Американские эксперты об участии Ирана и «Хизбаллы» в сирийском конфликте. Часть 1

В апреле с. г. Контртеррористический центр военной академии Вест-Пойнт (США)  выпустил доклад «Поддержка Ираном и «Хизбаллой» доверенных лиц, действующих в Сирии». 

Введение

По мнению авторов доклада, прокси являются основным компонентом иранской большой стратегии на Ближнем Востоке. Агенты (также называемые доверенными лицами) предлагают Ирану ряд преимуществ, в частности способность проецировать силу и противостоять противникам, сохраняя при этом некоторую скрытность для Тегерана. Работа с доверенными лицами согласуется со стратегией национальной безопасности Ирана в области передовой обороны, которая, по словам эксперта центра  Алекса Ватанки, гласит, что «военное противостояние врагам за пределами границ Ирана предпочтительнее, чем сталкиваться с ними внутри границ Ирана». Этот проект был частично инициирован покойным командующим спецподразделение «Аль-Кудс» КСИР генералом Касемом Сулеймани,  который разработал принцип «передовой обороны», чтобы «преодолеть ограничения Ирана, учитывая изоляцию Тегерана и отсутствие доступа к обычным военным платформам». Продолжающаяся при преемнике Сулеймани, бригадном генерале Эсмаиле Каани, модель прокси продемонстрировала свою полезность, хотя она «по-прежнему отражает слабые места Ирана в военной области». Работа через прокси обходится дешевле, чем взаимодействие другими способами. Например, во многих отношениях Тегерану было более эффективно мобилизовать и/или укрепить местные ополчения в Сирии, которые хорошо разбираются в местном социокультурном и физическом ландшафте, чем посылать туда иранские войска. Эксперт  Бехнам Бен Талеблу наиболее красноречиво комментирует стратегию Ирана в отношении доверенных лиц на протяжении всего конфликта: «Поддержка Ираном доверенных лиц часто основывается на подходе, основанном на потребностях, который играет на местных возможностях обучения и производства, отказе от ответственности, терпимости к риску, влиянии на поле боя и многом другом». В первые годы сирийского конфликта Иран и ливанская «Хизбалла» организовали и поддержали несколько групп местных ополченцев в Сирии. Помощь в обучении и вербовке этих ополченцев продолжалась на протяжении всего конфликта. Аналогичным образом, базирующиеся в Ираке доверенные лица Ирана, которые географически более близки к Сирии, обучали и отправляли неиранских солдат от имени КСИР, которые могут развертываться с относительно меньшими затратами, чем прямое участие иранских сил. Что касается первого, то Иран также направил иракские группы в Сирию в первые годы конфликта. В то время как в 2014 году произошло их серьезное сокращение, когда «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) заметно проявилось в Ираке, многие из иракских доверенных лиц сохраняли присутствие в Сирии на протяжении всего конфликта. Иран также вербовал афганских и пакистанских шиитов для зачисления в бригады «Фатимиюн» и «Зейнабиюн», которые были развернуты в Сирии как в 2013, так и в 2014 годах. Гражданская война в Сирии была благом как для иранских доверенных лиц, «Хизбаллы», так и для различных иранских сил, поскольку все извлекли выгоду в виде приобретения  боевого опыта. Для многих военнослужащих ВС Ирана это был их первый боевой опыт со времен ирано-иракской войны. Несмотря на это, участие «Хизбаллы»  в