26 – 27 апреля 2009 г. состоялся блиц-визит премьер-министра Великобритании Гордона Брауна в Афганистан и Пакистан. Посещая две «проблемные» страны, глава Комитета по вопросам обороны и внешней политики Британского парламента ставил одну цель — презентация новой, британской, стратегии борьбы с терроризмом. Официально документ был озвучен Г. Брауном в Палате общин британского парламента за несколько дней до визита. В целом она совпадает со стратегией, объявленной президентом США Б. Обама в конце марта 2009г. ( См. Н.Замараева, Пакистан в новой региональной стратегии администрации США, www.iimes.ru, 01.04.2009).
Но Лондон решил конкретизировать планы в новых исторических условиях. Главная цель – горная цепь Гиндукуша и прилегающие к ней районы по обе стороны границы – основной очаг борьбы с движением Талибан по утверждению премьер-министра, который назвал «пограничные территории между Афганистаном и Пакистаном – «котлом террористов», которые «… станут центральными в будущих операциях Великобритании в данном регионе». … От того как мы будем бороться с террористами здесь, зависит безопасность на улицах Великобритании. «…Вот почему очень важно стремиться к прогрессу в вопросе организации и проведения всеобщих выборов в Афганистане, строительстве демократического правительства; видеть как шесть миллионов детей ходят в школы, лечатся в больницах…; в провинции Гильменд мы боремся с международным терроризмом , но также должны делать и с другой стороны границы, в Пакистане».
В Кабуле Г.Браун заявил, что «приехал сюда как друг Афганистана, стремящийся совместно продолжить работу в направлении укрепления демократии страны, оказать поддержку афганскому народу в социальной, экономической и политической областях, а также помощь по искоренению терроризма …».
Помимо официального Кабула, Браун посетил и пограничную провинцию Гильменд, где дислоцированы британские военнослужащие из состава Международных сил содействия безопасности/МССБ в Афганистане, и где собственно и идут основные столкновения с боевиками Талибан. Усилению южного направления придается особое значение, поэтому к британскому воинскому контингенту в провинции, насчитывающему в настоящее время 8 300 британских солдат, Лондон дополнительно направляет еще 2 000 солдат на постоянную службу.
В то же время дополнительно Великобритания направляет 900 военнослужащих на период проведения всеобщих выборов в Афганистане, назначенных на август 2009 г., а также представит дополнительную финансовую помощь в размере 15 млн фунтов стерлингов. Значительная часть средств планируется направить на обучение местной полиции и афганской армии, которую планируется увеличить с 75 тысяч ( настоящее время) до 134 тысяч к концу 2011 года.
Пакистан неоднозначно отреагировал на объявленную стратегию «региональности» МССБ в борьбе с терроризмом в регионе Западной Азии. Исламабад сразу заявил, что это «две разные страны по уровню экономического развития, демократических традиций, государственных институтов» и т.д., и применять одни и те же подходы неправомерно, иными словами, создавать дополнительные трудности в самих странах.
Визит Гордона Брауна в Исламабад совпал с явным похолоданием в отношениях между Великобританией и Пакистаном. Критика и взаимные претензии предъявляла каждая из сторон: Лондон демонстрировал явное недовольство неудачами восточных союзников в борьбе с терроризмом, в частности с движением Талибан и т.д., пакистанский МИД – отношением подданным Ее величества к пакистанским студентам.
Арест по подозрению в терроризме более десяти пакистанских студентов, обучающихся в Великобритании, приостановка выдачи студенческих виз в Исламабаде, вызвали волну возмущения как в самом Пакистане, так и среди британцев пакистанского происхождения. Верховный комиссар Пакистана Ваджид Шамсул Хасан обратился с просьбой к правительству Великобритании освободить десять пакистанских студентов. «Силы безопасности Ее величества не предъявили никаких доказательств о причастности к «Заговору Пасхальной бомбы», — заявил он, — «Пакистан оставляет за собой право решения данного вопроса вплоть до Европейского суда». В то же время он подчеркнул, что верит в британское правосудие, и посетовал на ужесточение правил выдачи виз учащимся в Великобританию. Из 27 тысяч студентов-пакистанцев, подавших заявления на получение визы, разрешение на въезд было предоставлено лишь каждому третьему. Подобная мера британских властей по словам премьер-министра, вызвана тем, что « три четверти всех террористических актов, совершаемых на улицах Великобритании, имеют связь с пакистанскими гражданами». «…мы должны осознать, что у нас обоих ( Пакистан, Великобритания – Н.З.) имеются проблемы, которые влияют на безопасность наших граждан и чувства в наших странах; террористические заговоры планируются и есть люди которые стремятся осуществить их. Нельзя игнорировать или отмести эту террористическую угрозу… ».
