Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 февраля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане, Судане и вокруг ядерной программы Ирана. Пакистанские власти 22 февраля сообщили о согласии исламистских боевиков из местного филиала движения «Талибан» на бессрочное перемирие в долине Сват на северо-западе страны. Правительство Судана и руководство повстанческого Движения за справедливость и равноправие подписали документ по вопросам достижения мира в западно-суданском регионе Дарфур. В опубликованном 19 февраля докладе МАГАТЭ говорится, что Иран игнорирует требования мирового сообщества и продолжает работы по обогащению урана.

Министр иностранных дел России С. Лавров посетил на прошедшей неделе ряд стран Ближнего Востока и Персидского залива: Израиль, Палестинские территории, Египет, Оман и Бахрейн. Основной темой его переговоров с израильскими и арабскими руководителями были вопросы подготовки московской конференции по ближневосточному урегулированию, а также обеспечение безопасности в зоне Персидского залива и развитие двусторонних отношений России с арабскими странами и Израилем.

В Пакистане боевики «Движения за введение законов шариата» согласились соблюдать режим прекращения огня в долине Сват, расположенной вблизи границы с Афганистаном. Местным талибам в обмен на согласие сложить оружие официально будет разрешено применять законы шариата, что на практике давно уже делается исламистами в контролируемых ими районах. Премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани считает, что договоренность с талибами укладывается в рамки правительственной политики «диалога, развития и сдерживания». В то же время, по оценке пакистанских военных, в долине Сват сохраняется «неудовлетворительная» обстановка, но правительство «одобрило другую стратегию». На совещании с участием президента страны А. А. Зардари, премьер-министра Ю. Р. Гилани и командующего пакистанской армией генерала А. П. Кияни решено проводить в долине Сват курс на «выжидание и наблюдение» и продолжать держать там армейские части, насчитывающие сейчас 12 тыс. военнослужащих (численность боевиков в регионе оценивается в 3 тыс. чел.), вплоть до полного установления мира. Власти Северо-западной пограничной провинции решили по примеру американцев в Ираке выдать местным крестьянам 30 тыс. единиц стрелкового оружия для борьбы с боевиками и террористами. Отметим, что ранее пакистанские талибы неоднократно нарушали договоренности о прекращении огня. Представители НАТО и правительства Афганистана выразили озабоченность соглашением, опасаясь, что долина Сват может превратиться в прибежище для афганских талибов и других экстремистов.

На минувшей неделе американская авиация вновь нанесла ракетный удар по исламистским боевикам на пакистанской территории.

Делегации правительства Судана и повстанцев из Движения за справедливость и равноправие (ДСР) 17 февраля подписали в столице Катара Дохе документ, представляющий собой декларацию о «добрых намерениях» по достижению мира в Дарфуре. Как известно, руководство ДСР в течение длительного времени категорически отказывалось начинать диалог с официальным Хартумом. Лидер ДСР Х. Ибрагим пообещал освободить часть военнослужащих правительственной армии, взятых в плен повстанцами, а также призвал международное сообщество оказать срочную помощь дарфурским беженцам. Руководство повстанцев потребовало от властей освободить из тюрем своих сторонников. Представитель суданского правительства призвал другие дарфурские группировки присоединиться к процессу мирного урегулирования в регионе. Очередной раунд переговоров между хартумскими властями и ДСР должен состояться в Дохе через две недели. В целом, по оценке экспертов, учитывая сложность дарфурской проблемы, соглашение в Дохе, несмотря на его несомненное позитивное значение, вряд ли улучшит ситуацию в регионе. Так, несмотря на подписание мирного документа, боевые действия в Дарфуре не прекращаются. 18 февраля правительственные ВВС подвергли бомбардировки позиции повстанцев, а наземные части атаковали отряды ДСР в районе г. Эль-Фашер, где, кстати, находится штаб совместных миротворческих сил ООН/Африканского союза. В Хартуме утверждают, что военные были вынуждены применить силу «по одной простой причине»: отряды ДСР заняли новые, не контролировавшиеся ими ранее районы. Кроме того, боевые столкновения произошли между правительственными войсками и формированиями другой повстанческой группировки – Суданской освободительной армии (фракция М. В. Мухаммеда Нура).

