Есть ли перспективы расширения «Соглашений Авраама»?

Договоры о взаимном признании и нормализации отношений между Израилем с одной стороны ОАЭ и Бахрейном с другой, подписанные в сентябре 2020 г. при посредничестве США и получившие название «Соглашения Авраама», положили начало новому витку сближения Иерусалима с соседями по региону. С тех пор американская администрация, независимо от смены президента, предпринимает попытки продолжить данный процесс. Последним к настоящему моменту шагом на данном направлении стал запуск 10 января двухпартийной группы конгрессменов из Палаты представителей и Сената США, целью которой заявлено содействие в продвижении отношений между Израилем и арабскими странами при поддержке законодательной ветви власти.

Точные механизмы работы учрежденного кокуса пока не были обнародованы его участниками, представляющими демократическую и республиканскую партии. Однако существует несколько предположений на этот счет. Так, сенатор-республиканец от Оклахомы Дж. Лэнкфорд в одном из интервью отметил, что созданная структура будет стараться обращать внимание правительства США на необходимость подключения новых участников к процессу нормализации отношений с Израилем. По другой версии, группа в большей степени должна воздействовать на собственные власти, а именно Государственный департамент, применяя законодательные рычаги.

В последнем случае речь прежде всего идет о т.н. Israel Relations Normalization Act. Это двухпартийная законодательная инициатива, выдвинутая 72 коспонсорами из демократического и республиканского лагеря еще в марте прошлого года. В их числе были сопредседатели созданной в понедельник группы К.Букер, Дж. Розен и Дж.Эрнст. Документ предусматривал необходимость для внешнеполитического ведомства США, цитируя сайт Конгресса, разработать «стратегию по расширению и укреплению “Соглашений Авраама”», а также предложения «вариантов международных усилий США по содействию укреплению связей между Израилем, арабскими государствами и другими соответствующими странами и регионами». Особенно примечательно в данной инициативе то, что конгрессмены хотели видеть от Госдепа конкретные механизмы работы с уже вовлеченными в процесс участниками, а в отношении игроков, потенциально способных подключиться к нормализации точную информацию по таким вопросам, как национальное законодательство, препятствующее контактам с Израилем и его гражданами на любых уровнях, а также «доказательства шагов, предпринятых арабскими правительствами для разрешения и поощрения отношений между их гражданами или резидентами и гражданами Израиля». По сути, апеллирование такими данными открывает возможности оказания давления на правительства, не подпадающие под указанные критерии для установления отношений с Израилем по вопросам, касающимся прав человека.

Наконец, еще одна цель учреждения данной группы, как определила ее председатель Конференции республиканцев в Палате представителей К.Макморрис-Роджерс, «предоставить мировым лидерам уникальную возможность собраться вместе в нашем общем стремлении создать лучший, более безопасный и процветающий мир». Несмотря на широкий контекст сказанного, в нем весьма заметна внешнеполитическая функция, возложенная на двухпартийную группу. Как именно будет строиться данное взаимодействие, пока неизвестно, равно как не определен и точный перечень иностранных партнеров, однако определенно в нем будет Израиль. Более того, как кажется, американская структура создавалась в том числе для того, чтобы стать парой для схожего израильского кокуса, учрежденного в ноябре прошлого года под председательством О.Акуниса из Ликуда и Р.Вассерман Ланде из «Кахоль-лаван». Несмотря на то, что данная группа действует под руководством главной оппозиционной партии и не самого яркого члена нынешней правительственной коалиции, в целом можно считать, что и кабинет Беннета-Лапида поддерживает работу на этом треке с привлечением всех возможных средств и методов.

В том, что касается перспектив самого процесса нормализации, то в отношении его будущего также существует две точки зрения. С одной стороны, как полагают эксперты Abraham Accords Peace Institute (AAPI) – независимого американского института, видящего своей задачей поддержку соглашений, в честь которых он был назван, в настоящий момент наиболее целесообразным является углубление интеграции. Под ним понимается как создание совместных транспортных, энергетических, сельскохозяйственных и иных инициатив участниками процесса, а также их общий выход на европейские и азиатские рынки.

С другой стороны, по-прежнему выдвигаются и отдельные кандидаты на установление официальных отношений с Израилем. В их числе вновь упоминается, к примеру, Ирак. Впрочем, для этого существует и определенное количество препятствий. Во-первых, идея сотрудничества построена на отношениях Израиля с курдами, а потому не подкреплена поддержкой Ирака как такового на официальном уровне, да и заставляет вспомнить о неудавшихся попытках Израиля убедить западных партнеров в необходимости поддержать независимость Иракского Курдистана. Во-вторых, контакты Иерусалима с Багдадом находятся в зависимости от проблемы ограничения иранского влияния в регионе, разрешение которой весьма сложный и многофакторный процесс.

Еще один возможный участник нормализации – Индонезия, во всяком случае, такую мысль недавно высказал израильский журналист и эксперт Института Хартмана А.Аса-Эль[i]. С его точки зрения, развитие событий по такому сценарию возможно, поскольку между государствами существуют фактические отношения в различных областях, таких как экономика, телекоммуникации, сельскохозяйственные технологии и военная отрасль, что позволит после официального старта дипломатических отношений расширить каждое из направлений по образцу договоренностей с ОАЭ. Помимо этого, эксперт полагает, что Джакарту способно заинтересовать улучшение ее международных политических позиций за счет перемещения из круга нестабильных и находящихся под внешним давлением израильских противников, в клуб стран, которым через Иерусалим открывается дорога в Вашингтон. Наконец, еще одна важная мотивация, как считает А.Аса-Эль – религиозная, поскольку враждебность к Израилю означает еще и восприимчивость к радикальным настроениям.

В целом процесс нормализации отношений между Израилем и его региональными арабскими соседями, а в более широком смысле государствами исламского мира, получивший импульс в виде «Соглашений Авраама», имеет потенциал для своего развития как по пути добавления новых форм сотрудничества с теми, кто уже пошел на открытый контакт, так и через привлечение государств, готовых установить связи с Израилем официально. Однако препятствуют этому, как кажется, сопутствующие факторы в виде ситуации в политических кругах США, где Дж.Байден, соперничая с Д.Трампом на стадии предвыборной гонки, переборщил с акцентами на искоренении наследия политики своего предшественника, в результате, произраильская активность становится, прежде всего, предметом разногласий внутри демократической партии.

Помимо этого, сами государства, способные пойти на изменение стратегии в отношении Иерусалима, опасаются давления, которое окажет на них противоположный блок противников Израиля. Причем речь идет не столько о международном воздействии, сколько о восприимчивости общественности, что чревато внутренними конфликтами. Как следствие, действительная работа над нормализацией отношений между Израилем и т.н. умеренными режимами связана с ограничением иранского влияния и если не урегулированием палестинской проблемы, то с выработкой подходов к ее пониманию, которые бы купировали враждебные действия палестинских фракций, стремящихся воспрепятствовать тому, чтобы Израиль понимался как полноправный и легитимный участник всех ближневосточных процессов.

[i] Asa-El A. The next Abraham Accords will be with Indonesia – analysis // The Jerusalem Post. 30.12.2021. URL: www.jpost.com/internationsl/article-690234

52.47MB | MySQL:102 | 0,609sec