Эхо иракской войны в соседних странах

«Братья-мусульмане» действуют в Сирии с конца 1930-х гг. Эта организация пользовалась поддержкой мелких торговцев и ремесленников с городских базаров, чье благосостояние оказалось под угрозой в результате проводившихся в 60-х гг. социалистических реформ. В конце 1960-х гг. возникло воинствующее исламистское движение «Ат-Талиа аль-Мукатиля» под руководством М. Хадида, начавшее вооруженную борьбу с режимом партии Баас. Поводом для антиправительственных действий являлась принадлежность семьи президента Х. Асада и людей из его окружения к религиозной общине алавитов, чья идеология идет вразрез с догмами исламской доктрины. Исламисты добивались также отмены закона об аграрной реформе, денационализации и ослабления государственного контроля над внешней торговлей и ценами.

В июне 1979 г. «Братья-мусульмане» убили более 60 курсантов военного училища в Халебе, а в 1982-м подняли в Хаме вооруженное восстание, при подавлении которого погибли более 20 тыс. человек. Несмотря на потери, понесенные исламистами в 1982 г., «Братья-мусульмане» не прекратили свое существование, многие вынуждены были бежать в Европу и страны Персидского залива, в частности в Саудовскую Аравию. Будучи в своем большинстве достаточно образованными, представители сирийских «братьев» заняли высокие должности в различных сферах. Известно, что бен Ладен оказывал покровительство членам сирийских «Братьев-мусульман», некоторые из них вошли в близкое окружение «террориста № 1» и принимали активное участие в его бизнеспроектах. Соответственно скрытые ячейки исламистов остались на территории страны.

После разгрома сирийских «Братьев-мусульман» президент Х. Асад предпринял шаги по налаживанию диалога с суннитским большинством страны. Были построены тысячи новых мечетей, 22 высших исламских учебных заведения. В настоящее время здесь обучаются студенты более чем из 60 стран.

С началом войны в соседнем Ираке исламистское подполье стало получать поддержку оружием, деньгами, литературой из-за рубежа. Несмотря на контроль местных спецслужб, инфраструктура исламистов активно использовалась международными исламистскими организациями при переправке муджахедов для войны против американцев. Вашингтон неоднократно обвинял Дамаск в непринятии мер по перекрытию каналов переправки добровольцев. Однако правящий сирийский режим фактически закрывал глаза на переправку муджахедов в Ирак, надеясь, что переправка местных исламистов в Ирак будет способствовать снижению внутренней напряженности, и рассчитывая на то, что часть из них будут уничтожены американцами. Оттоку исламистов в Ирак не препятствовали и власти Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Кувейта и Судана — они использовали Сирию как своего рода клапан, для того чтобы уменьшить влияние внутренней исламистской оппозиции как фактор нестабильности.

Сирия уже давно служит убежищем для «Аль-Каиды», а также иракских баасистов, которые бежали после американского вторжения в Ирак в 2003 г. Террористы воспользовались прозрачностью границы, протянувшейся вдоль иракских провинций Анбар, Найнава и Дахук. В разгар иракской войны, по оценкам специалистов, от 100 до 150 иностранных боевиков в месяц проникали в Ирак с территории Сирии, в настоящее время эта цифра снизилась до 20. «Аль-Каида» создала инфраструктуру внутри Сирии для перемещения иностранных боевиков, оружия и финансовых средств для поддержания своей деятельности на территории Ирака. В инструкции под названием «Дорога в Месопотамию», обнаруженной у одного из активистов «Аль-Каиды», иракско-сирийская граница была разбита на четыре сектора. В Сирии функционируют координаторы, специализирующиеся на переправке добровольцев из определенных стран.

Несмотря на заявления сирийских властей о полном контроле ими ирако-сирийской границы, анализ видеоматериалов радикальных исламистских сайтов и форумов, позволяет с уверенностью утверждать, что в реальности картина здесь совсем иная. На информационных ресурсах, обслуживающих интересы всемирного движения джихада, можно встретить рекомендации о том, как лучше и наиболее безопасно проникнуть в Ирак. В частности, в качестве одного из маршрутов предлагается путь через сирийский г. Алеппо, находящийся под меньшим контролем со стороны спецслужб страны. Более того, рекомендуется приезжать сюда группами, а не поодиночке.

Согласно арабской прессе, прибывающие в этот город добровольцы могут рассчитывать на помощь сторонников радикального проповедника Абу Какаа (ветеран войны в Чечне и Афганистане). Этот идеолог недавно создал радикальную группировку «Гураба аш-Шам». Он потребовал от своих последователей придерживаться в одежде западного стиля, брить бороду. Сам проповедник носил европейский костюм, золотые часы и водил роскошный автомобиль. Он также издал фетву, призывающую воинов ислама отказаться от свойственных только им атрибутов в одежде, чтобы не привлекать внимания спецслужб. «Гураба аш-Шам» тесно связана с «Аль-Каидой» и известным радикальным идеологом всемирного движения джихада Абу Мусабом ас-Сури.