Руководитель МАГАТЭ М. аль-Барадеи 17 февраля заявил, что Иран стремится получить технологии, которые позволят ему создать ядерное оружие. Однако аль-Барадеи все же не уверен, действительно ли руководители в Тегеране «хотят сделать решающий шаг и приступить к созданию ядерных вооружений». Поэтому, по его мнению, еще не поздно вести переговоры с ИРИ. 19 января МАГАТЭ опубликовала очередной доклад по иранской ядерной проблеме. В документе говорится, что Иран игнорирует требования мирового сообщества и продолжает работы по обогащению урана, хотя и замедлил их темпы. Инспекторы агентства так и не смогли добиться прогресса в расследовании подозрений относительно военного характера ядерной программы ИРИ из-за нежелания иранских властей сотрудничать с МАГАТЭ. В ноябре 2008 г. Иран располагал 3800 центрифугами для обогащения урана, после чего ввел в строй еще 164. Со своей стороны, президент ИРИ М. Ахмадинежад в очередной раз заявил, что ядерная программа его станы является «закрытой темой», а те, кто пытаются вернуться к этому вопросу, только «вредят себе».

По заявлениям иранской оппозиции, власти заблокировали сайты М. Хатами, объявившего о своем намерении баллотироваться на пост президента ИРИ на выборах в июне 2009 г. Хатами считается политиком либеральной ориентации, и уже занимал пост президента Ирана в 1996-2005 гг.

Президент Израиля Ш. Перес 20 февраля поручил лидеру партии Ликуд Б. Нетаниягу сформировать новое правительство страны. После этого Нетаниягу обратился с официальной просьбой о создании правительственной коалиции к руководителям партии Кадима Ц. Ливни и партии Авода Э. Бараку. Ц. Ливни в резкой форме отказывается вступать в коалицию с Ликудом и заявляет о намерении Кадимы уйти в оппозицию.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа продолжают эпизодически обстреливать приграничные районы Израиля, а израильские ВС наносят удары по объектам противника, главным образом по туннелям на границе анклава с Египтом. Вместе с тем, обе стороны не идут на эскалацию вооруженного противостояния.

Группа американских конгрессменов на минувшей неделе впервые за последние восемь лет посетила сектор Газа, но при этом не встречалась с представителями ХАМАСа. Тем не менее, хамасовцы выразили удовлетворение самим фактом такого посещения.

Движение ХАМАС через чиновников ООН передало письмо президенту США Б. Обаме, что подтвердили в госдепартаменте. В письме исламисты предлагают Обаме «честным путем» заняться палестинской проблемой, а также «быть открытым» с ХАМАСом, т. к. это движение «пользуется широкой поддержкой палестинской улицы».

25 февраля в Каире должна состояться встреча делегаций враждующих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС для обсуждения вопросов достижения межпалестинского единства. В Вашингтоне считают, что эти переговоры могут быть полезными, если их итогом станет стабилизация обстановки на палестинских территориях.

Активизируются политические контакты между США и Сирией. За последнюю неделю в Дамаске побывали три делегации американских конгрессменов. Вместе с тем, судя по их высказываниям, изменение тактики вовсе не означает изменений в сути политики Соединенных Штатов. Так, Вашингтон продолжает настаивать на прекращении сирийской поддержки радикальных группировок ХАМАС и «Хизбалла», отказе Дамаска от близких, партнерских отношений с Тегераном, на что сирийское руководство идти пока не намерено. По мнению президента САР Б. Асада, проводившаяся прежней вашингтонской администрацией «политика диктата оказалась неэффективной», а будущие отношения между двумя странами должны строиться на основе «правильного понимания» американской стороной региональных проблем и взаимных интересов.

