Оценка экономической ситуации в Афганистане американскими аналитиками. Часть 2

Как и следовало ожидать, на фоне ухудшения афганского кризиса со стороны США и других глобальных игроков последовали призывы активизировать поставки гуманитарной помощи. И это несмотря на то, что после захвата власти  в Афганистане движением «Талибан» (запрещено в РФ) многие страны сократили или вовсе приостановили оказание поддержки или даже перепрограммировали фонды помощи. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов сообщило, что в 2021 году доноры выделили 1,67 млрд долларов на программы гуманитарной помощи Афганистану, наибольшую сумму из которых (425 млн долларов) пожертвовали США. Совокупность этих средств намного превышает объемы гуманитарной помощи предыдущих лет. Указом от 22 декабря 2021 года Министерство финансов США расширило перечень видов деятельности, разрешенных по Генеральным лицензиям, а Совет Безопасности ООН принял ряд послаблений в отношении санкций с целью облегчить процесс доставки в Афганистан гуманитарной и других форм помощи. Белый дом 11 января 2022 года объявил о предоставлении США дополнительной гуманитарной помощи Афганистану в размере 308 млн долларов. В тот же день ООН обратилась с призывом о финансировании своего Плана гуманитарного реагирования в Афганистане на 2022 год на сумму 5 млрд долларов, что стало крупнейшим призывом о помощи одной стране в истории Организации. Двумя неделями позже ООН объявила о дополнительном сборе 3,6 млрд долларов в рамках поддержки страны в переходный период. В общей сложности в рамках оказания международной помощи Афганистану предусматривается выделение более 8 млрд долларов. В данный момент никто не может точно оценить, какие меры могут принять США и другие внешние игроки, чтобы выделить такую сумму талибам или любому другому правительству-преемнику, но при текущем прогнозе оценок, похоже, игнорируются некоторые критические аспекты финансирования прошлого афганского правительства и последующего финансирования им нужд афганского народа. Около 75% всех государственных расходов Афганистана осуществлялось благодаря внешней финансовой поддержке. По политическим причинам большая часть экономических данных по Афганистану не включала теневой сектор, а именно экспорт наркотиков. Однако, по оценкам UNDOC, «валовой объем производства опиатов в Афганистане в 2021 году составил от 1,8 до 2,7 миллиардов долларов, что эквивалентно 9–14% ВВП Афганистана и превышает стоимость всего официально зарегистрированного законного экспорта Афганистана на 2020 год (оценивается в 9% ВВП)». Гуманитарную помощь крайне сложно распределять и эффективно управлять ею, даже если в стране существует исправно функционирующая структура управления. Крупномасштабные международные вложения еще сложнее контролировать и проверять на предмет эффективности, справедливости и финансовой ответственности, чем обычные государственные расходы. Стоит также отметить, что некоторые прежние источники внешнего дохода Афганистана больше не функционируют. Всемирный банк сообщает, что, поскольку в последние годы афганская экономика старательно пыталась найти области устойчивого роста, страна все больше полагалась на денежные переводы от афганцев, работающих за границей, особенно в соседнем Иране. К 2019 г. денежные переводы составляли 4,3% годового ВВП Афганистана, по сравнению с 1,2% в 2014 г., согласно данным Всемирного банка. Однако, по оценкам экспертов Международной организации ООН по миграции, эта цифра могла достигать 15–20%, учитывая, что многие средства отправляются через неофициальную систему денежных переводов «хавала». В 2020 году денежные переводы в Афганистан сократились на 10%. Помимо сельского хозяйства, большая часть реальной афганской экономики в современном городском секторе финансировалась за счет иностранной безвозмездной помощи. Если гуманитарная помощь заменит прежнее прямое финансирование, афганская экономика понесет огромный ущерб, который будет только усугубляться. Однако вместе с тем важно понимать, что «Талибан» – далеко не самый популярный реципиент зарубежной помощи. К тому же за полгода руководство движения не продемонстрировало способность организовать эффективное государственное управление и действенно распоряжаться внешней финансовой помощью. Талибы, похоже, расходятся во мнениях относительно того, как действовать при формировании правительства. Многие иностранные группы по оказанию помощи уже покинули Афганистан, и маловероятно, что доноры будут готовы предоставить гуманитарную помощь на том уровне, на который рассчитывала ООН. Бесперебойное обеспечение внешней поддержки во многом зависит от работы на местах иностранных сотрудников, которые часто подвергаются ротации. Помощь сама по себе должна быть срочно доставлена в поле или к тем, кто в ней нуждается. В случае внутриполитической нестабильности, подобной той, что мы сейчас наблюдаем в Афганистане, распределение зарубежных средств становится уязвимым для расточительства и коррупции. Более того, в такой глубоко расколотой стране как Афганистан, где центральное правительство никогда не имело единого руководства, может происходить силовое перераспределение ресурсов от сопротивляющихся структур к тем, кто в большей степени пострадал от кризиса, что в процессе создаст новые политические проблемы.

52.15MB | MySQL:103 | 0,467sec