В 2005 г. в Сирии появилась радикальная исламистская группировка «Танзим Джунд аш-Шам ли-ль-Джихад ва-т-Тавхид». Целью создания этой организации стала подготовка страны для будущих операций против Израиля и свержения правящего режима в Дамаске. Члены группировки направлялись для приобретения боевого опыта в Афганистан и Ирак. Сирия была разделена группировкой на пять так называемых зон ответственности. В каждой назначается свой эмир. «Танзим Джунд аш-Шам ли-ль-Джихад ва-т-Тавхид» планировала проводить операции также в Ираке и Египте. По сообщениям саудовской и сирийской прессы, тон в группировке задают иракские ветераны магрибинского происхождения из «Салафитской группы проповеди и джихада». Собственно, и деление Сирии на пять зон ответственности, по сути, является копированием алжирской тактики исламистов. Абу Джандал ад-Димашки, лидер другой группировки «чистого ислама» — «Тавхид и джихад», действующей в Сирии, также призвал арабов уничтожить своих лидеров, обвинив их в измене. «Наш народ в Сирии, как вы можете мириться с тем, что вами правят алавиты… восстаньте все, как один…»

Суннитские экстремистские группировки, включая «Аль-Каиду», выступают против правления Башара Асада, сторонника светской идеологии.

В 2005 г. радикальными исламистами был убит известный исламский деятель Сирии Машук аль-Казнави, известный своими реформаторскими взглядами. По мнению парламентариев страны, это политическое убийство было демонстрацией намерений экстремистов упрочить свое влияния в стране. Поводом для убийства послужила публикация Центром исламских исследований работ аль-Казнави, осуждающих экстремизм.

В Сирии существует значительный потенциал недовольства нынешним режимом, способный вырваться на поверхность с появлением подходящего повода. Согласно мнению ряда аналитических изданий, теракт в Дамаске приписывается «Аль-Каиде», проникшей в Сирию через местную инфраструктуру «Братьев-мусульман». «Аль-Каида» активизирует свою диверсионную деятельность в большинстве государств Ближнего Востока. Следуя в орбите общего идеологического фарватера радикальных исламских идеологов, «Аль-Каида» ставит перед собой задачу дестабилизации политической ситуации в соседних с Ираком странах, в частности в Сирии, используя существующий запас недовольства властью алавитов.

Сегодня в Сирии наблюдается рост религиозных настроений. Все больше молодых людей носят атрибуты, свойственные последователям салафизма, короткие брюки, бороду определенной формы. В ресторанах пригородов Дамаска Барада. Айн аль-Хадра, аль-Файджа прекращена продажа алкогольной продукции. Во время месяца Рамадан жители дорогих кварталов вывешивают на балконах картины на исламские темы. Депутат парламента Сирии М. Хабаш, основатель Центра исламских исследований, в интервью «Аль-Хайят» заявил, что около 80% населения Сирии по своей природе придерживаются консервативных взглядов и только 20% настроены реформаторски. Более того, у консервативного большинства отсутствует некий политический проект, они жаждут лишь сильного политического лидера.

Большинство сирийцев симпатизируют повстанцам в Ираке и считают их действия единственно возможным способом противостоять Вашингтону. Сам Б. Асад неоднократно заявлял, что вооруженные операции в Ираке против американцев являются легитимной формой сопротивления, так как отражают чаяния иракского народа.

Приход к власти в САР нового президента Башара Асада в июне 2000 г. внес определенные коррективы в отношения нового политического руководства САР с исламскими организациями. Б. Асад предложил «Братьям-мусульманам» вернуться на родину. В 2000 г. около 600 активистов «братьев» были освобождены из тюрем, в 2001-м — 113, в 2004-м — 112, в 2004-м — 55. В целом же, в этот период власти удавалось придать процессу исламизации контролируемый характер, не несущий в себе угрозы режиму. В 2002 г. «Братья-мусульмане» провели в Лондоне конференцию с целью объединения сирийских оппозиционных сил. Сирийский парламентарий М. Хабаш призвал к отмене закона № 29, предусматривающего наказание за членство в организации «Братья-мусульмане». Руководитель зарубежного филиала сирийских «братьев» С. Байянуни заявил, что «братья» не приемлют возможность «политического решения» проблемы Голанских высот. Он также выразил готовность сотрудничать с любыми политическими силами в САР и за рубежом в «деле перестройки САР на демократических началах».

В марте 2006 г. бывший вице-президент Сирии Абдул-Халим Хаддам и лидер запрещенной сирийской организации «Братья-мусульмане» Али Садр ад-Дин Байянуни основали «Фронт национального спасения Сирии». Лидеры сирийской оппозиции призвали свергнуть президента Сирии Башара Асада с помощью акций гражданского неповиновения.

После теракта в Дамаске осенью прошлого года один журналист заявил, что сирийский режим, как, впрочем, и другие режимы, заигрывая с фундаменталистами, питают иллюзию, что их можно будет потом упрятать в клетку. Примеры других государств Ближнего Востока наглядно показывают, что за это приходится платить слишком высокую цену. Однако никто не учитывает ошибок других и не учится на них. Игра с религией или попытка организации революции для получения выгод на политическом уровне без последствий — это слишком большая иллюзия.

Б. Асаду, в отличие от своего отца, приходится действовать в условиях происходящего в Сирии процесса смены правящих элит, эскалации напряженности в Палестине и роста антисирийских настроений в Ливане. Джихадисты решили перейти к действию, поскольку они почувствовали неизбежность необратимых политических изменений в Сирии.

Экспансия радикального салафизма в Ливане

Районы, Аккар и Дуннийя, соседствующие с г. Триполи, уже на протяжении 50 лет являются оплотом салафитов (салафизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежит идея возвращения к начальной «чистоте» веры раннего ислама). Основоположником салафизма в Ливане считается шейх Салем аш-Шаххал, дядя нынешнего лидера этого направления ислама в Ливане Хасана аш-Шаххаля. О своем предке он, в частности, говорит, что «салафитский призыв пришел к Салему через журнал «аль-Манар», издаваемый одним из «духовных отцов» нынешних радикалов от ислама египтянином Р. Ридой, а затем через труды Н. Албани, Усаймина и Ибн База».

