Анализ «предпринимательского» законодательства Катара

С 2000 г. в Катаре ведется активная работа по обновлению законодательства, касающегося взаимодействия местных государственных и коммерческих организаций с иностранными партнерами с целью увеличения притока зарубежных капиталов в различные отрасли экономики, повышения отдачи от существующегосотрудничества между местными и иностранными структурами.

В настоящее время Катар предоставляет широкий спектр льгот потенциальным инвесторам, а также обеспечивает достаточно благоприятный с экономической и политической точек зрения климат для ведения коммерческой деятельности.

Прежде всего, стоит отметить:

1 низкие цены на энергоносители;

2 хорошо развитую современную инфраструктуру;

3 твердую национальную валюту;

4 политическую стабильность и высокий социальный уровень жизни;

5 отсутствие ограничений на переводы капиталов и прибылей;

6 отсутствие таможенных пошлин на ввоз оборудования и сырья/вывоз продукции, необходимых для осуществления проектов на территории Катара. На остальные товары ввозная пошлина составляет 5 %;

7 освобождение граждан и иностранцев от уплаты большинства налогов. Кроме того, в стране существует возможность поучения инвесторами налоговых льгот;

8 географическое положение, удобное для экспорта в соседние регионы, Ближний Восток, Азию, Африку;

9 хорошо налаженные устойчивые экономические связи со странами Персидского залива, открывающие доступ на важный рынок, имеющий большую покупательную способность;

10 упрощенное получение земельных участков, оборудованных необходимыми коммуникациями;

11 большое предложение квалифицированной и недорогой рабочей силы.

Открытие представительств и создание совместных предприятий.

Деятельность иностранных структур в Катаре регулируется Законом № 4 1986 г. «О деятельности агентств», Законом № 25 1990 г. «Об иностранном участии», Законом № 13 2000 г. «Об иностранных инвестициях», Законом № 5 2002 г. «О коммерческих компаниях».

Эти нормативно-правовые акты предусматривают обязательное наличие у иностранной компании, намеренной работать в Катаре, катарского агента или представителя (физического или юридического лица), который должен обеспечивать поиск каналов сбыта на местном рынке ее продукции и услуг. Исключение составляют зарубежные структуры, которые поставляют продукцию вооруженным силам Катара и полиции. Здесь чаще всего деятельность осуществляется напрямую.

В большинстве случаев иностранная компания, собирающиеся работать в Катаре подбирают местного агента, который будет вести ее дела и представлять ее интересы в катарских государственных и частных организациях. Кроме того, большинство разрешений и лицензий на ведение коммерческой деятельности в эмирате по местному законодательству могут получить только катарцы.

К примеру, любая продукция, импортируемая Катаром, должна ввозиться физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую лицензию, которая выдается министерством экономики и торговли лишь катарским компаниям и частным лицам.

При этом необходимо серьезно подходить к вопросу о выборе местного агента, так как, во-первых, от его компетентности во многом зависит успех бизнеса в Катаре, а, во-вторых, следует учитывать, что процесс смены местного агента очень сложен и занимает много времени.

Хороший катарский партнер должен иметь связи в государственных и частных структурах, получать ценную информацию о предстоящих тендерах, которые могут заинтересовать иностранного заказчика, а также иметь доступ к ключевым государственным фигурам с тем, чтобы при необходимости представить им иностранную компанию, на которую он работает.

Тем не менее, при выборе катарского партнера следует учитывать, что имея хорошие связи в какой-то определенной сфере, в других он может оказаться абсолютно бесполезным. Поэтому рекомендуется назначать представителя под конкретный проект, в той области, в которой он имеет опыт работы и хорошо налаженные связи.

Чаще всего агент работает лишь за процент от сделки, которая проводится при их участии. При этом он не несет обязательств по контрактам, заключенным между иностранной компанией, которую он представляет и катарским заказчиком.

Участие иностранных компаний в тендерах также более целесообразно осуществлять через катарского представителя, который, находясь в Катаре, с меньшими затратами может получить необходимую информацию и документы и реагировать на любые изменения в конъюнктуре местного рынка. В большинстве случаев необходимость назначения агента иностранной компанией устанавливается условиями тендера.

После достижения договоренности о создании представительства между иностранной компанией и катарским агентом подписывается агентское соглашение, обычно на арабском и английском языках, которое зарегистрируется в Департаменте коммерческой регистрации Министерства экономики и торговли Катара. Министерство также имеет функции арбитражного органа при рассмотрении споров между сторонами, касающихся агентских соглашений. В случае невозможности министерства разрешить ситуацию дела передаются в катарские гражданские суды.