конфликте подорвало ее популярность среди ливанской общественности и арабского мира в целом, особенно среди стран Персидского залива (отметим, что «Хизбалла»  и без этого рассматривалась там как враждебная группировка – авт.). Примечательно, что конфликт предоставил Ирану — особенно Сулеймани как  главному архитектору модели прокси — возможность укрепить сеть посредников и параллельный логистический маршрут по сравнению с сухопутным и воздушным мостом, протянувшимся из Ирака через Сирию и Ливан в Палестину. Это заставило Тегеран укрепить свой потенциал, модернизируя свою военные процедуры и мышление, а также совершенствование своих «возможностей ведения гибридной войны». Как и их иранские коллеги, конфликт в Сирии способствовал расширению оперативных возможностей прокси. Благодаря их участию базирующиеся в Ираке иранские доверенные лица пополнили свои ряды и повысили свой потенциал в области подготовки и ведения вооруженных конфликтов. Хотя сфера действия этого доклада заканчивается в 2019 году, последние по времени события указывают на то, что Иран продолжает вмешиваться в сирийскую безопасность и политику,  вероятно, с благословения президента САР Башара Асада. С 2019 года было несколько указаний на то, что Иран и «Хизбалла» не вывели войска из Сирии. Недавние сообщения свидетельствуют о том, что иранские силы все еще присутствуют и действуют в Сирии. С 2022 года поступают сообщения об активных действиях проиранских ополченцев в Сирии, таких как нападения на американские силы в стране и контрабанда оружия в Дейр-эз-Зоре, среди прочего. Несмотря на смерть Сулеймани, общая траектория его модели  региональной сети доверенных лиц продолжилась, хотя его преемник Каани провел большую часть своего предыдущего пребывания в КСИР в работе на афганском направлении.  Однако некоторые чины в КСИР критиковали эффективность Каани в рамках управления  прокси-сети Ирана, заявляя, что влияние «Аль-Кудс» на своих боевиков в последние годы уменьшилось. Кроме того, по мере ослабления конфликта в Сирии многие иракские доверенные лица обратили свое основное внимание на свои национальные проблемы, в то время как некоторые боевики из «Фатимиюн» и «Зейнабиюн» перебрались в Иран. Тегеран  указал, что его региональная деятельность — и, по—видимому, сеть посредников — не обсуждается в потенциальных будущих переговорах с Соединенными Штатами при администрации Байдена. Иранские и поддерживаемые Ираном силы продолжают представлять угрозу для коалиционных сил США в Сирии, примером чего являются несколько атак беспилотных летательных аппаратов  в 2021 году, которые были связаны с иранскими доверенными лицами. В докладе исследуется характер поддержки Ираном и «Хизбаллой»  доверенных лиц, действующих в Сирии с 2011 года до 2019 года, с целью  изучения  существующих моделей их  взаимодействия. Этот подход дает расширенную картину тенденций поддержки Ирана в течение нескольких периодов гражданской войны в Сирии, предшествовавших крупным событиям в 2020 году, таким как авиаудар США по Сулеймани, пандемия COVID-19 и захват Афганистана талибами. На сегодня Иран оказывает поддержку 24 группам ополченцев. В то время как есть много других групп, которые, как было установлено, связаны с Ираном, но есть еще некоторое количество групп, которые получают опосредованную помощь через «Хизбаллу», такие как «Харакат Зайн аль-Абедин».