С самого начала распространение салафизма в Ливане проходило мирными средствами. Основываясь на принципе диалога с другими конфессиональными группами, такая тенденция сохранялась до начала 80-х гг., пока в страну не стали возвращаться «арабские афганцы». Именно тогда суннитский исламизм получил дополнительный импульс радикализации. Одной из первых группировок, выступавших за создание государства «чистого ислама», в 80-х гг. стала «Нуват аль-Джейш аль-Ислам».

В Ливане салафиты, апеллируя к идеологии «чистого ислама», неоднократно становились дестабилизирующим фактором в стране. В 1999 г. в 30 км от Триполи группа исламистов под руководством ветерана «афганского джихада» Б. Канджа в течение шести дней вела боевые действия с ливанской армией. Другое крупное выступление радикальных исламистов произошло в сентябре 2007 г. в лагере беженцев «Нахр аль-Барид», где организация «Фатх аль-Ислам» под руководством Ш. Абси в течение трех месяцев противостояла правительственным войскам. Несмотря на поражение, «Фатх аль-Ислам» сохранила прочные позиции в лагерях палестинских беженцев «Бадави», «Эйн аль-Хильва», «Боурдж аш-Шимали» и «Рашидийя». Эта радикальная группа расширила зону своего влияния, наладив взаимодействие с другой исламистской организацией страны — «Джунд аш-Шам».

В настоящее время в Ливане салафитское движение представлено тремя направлениями. Во-первых, академический салафизм, не выходящий за рамки изучения трудов салафитских идеологов и философских диспутов. Лидер этого направления шейх С. аль-Кебби возглавляет институт аль-Бухари в Аккаре. Другими видными фигурами этого направления являются Аманулла аль-Джами, а также шейхи аз-Зубаи и Хасан аш-Шаххал, активно занимающиеся проповеднической деятельностью. Их оплот — университет аль-Файха в Аби Самра — пригороде Триполи.

Второе направление, состоящее из нескольких группировок, имеющих различные источники финансирования, ориентировано на использование вооруженных методов борьбы. Сюда можно отнести группы шейха Зейн аль-Абидин бен Срура, проживающего в Лондоне; движение «Медхалийя»; «Даи аль-Ислам» аш-Шаххаля, тесно связанные с поборниками «чистого ислама» из стран Персидского залива.

Отдельно можно выделить различные группировки «неоджихадистов», которые усиливаются за счет исламистского сегмента, притягивающего новых сторонников на почве роста антизападных и антишиитских настроений в регионе.

Следует отметить, что деление на умеренных и радикалов весьма условно. Молодые люди, получив знания о доктрине «чистого ислама», переходят на экстремистские позиции, отправляются воевать в Ирак или Афганистан. Например, Абу Анас аш-Шами стал муфтием «Аль-Каиды в Ираке» отказавшись от умеренных салафитских взглядов.

Война в Ираке, вывод сирийских войск с территории Ливана в 2005 г., вооруженное противостояние «Хизбаллы» и израильской армии летом 2006 г. дали толчок суннитскому радикализму в стране. По сообщениям ряда европейских и арабских изданий, другим фактором, способствующим распространению радикальной исламистской идеологии, является активная деятельность неправительственных организаций из государств Персидского залива, финансирующих строительство мечетей, а также образовательных исламских заведений, в которых культивируется идеология салафизма для сдерживания набирающей политический вес «Хизбаллы».

Тем не менее было бы ошибкой говорить, что позиции «Аль-Каиды» здесь представлена столь же серьезно, как в «зоне племен» в Пакистане и Афганистане. Вместе с тем, касаясь ситуации в Ливане, можно отметить, что здесь действует ряд радикальных организаций, разделяющих идеологические ориентиры вселенского джихада и обладающих ячейками, способными дестабилизировать обстановку в стране. Наибольшую активность они проявляют в Триполи, Аккаре, Аль-Куре и Сидоне. Основное внимание спецслужб страны нацелено на лагеря палестинских беженцев, как например «Эйн аль-Хильва», являющиеся эпицентрами активности таких группировок, как «Усбат аль-Ансар», «Джунд аш-Шам» (была создана в конце 1980-х гг. палестинцем Х. Шрейди в «Нахр аль-Барид»).

Лагеря палестинских беженцев, по сути, находятся вне правового поля ливанских властей. Они стали прибежищем не только для преступников, но и для «муджахедов-возвращенцев» различных национальностей из горячих точек. Французский исламовед и социолог Б. Роже провел исследования в лагере беженцев «Эйн аль-Хильва». В своей книге «Джихад каждый день» он отмечает, что здесь можно встретить муджахедов из Алжира, Сирии, Египта, Саудовской Аравии. По его мнению, именно ветераны войны в Ираке дали толчок радикализации в ливанских лагерях палестинских беженцев.

В политическую программу радикальных исламистов входит проведение терактов на ливанской территории. Эти организации направляют своих активистов для участия в боевых действиях в Ираке. Известно, что в Ливане действуют исламистские группировки «Карун» и «Мадждал Анджар», состоящие из выходцев с. Мадждал. Активистов этой группы несколько раз обнаруживали среди убитых в Ираке, а в 2004 г. представители этой организации были задержаны при подготовке теракта против итальянского посольства в Бейруте. «Мадждал Анджар» создала сеть по вербовке и переправке боевиков в Ирак.

