Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 14

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

 

Модернизационные процессы в ВС Катара

Катар пытается преобразовать свой военный потенциал и подходы к обеспечению региональной обороны на основе значительных закупок вооружений за рубежом. Дипломатический кризис с несколькими соседями по Персидскому Заливу сблизил Катар и Турцию в их ограниченном, но значительном сотрудничестве в области обороны, которое включает небольшое турецкое военное присутствие в стране. Кризис, похоже, не повлиял на военное сотрудничество между Катаром и США, включая присутствие сил США и других западных государств на авиабазе Аль-Удейд и ключевом центре воздушных операций коалиции, управляемом США. Катар приступил к развертыванию собственных систем противовоздушной и противоракетной обороны Patriot, а установка радаров раннего предупреждения о ракетных ударах AN/FPS-132 близится к завершению. Италия проектирует новые суда итальянской постройки для катарских ВМС, а совместная эскадрилья катарско-британских истребителей Eurofighter Typhoon приступила к тренировочным полетам. В настоящее время Катар располагает ограниченным собственным оборонно-промышленным потенциалом, в том числе в области судоремонта.

 

Модернизационные процессы в ВС Саудовской Аравии

Вооруженные Силы Саудовской Аравии являются одними из наиболее технологически оснащенных в регионе, и Королевство проявляет все большую готовность использовать их в рамках более решительной внешней политики. Главная роль ВС КСА заключается в обеспечении территориальной целостности, внутренней безопасности и региональной стабильности. Саудовская Аравия обладает наиболее выраженными военными связями с США. Эр-Рияд также имеет развивает отношения в области безопасности с Францией и Великобританией, хотя в последнее время наблюдается диверсификация отношений в области обороны, в том числе и с Китаем. Значительную поддержку в обучении военнослужащих КСА оказывают США и, в меньшей степени, Великобритания. ВС продолжают набираться боевого опыта в результате участия в конфликте в Йемене, хотя операция выявила слабые стороны в боевой подготовке, особенно в применении высокоточной авиации, координации действий с воздуха и в материально-технической поддержке. Между тем, атаки крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии в сентябре 2019 года выявили дополнительные недостатки в возможностях противовоздушной обороны. Проведение Саудовской Аравией своей кампании в Йемене и другая связанная с этим политика усилили противоречия, связанные с продажей оружия в страну. В КСА существует скромная отечественная оборонно-промышленная база, главным в части касающейся сборки и капитального ремонта сухопутной техники. Эр-Рияд объявил о намерении потратить 50% своих расходов на оборону на местном уровне в рамках своей инициативы «Видение 2030», что предполагает усиление надзора за местным оборонным производством.

 

Модернизационные процессы в ВС Туниса

Обеспечение территориального суверенитета и внутренней безопасности являются основными задачами ВС Туниса, которые обладают ограниченными боевыми возможностями, но находятся в процессе модернизации. Гражданская война в Ливии и исламистские террористические группировки, действующие оттуда, по-прежнему представляют угрозу безопасности государства. В свете террористических нападений вооруженные силы участвуют в контртеррористических операциях, и им поручено обеспечить безопасность важных промышленных объектов. В 2015 году США объявили Тунис главным союзником, не входящим в НАТО. Одновременно он выигрывает от сотрудничества в области обороны и безопасности с Африканским союзом, а также с Францией. Десятилетнее соглашение о военном сотрудничестве, подписанное с США в 2020 году, обеспечит дополнительную подготовку военнослужащих и послепродажную поддержку закупленного оружия. В 2019 году Тунис направил транспортный самолет «Геркулес» для поддержки миротворческой миссии ООН МИНУСМА в Мали и, как сообщается, планирует направить в миссию пехотный батальон и подразделения военной полиции. Развертывание тунисского вертолетного подразделения в Центральноафриканской Республике было одобрено в начале 2021 года. Североафриканская страна является членом возглавляемой Саудовской Аравией военной антитеррористической коалиции. Вооруженные Силы Туниса на регулярной основе участвуют в многонациональных учениях, особенно в тех, которые проводятся под руководством США. Общий военный потенциал страны ограничен устаревшими запасами оборудования, хотя Тунис получал в целом современные американские системы, в том числе боевые и многоцелевые вертолеты. Страна обладает ограниченными оборонно-промышленными возможностями, однако недавно смогла изготовить небольшое количество патрульных катеров в интересах национальных ВМС.

