О составе сирийской политической оппозиции

В 20-х числах декабря 2021 в   Нур-Султане (Казахстан) должен состояться 17-й раунд переговоров по Сирии в Астанинском формате. Государства гаранты (Россия, Иран, Турция) и страны наблюдатели уже дали свое предварительное согласие на участие в этом мероприятии. Саммит проходит не в самой благоприятной обстановке. В октябре 2021 в Женеве завершился 6-й раунд переговоров Конституционной комиссии, который с трудом можно назвать успешным. В июле 2020 16-й раунд переговоров в Астанинском формате также не принес субстантивных результатов. Четкая повестка переговоров и состав участников декабрьского мероприятия пока не определена до конца. Однако многие эксперты утверждают, что в числе приоритетных тем встречи  будут вопросы возвращения беженцев и борьба с терроризмом. Указанные проблемы являются наиболее актуальными и в тоже время болезненными для решения проблемы урегулирования сирийского конфликта. Их обсуждение и возможное решение требует присутствия, прежде всего, представителей режима Башара Асада и сирийской оппозиции. Что касается режима, то вряд ли стоит ожидать каких-либо трудностей с его представителями. Сегодня президент САР Башар Асад  чувствует себя уверенно после победы над политической и военной оппозицией в стране. Этого не скажешь о сирийской политической  оппозиции, которая в отличие от правящего режима, не пользуется авторитетом и поддержкой со стороны стран участниц переговоров в Астанинском формате. Ее представителям достаточно сложно отстаивать свои позиции. Однако с учетом складывающейся  в Сирии и вокруг нее ситуации решение  указанных выше вопросов требует участия в переговорах   сторон, которые способны договариваться и приходить к определенному компромиссу. Это возможно только в случае наличия такой сирийской оппозиции, которая была бы способна заставить Дамаск серьезно относиться к ее требованиям. На наш взгляд, основной причиной неудач последних по времени переговоров по вопросам сирийского урегулирования, стал тот факт, что режим Асада не видел перед собой политической силы, с которой он мог бы о чем-либо договариваться.  В этой связи, возможно, стоило бы подумать о расширении состава делегации от оппозиции, придав ей более представительный характер. В этой связи было бы полезным, на наш взгляд, дать хотя бы краткую характеристику наиболее известным сирийским оппозиционерам.* Нижеперечисленные персоналии представляли собой видных руководителей и наиболее активных участников протестного движения в Сирии. В основном это были представители различных отрядов исламского движения. Других можно было отнести к выразителям «секулярных» взглядов и сторонникам «светского» мировоззрения. Большинство из них, начав, как лидеры мирных протестных шествий, затем встали на путь вооруженной борьбы с режимом. Среди них есть как сторонники, так и противники действующего режима. Произошедшие за последние 10 лет изменения и явная победа режима Асада, способствовали коррекции их прежних радикальных позиций. Многие из них верят в возможность политического решения сирийского конфликта, путем переговоров с частью правящего режима. Другие пытаются искать скомбинированный, так называемый «третий путь» решения, и в этом смысле их можно назвать представителями движения «аль-васатыйя» (умеренность»). Подавляющее большинство связано с определенными религиозными организациями, различными теологическими школами и направлениями в исламе (главным образом суннитского толка), представляют различные конфессиональные и этнические группы Сирии. В тоже время, у некоторых из них пока окончательно не сформировалась  устойчивая политическая и идеологическая платформа, которая могла бы послужить надежной и общепринятой основой для видения будущей Сирии. Во многом они разрозненны. И их необходимо объединить на общей платформе на основе их приверженности общим национально-патриотическим принципам в качестве основной программной установки в деле сирийского урегулирования.

Разнообразных представителей оппозиционного движения можно классифицировать по конфессиональным признакам.* * Определенный интерес вызывает их образовательный уровень, профессиональная принадлежность и квалификация, род занятий, а также возрастной, земляческий, гендерный состав.