По сообщениям ливанской прессы, в страну прибывают эвакуируемые из Ирака муджахеды — выходцы из Йемена, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании. Они ведут активную вербовочную работу в Триполи, лагерях палестинских беженцев. Часть из них пополнили ряды «Усбат аль-Ансар», «Фатх аль-Ислам». Интересно, что, если во время войны с Израилем в 2006 г. «Хизбалла» воспринималась суннитскими исламистами Ливана как сила, способная противостоять сионизму, то теперь акценты сместились. Шииты и, соответственно, «рука Ирана» «Хизбалла» рассматриваются ими в качестве угрозы созданию «истинно исламского государства».

В Бейруте были задержаны активисты «Аль-Каиды» (И. Дафаа из Саудовской Аравии и двое ливанцев — Х. Минауи и М. Султан). Они планировали создание на территории Ливана военного лагеря для обучения боевиков методам ведения террористической войны. Лагерь должен был принять боевиков «Аль-Каиды», эвакуируемых из Афганистана и Ирака, а также добровольцев из числа палестинских беженцев. В качестве базы был выбран крупнейший лагерь палестинских беженцев «Эйн аль-Хильва», в котором проживают около 75 тыс. человек. В обязанности одного из задержанных, М. Султана, входило открытие ресторана в порту Триполи, доходы от которого планировалось использовать для нужд военного лагеря. Спецслужбам Ливана стало известно, что в военном лагере должны были работать трое инструкторов по взрывному делу — граждане Саудовской Аравии, Йемена и Филиппин. Их основная цель — подготовка диверсантов для заброски в Израиль и осуществления крупных терактов на территории еврейского государства.

Конфликт между ливанской армией и радикальной исламистской группировкой «Фатх аль-Ислам» привлек внимание значительным количеством ветеранов «иракского джихада», находящихся в палестинских лагерях беженцев. После окончания боевых действий в «Нахр аль-Барид» среди арестованных и убитых было обнаружено до 50 иностранных боевиков — выходцев из Туниса, Марокко, Алжира.

«Ветераны-возвращенцы» обладают значительным опытом ведения боевых действий, включая борьбу с воздушными целями. Из Северной Африки происходит один из участников боев в «Нахр аль-Барид» ад-Дарси, подозреваемый в организации терактов в Аммане в 2005 г. Группировка «Джунд аш-Шам» в период боев с ливанской армией выступила совместно с «Фатх аль-Ислам».

В качестве потенциальных целей в Ливане для «Аль-Каиды» интерес представляют миротворческие силы на юге страны, а также израильские объекты, расположенные в приграничных с Ливаном районах. В апреле 2008 г. Аз-Завахири в своем обращении назвал Ливан форпостом движения джихада на Ближнем Востоке и призвал сосредоточиться на создании суннитской автономии в стране. Аз-Завахири также заявил, что Ливан должен сыграть ключевую роль в будущих войнах ислама против Запада и сионизма. Он рассматривает Ливан как место для подготовки муджахедов и планирования военных операций против Израиля. Следует также отметить, что первые лица всемирного исламизма осознают ограниченность возможностей для проведения каких-либо крупномасштабных операций на территории Ливана.

Группировки, подобные «Фатх аль-Ислам», представляют серьезную угрозу политической системе Ливана, основанной на принципе мирного сосуществования различных этноконфессиональных общин. Радикалы же стремятся продвигать идею тотальной борьбы ради создания «государства чистого ислама» с ближним врагом в лице «вероотступнических» правящих арабских режимов или «еретических» религиозных общин в приграничных с Палестиной государствах. Эти группировки способны трансформировать существующие в стране межобщинные противоречия в борьбе за власть и экономическое благосостояние. Иракский опыт наглядно демонстрирует, что такой конфликт практически не поддается компромиссному урегулированию.

Важно отметить, что радикальные суннитские группировки на Ближнем Востоке связаны друг с другом лишь идеологически и не имеют единого координационного или финансового центра, на который можно оказать сдерживающее воздействие. Радикальные суннитские группировки, разделяющие идеологию «Аль-Каиды» и действующие в Ливане, — «Фатх аль-Ислам», «Джунд аш-Шам», «Усбат аль-Ансар», обвиняемые в ракетных обстрелах Израиля с территории Ливана, рассматривают конфликт в Газе как возможность укрепить свои позиции в стране, где они пользуются незначительной поддержкой населения по сравнению с шиитской «Хизбаллой». С другой стороны, «Аль-Каида», рассматривая и Израиль, и «Хизбаллу» в качестве своих идейных соперников, заинтересована в их столкновении для ослабления своих обоих противников.

Рост радикальных настроений в исламистской среде Иордании

Одним из основоположников салафизма в Иордании был Наср ад-Дин аль-Албани (один из крупных теоретиков всемирного современного радикального исламизма), который в 1979 г. бежал в Иорданию от преследований сирийских властей. В начале 80-х гг. он превратил Сирию в один из центров академического салафизма на Ближнем Востоке. Выпускниками его медресе стали выходцы из многих арабских стран. Однако академический салафизм не выходил за рамки философских или научных диспутов с традиционалистами. Ситуация начала меняться в начале 90-х гг. прошлого столетия. Это было спровоцировано притоком ветеранов войны в Афганистане. Одним из наиболее известных представителей первой волны «арабских афганцев» был Абу Мухаммад Макдиси (его работы очень популярны у современных радикальных исламистов; он также является «духовным отцом» в прошлом лидера «Аль-Каиды в Ираке» аз-Заркауи). После возвращения в Иорданию в 1992 г. он создал группировку «Байят аль-Иман».

