О перспективах развития оборонно-промышленного и военного потенциала Саудовской Аравии по итогам Всемирной оборонной выставки 2022 года. Часть 2

Совместное производство

В ходе Всемирной оборонной выставки 2022 года сотрудничество КСА с зарубежными партнерами наиболее ярко было представлено в военно-морской сфере. В частности, один из выставочных стендов наглядно демонстрировал реализацию программы Sarawat по строительству корветов для Королевских ВМС.

Как известно, проект Sarawat стоимостью 1,8 млрд долл. США заключен между испанской компанией Navantia и саудовской  SAMI в середине 2019 года и подразумевает строительство 5 корветов. Для управления программой создано совместное предприятие, известное как SAMI-Navantia Naval Industries, выставочный стенд которой и рассказывал о ходе реализации проекта.

Стоит отметить, что всего через несколько недель после окончания WDS, 31 марта 2022 года  в состав ВМС КСА был принят первый корабль проекта Sarawat корвет Al Jubail, спущенный на воду в июле 2020 года на верфи в Испании. За ним последовали спуски Al Diriyah в ноябре 2020 года, Hail  в марте 2021 года, Jazan  в июле 2021 года и, наконец, Unayzah в декабре 2021 года. Работу над двумя последними корветами планируется завершить в Саудовской Аравии. Ввод в состав ВМС КСА остальных четырех кораблей должен проходить в той же последовательности. Прием последнего корабля запланирован на февраль 2024 года.

Корабли серии Sarawat основаны на проекте корвета Avante 2200 компании Navantia. Они имеют длину 104 м, ширину 14 м и водоизмещение 2500 тонн. Четыре дизельных двигателя MTU обеспечат максимальную скорость 27 узлов. Автономность составит 10 суток. Кораблем управляет команда численностью 92 чел. Основным радиотехническим средством является многофункциональная РЛС TRS-4D 3D AESA от Hensoldt, также установлена ​​радиолокационно-оптическая система управления огнем Dorna, предоставленная Navantia. Система осуществляет управление 76-мм орудием Oto Super Rapido от Leonardo и 35-мм комплексом ближнего действия Millenium от  Rheinmetall Air Defense. Ракетное вооружение включает изделия от MBDA: 16-секционную систему ПВО малой дальности VL-MICA и две 4-трубные ПУ противокорабельных ракет MM-40Exocet Block 3 (вероятно). Летная палуба обеспечивает прием и работу 10-тонного вертолета. Для борьбы с подводными лодками (ПЛ) предусмотрены трехтрубные торпедные аппараты (ТА) для легких торпед. В качестве средства обнаружения ПЛ используется гидроакустическая станция (ГАС) переменной глубины.

Контроль и управление всем перечисленным оборудованием и оружием осуществляется через СБУ местного производства Hazem. Система разработана саудовскими промышленными предприятиями после передачи технологий из Испании. Hazem является первой системой боевого управления на 100% изготовленной в Саудовской Аравии.

Помимо строительства кораблей проект Sarawat также включает поставку и развертывание обучающих симуляторов для подготовки членов экипажа. Примеры подобных учебных мест были представлены на стенде SAMI-Navantia. По данным Navantia, на момент проведения WDS 2022, в Испании уже прошли профильную подготовку более 700 военнослужащих ВМС КСА. Кроме того, проект включает пятилетнюю поддержку жизненного цикла с опционом продления еще на 5 лет, начиная с поставки первого корабля.

Во время выставки Navantia дополнительно подписала еще два соглашения, которые позволят ей расширить свое присутствие в КСА. Согласно первому, испанская компания совместно с саудовской Zamil Offshore Service Company активируют свое сотрудничество по обслуживанию новых корветов ВМС КСА. Второй документ был подписан с Advanced Electronics Company, являющейся стратегическим партнером ВМС КСА и занимающейся разработкой, проектированием, производством, продажей и поддержкой военных систем. Данное соглашение направлено на ускорение развития военно-морских технологий в Саудовской Аравии в соответствии с планом Vision 2030.

Другим примером сотрудничества с зарубежными партнерами стал фрегат HDF-3800SA новой конструкции, представленный на WDS 2022 саудовской компанией International Maritime Industries (IMI) и южнокорейской Hyundai Heavy Industries (HHI). Одновременно на выставке, в совместном павильоне компании подписали меморандум о сотрудничестве, а представители HHI заявили о своей готовности поддерживать эксплуатацию и техническое обслуживание фрегата на протяжении всего срока службы.

