Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 4

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

Макроэкономические показатели Ближневосточного региона

Обвал цен на нефть в 2014-2016 гг. означал, что финансовые условия в Ближневосточном регионе уже были ограниченными по масштабам, когда экономические последствия пандемии коронавируса COVID-19 стали очевидными в 2020 году. ВВП в регионе сократился на 3,8% в 2020 году, и, по оценкам Всемирного банка, совокупные потери ВВП к концу 2021 года достигнули 227 млрд долл. Однако региональный показатель скрывает важные национальные различия. Например, в 2020 году в таких странах, как Ирак, Ливан и Ливия, наблюдалось двузначное сокращение реального ВВП[ii], а большинство экспортеров нефти в странах Персидского залива столкнулись с сокращением на 5-8%. Сокращение реального ВВП Израиля, Иордании и Катара было гораздо более мягким (2-3%), в то время как в Египте, чистом импортере нефти, реальный рост ВВП в 2020 году составил 3,8%. Экономика Ирана также выросла в 2020 году, поскольку сокращение производства в результате пандемии было менее выраженным, чем в других странах, поскольку экономика уже сократилась на 6,0% как в 2018, так и в 2019 годах.

Наблюдается умеренное восстановление, но при том, что рост реального ВВП региона в 2021 году составит всего 2,2%, региону потребуется время, по крайней мере, до конца 2022 года, чтобы вернуться к уровням производства, существовавшим до пандемии (т.е. в 2019 году), причем для некоторых стран это займет еще больше времени. Как и последствия пандемии, экономические перспективы варьируются в зависимости от уровня инфицирования COVID-19, программ вакцинации, финансирования и экономических основ каждой страны, и не в последнюю очередь от их воздействия на сырьевые товары, туризм и интенсивные контакты, такие как гостиничный бизнес.

Страны, которые относительно быстро внедрили широкомасштабные программы вакцинации (государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Марокко и Израиль), показали лучшие результаты в 2021 году, в то время как Алжир, Ливан и Тунис, внедрение вакцин в которых происходило медленнее из-за финансовых ограничений или проблем с поставками, будут бороться за возвращение к уровню производства до пандемии, в реальном выражении, до 2023 года. Более того, политическая нестабильность и конфликты в Ливии, Сирии и Йемене тормозят программы внедрения вакцин и усугубляют экономические проблемы, вызванные пандемией. Однако есть признаки того, что некоторые региональные игроки, включая Марокко и ОАЭ, предпринимают усилия по улучшению внедрения вакцины в странах, которые еще больше отстают.

В расчете на душу населения уровень ВВП, по оценкам специалистов The Military Balance, снизился на 5,3% в 2020 году при росте всего на 0,6% в 2021 году, что усугубило дисбаланс сил в регионе. Всемирный банк указал, что экономические последствия пандемии могут увеличить число людей в регионе, живущих в нищете, до 192 миллионов, по сравнению со 176 миллионами в 2019 году.

Беспрецедентный уровень финансовой поддержки был реализован для смягчения финансовых последствий пандемии. Дефицит бюджета значительно увеличился в таких странах, как Бахрейн, Ирак, Кувейт, Оман и Саудовская Аравия. Несмотря на то, что Катар сохранил профицит бюджета в 2020 году, он значительно снизился с 4,9% до 1,3% ВВП. Восстановление цен на нефть несколько ослабило давление на государственные финансы, особенно в государствах Персидского залива. Цена на нефть марки Brent упала до 18 долларов за баррель в апреле 2020 года и стабилизировалась на уровне 65-75 долларов за баррель во второй половине 2021 года.

Между тем, уровень государственного долга вырос в среднем с 64,2% ВВП в 2019 году до 73,8% в 2020 году. В то время как большинству стран региона со временем удастся сократить дефицит и уровень долга, МВФ прогнозирует, что уровень долга Алжира будет продолжать увеличиваться в процентах от ВВП, по крайней мере, до 2026 года, поскольку дефицит, по прогнозам, сохранится на уровне выше 6% ВВП в краткосрочной перспективе.

 

Проблемные вопросы экономики региона

Описанные экономические проблемы будут влиять на траекторию региональных оборонных расходов, равно как и неопределенность в отношении темпов экономического восстановления. Налогово-бюджетное давление и возможность смещения приоритетов государственных расходов в сторону социального сектора и сектора здравоохранения, где пандемия выявила уязвимость, создают проблемы для роста расходов на оборону.

Региональные расходы на оборону, которые уже находились под давлением до пандемии, снижались в реальном выражении четвертый год подряд в 2021 году. В номинальном выражении региональные расходы были относительно стабильными с 2017 года, составляя около 170 млрд долл., включая ассигнования из США. Однако, учитывая, что темпы инфляции составляют в среднем 6,9% в год (а в некоторых странах Ближнего Востока превышают 30%), сокращение реальных тарифов является значительным, при этом сокращения в среднем составляют 3,6% в год в течение четырех лет.