  1. Алавиты.     1.1. Луиза Абдель Карим – известная писательница, публицист.     1.2. Абир Залют – писательница и известный общественный деятель.   1.3. Фадва Сулейман — родилась 17 мая 1970 года в Алеппо. Окончила Международный институт театрального искусства в Дамаске. Сирийская актриса и активистка ряда протестных движений (Хомс). Отошла от тех алавитов, которые поддерживали Б.Асада и его клан. 1.4. Рула Ибрагим – ведущая на телеканале «Аль-Джазира». 1.5. Вахид Сейф. 1.6. Ареф Далиля – бывший декан факультета экономики Дамасского государственного  университета, выпускник экономического факультета МГУ. Один из основателей (вместе с М.Кило, Р.Сейфом) движения «Дамасской весны» 2000-2001 г.г. 1.7. Мунзер Махус – (бывший) посол Сирийского национального комитета оппозиционных и революционных сил (СНКОРС) во Франции.1.8. Тауфик Дания.1.9. Абдель Азиз аль-Хейр – представитель Рабочей коммунистической партии (РКП) в составе Национальных координационных комитетов (НКК). 1.10. Али Салих – внук легендарного Салиха Али, который стал во главе восстания против французского колониализма в Дамаске в 1925 году.1.11. Самер Язбек – писательница и блогер.1.12. Гассан Ибрагим – работает в СМИ.
  2. Друзы. 2.1. Джабер аш-Шуфи. 2.2. Махер Шараф эд-Дин – работает в СМИ. 2.3. Фесал Касем – работает в СМИ («Аль-Джазира»). 2.4. Рима Флейхан – известная писательница, общественный деятель.2.5. Самих Шукейр – певец, учился на Украине. 2.6. Мейс Крейдийя – писательница. 2.7. Наиля аль-Атраш – кинорежиссер, внучка легендарного Султана аль-Атраша, лидера  антиколониального восстания в области Джебель-Друз в 1925 году. 2.8. Мунтаха аль-Атраш Баша – дочь Султана аль-Аттраша 2.9 Зияд Абу Хамдан.
  3. Исмаилиты. 3.1. Мухаммед аль-Мир аль-Айюби. 3.2. Муызз Абу Джадаиль – работает в СМИ. 3.3. Салям аль-Филь – работает в СМИ.
  4. Христиане. 4.1. Джорж Сабра – генсек партии «Аш-Шааб», (бывший) глава Сирийского национального совета (СНС). 4.2. Мия Скаф – актриса. 4.3. Фаиз Сара – видный оппозиционный активист. 4.4. Мишель Кило (умер 19 апреля 2021 г.) – один из лидеров «Дамасской весны» 2000-2001 гг. Известный писатель и публицист. 4.5. Фарес Хелу – актер. 4.6. Абдель Вахед Стейфу.
  5. Курды. 5.1. Лафа Халед. 5.2. Гасан Гитто – бывший глава временного переходного правительства Сирии. 5.3. Абдель Бассит Сида – бывший глава СНС 5.4. Хамид Дарвиш.