Конструкция фрегата HDF-3800SA основана на южнокорейском проекте Daegu. Корабль имеет размерения 120х14,6 м при осадке 4,2 м. Заявленная автономность составляет 30 суток, дальность плавания – 4500 морских миль. Фрегат способен развивать скорость до 27 узлов. Полетная палуба и ангар позволяют принимать и обеспечивать эксплуатацию вертолета массой до 10 тонн или БПЛА. Численность экипажа – 120 чел.

Комплекс радиотехнического оборудования включает трехкоординатную РЛС наблюдения за воздухом и поверхностью с IFF, РЛС слежения, систему слежения EO, ГАС, установленную в корпусе, и гидролокатор переменной глубины, а также систему РЭБ. В состав артиллерийского вооружения входят: 76-мм главное орудие и 12,7-мм оружейная установка с дистанционным управлением (RCWS). Корабль также несет 16 вертикальных ПУ для ЗРК средней дальности K-SAAM, две ПУ ложных целей Sylena Mk2, два трехтрубных ТА, восемь ПКР SSM-700K C-Star и две ПУ управляемых ракет.

Оборонный импорт

Наряду с наращиванием объемов собственных военных разработок и поощрением создания совместных оборонных предприятий, локализованных на территории страны, руководство Королевства не отказывается от импорта готовой военной продукции. Так, один из стендов WDS 2022 демонстрировал многоцелевой БПЛА китайской постройки ZD90, импортируемый в КСА саудовской подрядной компанией Team4 Entreprise. Согласно публикациям, представленная модель внешне очень похожа и является  развитием китайского дрона-камикадзе Rainbow CH-901.

ZD90 имеет обычную компоновку, а система в целом получила цилиндрическую форму, обеспечивающую старт из пусковой трубы диаметром 140 мм. Общая длина изделия 1,07 м. Передняя боевая часть имеет полный диаметр. Конфигурация же остального фюзеляжа позволяет складывать в заданных пределах аэродинамические поверхности. Крылья складываются назад на верхней части фюзеляжа, а горизонтальное оперение – вперед, под фюзеляжем. Два вертикальных стабилизатора также складываются вперед. Полет осуществляется за счет электродвигателя, который приводит в действие двухлопастный толкающий винт.

При взлетной массе 10 кг дрон способен развивать максимальную горизонтальную скорость полета 50 м/с (180 км/ч) и поддерживать крейсерскую скорость в интервале от 110 до 145 км/ч. Время автономной работы более одного часа, дальность полета – 15 км. Обнародованная масса полезной нагрузки превышает 3 кг. Сообщается, что ZD90 может запускаться на высоте до 5000 м, что является ключевым фактором в некоторых сценариях применения.

Наряду с очевидным использованием ZD90 из однотрубной переносной ПУ, утверждается, что  система запуска достаточно гибкая и позволяет производить старт беспилотника с применением ракетного ускорителя или системы высокого давления. В результате БПЛА обладает возможностью адаптации под различные платформы: наземные транспортные средства, вертолеты и самолеты, надводные или подводные аппараты.

По данным подрядной компании, ZD90 выполнил более 2000 полетов общей продолжительностью более 2000 часов. По своему потенциалу ZD90 также довольно гибок. Так, в октябре 2020 года он использовался для наблюдения за тайфуном Нангка, обрушившимся на провинцию Хайнань на юге Китайской Народной Республики. В оперативном отношении модель применяется, главным образом, как барражирующий боеприпас. При этом, каких-либо подробностей об используемой системе наведения не приводилось.

Отдельным экспонатом WDS 2022 стал БТР Rabdan 8×8 от компании Al Jasoor, совместного предприятия эмиратской Heavy Vehicles Industries (HVI) и турецкой Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi. Согласно объявлению, сделанному в конце 2021 года, ВМС КСА выбрали Rabdan 8×8 для подразделений своей морской пехоты. Транспортное средство уже квалифицировано саудовскими военными. В настоящее время Al Jasoor ведет переговоры с SAMI о деталях готовящегося контракта, подписание которого ожидается в ближайшем будущем.

Как известно, впервые Rabdan 8х8 представили широкой публике на выставке IDEX-2017. Машина массой 30 тонн является «локализованной» версией БТР Arma 8×8, разработанного в Otokar. В боевом варианте для ВС ОАЭ Rabdan оснащается башней БМП-3 российского производства. По имеющейся информации, саудовская версия изделия получит башню с 30-мм автоматической пушкой производства бельгийской компании John Cockerill.

