Саудовский монарх в Консультативном совете: открытие новой парламентской сессии

24 марта 2009 г. саудовский монарх открыл работу пятой сессии Консультативного совета, выступив с тронной речью перед его членами. Немногим более месяца до этого события одним из своих указов король Абдалла обновил состав национального протопарламента, введя в его состав 81 новых депутатов, подтверждая тем самым свое стремление и далее вводить в число участников принимаемого в стране политического решения представителей современных отраслей науки и практики, что лишь предполагает дальнейшее следование королевства по пути социально-политических и экономических реформ. Следуя уже сложившейся традиции, в день открытия очередной сессии саудовский монарх, сопровождаемый членами возглавляемого им Совета министров и высшими сановниками правящей семьи, встретился с назначаемыми им же (это обстоятельство фиксируется действующим ныне конституционным актом Саудовской Аравии – Основным законом правления) членами Консультативного совета. Выступая с тронной речью, он исполнял долг справедливого мусульманского правителя, действующего в этом случае на основе смысла двух коранических айятов – «И советуйся с ними о деле» [Коран 3:153 (159)] и «А дело их по совещанию между ними» [Коран 42:36 (38)].

Как это происходило и при открытии предыдущей сессии Консультативного совета, король обратился к его членам с небольшим устным выступлением. Основные же идеи тронной речи были изложены в распространенном среди королевских избранников тексте его письменной речи.

Итак, король говорил: «Во имя Господа и по благословению Господа мы открываем работу первого года пятой сессии Совета». Далее он продолжал: «Вызовы, с которыми сталкивается ваша нация, как на уровне отечества, так и на уровне арабской и исламской нации, требуют от всех нас бдительности …, не терпящей слабости, терпения, которое не должно переходить в отчаяние. Все мы верим в Господа, что избавляет нас от уныния и что заставляет нас испытывать еще большую ответственность в связи с брошенными всем нам вызовами. Среди этих вызовов – израильская агрессия, наполнившая землю (сектора Газа – Г.К.) разрушением, межпалестинский разлад, раздоры между братьями, что гораздо опаснее для нашего общего справедливого дела, чем даже израильская агрессия. В списке этих вызовов также и арабские и исламские разногласия, которые радуют нашего противника, но наполняют горечью сердца наших друзей. Но вершиной этих вызовов являются глобальные и региональные притязания с их сомнительными целями». Тем не менее, саудовский монарх оставался оптимистичным: «Мы будем и далее продвигаться, если это позволит Господь, к ликвидации всех противоречий». Это, по его словам, важно, поскольку «благодеяние Господа превратило государство (Саудовскую Аравию – Г.К.) в силу, играющую ведущую роль в восстании против расколов и унижений, тем более, что Господь знает, что предпринимаемые нами шаги преследуют благо для нашего великого народа, отталкиваются от глубокой веры народа в Господа, от его приверженности арабскому духу, от его стремления обеспечить единство арабской и исламской нации».

Но речь не шла лишь об оформленной высокой риторикой внешней политике государства, претендующего на ведущую роль в рамках арабо-мусульманского геополитического пространства, подчеркивающего значимость для его внешнеполитической линии палестинского вопроса и лишь глухо и косвенно осуждающего поползновения «глобальных» сил в отношении арабского мира, когда, конечно же, имеются в виду претензии международного сообщества к суданскому президенту. Король говорил и о мировом финансовом кризисе, подчеркивая, что его развитие совпало по времени с теми «вызовами», которые стали реальностью для арабо-мусульманского сообщества. В этой связи он отмечал: «В это трудное время на нас обрушилась буря финансового кризиса. … Мы должны были решительно и мудро ответить на его последствия. С Божьей помощью мы смогли отвести от нашего отечества его наихудшие последствия. Мы продолжаем внимательно и бдительно наблюдать за проявлениями кризиса, и, конечно же, наша страна вместе с ведущими странами мира, в частности, в рамках “Группы 20”, ищет необходимые для выхода из кризиса решения».

Завершая свое устное выступление, король Абдалла подчеркивал: «В этой обстановке мы, несомненно, продолжим процесс развития, который был начат нами (монарх имел в виду и его «избранников» – членов Консультативного совета – Г.К.) в нашем дорогом отечестве. Мы должны были принять решения, подталкивающие ход этого развития … на благо отечества и ради создания лучших условий для жизни его граждан. Таков наш путь, таков наш курс. Мы будем следовать ему с помощью Господа, опираясь на силу Господа, беззаветно созидая полное процветания светлое саудовское будущее, основанное на любви и терпимости и гордящееся своей верой и своей религией».

Текст письменной речи монарха был более пространен. Этот текст становился, по сути дела, его отчетом перед членами Консультативного совета, отвечавшим смыслу коранической заповеди «совещания о деле». Тем не менее, и в этом тексте направления проводимого королем Абдаллой внешнеполитического курса выносились вперед. Но, кроме того, они провозглашались производными от внутренней политики монарха.