  6. «Братья-мусульмане». 6.1. Мухаммед Рияд Халид аш-Шакфа -(бывший) генеральный контролер сирийской организации «Братья-мусульмане». Родился в 1944 году в городе Хама в известной семье мусульманских богословов. Окончил средне образовательную школу (12-тилетнюю) в Хаме и Дамасский государственный университет (ДГУ) по специальности гражданское строительство в 1968 году. В 1961 году вступил в организацию, и уже к концу 1970-х годов возглавил отделение организации в Хама. После подавления восстания «Братьев-мусульман» выехал из Сирии за границу, откуда он продолжил свою деятельность. В 1990 году он вошел в состав исполнительного комитета Национальной коалиции по спасению Сирии. В 1999 году он стал членом политического бюро Национальной коалиции. 30 июня 1990 года он чудом избежал покушения, подготовленного на него сирийскими спецслужбами в Багдаде, где он возглавлял сирийский филиал организации. 3 августа 2010 года он был избран главой Консультативного совета (Маджлис аш-Шура) организации, и заменил на этом посту руководителя организации. А.аль-Байянуни. 6.2. Али Садреддин аль-Байянуни. Родился в 1938 году в Алеппо. В 1963 году окончил ДГУ по специальности юриспруденция. С 1957 года преподавал арабский язык в одной из частных школ Алеппо. В 1962 году работал в местной администрации (энергетический департамент). С 1978 года начал адвокатскую карьеру в Алеппо. В 1952 году вступил в организацию «Братья-мусульмане». В 1975 году он был арестован и провел несколько лет в заключении за связь с «Братьями-мусульманами». В 1977 году стал заместителем генерального контролера организации. В 1979 году он уехал из Сирии в Лондон. В 1996 году был избран генеральным контролером сирийских «Братьев-мусульман». В 2002 году был переизбран на второй четырехлетний срок на этом посту. Проживал в Лондоне. 6.3. Обейда ан-Нахас. Родился в Алеппо в 1972 году. Работал директором Центра восточных исследований в Лондоне. Основал Национальный блок и создал институт «Аль-Ватан», где воспитывал молодые кадры организации. Входил в состав СНС и являлся членом генеральной ассамблеи Фронта национального спасения. Был уволен из организации из-за своих связей с «умеренным крылом» отделения «братьев» в Алеппо. 6.4. Ахмед Рамадан. Родился в Алеппо в ноябре 1963 года. Член исполнительного бюро СНС. В 1992 году он основал в Лондоне издательское агентство «Аль-Кудс», которым руководил вплоть до 2010 года. Директор Лондонского центра информационных стратегий. В настоящее время он исключен из организации. 6.5. Зухейр Салим. Родился в Алеппо в 1947 году. В 1963 году он стал членом организации. В 1971 году окончил филологический факультет Алеппского университета по специальности арабский язык. Неплохо владеет персидским и французским языками. В 1979 году он уехал из Алеппо. В настоящее время проживает за рубежом. Занимается исследовательской работой. Руководит центром «Аш-Шарк аль-Арабий». В июле 2013 года подал в отставку со своего поста как официального представителя «Братьев-мусульман». 6.6. Мухаммед Фарук Тайфур, заместитель генерального контролера организации. Родился в Хаме, работал на инженерных должностях в различных компаниях в КСА. Занимал ряд руководящих постов в организации. Считается одним из сильных и влиятельных руководителей «Братьев-мусульман. 6.7. Мунейр аль-Гадбан, заместитель генерального контролера сирийских «Братьев-мусульман». Родился в 1942 году в Мнейне (пригород Дамаска). Окончил факультет религии ДГУ в 1968 году. Занимался преподавательской деятельностью в КСА. Автор несколько монографий. Наиболее известной является его работа «Сират ан-Набавийя» («Биография Пророка»). Считается одним из ведущих теоретиков сирийских «Братьев-мусульман». 6.8. Адель Фарис, родился в 1944 году в Алеппо. Окончил строительный факультет Алеппского университета в 1967 году. Неоднократно арестовывался сирийскими спецслужбами. После выхода из тюрьмы уехал из Сирии. Занимал ряд руководящих постов в организации.
