское правительство наложило запрет на импорт товаров из Ливана. Данные санкции были введены в ответ на ряд заявлений ливанского министра информации Джорджа Кордахи. В августе в интервью ливанской телекомпании LBC Дж.Кордахи отметил, что йеменские хоуситы «защищаются против  саудовской агрессии», а саму саудовскую военную кампанию в Йемене охарактеризовал как «напрасную». Ирония судьбы состоит в том, что сам Кордахи в свое время вел на саудовском телевидении шоу «Как стать миллионером», благодаря которому и получил известность. При этом на момент интервью журналист еще не был министром и не занимал никаких официальных должностей.

Джордж Кордахи является представителем маронитской общины и был выдвинут в правительство Наджиба Микати, сформированное в сентябре 2021 года, партией «Марада» Сулеймана Франжье, союзной «Хизбалле».

Министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан в интервью телекомпании «Аль-Арабия» заявил, что имеет место не кризис в отношениях КСА с Ливаном, а кризис в Ливане, вызванный господством там иранских прокси-групп. Он сообщил телеканалу: «Проблема еще больше. Проблема Ливана состоит в продолжающемся доминировании «Хизбаллы» в политической системе страны и в продолжающейся неспособности правительств, высших чиновников и политических лидеров с этим кризисом справиться. Это не кризис между нами и Ливаном, а кризис в Ливане, связанный с доминированием иранских клиентов на его политической сцене. Задача лидеров Ливана сейчас это проснутся и вернуть его на свое место в арабском мире. Они способны на это, если Аллах пожелает».

Премьер-министр Ливана Наджиб Микати, напуганный еще более резким ухудшением экономической ситуации в Ливане в связи с разрывом связей с Саудовской Аравией, убеждал Джорджа Кордахи подать в отставку. Однако партии «Марада» и «Хизбалла» не согласились с этим призывом. При этом они ссылаются на то, что согласно Конституции Ливана, премьер-министр не может отправить министра в отставку. Для этого требуется либо решение президента, либо решение двух третей правительства, либо импичмент парламента.

Очередные трения с КСА представляются для Ливана болезненными, прежде всего, в экономическом отношении. Это объясняется тем, что ливанская экономика после гражданской войны 1975-1990 годов попала в сильную зависимость от аравийских монархий. Большинство ливанцев проживают за границами своей страны. Переводы от трудовых мигрантов составляют 16% ливанского ВВП. В 2016 году ливанские эмигранты прислали своим родственникам 7,2 млрд долларов. Важной составляющей этой рабочей силы являются ливанские граждане, проживающие в государствах-членах ССАГПЗ – 400 тысяч человек. Согласно ряду источников, две трети валютных переводов поступает от ливанцев, проживающих в странах Персидского залива.

В связи с тем, что в 2016 году в КСА была принята экономическая программа «Саудовское видение – 2030», предусматривающая замещение иностранных работников саудовскими подданными, в Бейруте возникло опасение о возможной высылке ливанских трудовых мигрантов из Саудовской Аравии и ОАЭ. Возвращение этих людей в Ливан могло вызвать падение ВВП и увеличение безработицы на 7%.

Во-вторых, экономический разрыв с аравийскими монархиями мог привести к сокращению иностранных инвестиций. Около 80% прямых иностранных инвестиций в Ливане в 1992-2019 годах поступали из стран Персидского залива. При этом 40% шли в сектор недвижимости. Хотя с 2012 года не было заметного увеличения капиталовложений из ССАГПЗ, саудовские, катарские и эмиратские инвесторы по крайней мере не продавали свою собственность на территории Ливана. В случае же их ухода с рынка можно было прогнозировать падение цен на недвижимость на 10-20%.

В-третьих, разрыв связей с ССАГПЗ может вызвать падение ливанского экспорта. 20% ливанского экспорта приходится на страны Персидского залива. В мае 2021 года саудовское правительство уже накладывало временный запрет на импорт товаров из Ливана (в основном сельскохозяйственных), объясняя это тем, что в контейнерах с товарами все чаще находят наркотик «каптагон».

В-четвертых, разрыв отношений мог сказаться и на изрядно подорванном кризисом банковском секторе Ливана. В 1992 году по договоренности с премьер-министром Рафиком Харири КСА разместило в Центробанке Ливана (Banque du Liban) депозит на сумму в 840 млн долларов для поддержки ливанской валюты. Хотя в то время эта сумма составляла всего 2% золотовалютных запасов страны ее вывод мог бы подорвать доверие к Центробанку.