Если рассматривать масштабы участия иранских сил (включая ливанскую «Хизбаллу» и иракских доверенных лиц) и их деятельность в Сирии полезно сначала рассмотреть некоторые мотивы опосредованной стратегии Ирана в Сирии и то, как в нее вписываются асимметричные силы. На мотивы Ирана, возможно, в наибольшей степени влияют: а) его исторические отношения с сирийским руководством, b) геополитическая полезность Сирии для региональной стратегии Ирана и c) стремление Тегерана к региональному влиянию.

Во-первых, Иран имеет давние отношения с Башаром Асадом, которые были начаты, когда еще его отец был у власти.

Во-вторых, и это связано с первым пунктом, Сирия имеет стратегическое значение как важнейшее звено сухопутного и воздушного моста, соединяющего Иран со Средиземным морем. Через Сирию Иран поставляет оружие и другие ресурсы в Ливан и Палестину. Наконец

В-третьих, удерживая плацдарм в Сирии, Иран стремится подавить внешнее влияние, будь то израильское, американское или — иногда — российское. Работа с доверенными лицами — это метод, с помощью которого Иран может достичь своих целей в Сирии.  Поддержка доверенных лиц в Сирии — от создания групп ополченцев до перемещения боевиков из близлежащих Ливана и Ирака — дает Ирану возможность укрепить или расширить свое влияние в Сирии в политическом, военном и культурном плане.