После начала войны в Ираке в Иорданию потянулись иракские беженцы, покинувшие родину, и сотрудники иностранных фирм и организаций, стремящиеся отдохнуть и восстановить силы. Мир гарантировали жесткие меры внутренней безопасности, которую обеспечивали спецслужбы. Король Абдалла поддержал операцию США в Ираке, пойдя против мнения большинства из пяти миллионов своих подданных. В свете иракской войны в иорданской экономике начался бум. В 2005 г. экономический рост составил 7%, а цены на недвижимость в Аммане выросли вдвое в результате конкуренции за жилье и офисные помещения между приезжими из западных стран и из Ирака. Около 500 тыс. богатых иракцев бежали в Иорданию со своими сбережениями. Страна стала центром обслуживания организаций и компаний, вовлеченных в оккупацию и восстановление Ирака.

Будучи страной с более чем 50%-ным палестинским населением, Иордания традиционно является для радикалов от ислама плацдармом для последующих ударов по Израилю. Решение короля Абдаллы поддержать действия Вашингтона в Ираке встретили крайне негативную реакцию со стороны исламистов. Местные радикалы развернули активную вербовочную работу среди молодежи для войны против американцев, оказывали содействие по переправке иностранных муджахедов в соседний Ирак. В результате войны в Ираке в Иорданию прибыли от 500 до 800 тыс. беженцев (в большинстве своем нелегально). Более того, среди них, по оценкам специалистов, определенную долю составляют шииты. Власти страны опасаются межконфессиональных столкновений между шиитскими и суннитскими беженцами. Положение усугубляется также тем, что после усиления антитеррористических акций против радикальных исламистов в Ираке многие ее активисты скрываются в том числе в иорданских лагерях беженцев.

Война в Ираке, безусловно, катализировала процесс радикализации в исламистской среде Иордании. Немаловажную роль в этом сыграла личность самого иорданца Заркауи. Его харизма и известность привлекли многих молодых людей на путь джихада. Лидер иракского отделения террористической сети Абу Мусаб аль-Заркауи принимал участие в деятельности организации «Байят аль-Иман», причастной к убийству руководителя антитеррористического ведомства Иордании Али Берджака и главы коммунистической партии этой страны Я. Заядина.

Среди молодых людей, охваченных идеей борьбы за создание государства «чистого ислама», в Ираке оказались чемпион Иордании по кикбоксингу Баха Яхья и известный в стране юрист Мухаммад аль-Банна. Находясь в Ираке, Заркауи координировал деятельность радикалов у себя на родине. Так, весной 2004 г. местными спецслужбами была разоблачена террористическая ячейка, у активистов которой было обнаружено около 20 тонн химических веществ. Он также планировал убийство американского дипломата А. Фоли, взрыв американского корабля в Акабе и отеля в Аммане в 2005 г. В планы Заркауи входило превращение Иордании в очередной эпицентр джихада на Ближнем Востоке.

В стране появилась целая сеть независимых исламистских ячеек, ориентированных на тотальную борьбу против нынешнего режима и шиитов. В этих группировках тон задают «возвращенцы» из Ирака и Афганистана. Наметился конфликт между салафитами новой волны и «старой гвардией» иорданских идеологов «чистого ислама».

В конце октября прошлого года иорданские салафитские ячейки, находящиеся в г. Зарка, заявили о себе через радикальный исламистский форум, призвав мусульман Иордании не совершать молитву за официальными имамами, назвав их неверными. Через некоторое время на том же форуме они обвинили всех мусульман страны, являющихся государственными служащими. Город Зарка является родиной бывшего лидера «Аль-Каиды в Ираке» Абу Мусаба аз-Заркауи (его настоящее имя Ахмад Фадиль аль-Халайла), он расположен в 25 км от Аммана. Считающийся вторым по величине городом в Иордании, он располагает развитой промышленной инфраструктурой. В последнее время Зарка стал оплотом салафизма, в котором находится немало сторонников аз-Заркауи.

После освобождения в марте прошлого года из тюрьмы Абу Мухаммада аль-Макдиси салафиты «новой волны» обвинили его в том, что он якобы встал на сторону властей страны, отказался от своих прежних радикальных идеологических устремлений. Они также привели аналогии с известными теоретиками салафизма других стран, которых власти принудили к сотрудничеству, чтобы внести раскол в ряды сторонников «чистого ислама»: Салман Ауда в Саудовской Аравии, доктор Фадль в Египте. Наиболее известно их обращение через интернет-ресурсы «Аль-Макдиси пятится назад», в котором они критикуют его за то, что Макдиси отказался присоединиться к обращению радикальных исламистов против Министерства по религиозным делам Иордании. Можно отметить, что прежние заслуги перед движением джихада (он является «духовным отцом аз-Заркауи) приводились в ряде работ, опубликованных в его защиту на том же информационном портале. Однако эти публикации были направлены из стран Европы и нисколько не отвечают той атмосфере, которая наметилась в самой Иордании. В ответ на подобные заявления известными в Иордании теоретиками салафизма Лукманом Реалатом, Джаррахом Кадда, Абу Сурака, а также Макдиси было опубликовано открытое письмо с критикой джихадистских группировок новой волны.