Наконец, разрыв отношений мог бы нанести ущерб ливанскому туристическому сектору. Саудовские туристы в свое время составляли 20% зарубежных гостей посещающих Ливан.

Однако необходимо понимать, что заявление министра Дж.Кордахи послужило только триггером, а не причиной нового конфликта. Основной же причиной является тупик на саудовско-иранских переговорах по разрядке напряженности в регионе и намерение Эр-Рияда в связи с этим «показать мускулы». Главный редактор газеты «Рай аль-Йаум» Абдельбари Атван в связи с этим отмечает ряд тревожных моментов в региональной ситуации в конце октября-начале ноября текущего года.

Во-первых, направление в зону Персидского залива нескольких американских тяжелых бомбардировщиков B-2 в сопровождении израильских истребителей-бомбардировщиков F-16. Это шаг не мог быть предпринят без ведома и одобрения Саудовской Аравии. Необходимо добавить, что самолет В-2 способен нести тяжелые бомбы и ракеты, пробивающие значительные грунтовые и бетонные покрытия и могущие поражать подземные иранские заводы по обогащению урана.

Во-вторых, уже упомянутое интервью Фейсала бен Фархана. Одновременно на полях встречи G-20 в Риме глава саудовской дипломатии сделал еще одно заявление о ходе саудовско-иранских переговоров в Багдаде. По его словам, четыре раунда переговоров не принесли ожидаемых конструктивных результатов, саудовские дипломаты ими разочарованы, и поэтому время проведения следующего раунда переговоров даже не намечалось. По словам одного эксперта, близкого к иранскому руководству, особый гнев Эр-Рияда вызвало одно иранское замечание. Когда Фейсал бен Фархан обратился к иранской стороне оказать давление на йеменских хоуситов с целью прекращения огня, его иранский коллега отметил, что иранское влияние на движение «Ансар Аллах» сильно преувеличено, а вот ливанская «Хизбалла» действительно имеет там большой авторитет. Поэтому он советует саудовца говорить непосредственно с «Хизбаллой», курирующей йеменское досье.

В-третьих, заявление израильского премьер-министра Нафтали Беннета на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре с.г. о том, что «Иран вплотную подошел к порогу приобретения ядерного оружия, и мы не будем дальше это терпеть». Это заявление вошло в резонанс со статьей авторитетного американского дипломата Дениса Росса, бывшего специального представителя президента Барака Обамы по Ирану. Статья была опубликована 27 октября на сайте Вашингтонского института Ближнего Востока. Она настолько примечательна, что заслуживает отдельного анализа. Пока лишь отметим один из выводов Росса. Дипломат отмечает, что «Тегеран уже не воспринимает США всерьез, поэтому администрация Байдена должна вернуть на стол переговоров перспективу военной эскалации, если она хочет прогресса по иранской ядерной проблеме».

В-четвертых, в конце октября израильские ВВС нанесли удары по северным окрестностям Дамаска, нацеленные на конвой с оружием, направлявшийся «Хизбалле». В результате удара, по сообщению Сирийской обсерватории по правам человека, погибли 5 человек и более десяти получили ранения. До этого в октябре ВВС Израиля атаковали базу иранских прокси-групп в районе города Пальмира, в результате чего погибли 50 человек.

Таким образом, Джордж Кордахи стал «козлом отпущения» в ирано-саудовской игре за доминирование в Ливане и шире, в ирано-американском противостоянии по поводу ядерной проблемы. Администрация Байдена испытывает явный дефицит во внешнеполитических успехах. Позорное бегство США из Афганистана серьезно подорвало доверие к Вашингтону. В этих условиях американцам необходимо срочно предпринять какие-то действия по восстановлению внешнеполитического престижа. В апреле 2017 года в подобной ситуации президент Дональд Трамп после предполагаемой химической атаки в Идлибе отдал приказ о бомбардировке полупустого военного аэродрома сирийских ВВС, на котором находились 3 нелетающих ржавых самолета. Однако это позволило ему повысить свой рейтинг. Остались ли сейчас подобные аэродромы или с Ираном придется воевать всерьез, покажет время.

52.28MB | MySQL:103 | 0,418sec