 

Модернизационные процессы в ВС ОАЭ

Вооруженные силы ОАЭ, возможно, являются наиболее подготовленными и боеспособными из всех государств Персидского залива. Иран остается ключевым актором, создающим угрозу для ОАЭ. Это связано с продолжающимися территориальными спорами с Тегераном по поводу принадлежности островов в Ормузском проливе, нападения иранских прокси-сил на танкеры у побережья ОАЭ и отдельные объекты нефтяной инфраструктуры. Тем не менее, ОАЭ продемонстрировали растущую готовность принимать участие в операциях и распространять свое влияние за рубежом, в том числе путем отправки летных подразделений F-16 в Афганистан и участия в конфликте в Ливии. ОАЭ также присоединились к интервенции Саудовской Аравии в Йемен, хотя впоследствии сократили свои силы, а политические разногласия с Эр-Риядом, связанные с конфликтом, продолжают осложнять отношения между двумя членами ССАГПЗ. Опыт, накопленный в ходе этих операций, позволил извлечь необходимые уроки и выводы, не в последнюю очередь в ходе ограниченных по масштабам десантных операций, и продемонстрировал развивающийся подход страны к проецированию военной силы. Несмотря на то, что в ОАЭ находится ограниченный французский военный контингент, а в последнее время ОАЭ диверсифицируют отношения в области обеспечения безопасности с Китаем, Индией и Японией, США остаются ключевым внерегиональным военным союзником. Новое оборонное соглашение с Вашингтоном вступило в силу в мае 2019 года, в связи с чем ВВС США продолжают дислоцировать значительные силы на авиабазе Аль-Дафра. Вооруженные силы ОАЭ располагают передовым арсеналом современного оборудования во всех областях, включая средства противовоздушной и противоракетной обороны, предпринимаются шаги по совершенствованию систем ведения разведки и наблюдения. ОАЭ продолжают развивать свою внутреннюю оборонно-промышленную базу, объединив свои ведущие оборонные фирмы в государственную группу EDGE в 2019 году, но страна по-прежнему зависит от внешних поставщиков многих основных систем вооружений.

 

Модернизационные процессы в ВС Йемена

Йемен по-прежнему страдает от конфликта, который, по данным ООН, является наихудшим гуманитарным кризисом в мире. По-видимому, мало шансов на то, что какая-либо из конкурирующих сил сможет одержать решающую победу. Мирные усилия ООН потерпели неудачу, поскольку правительство продолжало борьбу с повстанцами-хоуситами на севере и сепаратистским Переходным советом Юга. Повстанческие силы хоуситов, которые, как предполагается, получают материальную поддержку от Ирана, в основном состоят из племенных ополченцев, наряду с некоторыми «элементами» йеменских вооруженных сил, которые были лояльны бывшему режиму А.А.Салеха. Похоже, что в стране также активно действуют сторонники «Аль-Каиды» (организация запрещена в России). Правительственные силы, как правило, недостаточно оснащены и плохо оплачиваются по сравнению с прокси-группами, поддерживаемыми коалицией, возглавляемой Саудовской Аравией. Повстанческие силы хоуситов извлекли выгоду из возможностей йеменских ВС, ранее лояльных бывшему президенту А.А.Салеху. Коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, продолжала оказывать поддержку с воздуха правительству, хотя ОАЭ в значительной степени сократили количество своих истребителей и летного состава. Конфликт, по-видимому, поддерживался благодаря сочетанию больших существующих запасов оружия и боеприпасов и внешних поставок, несмотря на эмбарго ООН. Йеменская оборонная промышленность отсутствует, за исключением некоторых технических помещений для технического обслуживания и ремонта техники, а также мастерских.

[i] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.

52.25MB | MySQL:103 | 0,532sec