  7. Салафиты. 7.1. Осма аль–Мунджид, родился в 1980 году. Окончил экономический факультет ДГУ. Руководил информационным бюро «Движения справедливость и развитие». С 2004 года проживает в Великобритании. 7.2. Рами Мухаммед аль-Далати (Абу Хутайфа), родился в Хомсе. В 1996 году окончил ДГУ по специальности зубной техник. Получил степень бакалавра в комплексе «Ан-Нур» А.Кефтару. Специализировался на изучении политических аспектов исламистских движений. Находился под сильным влиянием идей Сейида Кутба и его современных последователей в лице Ахмеда ар-Рахида и Абдулькарима Бакара. 7.3. Ахмед Муаз аль-Хатиб аль-Хосни, родился в 1960 году в Дамаске. В юности большое влияние на него оказал отец известный религиозный деятель и проповедник в Сирии, а также его друзья шейх Хамди аль-Джведжани, шейх Абдульгани ад-Дигера, шейх Абдульгадира аль-Арнаут. Он изучал практическую геофизику и в течение 6 лет работал инженером-геофизиком в нефтяной компании «Аль-Фурат». Позднее он получил диплом специалиста в области политических наук и международных отношений, а также специалиста в искусстве ведения переговоров. До начала сирийского конфликта он был имамом Омейядской мечети в Дамаске. Поддержал народные движения протеста, начавшиеся в Сирии в марте 2011. Неоднократно арестовывался сирийскими спецслужбами. В июле 2012 года уехал из Сирии. 11 ноября 2012 года был избран председателем СНКОРС. 24 марта 2013 года подал в отставку, чтобы иметь возможность заниматься свободной деятельностью.7.4. Анас аль-Абд, родился в 1967 году. Окончил Ярмукский университет (Иордания) по специальности геофизика. Позднее уехал в Великобританию, где основал «Движение за справедливость и развитие» как антирежимную организацию сирийской оппозиции. Был избран президентом Дамасской декларации от имени сирийской диаспоры. Один из основателей СНС и член его генеральной ассамблеи. Принимал участие в создании СНКОРС и был избран членом политического комитета этой организации. 7.5. Аднан Мухаммед аль-Аръур, родился в 1948 году в Хаме. Окончил ДГУ по специальности педагогика. Преподавал в Сирии и КСА. Получил религиозное образование у нескольких известных шейхов (Мухаммед аль-Хамид, аль-Албани, Ибн Базз). Проживал в КСА, где работал научным куратором одного из исследовательских центров. 7.6. Мухаммед бен Найеф Зейн аль-Абадин, родился в 1938 году в Хауране. В молодости вступил в организацию «Братья-мусульмане». В 1969 году вышел из организации. Уехал в КСА, где жил некоторое время и преподавал математику. Из-за своих политических взглядов, представлявших смесь салафитской доктрины с учением Сейида Кутба, был вынужден уехать из КСА в Великобританию. Там основал исследовательский центр по изучению биографии Пророка Мухаммеда и стал издавать журнал «Ас-Сунна», который был запрещен в большинстве арабских стран. Через возможности Исламского комитета «Аш-Шам» поддержал народные протесты. Его считали одним из видных и влиятельных салафитских богословов. Жил в Иордании и Катаре.
  8. Суфии. 8.1. Мухаммед Хабаш, родился в 1962 году в Дамаске. Обучался в религиозных школах. Окончил ДГУ, ливанские университеты в Триполи и Бейруте и получил три бакалаврские степени по специальности религия, ислам и арабский язык. Защитил докторскую диссертацию в университете Святого Корана (Хартум). Получил известность как имам и проповедник. Был депутатом парламента двух созывов и пять раз был избран в совет парламента. Считает своими духовными наставниками шейха Ахмеда Кефтаро и шейха Джавдата Саида. Создал Центр исламских исследований в Дамаске и стал его руководителем. Основал ассоциацию писателей-просветителей и дважды избирался главой шариатских богословов Сирии. Автор 42 работ по вопросам исламского реформирования и просвещения. Выехал из Сирии после начала конфликта. В настоящее время, проживает в ОАЭ. 8.2. Мухаммед Укам, родился в 1952 году в Алеппо.  В 1966 году окончил шариатскую школу («Аль-Хасравийя»). Был муфтием Алеппо. В 1977 году он окончил педагогический факультет ДГУ. В 1981 году получил магистерскую степень в Университете Сорбонны (Париж). Он представил две магистерские работы. Одна на тему «Исследование писем Омара бен Абдельазиза своим лидерам», другая была посвящена исследованию «Теории имамата в современном шиизме». В 1983 г. получил докторскую степень по специальности исламская политическая мысль. Темой его диссертации была «Хакимийя и власть в исламской политической мысли пятого века Хиджры: сравнительное исследование суннизма и шиизма». В 1984 году вернулся в Сирию, чтобы продолжить свою деятельность. Был назначен на должность генерального инспектора Алеппо и поддерживал режим во время конфликта.          