В Ираке на минувшей неделе были опубликованы окончательные официальные итоги выборов в Советы 14 из 18 провинций страны, которые состоялись 31 января. Они подтвердили данные об успехе коалиции сторонников иракского премьер-министра Н. аль-Малики в Багдаде и многих шиитских провинциях. По итогам этих выборов аль-Малики предполагает создать «широкую национальную коалицию» в местных советах. Свое желание блокироваться со сторонниками главы правительства изъявил радикальный шиитский лидер М. ас-Садр, чьи приверженцы завоевали в некоторых шиитских провинциях второе место. В целом, если подобная коалиция будет создана, то она будет иметь абсолютное большинство мест в советах Багдада и провинции Басра, а также контролировать советы в провинциях Васит и Майсан.

В рамках пересмотра американской стратегии в Афганистане в последнее время заметно активизировались контакты на высоком уровне между Вашингтоном и Кабулом. 16 января президент США Б. Обама подписал распоряжение о направлении в Афганистан дополнительного контингента американских войск численностью в 17 тыс. человек (экспедиционная бригада морской пехоты (8 тыс. чел.) – весной и бригада сухопутных войск с подразделениями поддержки (9 тыс. чел.) – летом). В настоящее время в Афганистане находятся 30 тыс. американских военнослужащих. В этот же день состоялся телефонный разговор между Б. Обамой и афганским президентом Х. Карзаем, в ходе которого они обсудили вопросы обеспечения безопасности в Афганистане и предстоящие президентские выборы в этой стране. По мнению Обамы, ситуация в Афганистане в настоящее время ухудшается и одними мерами военного характера проблемы борьбы с движением «Талибан» и растущим экстремизмом решить нельзя. Президент США предлагает активнее использовать методы дипломатии и программу развития афганской экономки. 20 февраля в Кабул прибыла делегация Конгресса США во главе со спикером Палаты представителей Н. Пелоси, которая провела переговоры с афганскими руководителями, командованием ВС США и НАТО. В Вашингтон 22 февраля для обсуждения вопросов, связанных с развитием ситуации в Афганистане, отбыла представительная афганская делегация во главе с министром иностранных дел Д. Р. Спанта. В ее состав входят также министры обороны и внутренних дел, руководители служб национальной безопасности и разведки.

Обострились отношения между Бахрейном и Ираном. Это произошло после того, как бывший спикер парламента ИРИ А. А. Натег Нури назвал Бахрейн одной из иранских провинций. МИД Ирана поспешил заверить, что слова Нури были «неправильно истолкованы», и не означают, что ИРИ не признает бахрейнский суверенитет. В Манаме заявили о замораживании Бахрейном заключения соглашения о поставках в королевство иранского газа и потребовали, чтобы все иранские суда немедленно покинули территориальные воды страны. Позицию Бахрейна решительно поддержали многие арабские страны, которые увидели в заявлении иранского политика «новые посягательства» Ирана на соседнее государство. Визиты солидарности нанесли в Манаму президент АРЕ Х. Мубарак и король Иордании Абдалла II. Серьезную обеспокоенность выразила Саудовская Аравия.

В последнее время осложнилась обстановка в Ливане. В Бейруте не прекращаются столкновения между сторонниками правящего суннитского движения «Аль-Мустакбаль» и оппозиционного шиитского движения «Амаль». Растущая политическая напряженность отразилась на работе парламента, который 19 февраля из-за отсутствия кворума не смог провести заседание для утверждения бюджета страны на 2009 г.