Деятельность Ирана через посредников является неотъемлемой частью своей более широкой военной стратегии и стратегии национальной безопасности. Тем не менее, большая часть его военной деятельности дополняется культурными и другими инициативами мягкой силы через религиозные и образовательные учреждения, гуманитарную помощь и связанные с этим мероприятия. Хотя методы жесткой и мягкой силы часто обсуждаются отдельно, их нелегко разделить, поскольку они взаимно усиливают друг друга. Сирия — отличный пример для изучения этого многоаспектного подхода Тегерана к усилению своего влияния — будь то в области безопасности, политики или социокультуры.

 Краткий исторический обзор участия Ирана и ливанской «Хизбаллы» в Сирии

Исламская Республика Иран и Сирия имеют хорошо налаженные отношения, которые восходят к 1980-м годам, когда два государства имели общие консульства и общее политическое сотрудничество. Во время ирано- иракской войны, у двух стран были в основном тактические отношения. По словам эксперта Али Суфана, Хафез Асад закрыл важнейший нефтепровод, чтобы ослабить Ирак во время войны. Со временем их партнерство стало более заметным по различным геополитическим и стратегическим причинам, включая противодействие израильскому влиянию, Ираку при Саддаме Хусейне и присутствию Соединенных Штатов в регионе после вторжения в Ирак в 2003 году. Во многих отношениях Сирия занимает центральное место в национальной безопасности Ирана, особенно как главный арабский союзник, которых у Тегерана немного. Примерно за десятилетие до гражданской войны в Сирии Иран закрепился в этой стране. Две страны торговали, но Иран не был основным импортером или экспортером товаров Сирии. После свержения Саддама Хусейна у Ирана и Сирии были разные мнения о наилучшей форме правления для Багдада. Несмотря на это, они с опаской относились к растущему влиянию Соединенных Штатов в регионе. Сирия, как арабский союзник, имела и продолжает иметь многочисленные преимущества для Ирана в плане влияния и доступа в Ливан и борьбы против Израиля. Примечательно, что в Сирии Иран нашел возможность экспортировать свою религиозную идеологию. В то время как семья Асада и политическая элита Сирии являются алавитами, ответвлением шиитов-джафаритов Ирана, Ирака и других стран, сирийское правительство с пониманием относилось к светскому подходу. Отношения Асада и общины алавитов с Ираном не распространялись на другие религиозные и политические группы в Сирии. Даже правящая секта алавитов в Сирии намеренно отделяет себя от шиизма в целом и его иранского варианта в частности. Будучи баасистским режимом, в рядах которого есть христиане и марксисты, правительство Асада придерживается светского арабского национализма, что противоречит фундаменталистскому мировоззрению Ирана. Однако из-за того, что Асад нуждался в иранской поддержке в первый период гражданской войны, у Ирана были возможности закрепиться в религиозном и культурном плане в Сирии через религиозные школы и учреждения, среди прочего. Иран также смог содействовать охране таких культурно значимых шиитских религиозных учреждений, такие как Святилище Сайиды Зейнаб и Святилище Сайиды Рукейи в Дамаске, которые были уязвимы для нападений. После того, как салафитско-джихадистские группировки начали нападать на шиитские святыни, Иран смог использовать тему  о межконфессиональном конфликте для вербовки иностранных рекрутов. Это также помогло ему оправдать свое присутствие в Сирии и мобилизовать иностранных боевиков. Иран также использовала свое участие в военных кампаниях Дамаска для обеспечения доступа к контролируемым режимом районам на западе Сирии для использования их в качестве координационных баз для КСИР и его союзников. Как и Иран, ливанская «Хизбалла» имеет давние отношения с Дамаском, которые укрепились во время правления Хафеза Асада. И отец, и сын работали с этой ливанской партией: «Хизбалла» помогала Сирии в реализации ее целей в Ливане, а Дамаск помогал снабжать группировку в военном отношении. В связи с этим Иран и ливанская «Хизбалла» «разделяли почти идентичные политические и военные цели в Сирии, которые, помимо защиты режима Асада, включали обеспечение безопасности границы с Ливаном, шиитских общин и существующих маршрутов материально-технического обеспечения и снабжения внутри страны, а также развитие сети доверенных лиц внутри Сирии. Несмотря на собственные мотивы «Хизбаллы»  для вмешательства в Сирию, существует высокий уровень координации между руководством «Хизбаллы» и правительством Ирана. В Сирии «Хизбалла»  играла роль посредника между элементами, говорящими на фарси, и арабоязычными сирийскими силами, включая доверенных лиц. У Ирана были многочисленные стимулы для участия в Сирии. Отчасти Тегеран был потенциально взволнован перспективами краха светских, симпатизирующих Западу правительств во время «арабской весны». В сентябре 2012 года международные игроки делали ставки на то, когда Асад падет, и Иран был обеспокоен таким развитием событий. У Асада не было достаточного