8.3. Мухаммед Саид Рамадан аль-Бути, родился в 1929 году в деревеньке Айн Девар на острове Бутан в Турции на границе с Ираком. В 1933 году вместе со своим отцом отправился в Дамаск. Большое влияние оказал на него его отец, который был крупным специалистом по вопросам религии и одним из известнейших религиозных деятелей исламского мира. В Дамаске аль-Бути получил религиозное и светское образование. Защитил докторскую диссертацию на религиозном факультете «Аль-Азхара» (Каир). Автор около 40 научных трудов, где исследуются различные вопросы ислама. Считался одним из лучших представителей консервативного направления в мусульманском правоведении. Многие даже сравнивали его с Имамом аль-Газали из-за его уравновешенного стиля и строгой логики. Аль-Бути стали считать одним из лучших специалистов среди суннитских клерикалов по проблеме доктрины и философии материализма после того как он написал свою диссертацию по теме критики диалектического материализма. С точки зрения мусульманского права он считался сторонником теологической школы Аль-Ашаъарийя в вопросах салафизма. Он был убит в 2013 году во время взрыва в мечети, где он читал проповедь. Режим Асада и оппозиция обвинили друг друга в его гибели. Он был сторонником режима и критиковал исламистские движения. 8.4. Мухаммед Ратиб ан-Набулси, один из известных исламских теологов. Родился в Дамаске в образованной семье. В 1956 году окончил колледж и поступил в ДГУ. В 1964 году  получил степень бакалавра по специальности арабский язык и литература. В 1966 году продолжил учебу в Бейрутском филиале Университета г. Лион (Франция). В Университете Дублина защитил докторскую диссертацию по теме образование молодежи в исламе. Преподавал в ДГУ и читал курс лекций по научному обоснованию чудес, упомянутых в Коране и Сунне на факультете религии университета «Аль-Азхар» (филиал в Дамаске «Аль-Фатех аль-Исламий»). Осуждал насильственные действия режиа по разгону мирных демонстраций протеста. 8.5. Мунира аль-Кубейси, родилась в 1933 году. В 1960 году преподавала биологию в начальных классах школы и одновременно изучала ислам на факультете религии ДГУ. Основала движение «Аль-Кубейсат» в Сирии. Вела активную работу среди женщин. Общество «Аль-Кубейсат» это феминистское движение, основанное на суфийской идеологии. Особую популярность эта организация приобрела в среде зажиточных и среднего достатка горожан Сирии. Общество получило некоторое распространение в Иордании, Ливане и Кувейте. Движение никогда не занимало ясной позиции относительно сирийского конфликта.  8.6. Сарья ар-Рифаъи, родился в 1948 году в Дамаске. Сын основателя группы «Аз-Заид» Абдулькарима ар-Рифаъи. Получил образование в университете «Аль-Джамъийя аль-Граа». В 1965 году был назначен имамом мечети Аль-Кусур. В 1974 году защитил магистерскую диссертацию в «Аль-Азхаре»(Каир). В 1973 году после смерти отца стал имамом мечети «Аз-Заид». В 2000 году основал благотворительное общество «Ан-Нимаа». Вместе со своим братом Осамой, являлся одним из руководителей группы «Аз-Заид». Поддержал мирные марши протеста и выступил против их силового подавления. После того как его отношения с режимом сильно осложнились, уехал из Сирии. 8.7. Осама ар-Рифаъаи, родился в 1944 году в Дамаске. В 1971 году окончил факультет искусств ДГУ. Вместе со своим отцом шейхом Абдулькаримом ар-Рифаъаи вел активную просветительскую и пропагандистскую работу в группе «Аз-Заид» и через сеть мечетей. После восстания «Братьев-мусульман» в 1980-х годах выехал из страны и вернулся в Сирию только в середине 1990-х годов, когда Хафез Асад пытался заручиться внешней поддержкой выдвижения своего сына Башара в качестве будущего президента. Вернулся в мечеть Абдулькарима ар-Рифаъаи в Кафр Суса (пригород Дамаска) и продолжил проповедовать и преподавать. Он стремился активизировать и расширить работу группы «Аз-Заид» до начала сирийского конфликта.  В ноябре 2011 года он был арестован сирийскими спецслужбами. После освобождения он выехал из Сирии.  8.8. Ахмед Бадреддин Хассун,  родился в 1949 голу в Алеппо. Получил степень бакалавра по арабской литературе и степень доктора наук по исламской юриспруденции (шафиитский мазхаб) в университете «Аль-Азхар». В 2002 году был назначен муфтием Алеппо и членом Высшего Совета Ифтаа Сирии. Дважды избирался в парламент. После начала конфликта, объявил его результатом заговора внешних врагов. 8.9. Махмуд Али Халаф: Родился в 1958 году в деревне Иблин в горах Завия в районе Идлиба. Основатель движения «Аль-Васат». Получил университетское образование по сельскохозяйственной специальности в Алеппском университете. Затем уехал в Иорданию и оставался там до 1993 года. В течение двух лет работал в политических структурах организации «Братья-мусульмане». В 2009 году основал сирийское реформаторское политическое движение «Аль-Васат». Проживал в Великобритании и издавал поэтические сборники.  8.10. Имад эд-Дин ар-Рашид, родился в 1965 году в местечке Фик в Аль-Кунейтре. Получил степень доктора наук по специальности шариат в ДГУ в 1999 году. Работал заместителем декана факультета религии ДГУ. Основатель оппозиционного движения «Национальный поток». Член СНС. Проживал в Турции.
