Об амбициях регионального лидерства Ирака на агропродовольственном треке

В последнее время Ирак все чаще заявляет свои амбиции на региональное лидерство на экономическом пространстве, в том числе в агропродовольственном секторе. Вставший во главе иракского правительства два года назад премьер Мустафа аль-Казыми активно развивает экономическую дипломатию с соседними странами – Сирией, Ираном, Турцией – стремясь совместно искать пути решения глобальных продовольственных проблем, а также тесно связанных с ними климатических угроз для ближневосточного региона. В частности, Багдад ведет переговоры с соседними странами по совместному преодолению охватившего регион водного кризиса как следствия сильнейшей за последнее время засухи.

Другим важным свидетельством региональных амбиций Ирака на агропродовольственном треке стало предоставление своей площадки для проведения очередной региональной министерской конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) для стран Ближнего Востока и Северной Африки. Стартовавшую 7 февраля 2022 года региональную конференцию открыл премьер-министр Ирака, который призвал страны региона к преодолению политических противоречий, которые подрывают экономическое восстановление региона, особенно с точки зрения обеспечения продовольственной и водной безопасности.

Рефреном в заявлениях М.аль-Казыми звучала мысль о важности обеспечения устойчивого развития региона. Он призвал страны региона встать на путь реализации проектов по устойчивому развитию в интересах всех стран региона, в том числе с учетом чувствительных трансграничных вопросов, таких как доступ к водным ресурсам рек Тигр и Евфрат.

Активная региональная дипломатия Ирака на агропродовольственном треке не случайна и диктуется объективными причинами: аграрный сектор остается ключевым для обеспечения занятости доминирующей части местного населения и решающим источником для производства средств к существованию. При этом в последние годы климатические вызовы все чаще создают угрозу лишения фермеров этих важных источников к существованию. Речь идет в первую очередь о рисках образования дефицита водных ресурсов. По мнению экспертов Всемирного банка, климатические изменения могут привести к сокращению водных ресурсов на 20% к 2050 году, что затронет в том числе 30% обрабатываемых пашенных земель. Причина – глобальное потепление: за истекшие 40 лет температура в этом регионе с каждым десятилетием последовательно росла в среднем на 0.4 градуса Цельсия. Таким образом, темпы глобального потепления в этом регионе значительно превышают среднемировые. Этот необратимый процесс, без принятия должных мер, может привести к значительным потерям в различных секторах экономики и росту безработицы.

Тема доступа к водным ресурсам имеет трансграничный характер и требует активной региональной дипломатии и сотрудничества с соседями – в первую очередь, Турцией, Ираном и Сирией.  В этом контексте правительство М.аль-Казыми вынуждено действовать уже сегодня и ставит этот вопрос во главу угла своей социально-экономической политики. Сооружение соседними странами новых плотин на реках Тигр и Евфрат создает дополнительные риски для Ирака. Этот фактор в сочетании с применением иракскими фермерами устаревших технологий землепользования и несовременных ирригационных систем ведет к ощутимым потерям водных ресурсов и может стать новым гуманитарным вызовом для иракского правительства. В частности, разрушение аграрного сектора ведет к усиленной миграции населения из сельских районов в городские, что создает дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру, ведет к росту безработицы,  бедности и голода в городских мегаполисах.

Еще один важный фактор активной региональной политики Багдада на аграрном фронте – стремление обеспечить доступ к жизненно необходимым аграрным технологиям и инновациям. Это наиболее эффективный путь снижения зависимости от обеспечения водными ресурсами за счет перехода на водосберегающие и энергосберегающие технологии, включая точное земледелие, капельную ирригацию, опреснение морской воды и пр.

Пионерами в продвижении технопрома в аграрный сектор в регионе являются столкнувшиеся с аналогичными проблемами, но уже преуспевшие на этом треке соседи — ОАЭ и Израиль, а также отчасти Катар, Cаудовская Аравия и Кувейт. В случае выбора такого вектора регионального сотрудничества, перед правительством М.аль-Казыми встает сложнейшая задача преодоления политических и идеологических разногласий с суннитскими монархиями Персидского залива, для налаживания прагматичного и взаимовыгодного технологического взаимодействия и обмена. Осуществить эту задачу будет крайне непросто, c учетом всех политических нюансов и в первую очередь, ввиду доминирования шиитского фактора. В правительстве М.аль-Казыми 11 ключевых министерских портфелей из 21, в том числе профильные посты министров сельского хозяйства, энергетики, окружающей среды, водных ресурсов принадлежат шиитам. Но с точки зрения прагматизма именно доступ к современным технологиям мог бы стать быстрым решением водного кризиса.

Другим важным стимулом развития регионального сотрудничества в сфере агропрома является растущая зависимость Багдада от поставок иранской электроэнергии. Ирак не обладает современными технологиям очистки природного газа для применения в системах охлаждения и кондиционирования, и вынужден импортировать энергию из соседнего Ирана для удовлетворения растущих энергетических нужд, в том числе в продовольственном секторе – для систем хранения продовольствия и обеспечения работы холодных цепочек. На фоне роста температур и глобального потепления потребности в импорте иранской электроэнергии только растут.

Таким образом, Багдад при М.аль-Казыми всячески демонстрирует стремление играть активную роль на треке агропродовольственного развития на региональном уровне в силу складывающихся внутренних факторов, которые оказывают прямое воздействие на перспективы всего экономического развития страны, включая продовольственную безопасность, водные ресурсы, энергетику, окружающую среду и пр. Несмотря на относительно скромную долю аграрного сектора в национальном ВВП (5%), этот сектор обеспечивает занятостью 20% иракского населения и является важным фактором внутреннего экономического развития и стабильности. В долгосрочной перспективе глобальное потепление и рост внешних климатических угроз будет только усиливать экономическую взаимозависимость Ирака от соседних стран ближневосточного региона. Багдад сегодня четко осознает, что без активной региональной водной, энергетической и технологической дипломатии и сотрудничества на агропродовольственном треке, даже при наличии политических разногласий, решение комплексных трансграничных вопросов не представляется возможным.

52.26MB | MySQL:103 | 0,459sec