Перспективы укрепления британо-израильских экономических отношений

Министр внешней торговли Соединенного Королевства Э.-М.Тревельян, на днях завершившая визит в Израиль, во время и после поездки сделала серию заявлений, свидетельствующих о намерениях наращивать кооперацию с ближневосточным партнером. В частности, в планах Лондона расширение торгового соглашения, которое должно помочь Великобритании преодолеть не только экономические, но и внешнеполитические последствия Brexit. При этом интерес со стороны Иерусалима предполагается поддерживать не только за счет увеличения объемов экспортно-импортных операций, но и содействия борьбе с движением по бойкоту страны BDS-Movement.

Согласно последним данным, опубликованным Министерством экономики Израиля в свете визита представителя кабинета министров Великобритании, Соединенное Королевство сегодня является для государства третьим торговым партнером в мировых масштабах, уступая лишь США и Китаю. По статистике ведомства, объем торговли в 2021 г. несмотря на сохранение кризисных тенденций, связанных с COVID-19, составил более 7,5 млрд долларов. Таким образом, стороны постепенно приближаются к значениям полностью доковидного 2018 г., когда, по разным оценкам, товарооборот между государствами был равен сумме от 9 до 11 млрд долларов. Причем, борются с последствиями пандемии Иерусалим и Лондон довольно интенсивно. Для сравнения, в 2020 г. объем взаимной торговли сократился примерно до 5-6 млрд, что, впрочем, не отразилось на общих британских позициях, т.к. спад был характерен для всех внешнеторговых направлений.

Еще в феврале 2019 г. стороны заключили соглашение о торговом сотрудничестве, основной миссией которого было обеспечение непрерывность отношений в условиях выхода Великобритании из Европейского союза, который имеет собственный режим регулирования торговли с Израилем. Другими словами Лондон пытался не допустить ситуации, при которой местные производители сразу после Brexit окажутся в неравных условиях с коллегами из ЕС. В частности, согласно данным британского правительства, прогнозируемые потери от тарифных ограничений в автомобильном секторе могли составить до 12 млн долларов, в области машиностроения и электротехники около 8 млн долларов. Наконец, в Соединенном королевстве всерьез опасались роста цен на значимые дня населения товары, поставляемые из Израиля, включая лекарства. Таким образом, подписание указанного документа в большей степени было элементом ситуационного реагирования, хотя без него, как подчеркивали обе стороны, не представлялось бы возможным наращивать контакты в области инноваций и инвестиций в будущем.

На текущем этапе основной целью государств, а если точнее, то прежде всего Великобритании, заявлено подписание расширенного торгового соглашения. Правительство планирует решить поставленную задачу в 2022-2023 гг. При этом акцент делается на высокотехнологичных и экологичных отраслях, а также включении в документ торговли услугами. Наконец, Э.-М.Тревельян подчеркивает, что Лондон планирует не только интегрировать в документ отрасли, которые ранее не составляли приоритет для двусторонних торгово-экономических отношений, но и добиться снятия оставшихся административных барьеров. По словам министра, «у Израиля и Великобритании сегодня уже есть значимые отношения, но соглашение может позволить использовать инструменты торговли и инвестирования, чтобы сделать взаимодействие еще сильнее».

По замыслу Великобритании, Израиль, судя по всему, должен заинтересоваться перспективами продвижения своих передовых отраслей. Помимо этого, Лондон, как кажется, надеется расположить к себе ближневосточного партнера и политически. Причем последнее проявляется на нескольких направлениях. Во-первых, в интервью для израильских СМИ Э.-М.Тревельян сделала акцент на участии главы правительства Н.Беннета в климатическом саммите в Глазго, где Иерусалим, по сути, попытался заявить о себе как об игроке, способном внести ощутимый вклад в глобальные усилия по борьбе с экологическими проблемами. Таким образом, упоминание данного направления как перспективного может считаться признанием со стороны Британии этих израильских усилий.