Приложение

О египетско-иракских отношениях

Руководство Египта в целом негативно относилось к режиму С. Хусейна. В Каире, как и в других арабских столицах, не были склонны доверять амбициозному иракскому лидеру и его политике, памятуя о том, Багдад не раз менял свой политический курс в отношении АРЕ. Тем не менее, Египет выступал против американо-британской военной акции в отношении Ирака, силовой смены власти в Багдаде, опасаясь, что это может серьезно осложнить обстановку в регионе, «подстегнет насилие» на Ближнем Востоке и «даст экстремистам возможность для новых атак», что, как известно, и произошло после свержения войсками США и Великобритании саддамовского режима весной 2003 г.

С первых дней иностранной оккупации руководство АРЕ ратовало за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке и восстановление его суверенитета, создание правительства, которое бы реально представляло интересы иракского населения. При этом в Каире считали недопустимым расчленение Ирака на отдельные государственные образования, выступали за сохранение единого иракского государства, его территориальной целостности.

Неоднозначной была официально заявляемая египетская позиция в отношении оккупации Ирака. В первое время из Каира, в т. ч. на самом высоком уровне, звучали призывы к выводу из страны иностранных войск. Но на деле египетское руководство всегда отдавало себе отчет в том, что уход из Ирака коалиционных сил (прежде всего, ВС США) приведет к тому, что эта страна «может оказаться охваченной анархией и беспорядками». Более того, по словам президента АРЕ Х. Мубарака (2006 г.), это «будет чревато катастрофой, … а Ирак превратиться в арену ужасной гражданской войны, благодаря которой терроризм поглотит не только Ирак, но и весь регион». Однако позже, в 2008 г, когда ситуация в стране стала менее напряженной, египетский лидер назвал присутствие ВС США на иракской территории «дестабилизирующим фактором в регионе», подчеркнув, что американские и другие иностранные войска в Ираке «привлекают туда террористов и угрожают безопасности и стабильности». Но при этом в Каире не настаивают на немедленном уходе из Ирака сил коалиции, считая, что это следует делать постепенно, по мере повышения боеспособности иракской армии и полиции, продвижения процесса нормализации обстановки. Египет в целом позитивно оценил иракско-американское соглашение (ноябрь 2008 г.), предусматривающее вывод из Ирака войск США до конца 2011 г.

Вопросы, связанные с ситуацией в Ираке и вокруг него, занимают важное место во внешней политике АРЕ. Пристальное внимание Каира к иракским проблемам обусловлено опасениями египетского руководства тем, что нестабильность в Ираке может негативно воздействовать на обстановку в регионе в целом и на положение дел в отдельных странах, в т. ч. в самом Египте. АРЕ, как одна из ведущих стран Ближнего Востока, с 2003 г. является постоянным участником различных региональных и международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются положение дел в Ираке, вопросы обеспечения безопасности и национального примирения в этой стране, оказания содействия багдадскому правительству в восстановлении и реконструкции Ирака. Некоторые их этих форумов были проведены по инициативе Каира и на территории АРЕ. Здесь же отметим, что число египетских граждан, воевавших на территории Ирака в составе террористических группировок, было значительно меньше, чем из некоторых других арабских стран, например, Саудовской Аравии, Сирии, государств Магриба.

После свержения режима С. Хусейна Египет энергично действовал в интересах налаживания общеиракского диалога с целью достижения национального согласия и примирения в Ираке. Однако, убедившись, что примирить соперничающие иракские политические силы вряд ли возможно, в Каире уменьшили свою активность в этом вопросе.

Отношения египетского правительства с властями постсаддамовского Ирака носят сложный характер, что, кстати, характерно для большинства арабских стран. Во многом это связано с преобладанием в нынешнем правительстве Ирака шиитов, а также наличием среди иракских руководителей довольно значительного «курдского элемента». Лидеры арабских государств (сунниты), как об этом говорится на неофициальном уровне, с известной настороженностью относятся к нынешним иракским лидерам, воздерживаются от установления тесных связей с Багдадом до тех пор, пока иракским суннитам не будут предоставлены большие возможности в деле управления страной. И это несмотря на сильное давление, оказываемое Вашингтоном на своих арабских партнеров с целью побудить их к установлению полноценных отношений с Ираком, оказывать правительству этой страны более масштабную политическую поддержку и материальную помощь. Серьезно опасаются в Каире и усиления иранских позиций в Ираке. Шиитское большинство в багдадском руководстве в Египте и многих других арабских государствах рассматривают как проводников иранского влияния. В этом плане характерно заявление президента Х. Мубарака (2006 г.), утверждавшего, что «шииты в целом всегда больше лояльны Ирану, нежели странам, в которых они живут». Данное заявление египетского лидера было очень негативно воспринято в Багдаде.