количества наземных войск, чтобы начать наступление, и вместо этого он сосредоточился на оборонительной стратегии для удержания стратегически важных районов, таких как прибрежные и христианские районы. По словам эксперта Али Альфонеха, «предполагаемая угроза выживанию режима Баас в Сирии побудила Исламскую Республику активизировать бездействующих доверенных лиц и мобилизовать новые доверенные группы». В конце 2012 года Иран принял непосредственное участие в боевых действиях на местах. Этому способствовало изменению сирийской стратегии Тегерана, и поскольку у Башара Асада был приток ресурсов,  он смог направить их на захват Хомса, который в то время находился в осаде и контроль над которым был необходим для поддержания непрерывности логистики между прибрежными районами и Дамаском. В этом отношении «Хизбалла»  стала решающим фактором в возвращении Хомса. Тем временем, Иран мобилизовал других ополченцев для укрепления районов вокруг Дамаска, используя для этого религиозный нарратив о защите шиитских святынь. Несмотря на это, Иран публично не бросился на помощь Асаду с самого начала конфликта. На самом деле иранское правительство, по-видимому, было удивлено и только вспышкой протестов в Сирии в марте 2011 года и сначала спокойно относились к беспорядкам. Среди иранских политиков также были некоторые разногласия по поводу необходимой степени участия Ирана в Сирии, учитывая непопулярность вмешательства среди иранской общественности, репутационные и физические издержки оказания помощи Асаду. Некоторые лица из окружения президента Хасана Роухани ставили под сомнение масштабы вмешательства Ирана в Сирию, но эти дебаты были быстро пресечены сторонниками нарратива «Оси сопротивления». Напротив, «Хизбалла»  действовала в Сирии в первые дни гражданской войны. Некоторые источники сообщают о гибели ее бойцов в 2011 году. В первые годы конфликта «Хизбалла» не объявляла о своей роли в Сирии, даже когда иранские лидеры начали признавать свою причастность, и задержка с признанием этого участия было частично обусловлено внутриполитическим ситуацией в Ливане. Вначале «Хизбалла» оправдывала свое участие идеологическими соображениями — «необходимостью защиты границ Ливана, шиитских деревень и шиитских святынь в Дамаске». Это представление быстро развеялось с развертыванием «Хизбаллы» в битве за Алеппо в 2015 году – «нешиитский город без святынь вдали от ливанской границы». Совместно с «Хизбаллой» Иран ввел модель «обучи тренера», которая позволила Ирану отстраниться «еще на одну ступень от деятельности сети и, таким образом, снизить свои затраты». Предыдущий опыт и деятельность «Хизбаллы»  предоставили группам больше «ноу-хау», которые, в случае их эффективности, смогли «создать высокоэлитные, специализированные гибридные подразделения, способные сражаться как с государственными, так и с негосударственными субъектами при меньших затратах для Ирана».  Однако, в результате и в ходе конфликта потребность «Хизбаллы»  пополнять свои ряды привела к снижению общей идеологической подготовки ее бойцов, что привело к тому, что бойцов «Хизбаллы»  в Сирии можно разделить на две группы: одна — опытные командиры и бойцы и две новые группы новобранцев и контрактников. В первую входили  представители элиты «Хизбаллы», которые воевали еще в 2006 году или были завербованы после конфликта в качестве штатных бойцов; они прошли идеологическую и военную подготовку. Две другие группы новобранцев получили военную подготовку, но не такой же уровень идеологической обработки. Следовательно, они были не обстреляны, как опытные бойцы, и менее идеологически мотивированы; их в основном направляли в качестве пехоты. Наконец, контрактники подписывали контракт на один-два года, руководствуясь главным образом размером зарплаты, а не идеологией. Иран — в частности, КСИР — консультировал Асада по поводу подавления первоначальных протестов и ведения военной пропаганды  в 2011 году. «Хизбалла» также помогала режиму Асада в подавлении восстаний в первые дни гражданской войны в Сирии. Летом 2011 года иранское руководство решило, что беспорядки и вооруженное восстание, возможно, могут свергнуть сирийское правительство. В это время Иран начал переходить к более активной роли после выделения значительных ресурсов, включая развертывание сил КСИР, хотя они не участвовали в боевых действиях до начала 2012 года, в то время как Тегеран признал свою первую гибель своих бойцов в январе 2012 года, а по мере развития гражданской войны в Сирии  потери КСИР стали «неоспоримыми». В период с 2011 по начало 2013 года, когда росла напряженность между Асадом и антиасадовскими группировками, Иран также направил различные силы, в том числе армию, а также Сухопутные войска КСИР и группы своих правоохранительных органов для консультирования сирийского правительства, обучения и поддержки сирийской армии. Это был первый случай со времен ирано-иракской войны, когда военнослужащие  КСИР и Армии сражались бок о бок; по мере развития конфликта стало очевидно, что КСИР был основной