О создании «свободных зон» в Алжире

В попытке получить крупные инвестиции алжирское руководство возвращается к идее создания «свободных зон» на своей территории, которые должны были привлечь их налоговыми и прочими льготами. Об этом, в частности, свидетельствуют заявления высокопоставленных алжирских чиновников, включая премьер-министра Аймена Бенабдеррахмана и президента страны Абдельмаджида Теббуна.

Напомним, что первая и пока что последняя «свободная зона», созданная в 1997 году в вилайе Джиджель в Белларе, была тут же преобразована в «классическую» промышленную зону из-за неспособности привлечь инвесторов.

Одной из причин этой неудачи стала шедшая тогда в стране гражданская война, когда в ней только намечался реальный перелом в боевых действиях между силовиками и радикальными исламистами. Однако в 2021 году президент АНДР и алжирское правительство вновь вспомнили подобную идею, а в первые месяцы 2022 г. подтвержденную ими. В частности, министр торговли и содействия экспорту Камель Резиг даже представил предварительный законопроект об этих «инвестиционных пространствах» на заседании национального правительства.

Однако, приветствуя данную инициативу, эксперты подчеркивают необходимость более тщательной подготовки к ее осуществлению.

По мнению президента Национальной ассоциации алжирских экспортеров (Anexal) Али Бей Насри, название «свободная зона необходимо изменить, как это практикуется во всем мире». Ведь в условиях экономических договоренностей с Евросоюзом и международным сообществом в прежнем виде их уже крайне сложно реализовать, а точнее, ожидаемые издержки за это в современных условиях способны сделать их реализацию не актуальной.

И, чтобы не нарваться на неприятности с ЕС, алжирские экономисты предлагают с учетом того, что работа в «свободных зонах подразумевает неуплату пошлин и налогов, и использование других преимуществ», назвать их «зонами экономической деятельности и стимулирования экспорта», «промышленными зонами для стимулирования экспорта» или «зонами поощрения инвестиций».

Впрочем, выбор названий ситуации не меняет и главное, что там в итоге будет и насколько от этого могут пострадать интересы Евросоюза.

Как бы там ни было, воплощению этой идеи в жизнь препятствуют ранее заключенные соглашения Алжира с Евросоюзом и переговоры относительно вступления первого во Всемирную торговую организацию (ВТО), рассматривающих подобные задумки как «недобросовестную конкуренцию».

Напомним, что соглашение об ассоциации между ЕС и Алжиром предусматривало ими полную отмену тарифов на поставки товаров к сентябрю 2020 года. К этому сроку оставалось устранить действие лишь несколько оставшихся тарифов. Однако Алжир до сих пор это не сделал, объяснив это в 2021 г. тем, что главным выгодоприобретателем является ЕС, «наводнивший алжирский рынок своей продукцией», которую власти АНДР лишаются возможности обкладывать налогами и извлекать из этого дополнительную прибыль. И это неудивительно – кроме природного газа и нефти, и отчасти продуктов их переработки он им предложить больше почти ничего не может.

Между тем, негативная реакция на возможность воплощения этих алжирских мечтаний в жизнь вызвана опасениями ЕС относительно их использования китайскими компаниями. Заметим, что руководство АНДР встревожено тем, что Пекин «переключил свое внимание с Алжира на другие страны. В частности на его конкурента Марокко. Так, он уже инвестировал в свободную зону королевства «Кенитра Атлантик», город Касабланка и портовый комплекс Танжер Мед, а также заключил с его монархом Мухаммедом VI новые соглашения о партнерстве, касающиеся развития «Технического города» Танжер, и реализует с ним ряд других взаимовыгодных проектов.

Как считают алжирские лидеры, именно эти «свободные зоны» привлекли сюда компании из Поднебесной. И подобный успех их конкурента раздражает их и они задумываются на повторении подобного успеха.

Как известно, лидеры АНДР особенно мечтают о многомиллиардных китайских инвестициях в горнодобывающий сектор и Пекин намекает на желание получить более выгодные условия сотрудничества и одним из таких пожеланий является создание как минимум одной подобной зоны по марокканскому образцу.

И представители ЕС опасаются того, что китайские компании используют «алжирскую территорию с эксклюзивными условиями для производства и переброски своих товаров в Европу без налогов и сборов, чем нанесут сильный удар по ее экономике.

Причем возможные отрицательные последствия относительно введения «свободных зон» могут вынудить руководство АНДР как минимум пересмотреть свои планы. Дело в том, что, несмотря на рост показателей алжиро-китайской торговли, в совокупности по ним страны Евросоюза в последние десятилетия заметно превышают по их объему.

Также по данным алжирских экономистов, эти районы рассматриваются властями страны для привлечения и размещения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), но эффективность подобных начинаний на ближайшую перспективу будет сомнительной, поскольку национальные и таможенные контрольные органы не смогут осуществлять над ними контроль, такие зоны рискуют превратиться в «черные экономические дыры».