  9. Сирийская гражданская оппозиция (в основном сунниты). В начале протестного движения выступила против режима Башара Асада. Но, в отличие от исламистов старалась в основном придерживаться светского мировоззрения и либеральной политической ориентации.  9.1. Омар Идлеби, родился в 1970 году (предположительно) в Хомсе. Известный поэт и публицист. Член «Ассоциации в поддержку революции». 9.2. Халед Абу Салех, родился в 1987 году, уроженец провинции Хомс. Происходит из известного племени аль-Каваэра. Один из руководителей Реввоенсовета провинции Хомс. 9.3. Абдель Басет Сарут, оппозиционный активист и самый авторитетный лидер народного сопротивления («Батальон аль-Байяда» — квартал Хомса) в городе Хомс. В январе 2014 года в некоторых источниках сообщалось о его гибели. Точного подтверждения получено не было. 9.4. Наджати Тайара, родился в 1980 в городе Хомс. Член СНС и Политического блока «Независимых либералов».   Проживал в ОАЭ. 9.5. Фида Хаурани, родилась 18 июля 1956 года в Дамаске. Окончила факультет акушерства и гинекологии (бакалавриат) Багдадского университета в 1982 году. Дочь Акрама Хаурани основателя Арабской социалистической партии. Занимала руководящие посты в движении «Дамасской декларации за перемены». Проживала в Хаме. Активный блогер. Писала в Твитере под псевдонимом – ххх. 9.6. Розан Зейтуна, родилась 29 апреля 1977 года. Юрист по образованию. Активный член Сирийской организации по правам человека. Возглавляла Центр документации нарушений прав человека в Сирии. Находилась в Сирии. Поддерживала тесные связи с местными координационными комитетами. Активный блогер. Писала в Твитере под псевдонимом-ххх. 9.7. Хади Абдалла. 9.8. Рима Флейхан. 9.9. Сухейр аль-Аттаси, родилась в Дамаске в 1971 году. Происходит из известной суннитской семьи (Хомс). Известная сирийская правозащитница. До декабря 2013 года заместитель главы СНКОРС, заведующая отделом поддержки и координации. Проживала на съемной квартире в Лондоне. 9.10. Хейсам Ман’а (Хейсам аль-Аудат), родился 16 мая 1951 года. Уроженец Дераа. Суннит (по отцу), христианин (по матери). Глава зарубежного филиала НКК Сил за демократические перемены (Лондон-Париж). 9.11. Хазем Нахар. 9.12. Нора аль-Амир.9 .13. Махмуд аль-Хамза — представитель СНС в России. Администратор сайта «Свободная Сирия».   9.14. Усама аль-Кади. 9.15. Ахмад Муса. 9.16. Рияд Хиджаб – бывший премьер-министр Сирии. В 2012 году перешел на сторону оппозиции, бежал в Иорданию. Активно занимается работой местных координационных комитетов Сирии. 9.17. Бадр Джамус. 9.18. Марах аль-Букаи. 9.19. Фарах аль-Аттаси. 9.20. Самир ат-Таки. 9.21. Самир аш-Шишекли. 9.22. Радван Зияде, родился в 1963 году. Активный член СНС, автор нескольких работ по Ближнему Востоку, преподавал в Гарвардском университете. Был исполнительным директором Сирийского центра политических и стратегических исследований в США. Проживал в США. 9.23. Ахмад Туами – бывший глава временного переходного правительства Сирии. 9.24. Халед Насер. 9.25. Бурхан Галиун – бывший глава СНС. По некоторым данным поддерживал неплохие отношения с рядом российских представителей (за рубежом) Имел определенные шансы занять высшие руководящие посты в будущей Сирии. 