Ситуация в Ливии: октябрь 2021 г.

30 сентября — 1 октября делегации Триполи и Тобрука в Рабате безуспешно попытались договориться относительно закона о выборах. Тем не менее из столицы Марокко прозвучал их призыв к мировому сообществу поддержать политический процесс в Ливии. По итогам 2-хдневной дискуссии депутат ливийского парламента Эль-Хади Али Эльсагир заявил, что «консультации проходили в атмосфере согласия и консенсуса». На них были представлены делегации Высшего государственного совета (ВГС), сидящего в Триполи и выполняющего функции сената, и международно признанного парламента, базирующегося в Тобруке.

Президентские и парламентские выборы должны были пройти в Ливии 24 декабря.

Закон о президентских выборах был ратифицирован в сентябре главой парламента в Тобруке Акилой Салехом без вынесения его на голосование. Он был отвергнут ВГС. В Триполи посчитали, что он выгоден главнокомандующему Ливийской национальной армии (ЛНА – Тобрук) Халифе Хафтару. 4 октября ливийский парламент одобрил закон о парламентских выборах. Однако уже на следующий день он был отвергнут ВГС. По мнению последнего, его принятие нарушает статью 23 подписанного в 2015 г. в марокканским Схирате Политического соглашения, согласно которой закон о выборах для вступления в силу должен быть одобрен обеими палатами парламента.

5 октября Палата представителей объявила об изменении календаря проведения голосования, разнеся на месяц президентские и парламентские выборы. Теперь 24 декабря, как и планировалось, должны состояться президентские выборы. Парламентские должны пройти в конце января 2022 г.

8 октября в интервью АФП глава Национальной избирательной комиссии (HNEC) Имад ас-Сайех сообщил, что техническая подготовка к выборам завершена на 80 – 90%. «Я думаю, то на выборах будет достигнут высокий показатель участия, тем более что президентские выборы позволят избрать главу страны впервые со времени независимости Ливии», — сказал он. К тому времени было известно, что в списки избирателей HNEC записались свыше 2,83 млн ливийцев из числа 7 млн, проживающих в стране.

Тем временем стало известно имя первого кандидата в президенты Ливии. Как и ожидалось, о своих президентских амбициях заявил бывший глава МВД страны Фатхи Башага. Первым делом он пообещал, что в случае избрания сделает своими приоритетами безопасность и национальное примирение. Стоит заметить, что 2021 г. начался не очень удачно для 59-летнего Ф.Башаги. Сначала в феврале он не преуспел в попытке занять пост главы Правительства национального единства. Затем на его жизнь покушались в окрестностях Триполи за несколько дней до того, как он оставил пост главы МВД. Несмотря на все это, уже в марте Ф.Башага, не доидаясь открытия временного «окна», отведенного для подачи документов, заявил о своих президентских амбициях и намерении баллотироваться на выборах 24 декабря. Он же в октябре сообщил, что выборы могут не состояться, поскольку «некоторые политики» не хотят их проведения. «Одни не хотят этих выборов, поскольку они угрожают их личным интересам. Другие беспокоятся, что они могут привести к власти либо выходцев из прежнего режима, либо из армии», — заявил этот уроженец Мисураты, ставший ключевой фигурой Военного совета этого города. Ранее он был летчиком-инструктором, готовившим пилотов для боевой авиации, затем стал бизнесменом. Ф.Башага считается одним из редких ливийских политиков, сумевших поддерживать хорошие отношения со всеми зарубежными странами, которые были вовлечены во внутриливийский конфликт вне зависимости от того, кого они поддерживали. Пост главы МВД Ливии он занимал в период с 2018 по начало 2021г.

2 октября власти Триполи провели масштабную операцию «против торговцев наркотиками, алкоголем и огнестрельным оружием» в одном из бедных пригородов Триполи. На самом деле она была направлена против незаконных иммигрантов. Предписание об ее проведении выдал генеральный прокурор Ливии. В ходе операции в квартале Гаргареш несколько тысяч нелегалов были отправлены в центры временного размещения, 1 человек из их числа погиб, свыше 15 получили ранения, в том числе огнестрельные.

По данным властей Триполи, первая фаза операции завершилась 3 октября. Они сообщили, что вторая фаза будет направлена против «незаконного строительства» в том же квартале.