До настоящего времени между Египтом и Ираком не поддерживаются полноценные дипломатические отношения. После того, как в июле 2005 г. глава дипмиссии АРЕ в Багдаде был похищен, а затем убит боевиками местного филиала «Аль-Каиды», египтяне значительно сократили численность персонала своего представительства. Сейчас в Каире заявляют о намерении в ближайшее время (конкретные сроки не называются) открыть посольство в Багдаде, для чего, как подчеркивают египетские официальные представители, предварительно «необходимо будет выполнить ряд инженерных работ по обеспечению его безопасности». А пока Египет не намерен направлять своего посла в Ирак.

Тем не менее, политические и экономические контакты между двумя странами никогда полностью не прерывались. В июле 2004 г. Египет посетил тогдашний премьер-министр Ирака А. Алауи. По итогам его визита было принято решение о создании двусторонней комиссии по сотрудничеству в политической, экономической и торговой областях, в сфере безопасности и обороны. В июле 2007 г. в Каире с визитом находился нынешний глава иракского правительства Н. аль-Малики. Была достигнута договоренность о развитии двустороннего экономического сотрудничества. Месяцем раньше Египет посетил один из вице-президентов Ирака Т. аль-Хашеми (суннит). На встрече с президентом АРЕ Х. Мубараком он призвал арабских лидеров «не отдавать будущее его страны в руки других наций» (намек на Иран). По мнению аль-Хашеми, этот принцип должен стать «четкой позицией арабского мира».

Важное значение имел официальный визит в Багдад в октябре 2008 г. главы внешнеполитического ведомства АРЕ А. А. аль-Гейта. Это было первое после 1990 г. посещение Ирака египетским государственным деятелем столь высокого ранга. По итогам своего визита А. А. аль-Гейт заявил, что его посещение Багдада «готовилось давно», а нынешняя ситуация в Ираке требует от таких государств, как Египет, у которого имеются интересы в этой стране, «активизировать свое присутствие на месте». Исходя из этого, АРЕ будет укреплять свое присутствие в Ираке, однако налаживание двусторонних отношений «займет определенное время, и будет осуществляться поэтапно», т. к. «отношения нельзя построить за один день».

Имеются ряд договоренностей и планов египетского участия в развитии инфраструктуры, электроэнергетики и сельского хозяйства Ирака. В то же время АРЕ не идет пока на аннулирование долгов Ирака (свыше 1,6 млрд долларов США), доставшихся нынешней багдадской власти в наследство от режима С. Хусейна.

Не получили развития военные и военно-технические связи между двумя странами. В 2004-2005 гг. несколько сотен иракских военнослужащих и полицейских прошли обучение в Египте. В настоящее время небольшая группа египетских специалистов находится в Ираке, где принимает участие в подготовке сотрудников местного МВД.

Таким образом, проблемы, связанные с Ираком, отношения с этой страной занимают видное место во внешней политике АРЕ. Египет продолжает твердо придерживаться курса на сохранение единства и территориальной целостности Ирака. В Каире очень внимательно следят за ситуацией в этой стране, поддерживают проходящий здесь процесс постепенной стабилизации обстановки. Вместе с тем, египетское руководство не идет пока на ускоренное расширение многопланового сотрудничества с нынешним багдадским правительством, выжидая, как будут развиваться дальше события в Ираке.

52.3MB | MySQL:103 | 0,737sec