Раскол в рядах салафитов Иордании, вернее, конфликт между «новыми джихадистами» и сторонниками идей «чистого ислама», выступающих за поэтапную подготовку восстания против нынешнего правящего режима, наметился после того, как Аль-Макдиси «на правах духовного отца» в «Мунасара ва Мунасаха» (знаменитом обращении к лидеру «Аль-Каиды в Ираке» в 2005 г.) подверг действия аз-Заркауи в Ираке суровой критике. Он призвал не приравнивать шиитов к христианам и иудеям. Он утверждал, что перед тем как перейти к открытой конфронтации с нынешними режимами, движение джихада должно пройти долгий и трудный период «даава» (призыва, пропаганды). Необходимо знакомить массы с истинной верой, обвиняя правительство в неверии и несправедливом отношении к гражданам. Восстание должно произойти только тогда, когда в обществе создастся критическая масса, желающая свергнуть вероотступнические правительства. Вооруженные звенья же должны очень тщательно планировать спецоперации. Он резко негативно высказался о тех группировках, которые своими необдуманными действиями провоцируют правительство на жесткие ответные шаги, в результате чего восстание может произойти преждевременно. По поводу смертников он сказал, что их можно использовать только против военных объектов, акции самопожертвования можно совершать только в случае, если нет другого способа нанести урон противнику. «Самопожертвование» должно быть запрещено, если можно использовать оружие. «Ирак не должен превращаться в «крематорий» для мусульманской молодежи.

В июле 2005 г. аз-Заркауи ответил, что аль-Макдиси не знаком с ситуацией в Ираке и, несмотря на то что аль-Макдиси повлиял на его мировоззрение, он никогда не собирался соревноваться с ним в теологии, а если бы и захотел, то выбрал бы кого-нибудь более сведущего в исламе. Шиитов же, по мнению аз-Заркауи, следует рассматривать не просто как обывателей, а как тех, кто отдает на выборах голоса и приводит в правительство своих единоверцев.

В настоящее время вербовка в ряды радикальных исламистов в основном осуществляется на основе родственных связей, ведется работа среди тех, кто разочаровался в идеях «Братьев-мусульман» и покинул их ряды. В своей прозелитской деятельности радикалы делают ставку на небольшие частные молельные дома, а не на крупные мечети, где государство жестко пресекает работу салафитских проповедников. Наибольшую активность радикалы от ислама проявляют в Зарке, Аммане и Салте. Салафиты издают журнал «Аль-Кибла», в котором содержатся материалы известных теоретиков радикального исламизма (С. Кутба, аз-Завахири, бен Ладена, Тартуси).

Некоторые активисты, например лидер «Аль-Каиды» в приграничном с Ираком г. Рутба Зияд Карбули, со своими сторонниками занимался поборами и разбойными нападениями на водителей на трассе Багдад–Амман. Полученные средства он переправлял «Аль-Каиде» в Ирак. Он также причастен к похищению двух марокканских дипломатов. Карбули был выходцем из могущественного племени Карабила, насчитывающего до 175 тыс. человек и населяющего приграничные с Ираком районы Сирии, Иордании и Саудовской Аравии. После обвинений в укрывательстве этого экстремиста лидер племени О. Джедан заявил, что его клан не может нести ответственность за тех, кто решил воевать под знаменем «Аль-Каиды».

В конце января текущего года в столице страны начался суд над членами радикальной исламистской группировки «Бригада Хатыба», забросавшими бутылками с зажигательной смесью во время богослужения христианскую церковь, а также расстрелявшими ливанских музыкантов во время их выступления в иорданской столице. Большинство активистов проходили подготовку в лагере палестинских беженцев «Эйн аль-Хильва» в Ливане и принимали участие в боевых действиях в Ираке. Они были направлены из Багдада в Иорданию с целью создания террористических ячеек, вербовки и подготовки добровольцев для отправки в Ирак. Во время процесса активисты открыто заявили о том, что являются идейными последователями аз-Заркауи и считают его способы противостояния врагам ислама единственно верными. Так называемые возвращенцы из горячих точек, осевшие в Сирии, Иордании и Ливане, нередко знакомы друг с другом по войне в Ираке и способны в случае необходимости координировать свои действия, обмениваться информацией. В частности, «Бригада Хатыба» находится во взаимодействии с известным ливанским салафитским идеологом Осамой аш-Шихаби, лидером «Джунд аш-Шам», и Хайтамом ас-Саади, основателем «Усбат аль-Ансар».

Взрывы трех отелей в Аммане в 2005 г. стали поворотным пунктом в отношениях властей и радикальных исламистов. В результате расследования выяснилось, что активная вербовочная работа ставленников лидера «Аль-Каиды в Ираке» привела к созданию в Иордании целой сети ячеек сторонников «чистого ислама» «новой волны», готовых к немедленным решительным действиям против правящего режима. Власти стали предпринимать активные шаги по искоренению «культуры такфира» в стране. По инициативе короля Абдаллы были созваны мусульманские ученые, представляющие различные направления ислама, которые издали обращение, осуждающее «фетвы», призывающие к экстремизму.

Другим настораживающим фактором явилась победа ХАМАСа на парламентских выборах в Палестине. После оглашения результатов голосования иорданские исламисты публично выразили поддержку ХАМАСу, потребовали возвращения представителей этой организации, выдворенных в 1999 г., обратно в Иорданию.