силой и имел некоторое влияние на действия Армии. Развертывание Армии придало легитимности вмешательству Ирана в Сирию. Касем Сулеймани, тогдашний командующий спецподразделением «Аль- Кудс» и архитектор региональной стратегии Ирана,  потенциально рассматривал гражданскую войну в Сирии как шанс укрепить позиции и повестку дня Ирана в регионе. Со временем Иран смог использовать растущую мощь джихадистских группировок в Сирии для культивирования религиозного нарратива, чтобы еще больше оправдать свое вмешательство перед иранской общественностью. Весной 2013 года салафиты-джихадисты  начали совершать нападения на шиитские святыни. Следовательно, Иран смог представить защиту режима Асада как стремление защитить шиитские святыни от сектантского врага. Это повествование было одной из причин, по которой Иран был так успешен в вербовке иностранных боевиков. Бригады «Фатимиюн» и «Зейнабиюн» были задействованы в первые годы конфликта, что было  мотивированно потерями Ирана в начале конфликта. Такая диверсификация сил была обычной тактикой. в период с 2014 по 2015 год, Иран перебросил силы из конкурирующей с КСИР группировки «Басидж» в Сирию, возможно, чтобы компенсировать свои потери. В частности, батальоны «Басидж» Имама Хусейна понесли значительные потери в Сирии за это время. В 2014 году, в тот же год, когда Соединенные Штаты вмешались в Сирию, Иран, вероятно, испытывал давление из-за того, что его сил слишком мало, поскольку иранские силы также были развернуты для оказания помощи иракским войскам в освобождении Тикрита от «Исламского государства». К 2015 году Иран  потерял нескольких высокопоставленных командиров КСИР и двух генералов. Тегеран координировал значительную вербовочную кампанию в 2015 году, чтобы укрепить свои ряды в Сирии. К  лету того года, Иран вновь стал обеспокоен ослаблением режима Асада и правительственных сил после серии неудач на полях сражений на северо-западе Сирии. Россия вошла в Сирию осенью 2015 года, как сообщается, при некотором маневрировании со стороны Сулеймани. Одновременно, в конце 2015 года, Иран координировал наращивание сил в Сирии, но смог отозвать ряд бригад  несколько месяцев спустя из–за вмешательства России. За это время 160 иранцев были убиты и 300 ранены во время этого краткого развертывания — удивительно высокий показатель потерь, составляющий примерно 5%  в месяц. При поддержке России с воздуха силы Асада, включая Иран и связанных с ним доверенных лиц, работали над укреплением контроля над важнейшими автомагистралями между Алеппо и Дамаском, что составляло главную часть тогдашней стратегии лагеря сторонников Асада на 2015-2017 годы. В конце 2015 года наземные силы КСИР и «Аль-Кудс» усилили интенсивность операций в Алеппо и вокруг него, что, возможно, способствовало увеличению числа жертв среди них. Иран диверсифицировал силы после дополнительных потерь в 2015 году, объявив о развертывании бойцов регулярных сил  иранской армии в качестве консультантов в Сирии в феврале 2016 года. Этот  год  также ознаменовался тем, что Анкара впервые ввела войска в Сирию, учитывая возросшую угрозу на восточных и южных границах Турции. Иран серьезно воспринял это вмешательство Турции. Опустошительные потери поддерживаемых Ираном сил в мае 2016 года привело к сокращению числа Сухопутных войск КСИР в Дамаске. В декабре 2016 года Асад при поддержке российских авиаударов и поддерживаемых Ираном ополченцев вернул себе Алеппо. За несколько недель до начала переговоров в Астане в Казахстане Россия и Турция 30 декабря при посредничестве договорились о прекращении огня между повстанцами и правительством Асада. Вслед за прекращением огня Россия, Иран и Турция инициировали мирные переговоры в Астане  в январе 2017 г. В мае Соединенные Штаты нанесли удар по иранским группами прокси, которые вторглись в зону деэскалации вблизи гарнизона Эт-Танф в провинции Хомс. В частности, в сообщениях указывалось, что проиранские силы вошли туда, чтобы укрепить связь на маршрутах поставок между Ираком и Сирией. В  июне 2017 года в районе Эт-Танфа было сбито несколько беспилотников иранского производства. Силы Асада, в том числе иранские прокси, провели несколько успешных кампаний в 2017 году, включая отвоевание Пальмиры в марте и ноябрьский захват Аль-Букамаля у «Исламского государства»  В ноябре Роухани объявил о поражении «Исламского государства». Несмотря на объявление о победе над ИГ, Иран продолжал присутствовать в Сирии в 2018 и 2019 годах. В течение 2018 года Иран и Израиль обменивались ударами по военным объектам друг друга. Иран, Россия и Турция несколько раз встречались в 2018 и 2019 годах, чтобы обсудить окончательное разграничение линии фронта фронт в провинции Идлиб. Продажа иранской нефти в Сирию также была выявлена и подвергнута санкциям в 2018 и 2019 годах.  Одновременно Иран также продолжал свое участие в различных невоенных инициативах. В  2019 году Тегеран принял участие в конференции по восстановлению Сирии, а в 2018 году Иран пообещал построить дома недалеко от Дамаска.

