Неустойчивый баланс в израильской политике сохраняется

Традиционно два основных политически лагеря в еврейском государстве определялись как правые (противники территориальных уступок арабам) и левые (сторонники территориального компромисса. Так продолжалось десятилетиями. Однако в последние года политически значимым стало деления на лагеря сторонников и противников многолетнего премьер-министра Израиля Биньямина (Биби) Нетаньяху, которых часто называют «рак Биби» («только Биби») и «рак ло Биби» («только не Биби»). Именно это сделало возможным существование нынешней правящей коалиции, в которую объединились правые, центристские и левые партии из лагеря «рак ло Биби». Для того, чтобы получить хотя бы минимальное большинство в 61 голос (всего в Кнессете 120 депутатов), они пошли на включение в коалицию несионистской арабской партии, чего в прошлом в Израиле не было никогда.

Силы двух лагерей почти равны, а по отношению друг к другу они непримиримы. Именно поэтому в Израиле за два года четырежды проходили досрочные выборы, чего в прошлом тоже никогда не бывало. Несмотря на то, что последняя по времени избирательная кампания закончилась более полугода назад, страсти до сих пор не утихают, а политическая напряженность в израильском обществе сохраняется. До определенной степени отражает и межобщинную напряженность. Не может не обратить на себя внимание тот факт, что если в коалициях, возглавлявшихся Биньямином Нетаньяху были широко представлены репатрианты из стран Северной Африки и других арабских государств (включая их родившихся в Израиле детей), а репатрианты из бывшего СССР оказались оттеснены в сторону, то в нынешней правящей коалиции русскоязычные евреи представлены в большей степени, чем североафриканские.

Ситуация неустойчивого баланса между двумя названными лагерями сохраняется и сейчас, о чем свидетельствуют результаты последнего опроса относительно электоральных предпочтениях израильтяне, проведенного тель-авивским «Институтом Смита» (работает с 1977 года), специализирующимся на изучении общественного мнения. Результаты этого опроса были обнародованы 2 декабря. Из них следует, что если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, то крупнейшей фракцией израильского парламента осталась бы бывшая партия власти Ликуд, возглавляемая нынешним лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху. Более того, Ликуд бы заметно усилился, получив 34 мандата вместо тех 29, которые у него есть сейчас.

На втором месте осталась бы центристская партия «Еш атид», возглавляемая министром иностранных дел и альтернативным премьер-министром (по соглашению о ротации с действующим премьер-министром Нафтали Беннетом) Яиром Лапидом. При этом она также усилила бы свои позиции, получив 21 мандат вместо 17 мандатов, которые у нее есть в Кнессете нынешнего созыва.

9 мандатов, как и в Кнессете нынешнего созыва, получила бы находящаяся в оппозиции сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с депутатом Кнессета Арье Дери.

По 7 мандатов получили бы 6 списков:

  1. Возглавляемая министром финансов Авигдором Либерманом правая партия «Наш дом – Израиль», базовым электоратом которой являются репатрианты из бывшего СССР. Столько же мандатов эта партия получила и на последних выборах, состоявшихся весной этого года.
  2. Возглавляемая министром транспорта Мейрав Михаэли левая партия Авода (столько же мандатов у нее есть и в Кнессете нынешнего созыва).
  3. Возглавляемая министром обороны Биньямином (Бени) Ганцем левоцентристская партия «Бело-голубые» (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).
  4. Находящийся в оппозиции ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» во главе с депутатом Кнессета Яаковом Лицманом (столько же мандатов у этого блока есть и в Кнессете нынешнего созыва).
  5. Находящийся в оппозиции объединяющий коммунистов и светских арабских националистов антисионистский блок «Объединенный арабский список» (ОАС), возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).
  6. Находящийся в оппозиции радикально-правый блок «Религиозный сионизм» во главе с депутатом Кнессета Бецалелем Смотричем (столько же мандатов у этого блока есть и в Кнессете нынешнего созыва).

Возглавляемая действующим премьер-министром Нафтали Беннетом правая умеренно-религиозная партия «Ямина» получила бы 5 мандатов. Учитывая, что сейчас «Ямина» – в определенном смысле «партия власти», это выглядит на первый взгляд полным электоральным крахом. Однако следует напомнить, что сейчас у этой партии – всего 6 мандатов (на выборах она получила 7 мандатов, но один из ее депутатов, Амихай Шикли, фактически вышел из состава фракции). Ее лидер стал премьер-министром благодаря редкостному стечению политических обстоятельств, подобного которому не было за всю предыдущую историю Государства Израиль. Оказавшиеся в оппозиции Ликуд, ультраортодоксальные религиозные партии и примкнувший к ним блок «Религиозный сионизм» ведут с момента создания нынешнего правительства летом этого года яростную кампанию против партии «Ямина» и лично против Нафтали Беннета, обвиняя их в «предательстве национальных интересов». С другой стороны, для левых и левоцентристских партнеров по коалиции «Ямина» является чересчур «поселенческой», чересчур правой —  само название этой партии на иврите буквально означает «еще правее». Несмотря на это, как показал опрос, популярность Нафтали Беннета в качестве премьер-министра имеет тенденцию к росту и среди избирателей других партий.

5 мандатов получила бы и упомянутая выше умеренная исламистская партия РААМ, возглавляемая заместителем председателя Кнессета Мансуром Аббасом. Следует напомнить, что она создала первый в истории Государства Израиль прецедент включения в правящую коалицию антисионистской арабской партии. Тем самым было нарушено существовавшее на протяжении десятилетий двойное табу: с одной стороны, сионистские партии не рассматривали арабские партии в качестве потенциальных партнеров по правящей коалиции, с другой стороны арабские партии рассматривали присоединение к сионистской правящей коалиции в качестве «предательства палестинских национальных интересов». Тот факт, что РААМ усиливает свои позиции у избирателей (сейчас у нее только 4 мандата), свидетельствует о том, что значительная часть израильских арабов-мусульман поддерживают решение этой партии предпочесть отстаивание реальных интересов израильских граждан-арабов, отодвинув в сторону проблемы «арабского народа Палестины».

Наконец возглавляемая министром здравоохранения Ницаном Горовицем радикальная левая партия МЕРЕЦ получила бы 4 мандата (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

А вот возглавляемая министром юстиции Гидеоном Сааром правая партия «Новая надежда», у которой сейчас 6 мандатов, не преодолела был электорального барьера, который составляет сейчас в Израиле 3,25% от всех подданных на выборах голосов.

Суммарно же партии лагеря «только Биби» получили бы 57 мандатов, а значит не смогли бы создать альтернативную правящую коалицию. Партии же, входящие в нынешнюю правящую коалицию, получили бы суммарно 56 мандатов, и, соответственно, тоже не смогли бы создать правящей коалиции. Оставшиеся 7 мандатов получил бы блок ОАС, который по идеологическим соображениям по-прежнему не готов вступать в коалиции с сионистскими партиями.

Подводя итог, можно с большой степенью уверенности констатировать, что состояние неустойчивого баланса между двумя политическими лагерями в Израиле будет сохраняться до тех пор, пока один из них возглавляет Биньямин Нетаньяху, сумевший фактически расколоть прежний правый лагерь.

52.22MB | MySQL:103 | 0,466sec