Разногласия между Израилем и США по поводу иранской ядерной программы

Соединенные Штаты Америки предостерегли Израиль против атак на иранские ядерные объекты, настаивая, что такие атаки не приносят желаемых результатов. По словам высокопоставленных американских представителей, «повторяющиеся атаки на иранские ядерные объекты могут быть достаточными с тактической точки зрения, но в конечном счете они неэффективны». Так, после того, как иранское военное предприятие, производящее важнейшие детали для центрифуг, было повреждено в конце весны мощным взрывом, организация которого приписывается зарубежными источниками израильским спецслужбам, а значительная часть хранившихся там запчастей была уничтожена, работа предприятия возобновилась, по данным американской разведки, в конце лета. Об этом сообщила в своем последнем воскресном номере газета New York Times. Согласно сообщению американской газеты, высшее военно-политическое руководство еврейского государства отвергло призыв высокопоставленных американских представителей прекратить такие атаки.

В сообщении New York Times было сказано, что Иран сумел быстро справиться с последствиями диверсий против своих ядерных объектов и даже улучшил их потенциал. Помимо этого, было сообщено, что среди прочего иранцы повысили свой потенциал кибернетической защиты до такой степени, что ни Израилю, ни Соединенным Штатам больше не удастся с прежней относительной легкостью прекратить работу центрифуг на иранских ядерных объектах. Согласно тому же сообщению, на протяжении последних 20 месяцев агенты израильской разведки совершили покушение на главного иранского ученого-ядерщика и произвели большие взрывы на четырех иранских ядерных и ракетных объектах, рассчитывая таким образом сорвать работу центрифуг, производящих ядерное топливо и отсрочить тот день, когда иранцы смогут создать ядерную бомбу.

Примечательно, что это сообщение было опубликовано в газете New York Times накануне возобновления переговоров между Ираном и мировыми державами в Вене относительно иранской ядерной программы, назначенных на 29 ноября. Согласно тому же сообщению, американская администрация президента Джо Байдена рассматривает сейчас различные возможности замедлить темпы обогащения урана на иранских ядерных объектах. Среди прочего, как было сообщено, администрация США взвешивает возможность частичной отмены санкций против Ирана в обмен на обещание последнего замедлить темпы обогащения урана. Тем самым американцы рассчитывают выиграть дополнительное время для завершения переговоров.

При этом надежды американской администрации на возобновление переговоров с Ираном по ядерной проблеме в значительной степени уже рассеялись. Президент Джо Байден надеялся, что США вернутся к соглашению с Ираном уже в первый год его президентства, а затем ему удастся построить нечто «более длительное и крепкое», однако надежд на это уже почти не осталось. Достаточно упомянуть тот факт, что на прошлой неделе новый иранский представитель на переговорах с великими державами Али Багери Кани заявил в беседе с журналистами в Париже, что речь идет отнюдь не о переговорах по поводу ядерной программы, а о «переговорах по поводу снятия незаконных и бесчеловечных санкций».

Иранцы требуют теперь не только отмены всех американских санкций, но и публичных извинений со стороны официальных представителей США за односторонний выход предыдущей американской администрации из соглашения с Ираном, а главное – предоставления надежных гарантий того, что никакой другой президент США в будущем не сможет в одностороннем порядке отказаться от выполнения условий договора с Ираном, как это сделал президент Дональд Трамп. Заявление такого содержания недавно сделал на специальной пресс-конференции по проблемам нынешних двусторонних отношений между Ираном и США пресс-секретарь Министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде. Однако, по словам пожелавших остаться анонимными представителей нынешней американской администрации, президент США Джо Байден, несмотря на свое стремление возобновить переговорный процесс с Ираном, никогда не согласится предоставить иранской стороне гарантии такого рода.

На этом фоне Соединенные Штаты дают понять, что если Иран не откажется от своих новых требований, то американской стороне, возможно, придется всерьез рассмотреть возможность введения против него новых санкций вместо отмены уже действующих. Специальный представитель администрации США по иранской проблеме Роберт Мэлли (назначен на этот пост президентом Джо Байденом в январе текущего года) недавно однозначно заявил в этой связи, что «выбор находится в руках Ирана. (…) Если дипломатия потерпит фиаско, то у нас есть и другие инструменты – и мы используем эти другие инструменты для того, чтобы воспрепятствовать Ирану в получении ядерного оружия».

Однако при всем том необходимо учитывать, что западноевропейские союзники США, в отличие от американцев, даже на словах не готовы обсуждать «план Б» на случай если «план А», то есть попытка сугубо дипломатическими средствами убедить высшее военно-политическое руководство Исламской Республики воздержаться от реализации военной ядерной программы, провалится, и Иран продолжит  обогащение урана до уровня, необходимого для производства ядерного оружия. Такая ситуация серьезно ослабляет впечатление от и без того не слишком уверенной военной риторики нынешней американской администрации.

Совсем иначе ведет себя перед лицом иранской угрозы высшее военно-политическое руководство Израиля. Начальник Генерального штаба ЦАХАЛа, генерал-полковник Авив Кохави заявил пару недель назад, что израильская армия «ускоряет разработку оперативных планов и повышает готовность к противостоянию с Ираном и к ядерной военной угрозе». Израильское правительство недавно утвердило по прямому распоряжению премьер-министра Нафтали Беннета дополнительное финансирование на планирование и отработку атак против Ирана. В воскресенье (21 ноября) министр обороны Израиля Биньямин (Бени) Ганц заявил по поводу возобновления переговоров между Ираном и великими державами: «Я могу поддержать соглашение, которое будет сильнее и продолжительнее, соглашение, которое отодвинет Иран назад и лишит ее потенциалов путем задействования эффективного контроля над ядерными объектами – но ситуация сейчас не такова».

62.83MB | MySQL:102 | 0,638sec