Причем в нынешних условиях по мнению лидера Трудовой партии Луизы Ханнун, задумка создания «свободных зон» является поддержкой образования «районов беззакония, в которых будут эксплуатировать детей и африканских мигрантов».

И, наконец, нельзя не признать наличие другой опасности, при которой алжирская казна недополучит серьезные налоговые прибыли. С учетом изменчивости ситуации на нефтегазовом рынке подобная стратегия может стать ошибочной и вызвать серьезные последствия для национальной экономики.

И для Алжира, чье руководство традиционно пытается тотально контролировать собственную экономику, их появление в «классическом независимом» виде было бы странным, и неудивительно, что в том числе по этой причине эта идея до сих пор не была реализована. Что же касается возможных мест их размещения, то наиболее интересными районами для их размещения являются порты, откуда выгоднее всего вывозить продукцию за рубеж, причем наиболее привлекательными из них являются соответствующие объекты Газау в вилайе Тлемсен и уже указанный объект в Белларе.

Для их развития упомянутый выше Али Бей Насри рекомендует сделать их центрами сосредоточения «реального жизнеобеспечения страны путем создания в них всей необходимой инфраструктуры». А для этого, в свою очередь, требуется, по его мнению, чтобы Алжирское государство сначала наметило ясные цели создания «свободных зон, начиная с определения характера ожидаемых инвестиций». Причем, по его мнению, для востребованности этих инвестиционных проектов нужно прежде всего «включить Алжир в международную цепочку ценностей, определить критерии отбора компаний, секторов и направлений бизнеса, в которых Алжир рассчитывает занять лидирующее положение.

Соответственно, согласно данной задумке, это должны быть инновационные «сектора и профессии будущего, способные создавать и использовать высокотехнологичные продукты с конечной целью местным производителям получить современные технологии от более развитых партнеров, которые в результате заметно расширят ассортимент своей продукции. Если эти компании, работающие в таких районах, смогут на начальном этапе импортировать товары, то впоследствии они должны будут закупать их у алжирских компаний. Кроме того, освобождение от налогов не должно предоставляться на постоянной основе, а, к примеру, на 5 лет, а затем их будет необходимо постепенно сокращать, стимулируя развитие бизнеса, ориентированного на экспорт высоковостребованной в мире продукции, реализация которой будет приносить доходы национальной казне. Иными словами, данные предложения в случае их реализации будет означать, что речь идет не совсем о «свободных зонах».

Между тем, алжирские мечтания относительно «свободных зон» касаются и межграничного сотрудничества. Так, руководство АНДР планирует создать зону свободной торговли на границе с Ливией. Об этом их в конце 2020 – начале 2021 годов заявляли его представители. Например, это сделал алжирский  министр торговли Камель Резиг в апреле 2021 года во время алжирско-ливийского бизнес-форума, проходившего в столице АНДР, подчеркнув намерение его «Правительства устранить все препятствия для расширения торгового обмена с Ливией».

В том числе он сообщил, что в приграничных с этой страной городах будут организованы постоянные торговые выставки алжирской продукции, чтобы придать импульс торговому обмену между двумя государствами. По его словам, эти меры являются частью «стратегии Алжира, направленной на расширение сотрудничества с Ливией», пояснив: «АНДР стремится создать свободную зону для торгового обмена с ней через две пограничные зоны в провинциях Иллизи и Вади Суф (юго-восток Алжира). Он подчеркнул, что данный проект уже вводится в действие, но не предоставил никаких подробностей о дате запуска.

По его словам, этот шаг сделан в контексте увеличения объема торговли между обеими странами, и, пользуясь моментом, призвал алжирских бизнесменов инвестировать в такие зоны и развивать прочные партнерские отношения со своими ливийскими коллегами.

А пока, подытоживая всё вышесказанное, можно понять, что алжирское руководство стремящееся получить как можно больше инвестиций, не понимает, как этого реально добиться.

Что же касается алжирских идей относительно стремления к «технологическому» скачку, то пока иностранных носителей этих новаций АНДР своими предложениями, вброшенными в информационное пространство не заинтересовала. Ведь предложение подарить свои трудоемкие и ресурсозатратные инновационные достижения за возможность несколько лет поработать в стране «третьего мира» считанное количество лет без налогов выгляди странным.

С другой стороны, зная неустойчивость алжирской позиции к реализации новых идей, пока всерьез ее в мире не воспринимают. Причем даже существующие задумки по Ливии не являются вариантами «классических свободных зон», а лишь торговыми сферами.

Между тем, в сложившихся условиях для достижения указанной цели, как представляется, гораздо проще было бы предоставить своим эксклюзивным партнерам преференции в виде отмены всех прежних инвестиционных ограничений и особенно закона «51/49», что решило бы как минимум часть проблем АНДР. И это не требует наличия «свободных зон», которые в современном понимании уже по мнению алжирских экономистов в их прежнем виде устарели.

62.89MB | MySQL:102 | 0,613sec