Если, подчеркивалось в письменном тексте тронной речи, «наш национальный курс в течение нескольких последних лет воплощался в диалоге как эффективном средстве укрепления общенационального взаимопонимания и выработки общего видения» существующих проблем и вызовов, то и внешнеполитический курс королевства должен был опираться на «диалог в масштабе всего мирового сообщества». Если при этом, как отмечалось в этом тексте, «войны и противоречия (между государствами – Г.К.) привели к появлению понятия “столкновения цивилизаций”, призванного занять место ценностям любви и взаимопонимания в отношениях между членами мирового сообщества, если в “столкновение цивилизаций” были вовлечены религии, если это “столкновение” вызвало к жизни экстремизм», то Саудовская Аравия «должна была взять на себя ответственность общечеловеческого и исламского характера» и «выдвинуть цивилизованный проект выхода из морально-политического тупика». Таким «проектом» стала саудовская «общечеловеческая и исламская» инициатива «диалога религий и цивилизаций». Ее цель заключалась в том, чтобы «заложить основы новой мировой политики, направленной на перестройку современных международных отношений на основе принципа и культуры толерантности и диалога ради того, чтобы в сфере этих отношений воцарился мир и безопасность». Король перечислял основные вехи развития этого «цивилизованного проекта» – «Призыв Благородной Мекки», «Мадридский конгресс по вопросам диалога религий и цивилизаций», «Нью-Йоркское заявление диалога религий и цивилизаций», принятое конференцией, проходившей под эгидой ООН. Для саудовского монарха было принципиально важно, в этой связи, подчеркнуть, что его собственные действия в этом направлении продемонстрировали миру «подлинной лицо ислама – религии мира, любви и терпимости».

Если, подчеркивалось далее в письменном варианте текста тронной речи короля Абдаллы перед членами Консультативного совета, «правительство нашего отечества» целенаправленно действует в направлении «смягчения последствий мирового финансового кризиса для граждан», то Саудовская Аравия должна была принять самое деятельное участие и в «международных усилиях», связанных с этим кризисом. В этой связи король говорил о саудовском «участии в Вашингтонской встрече “Группы 20”», как и о том, что его страна «будет и далее продолжать участвовать в подобных встречах». При этом он подчеркивал, что «мировой финансовый кризис показал наличие существенных недостатков в сфере контроля над учреждениями финансового сектора и, в первую очередь, над мировыми финансовыми центрами, что и привело к быстрому распространению кризиса на весь мир». По его мнению, в условиях сложившейся в итоге кризиса ситуации «интересы стабилизации мировой финансовой системы делают невозможной опору на механизм рынка в его традиционном понимании, а, напротив, все более ставят вопрос о введении контроля над институтами финансового сектора». Но, кроме того, король Абдалла выражал надежду на то, что «посткризисный период мирового развития будет характеризоваться тем, что мир прибегнет к использованию объективных правил удержания экономической стабильности». Он считал, что в посткризисный период «руководители ведущих мировых экономик осознают свою ответственность в отношении развивающихся и, особенно, бедных государств и экономик».

Разумеется, немалый раздел письменного варианта тронной речи саудовского монарха заняли вопросы, связанные с ситуацией в ближневосточном регионе. Отталкиваясь от последствий израильской операции в секторе Газа, король Абдалла говорил о том, что «Израиль продолжает свою варварскую политику в отношении палестинского народа». Конечно же, проявлениями этой политики продолжают оставаться «убийства невинных людей, разрушение инфраструктуры, изгнания и депортации». По его словам, «продолжение израильской политики намеренного игнорирования прав человека, ценностей справедливости и мира» ставит «весь регион Ближнего Востока на край пропасти, что угрожает и миру во всем мире». Естественно, что король Абдалла заявлял о том, что в Саудовской Аравии высоко ценят «героическое сопротивление палестинского народа и его стойкость перед лицом израильской военной машины», но, равным образом, королевство «призывает все палестинские организации преодолеть существующие между ними разногласия, добиться единства их слова и дела, поскольку только единство палестинского народа и независимость принимаемого им национального политического решения могут быть … залогом реализации им его законных национальных прав». Обращаясь же к «правительствам и организациям международного сообщества», он обращался к ним с призывом «содействовать установлению справедливого, прочного и всеобъемлющего мира в регионе Ближнего Востока, основанного на полном выводе израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, на достижении справедливого решения проблемы палестинских беженцев, на создании независимого и суверенного Государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме (Аль-Кудс Аш-Шариф)».

В контексте ближневосточной ситуации саудовский монарх говорил и о международных усилиях, направленных на решение ближневосточного конфликта. Он подчеркивал, что его страна «благословляет все международные инициативы и усилия, цель которых состоит в достижении справедливого решения палестинской проблемы и прекращении страданий палестинского народа». Вместе с тем, король Абдалла считал необходимым заявить, что «арабская мирная инициатива, поддерживаемая и на международном уровне, представляет собой наилучший вариант решения палестинской проблемы и установления прочного мира в регионе». Как отмечалось в письменном варианте тронной речи саудовского монарха, «ответственность за достижение мира в регионе лежит на Израиле, который все еще медлит с признанием мирных инициатив, продолжает свои насильственные действия на палестинской территории, включая и строительство новых поселений, игнорирует международные решения и требования». Этот раздел его речи завершался многозначительной фразой: «Ценности справедливости и мира останутся для международного сообщества бессмысленными, если палестинский народ будет и далее продолжать жить, испытывая ежедневные беды, если Израиль будет и далее продолжать свои варварские действия».

Наконец, последний раздел письменного варианта речи саудовского монарха перед членами назначаемого им Консультативного совета. Он касался внутрисаудовской социально-экономической ситуации.

В этой связи король Абдалла отмечал, что мировой финансовый кризис, как и «значительное снижение мировых цен на нефть» не заставят возглавляемое им правительство отказаться от реализации «планов развития, а также пойти по пути снижения выделенных на их осуществление финансовых ресурсов». Ссылаясь на обнародованные им в декабре 2008 г. показатели нынешнего саудовского бюджета, король говорил о том, что этот бюджет «предусматривает рост денежных отчислений для развития сфер, непосредственно касающихся жизни граждан». Это – «образование, здравоохранение и социальные нужды». Такая постановка вопроса освящалась им тем, что «забота о благе граждан вытекает из требований религии». Впрочем, это естественно для саудовской традиции, предполагающей, что страну должен возглавлять «справедливый мусульманский правитель».

52.19MB | MySQL:103 | 0,459sec