Во-вторых, политик сосредоточилась на том, что выход из ЕС позволяет Великобритании «работать с друзьями и союзниками, такими как Израиль, для заключения сделок, действительно соответствующих нашим сильным областям». В этой ремарке очевидны намеки на сложности при включении обеих стран в рамочную программу Евросоюза в области исследований и инноваций Horizon Europe, так и отсылки к политике ряда стран-участниц Евросоюза, продолжающих настаивать на недопустимости применения преференциального режима торговли с Израилем для поселений.

Наконец, придание Иерусалиму статуса особого партнера потенциально позволяет снять часть критики, связанной с тем, что антиизраильские настроения и BDS-Movement пользуется в Великобритании определенной поддержкой. На важность последний задачи обратил внимание британский торговый представитель в Израиле лорд Я.Остин. По его мнению, продвижение торгово-экономического взаимодействия в сочетании с осуждением недавнего антиизраильского доклада Amnesty International, является важным сигналом укрепления сотрудничества в целом.

Впрочем, тема Brexit с повестки дня по-прежнему не снята. По данным последних опросов общественного мнения, в Великобритании порядка 60 % населения испытывают недовольство в связи с негативными, в том числе  экономическими последствиями выхода страны из Евросоюза. Таким образом, даже те, кто ранее проголосовал за этот шаг, сегодня склоняются к выводу, что успешным он в конечном итоге процесс не стал. В результате, можно предположить, что повышенное внимание в адрес Израиля – это своего рода маневр, который способен сгладить кризис поставок ряда товаров из стран Европы. Прежде всего это может касаться сельскохозяйственной продукции, дефицит некоторых видов которой наблюдается в Соединенном Королевстве из-за разрыва цепочек поставок. Не случайно, помимо разговоров об инновациях и услугах Э.-М.Тревельян посетила кампус Еврейского университета, занимающийся агротехнологиями.

Как бы там ни было, в настоящий момент стороны находятся на начальном этапе разработки условий нового соглашения. В ближайшее время им предстоит 8-недельный процесс консультаций с представителями предпринимательского сообщества, который позволит сформировать запросы бизнеса к обновленным условиям экономических контактов. Также Лондон надеется продолжить диалог с израильскими контрпартнерами весной, когда запланировано проведение билатерально инновационного форума. Его гостем предположительно может стать Н.Беннет.

Впрочем, есть на пути наращивания контактов и определенные трудности, касающиеся в значительной степени внутриполитической ситуацией в каждом из государств. В Великобритании растет недовольство относительно деятельности главы правительства Б.Джонсона, в том числе из-за реагирования на экономические сложности, спровоцированные Brexit и усилившиеся из-за COVID-19. При этом наращивание торгово-экономического сотрудничества с ближневосточным государством полностью их ликвидировать не сможет, поскольку в значительной степени проблемы с поставками и доступностью сельхозпродукции связаны не с отсутствием товаров или ростом цен на них, а тем, что Brexit, требующий и миграционного регулирования между Великобританией и ЕС, вылился в нехватку теперь иностранной рабочей силы, которая раньше свободно прибывала из континентальной Европы. Израиль эту потерю компенсировать явно не сможет.

В Иерусалиме потенциальные сложности связаны с тем, что послом в Лондоне продолжает оставаться соратница Б.Нетаньяху Ц.Хотовели, которая находится в довольно непростых отношениях с главой МИД Я.Лапидом. На определенном этапе даже возникли предположения, что он попытается сместить главу одной из крупнейших дипмиссий с поста на том основании, что она получила должность как политический назначенец прошлого премьер-министра. Отказаться от этого шага лидера «Еш атид» заставила внутренняя ситуация во внешнеполитическом ведомстве, которая в настоящий момент становится еще более напряженной. При этом на текущем этапе основную работу по координации условий нового соглашения будет вести именно посольство, а потому Я.Лапиду и Ц.Хотовели нужно выстроить конструктивное общение.

62.89MB | MySQL:102 | 0,472sec