 Эффективность работы с ополченцами-марионетками в Сирии

Хотя Иран развернул значительное количество своих собственных сил, включая Армию и КСИР, он также поддержал десятки групп доверенных лиц в Сирии. Для Ирана сотрудничество с воинствующими негосударственными субъектами имеет ряд преимуществ и является основой его общей стратегии. По словам эксперта Афшона Остовара, прокси определяют пять преимуществ Ирана: (1) сохранение независимости от иностранных держав, (2) экспорт своего мировоззрения в шиитские общины за пределами Ирана, (3) расширение военного охвата и противодействие противникам при сохранении некоторого отрицания своего прямого участия, (4) снижение издержек иностранного вмешательства и (5) частичное удовлетворение потребности Ирана в союзниках. К этому эксперт Ариан Табатабаи добавила: снижение материальных и репутационных издержек поражения. В контексте Сирии, в частности, доверенные лица предложили Ирану более эффективное с точки зрения затрат средство для достижения своих целей в Сирии. Тем не менее, Иран «не имел достаточного населения для формирования внутренних агентов; он должен был их производить». Аутсорсинг боевиков через доверенных лиц минимизирует риски от потерь своих бойцов. Если бы Тегеран направил сопоставимое количество иранских сил, операционные, человеческие и репутационные издержки, вероятно, были бы слишком высокими. По сравнению с отправкой только иранских сил Тегерану было более эффективно собирать и/или укреплять местные ополчения или обучать и отправлять неиранских солдат. Хотя мало что известно о расходах доверенных лиц Тегерана, источники указывают на ежегодную поддержку правительства Асада в размере от 5 до более чем 15 млрд долларов, часть из которых покрывает поддержку доверенных лиц. В то время как незаконный сбор средств — например, через продажу нефти и наркотиков, среди прочего, — является основой экономической деятельности КСИР, неясно, в какой степени эти каналы финансируют боевиков. Иран также, вероятно, финансирует группировки за счет продажи нефти. В ноябре 2018 года Министерство финансов США ввело санкции против нескольких физических и юридических лиц за поставку иранской нефти сирийскому правительству, по-видимому, через российские государственные дочерние компании, которые продолжали финансировать деятельность доверенных лиц в регионе. Другой источник указывает, что Иран также собирает средства для доверенных лиц за счет пожертвований из офисов КСИР в Иране. Хотя затраты важны, эти оценки могут быть компенсированы «потенциальной финансовой выгодой, поскольку Иран сейчас находится в сильной позиции, чтобы требовать экономических и коммерческих уступок от сирийского правительства». В дополнение к финансовым затратам на доверенных лиц, участие Ирана в Сирии также имело внутреннюю стоимость. На различных этапах гражданской войны иранские политики и местная общественность выражали обеспокоенность по поводу действий Тегерана в Сирии и, в частности, его поддержки ополченцев. Например, в 2013 году, после президентской победы Роухани, некоторые правительственные чиновники выразили обеспокоенность по поводу вмешательства в Сирию, которое «может нанести ущерб финансовому и идеологическому капиталу Ирана». Однако их позиция не понравилась верховному лидеру ИРИ и КСИР, которые работали над успокоением этого лагеря, одновременно культивируя и распространение национальной повестки дня о религиозном сопротивлении. Позже в ходе конфликта, в 2018 и 2019 годах, в иранских городах вспыхнули протесты по поводу участия Тегерана, призывавшие к уходу Ирана не только из Сирии, но и из Ливана и палестинских территорий. Как и Иран, деятельность «Хизбаллы» в гражданской войне в Сирии также стоило дорого. Некоторые аналитики подтверждают, что потери «Хизбаллы» были серьезными, но в значительной степени были скрыты, чтобы подавить негативную реакцию внутри страны. Отслеживать потери «Хизбаллы» на протяжении всего конфликта сложно, поскольку у нее есть стимулы для преуменьшения цифры потерь. Эксперт Сет Джонс заявил в июне 2018 года, что «оценки варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч убитых бойцов «Хезбаллы»», при этом наиболее вероятные оценки составляют «от 1000 до 2000 погибших». Другие сообщения о погибших в «Хизбалле» согласуются с этими цифрами. В 2019 году сообщалось о том, что чуть более 1600 бойцов «Хизбаллы» были убиты в Сирии. На протяжении всего конфликта потери «Хизбаллы»  в Сирии повлияли на уровень ее популярности в Ливане, а также среди шиитских общин Сирии. Совсем недавно эти потери вызвали эпизоды беспорядков среди сторонников «Хизбаллы» (в этой связи отметим, что суть этих беспорядков в недостаточном объеме денежных компенсаций от Тегерана, а не в самом факте участия «Хизбаллы»  в сирийском конфликте – авт.). Как «Хизбалла», так и поддерживаемые Ираном ополченцы понесли потери в 2018-2020 гг. Иран также направил несколько групп иракских ополченцев в Сирию, в том числе «Асаиб Ахль аль-Хак» и «Харакат аль-Нуджаба», среди прочих. Доступные данные из открытых источников показывают, что поддерживаемые Ираном иракские доверенные лица совершали нападения в Сирии еще в 2013 году, но их реальное участие датировалось предыдущим годом. В 2012 и 2013 годах различные поддерживаемые Ираном иракские группировки в Сирии, первоначально именовались «Силами Хайдари» или «Хайдариюн». Это название в совокупности характеризовало боевиков из «Катаиб Хизбалла», «Асаиб Ахль аль-Хак» и «Катаиб Сайид аль-Шухада». Поддерживаемые Ираном иракские ополченцы были важнейшей частью стратегии Тегерана в Сирии.

52.67MB | MySQL:103 | 0,462sec