3 октября в Эль-Кувейте глава МИД Ливии Наджла аль-Мангуш объявила об «очень скромном» начале вывода иностранных военных и наемников из своей страны. «Новость верная. Это – очень скромное начало. И мы нацелены на вывод большего числа» лиц из этой категории, сказала она на пресс-конференции в столице Кувейта.

Согласно данным ООН, на тот день в Ливии находились свыше 20 тысяч наемников из России, Сирии и Чада, а также турецкие военные.

8 октября стало известно, что Совместный военный комитет, в котором представлены по 5 человек от Триполи и Тобрука, по итогам 3-дневной встречи под эгидой ООН в Женеве принял «Глобальный план действий», призванный обеспечить вывод с территории Ливии иностранных наемников и войск. Согласно коммюнике ООН, этот план призван стать «краеугольным камнем постепенного и взвешенного процесса вывода с территории Ливии всех наемников, иностранных комбатантов и иностранных войск».

Глава Миссии ООН в Ливии Ян Кубиш приветствовал этот план, назвав его «решающим прорывом», который «создает позитивную динамику, на которую необходимо опираться с тем, чтобы продвигаться на пути к стабильности и демократии, и в частности, к проведению свободных и гласных выборов 24 декабря, результаты которых будут признаны всеми».

ООН предложила Совместному военному комитету использовать этот план, чтобы содействовать полной реализации Соглашения о прекращении огня, включая предстоящее развертывание наблюдателей ООН.

8 октября Международная организация по миграции сообщила, что в тот день в одном из лагерей для незаконных иммигрантов в Триполи ливийские охранники убили из огнестрельного оружия 6 африканцев. Она осудила условия содержания нелегалов в этом лагере. По имеющимся данным, охранники открыли огонь, пытаясь предотвратить бегство из лагеря сотен мигрантов. В центре заключения в Аль-Мабани содержались около 3 тысяч мигрантов, хотя он был рассчитан на прием 1 тысячи человек. В результате инцидента из лагеря сбежали около 2 тысяч человек. 9 октября МВД Ливии опровергло утверждения о чрезмерном применении силы охранниками лагеря. В коммюнике ведомства утверждалось, что возникшая при побеге давка привела к гибели одного мигранта.

11 октября парламент в Тобруке единогласно принял закон, согласно которому каждая ливийская семья должна получить помощь в объеме 50 тысяч динаров (примерно 10 тысяч долларов). Это решение было принято два месяца спустя после того, как власти Триполи объявили о выделении субсидий молодым семьям. При этом дата реализации этого решения не была объявлена.

21 октября Триполи принял международную «Конференцию в поддержку стабильности Ливии». В ней приняли участие представители Франции, Италии, Египта, Саудовской Аравии, Турции, Катара, Алжира, Туниса, Чада и Судана. Заявленной целью конференции было обеспечение условий для проведения президентских и парламентских выборов.

27 октября Национальная нефтяная компания (NOC) Ливии сообщила, что в результате боевых действий в г.Завия на западе страны между различными группировками серьезный ущерб нанесен крупнейшему нефтеперерабатывающему комплексу, находящемуся в этом городе. Этот НПЗ был единственным работавшим в Ливии. В ходе боев серьезные повреждения получили 13 резервуаров, а также трансформаторная подстанция.

3 октября власти Триполи объявили о начале строительства на юге страны в районе Убари (900 км к югу от Триполи) в районе нефтепромысла Аш-Шарара нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) стоимостью до 600 млн долларов. Предполагается, что НПЗ войдет в строй через 3 года и будет ежегодно обеспечивать прибыль в 75 млн долларов. Ежедневно он будет производить 1,3 млн литров бензина, свыше 1 млн литров дизельного топлива и 600 тысяч литров керосина. На нефтепромысле Аш-Шарара ежедневно добывается 300 тысяч баррелей нефти. В том же регионе будет построен завод по производству газовых баллонов.

В целом, главная интрига в Ливии – состоятся или нет президентские выборы 24 декабря. Слишком уж расколотой оказалась страна, и  этот раскол не преодолен с существованием двух парламентов, двух армий и политиков, представляющих Триполитанию и Киренаику. Поэтому в Ливии возможны любые сценарии в преддверии выборов.

52.26MB | MySQL:103 | 0,658sec