Неприятие ХАМАСом мирного соглашения Иордании с Израилем делали подобные требования невыполнимыми. Более того, переговоры с ХАМАСом, по мнению властей королевства, еще больше бы усилили позиции иорданских «Братьев-мусульман», достигших успехов на парламентских выборах в Иордании в 2006 г. Сразу после гибели аз-Заркауи в июне 2006 г. представители иорданских «Братьев-мусульман» нанесли визит семье лидера «Аль-Каиды в Ираке» в г. Зарка и публично выразили свое соболезнование. Мухаммед Абу Фарес, являющийся членом парламента страны от «Исламского фронта действий», пошел еще дальше в своих заявлениях, провозгласив аз-Заркауи «шахидом» — мучеником за веру.

Подобные инциденты явились вызовам властям страны. Правящий режим немедленно ответил арестами членов делегации, посетивших семью аз-Заркауи, обвинив их в попытке спровоцировать гражданскую войну в королевстве. И даже несмотря на то, что «Исламский фронт действий» заявил в последующем о лояльности властям страны, руководство королевства развернуло кампанию по их дискредитации. В 2006 г. иорданские исламисты выступили с обращением в поддержку «Хизбаллы», призвав мусульман забыть о разногласиях между суннитами и шиитами и объединиться против общего врага. Руководитель ИФД З. Аршид направил письмо лидеру «Хизбаллы» Х. Насралле, поздравив его с победой над Израилем. Глава «Ассоциации ученых-богословов» иорданских «Братьев-мусульман» доктор Ибрагим Зияд аль-Килани выпустил фетву, назвав войну «Хизбаллы» с Израилем, джихад в Палестине и Ираке единым фронтом ислама против Запада. Он призвал руководителей мусульманских стран оказать муджахедам помощь всеми имеющимися у них способами. На парламентских выборах 2007 г. в Иордании кандидаты от ИФД потерпели поражение, получив семь мест в Национальном собрании, что на десять депутатских мандатов меньше, чем исламисты имели в прошлом составе законодательного органа власти. Генеральный секретарь ИФД З. Аршид назвал результаты выборов сфальсифицированными и потребовал проведения нового голосования в целом ряде избирательных округов, включая столицу Амман. Он пригрозил властям прибегнуть к силовым методам, чтобы добиться перемен в королевстве.

Следует заметить, что в соседних с Ираком странах в последнее время появилось целое движение «неозаркауистов» (термин, часто использующийся в западной прессе) — молодых людей, прошедших Ирак и Афганистан или завербованных ветеранами войны в Ираке, разделяющих идею тотальной борьбы против Запада, правящих арабских режимов и шиитов, готовых использовать для этого любые радикальные методы.

Возникновение организаций «чистого ислама» в Палестине

Идеолог «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири пока не отказался от идеи создания в Ираке исламского государства, последующего свержения секулярных режимов в соседних странах и объединения их в халифат. С точки зрения главных действующих лиц радикального исламизма, «война в Ираке предсказана в Коране и Сунне, именно отсюда начнется победное шествие ислама». «Поэтому муджахедам в Ираке выпала великая честь вести борьбу против неверных в самом сердце мусульманского мира. Главное поле битвы в будущем будет находиться именно здесь — в Ираке и соседних странах — Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Палестине. Эта территория подобна птице, крылья которой — Египет и Сирия, сердце — Палестина, о чем имеется пророчество. Это лишний раз подчеркивает важность происходящих здесь событий. Фактически это поворотный пункт в борьбе исламского мира и Запада».

Несмотря на поражения в Ираке и эвакуацию в соседние страны, а также в Пакистан и Афганистан активистов «Аль-Каиды», преждевременно говорить о том, что задача всемирного движения джихада о создании в «Двуречье» плацдарма для экспансии и освобождения Иерусалима является невыполнимой. В ситуации продолжающихся межконфессиональных стычек в этой стране, высокой вероятности дальнейшего дробления Ирака, вывода американских войск, репрессий и сложностей, связанных с включением активистов суннитских отрядов «Сахва» в регулярные подразделения иракской армии, нельзя исключать нового витка насилия между суннитами, шиитами и курдами и возвращения радикалов от ислама в это государство, а также воссоздания здесь экстремистской инфраструктуры.

Исторически «Аль-Каида» находится в поиске ниши, откуда она могла бы действовать, — такими безопасными нишами стали для нее Афганистан, Сомали, Ирак и приграничный регион Пакистана. Палестина также находится в орбите внимания международных исламистских структур. В результате выхода Израиля из сектора Газы в августе 2005 г. и войны с «Хизбаллой» в июле 2006 г. у «Аль-Каиды» появилась возможность для закрепления своих позиций в регионе. «Аль-Каида» активно ищет возможности для создания боевых групп на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газы с целью нанесения ударов по еврейскому государству. С начала текущего года силы безопасности Израиля, Египта и Палестинской национальной администрации сообщили о задержании нескольких пособников террористов, которые признали, что «Аль-Каида» готовит плацдарм для начала атак по израильской территории. Конечная цель всей этой деятельности — будущие теракты против Израиля и Соединенных Штатов. Эти запланированные операции могут содержать химические, биологические и даже ядерные технологии.

Несмотря на то что «Аль-Каида» выработала позицию по палестинской проблеме, которую сформулировал Усама бен Ладен, альянс группировок, сформированных на основе идеологии «чистого ислама» и ХАМАСа, не вполне естественен. Палестинские организации, такие как ХАМАС, вовсе не стремятся к расширению присутствия «Аль-Каиды» на своей территории, так как идеология международного джихада «Аль-Каиды» идет дальше националистических и территориальных задач местных групп, которые десятилетиями сражаются с Израилем.