Значительное число крупных международных игроков оружейного рынка воспользовались Всемирной оборонной выставкой для продвижения своей продукции в регион Ближнего Востока и конкретно в Саудовскую Аравию. В их числе, прежде всего, следует отметить крупную итальянскую верфь Fincantieri. Как заявил представителям СМИ старший вице-президент Fincantieri по продажам Акилле Фульфаро (Achille Fulfaro), компания в течение последних двух лет ведет сложные переговоры как с местными  военно-морскими предприятиями, такими как Scopa и Zamil, и конечным пользователем, Королевскими ВМС, так и с местными властями, GAMI и SAMI. Усилия итальянской стороны направлены на продвижение и закрепление на сложном, но платежеспособном саудовском оборонном рынке.

Fincantieri уже частично участвует в оборонных проектах КСА. Прежде всего это программа строительства многоцелевого боевого корабля (MMSC), контракт по которой в середине 2018 года получил концерн Lockheed Martin. В то время как последний является генеральным подрядчиком, Fincantieri Marinette Marine обеспечивает строительство корабля. Первая резка стали для MMSC 1 состоялась 24 октября 2019 года, а для MMSC 2 – 28 января 2021 года.

В основу MMSC положен американский проект боевого корабля прибрежной морской зоны типа Freedom. Строящиеся корабли имеют корпус длиной 118 м и водоизмещение около 4000 тонн. Их комбинированная дизельная и газовая двигательная установка обеспечивает максимальную скорость более 30 узлов и дальность плавания более 5000 морских миль на крейсерской скорости 10 узлов. Перечень вооружения включает 57-мм пушку Mk110, ракетный комплекс SeaRAM, две 20-мм дистанционно управляемые пушки и 8 направляющих вертикальной ПУ MK 41 с ракетами RIM-162 Evolved Sea Sparrow. На полетной палубе может разместиться противолодочный вертолет MH-60R SeaHawk. Всего для ВМС Саудовской Аравии планируется построить четыре таких корабля.

Одновременно Fincantieri рассматривает возможность участия в еще двух потенциальных проектах, которые вскоре могут быть запущены Саудовской Аравией. Речь идет о перспективном фрегате и о строительстве десантного корабля-дока (LPD). В первом случае итальянцы намерены участвовать в конкурсе со своим проектом серии FREMM, а во втором – предложить заказчику проект San Giusto, успешно использовавшийся в качестве основы для десантного корабля Kalaat Béni Abbes (L-474), поступившего на вооружение ВМС Алжира в 2015 году.

Помимо участия в крупных проектах Fincantieri продвигает законченные и доведенные до коммерческого уровня изделия, как, например, невращающуюся РЛС  OMEGA360. Продукт разработан дочерней компанией Seastema и оптимизирован для обнаружения асимметричных угроз и целей с уменьшенной радиолокационной заметностью (таких как рой небольших дронов).

В заключении представляется не лишним отметить еще двух участников WDS 2022. Они пока не закрепились в Саудовской Аравии, но, судя по зарубежным публикациям, имеют для этого все шансы. С учетом особого отношения на Ближнем Востоке к комплексам береговой обороны, прежде всего, это китайская компания Poly Technologies. На своем стенде она представила комплекс береговой обороны, оснащенный сверхзвуковыми ракетами, развивающими скорость 3,5 Маха и способными поразить цели на дальности до 300 км менее, чем за 5 минут. Другим экспонентом, явно не обделенным вниманием саудовских военных, стала итальянская оборонная группа Leonardo, которая, помимо прочего, продвигала военно-транспортный самолет нового поколения C-27J NG.

Таким образом, прошедшая в начале марта текущего года в Эр-Рияде Всемирная оборонная выставка наглядно продемонстрировала высокую заинтересованность зарубежных производителей оборонной продукции в присутствии на рынке Саудовской Аравии. Благодаря курсу, принятому руководством Королевства, наряду с известными международными компаниями в общую гонку за «место под солнцем» активно вступают достаточно молодые стартапы. Причем последние, проявляют себя в высокотехнологичных областях, связанных с перспективными разработками в области беспилотных систем и искусственного интеллекта. Крупные оборонные компании демонстрируют свою готовность закрепиться на рынке через создание совместных предприятий с саудовскими партнерами. В этой связи, представляется правомерным утверждения экспертов о предстоящем существенном росте в саудовском оборонном секторе и, как следствие, в технической оснащенности Вооруженных сил КСА.

52.26MB | MySQL:103 | 0,462sec