Во время визита в Исламабад Браун уклонился от прямого объяснения ситуации, связанной с задержанием пакистанских студентов и дальнейшим их освобождением без каких-либо объяснений. Подобная позиция вызвала критику в его адрес; а со стороны президента Асифа Али Зардари – отказ от проведения совместной пресс-конференции. Г.Браун лишь подчеркнул, что «в меморандуме о взаимопонимании, подписанном правительствами Великобритании и Пакистана, сказано, что Британское правительство имеет право депортировать любого гражданина Пакистана, на основании, что «он или она представляют угрозу национальной безопасности…».
Несмотря на дружественный в целом тон Г.Брауна в Исламабаде, в самой Великобритании проблемы, связанные с пакистанским землячеством стоят очень остро. Налицо рост численности осужденных и подозреваемых в террористической деятельности в самой стране. Согласно британским источникам в настоящее время в Великобритании проживает около 900 выходцев из Пакистана, что равняется 1.3% численности населения государства; пакистанское землячество является вторым по численности национальным меньшинством. Основные причины — естественный прирост населения столь характерны для мусульман, а также увеличивающийся поток пакистанских студентов. Например, за период 2004-2008 было выдано 42 тысячи виз пакистанцам, обучающимся в настоящее время в Великобритании.
Но вернемся к основной цели визита Г.Брауна – борьба с терроризмом. Премьер подчеркнул, что Пакистан и Великобритания ведут «стратегический диалог по всем вопросам, связанным с борьбой против террористов…»
В реальности борьба с терроризмом в Пакистане пошла по незапланированному Западом варианту — ситуация в различных территориях Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП за последнее время резко ухудшилась в связи с наступлением боевиков из долины Сват на юг, захват ими города Бунер, находящийся в ста километрах от столицы Исламабада; боевые действия против федеральный армейских подразделений в Нижнем Дире и т.д. Ни США, ни Великобритания, основные разработчики «региональной» стратегии борьбы с терроризмом в Азии, не были готовы ни к выступлениям боевиков после решения о введении шариата в шести дистриктах СЗПП, ни к позиции самого правительства, а вернее ее отсутствия, к данной ситуации. И как признают сами британцы «…если президент Афганистана находится под контролем, то президент и премьер-министр Пакистана – нет». Именно неподконтрольный вариант развития событий в Пакистане и вызвал столь резкий окрик в США и Великобритании в середине апреля 2009 г. Собственно уже во время первого визита премьер-министра Великобритании в Пакистан в декабре 2008 г. после избрания Асифа Али Зардари президентом ИРП, Г.Браун в жесткой форме критиковал Пакистан за «неэффективность борьбы с терроризмом».
Несмотря на разногласия, недавняя поездка Г.Брауна в Пакистан стоила британской казне 10 миллионов фунтов стерлингов, именно такой суммой исчисляется финансовая помощь Лондона бывшей части Британской империи. «Мы будем противостоять экстремизму вместе. Мы дадим новый импульс и выдворим (экстремистов). Мы согласились на новые и прочные отношения между нашими странами — жизненно важные, и мы будем выполнять вместе срочную работу, основанную на наших общих приоритетах в борьбе против экстремизма», — заявил Гордон Браун в столице Пакистана.
Несмотря на дипломатическую приветливость, напряжение между Исламабадом и Лондоном «усиливается месяц от месяца». Сегодня, когда сами британцы подчеркивают, что «имеют исторические связи с регионом ( видимо имеется в виду три проигранные англичанами англо-афганские войны), они вступили в четвертую войну с пуштунами… Туманный Альбион верен своим традициям.