Идеолог всемирного движения джихада аз-Завахири заявляет, что «в связи с тем, что Ирак находится в непосредственной близости от Палестины, мусульмане должны поддерживать муджахедов до тех пор, пока здесь не будет создано государство мусульман». По его словам, задача муджахедов заключается в том, чтобы расширить границы джихада и достичь пределов Палестины. А отсюда они должны начать величайшее покорение (Израиля. — Авт.). Руководитель «Исламского государства Ирак» Абу Умар аль-Багдади заявил, что «Израиль — религиозное государство, и большинство его жителей в той или иной форме связаны с вооруженными формированиями, поэтому они не являются мирными жителями, а потому ведение боевых действий против них разрешено». При этом он считает, что М. Аббас и ХАМАС — не меньшие враги исламской уммы, чем Израиль. Призывая к подготовке условий для прибытия иностранных муджахедов, Абу Умар аль-Багдади делает акцент на распространении салафитских пропагандистских материалов. При этом он опирается на ветеранов войны в Ираке.

Идеологи всемирного исламизма подводят палестинцев к тому, что им следует готовиться к приходу «Аль-Каиды». Судя по материалам, содержащимся в трудах некоторых активистов всемирного движения джихада, для этого им предлагается: совершенствовать минно-взрывную и стрелковую подготовку; отработать маршруты переправки муджахедов из других регионов в Палестину; складировать оружие, боеприпасы, продовольствие на длительный период времени ведения боевых действий, составляя точные карты их местонахождения; постепенно формировать относительно небольшие, до пяти человек группы, активисты которых должны встречаться не более одного раза в неделю (при этом у каждой группы должна быть своя специализация — изготовление взрывных устройств, идеологическая работа).

После вывода израильских войск из Газы в 2005 г. борьба между ФАТХом и ХАМАСом, отсутствие идеологической основы привели к росту популярности идей «чистого ислама» и организации «Аль-Каида». Среди подростков Газы пользуются спросом видеофильмы о джихаде с видеообращениями бен Ладена, аз-Завахири, а высокий уровень безработицы среди молодежи создает дополнительные благоприятные условия для восприятия салафитской идеологии.

В мае 2006 г. в этом регионе появляются группировки салафитской направленности. Так, «Джейш аль-Кудс аль-Ислами» в своем программном заявлении отметила, что в своей деятельности будет руководствоваться установками бен Ладена, А. аз-Завахири и Заркауи. В конце 2006 г. была создана другая организация — «Каида аль-Джихад Вилаят Фалестин». Ее руководитель свое интернет-обращение начал словами бывшего лидера «Аль-Каиды в Ираке»: «Мы воюем в Ираке, но глаза наши на Иерусалиме, который нельзя вернуть без меча». Еще одна группировка, «Суюф аль-Хак», заявила о себе в Газе проведением терактов в отношении интернет-кафе, нападениями на женщин-мусульманок, не носящих хиджаб, погромами христианских магазинов.

В марте 2007 г. салафитская группировка «Джейш аль-Ислам» похитила западного корреспондента А. Джонсона. За его освобождение группировка потребовала выпустить из тюрьмы известного идеолога всемирного исламизма Абу Катаду. Недавно на юге сектора Газы была сформирована радикальная исламистская группировка «Джейш уль-Умма». Лидер «ДУ» Абу Хафс аль-Макдиси в своем обращении заявил, что группировка не является частью «Аль-Каиды», однако разделяет идеологические установки этой организации. Примечательно, что Абу Хафс давал интервью на фоне плакатов с изображением символики «Аль-Каиды». При этом он подверг жесткой критике движение ХАМАС прежде всего за то, что оно не следует принципам «чистого ислама», а находится в одном фарватере с призывами первых лиц всемирного радикального исламизма А. аз-Завахири, бен Ладена, аль-Либи, аль-Маккави (военный стратег «Аль-Каиды»). Исходя из информации, содержащейся на интернет-сайте этой организации, можно сделать вывод о том, что цель «Джейш аль-Умма» — борьба не только с Израилем, но и с США вместе с их союзниками на Западе и в мусульманском мире ради создания государства «чистого ислама».

Тем не менее, несмотря на критику ХАМАСа, «ДУ» предпочитает не вступать в конфронтацию с доминирующими в секторе Газы исламистами. В этой связи лидеры «ДУ» заявляют, что «не допустят, чтобы в Израиле и США наслаждались борьбой между салафитами и ХАМАСом». Акцентируя внимание на глобальности джихада, «ДУ» настаивает, что «в настоящее время борьба с Западом вступила в новую фазу, начало которой было положено в Афганистане, затем через Чечню перекинулось в Ирак и теперь вплотную подступает к границам Израиля». Влияние салафитских фракций пока незначительно, однако медиакампания этих организаций позволяет им заявить о себе для привлечения заинтересованных сторон и необходимых средств для усиления своих позиций в Палестине.

Во время недавних событий в секторе Газы активисты ХАМАСа обратились к иракским муджахедам с призывом присоединиться к ним в борьбе против общего врага — Израиля. Основная пропагандистская работа развернулась через интернет-ресурсы. Поступали предложения относительно создания «Совета муджахедов в Иерусалиме», в который вошли бы представители различных группировок, большей частью салафитской направленности. Категорически недопустимо, по мнению участников форума (часть из которых ветераны войны в Ираке), включение в состав «Совета» «Братьев-мусульман», шиитов, а также сторонников каких-либо атеистических политических движений. Предполагается, что в «Совет» будут входить подразделения разведки, проведения диверсионных операций (снайперов, смертников), аналитики, пропагандисты.

52.43MB | MySQL:103 | 0,470sec