9.26. Омар аль-Кураби. 9.27 Фахд аль-Мысри Ага. 9.28 Луай Микдад. 9.29. Навваф аль-Башир. 9.30. Мустафа Асаад. 9.31. Бассам аль-Имади. 9.32. Басма Кадамани. 9.33. Мухаммад Сармини – бывший глава канцелярии временного переходного правительства Сирии. 9.34. Мохеддин аль-Лазакани. 9.35. Бухъят Мардини.  9.36. Мунзир Акбайк. Бывший советник по административным вопросам главы СНС. Уроженец Дамаска. В 1988 году окончил инженерный факультет ДГУ. Партийная деятельность: Сирийская национальная ассамблея, Партия сирийских либералов. Поддерживал идею переговоров с режимом.  9.37. Наджиб аль-Хадбан.  9.38. Назир аль-Хаким. 9.39. Хамид Дарвиш. 9.40. Мухаммед Хусам аль-Хафиз.  9.41. Хади аль-Бахра. 9.42. Мухаммед Сабра. 9.43. Ахмед Джакель. 9.44. Ибрагим Бару. 9.45. Халед Халифа.

Понятно, что вышеперечисленные лица нуждаются в тщательной проверке. В первую очередь это касается представителей так называемых «исламистских» кругов. Не обязательно, что все они должны войти в руководящие органы сирийской оппозиции, участвующей в переговорах с режимом. К тому же многие могут просто не согласиться заниматься политической деятельностью. С другой стороны, некоторые из них могли бы принять участие в работе различных общественных организаций и комиссий по вопросам возвращения беженцев и гуманитарной поддержки сирийского населения. Сегодня режим Башара Асада настолько окреп, что может себе позволить «роскошь» не причислять всех оппозиционеров (бывших и действующих) к террористам, за исключением тех, кто с оружием в руках продолжается сражаться, например, организация  «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России). Да и то, лидеры этой организации всячески пытаются обелить свое прошлое и остаться в активной политике на этапе политического транзита в САР. И ради достижения это цели готовы идти на компромиссы с властью. Освобождение из тюрем  бывших и политических заключенных (под письменное согласие не заниматься политической деятельностью) могло бы  продемонстрировать силу режима и уверенность в прочности своих позиций. Привлечение противников из числа внутренней и зарубежной оппозиции к работе по восстановлению Сирии, способствовало бы повышению доверия к власти в внутри страны и за рубежом, что существенно облегчило бы работу международных посредников, прежде всего, России, Турции, Ирана, по достижению консенсусной  формулы организации политического транзита в САР.

* Приведенные в статье данные могут оказаться не очень актуальными. Ряд упомянутых лиц отошли от дел, прекратили свое участие в деятельности оппозиционных структур или просто исчезли с политического горизонта сирийского конфликта. Некоторые умерли в тюрьмах или были убиты в ходе гражданской войны. Несмотря на это мы оставили их имена в наших списках, поскольку у них осталось определенное число последователей и сторонников. Большинство из тех, кто остался жив, пользуются определенным авторитетом и влиянием у значительной части сирийской общественности.

** Информация получена автором из различных оппозиционных источников, в том числе в социальных сетях. Нуждаются в дополнительной проверке и уточнении.

52.26MB | MySQL:103 | 3,337sec