Несмотря на постепенное восстановление цен на нефть в 2021 году, ограничения на государственные расходы сохранялись, а расходы на оборону в ряде стран вновь оказались под давлением. В Саудовской Аравии оборонный бюджет был сокращен в 2021 году четвертый год подряд. Оборонный бюджет на 2021 год на 21,9% ниже, чем ассигнования на 2017 год в номинальном выражении. В реальном выражении расходы (в долларах США) сократились с 59,0 млрд. долларов четыре года назад до 43,0 млрд. долл. в 2021 году – реальное сокращение на 27,1%. Кроме того, в предбюджетном заявлении Министерства финансов Саудовской Аравии на 2022 год, опубликованном в сентябре 2021 года, изложены планы по дальнейшему сокращению общих государственных расходов в ближайшие три года, предполагая, что в среднесрочной перспективе будет небольшая передышка в сложных бюджетных условиях. Бюджетные ограничения могут ослабнуть, если цена на нефть стабилизируется в 2022 году на уровне, близком к уровню, необходимому для сбалансирования бюджета – действительно, по данным МВФ, безубыточная цена на нефть в Саудовской Аравии упала с 89 долларов за баррель в 2018 году до 76 долларов за баррель в 2021 году.

В Омане ограничения на расходы по-прежнему сохранялись, поскольку страна пыталась взять под контроль свой дефицит бюджета. Государственные расходы на оборону сократились еще на 14,1% в 2021 году и в настоящее время примерно на 23,8% ниже своего пика 2015 года в номинальном выражении. Тем не менее, с объявлением МВФ в октябре, что он ожидает, что сальдо бюджета Маската улучшится с -18,7% ВВП в 2020 году до всего лишь -2,6% в 2021 году и перейдет к профициту в следующем году, худшие из недавних финансовых проблем страны, возможно, уже позади.

В отличие от своих соседей, Кувейт увеличил бюджет Министерства обороны на 37,0% в реальном выражении в 2021 году, при этом расходы достигли 9,63 млрд. долларов по сравнению с 6,82 млрд. долларов в 2020 году. Причина повышения остается неясной, хотя это может быть связано с первоначальными поставками 28 боевых самолетов Eurofighter Typhoon, которые были заключены в апреле 2016 года. Поставки должны были состояться в период с 2020 по 2023 год, но были отложены из-за пандемии. Группа кувейтских пилотов  самолетов Typhoon начала обучение в подразделении ВВС Италии в январе 2020 года. Несмотря на значительный дефицит бюджета, который увеличился до 8,3% ВВП в 2020 году, Кувейт вступил в период пандемии с относительно низким уровнем государственного долга (11,6% ВВП по сравнению со средним показателем по странам Персидского залива в 64,2% в 2019 году), и поэтому у него больше возможностей для увеличения заимствований в краткосрочной перспективе. Кроме того, заказы, в том числе на вертолеты AH-64E Apache из США, могут интенсифицировать сокращение расходов на оборону.

Тем временем оборонные бюджеты стран-импортеров нефти в Северной Африке продолжали расти. Оборонный бюджет Египта в последние годы демонстрирует стабильный рост в реальном выражении, составляя в среднем 4,6% в год с 2019 года, поскольку страна продолжает финансировать программы модернизации военно-морского флота и авиации. Увеличение бюджета в Тунисе было достаточным для борьбы с инфляцией, превышающей 6%, при этом бюджет на 2020 и 2021 годы остается стабильным на уровне 1,2 млрд. долл.

Расходы Марокко также продолжали расти, с реальным увеличением на 2,5% в 2021 году после значительного скачка на 20,9% в 2020 году. Подъем происходит на фоне сохраняющейся напряженности в отношениях с Алжиром, и страна финансирует амбициозную программу закупок, которая включала 24 боевых вертолета Boeing AH-64E Apache Guardian и новую наземную систему противовоздушной обороны. Оборонный бюджет Марокко в 2021 году составил 6,35 млрд. долл., что сопоставимо с уровнями Омана и Катара, но все еще несколько отстает от бюджета Алжира в 9,04 млрд. долл. Между тем оборонный бюджет Алжира в последние годы находится в состоянии стагнации из-за падения цен на нефть.

[i] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.

[ii] Реальный ВВП (валовой внутренний продукт) – это сумма конечных стоимостей всей произведенной в стране продукции, выраженная в реальных ценах периода, который выбран в качестве базового. Прямое суммирование предполагает, что товары группируются и их цены складываются, потом находится общая сумма.

52.27MB | MySQL:103 | 0,493sec