Местные агентские законы разрешают ввоз и продажу фирменных продуктов питания и товаров только генеральному агенту. Однако в случае, если местный агент завышает цены или не может поставить на рынок какие-либо товары, министерство имеет полномочия передать право на импорт этих товаров другой местной компании.

Более сложной является процедура создания совместного предприятия. Соотношение местного капитала к иностранному составляет не менее 51% к 49%. Иностранная фирма вместе с катарским агентом должны обратиться в Департамент коммерческой регистрации Министерства экономики и торговли Катара для официальной регистрации агентства, совместного (СП) или дочернего предприятия.

Для этого необходимо оплатить пошлины и предоставить оригиналы соответствующих соглашений между иностранной и катарской фирмами. Процесс занимает около двух недель, регистрация торговых марок – несколько месяцев.

После этого следует получить в Министерстве муниципалитетов и сельского хозяйства Катара разрешение на предпринимательскую деятельность. Здесь представляются копии агентского соглашения и коммерческой регистрации.

При создании СП катарская сторона несет ответственность в рамках своей доли. В большинстве случаев СП работают в рамках важных национальных экономических проектов, в которых катарскую сторону представляют крупные государственные компании. К примеру, «Катар Петролеум» или «Катар дженерал турист афсорити».

Создание фирм со 100% иностранным капиталом

До принятия в 2000 г. закона «Об иностранных инвестициях», прошлый документ предусматривал, что катарская доля капитала в совместной компании или представительстве не должна быть ниже 51%. Исключение составляли компании, которые работали и работают на некоторых жизненно важных для Катара проектах в нефтегазовой сфере, а также имеющие уникальные технологии.

В этих случаях указом министра экономики и торговли, а иногда эмирским декретом, их доля увеличивалась до 100%. В соответствии со ст. 2 нового закона предусматривается создание представительств с иностранным капиталом от 51 до 100%, однако лишь в сферах сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, туризма, разведки и развития минеральных ресурсов, энергетики при том понимании, что данные проекты согласуются с планами катарского правительства в области экономического и социального развития.

При этом иностранцы не имеют права инвестировать в банковский, страховой сектора, приобретать недвижимость. Основные же сферы экономики (нефтяная, газовая, нефтехимическая, энергетическая) предусматривают 51% участие в компаниях катарского партнера (в этом секторе катарскую сторону всегда представляет «Катар Петролеум» или образованная при ее участии структура).

В случае, если иностранная компания по каким-то причинам считает, что ей необходимо создание на территории Катара представительства с долей иностранного капитала, превышающей 49%, предпринимаются следующие шаги:

Первое. Головная иностранная компания или инвестор достигает соглашения или подписывает контракт с определенным катарским министерством, департаментом или госкомпанией. Контракт должен касаться выполнения иностранным партнером конкретного проекта в области развития.

Второе. Иностранный партнер должен представить в катарское минэкономики и торговли соглашение/контракт, приложив к нему письмо с просьбой к главе ведомства разрешить создание иностранной компании (с долей иностранного участия более 49 %). В письме должен быть четко указан катарский агент (даже в случае создания полностью иностранной фирмы катарская компания или физическое лицо должны представлять ее интересы в катарских госструктурах), а также название проекта, в котором она будет участвовать.

Третье. Если министерство экономики и торговли согласно с данной просьбой, оно издает распоряжение, дающее право иностранным сторонам создать в Катаре фирму под своим именем, которая будет заниматься определенным видом деятельности.

Четвертое. На основании данного распоряжения катарский агент зарегистрирует фирму в Департаменте коммерческой регистрации Министерства экономики и торговли Катара. До 1995 г. данный вопрос решался лишь на уровне эмира.

Иностранные компании, работающие в Катаре, должны платить налог на корпоративные доходы, составляющий от 5 до 35%. Его уровень определяется в ходе переговоров с катарскими властями по условиям контракта. Подоходный налог в Катаре не взимается.

Работа с правительственными структурами

В Катаре правительство является основным потребителем иностранных товаров и услуг. Все правительственные контракты на поставки подпадают под действие законодательного акта по тендерам №8 1979 г.

Процедура государственных тендеров подразделяется на две группы. Центральный комитет по тендерам минэкономики и торговли курирует закупки на сумму от 12 тыс. долларов и выше. Более мелкие тендеры проводятся курирующими министерствами. Отдельно решаются вопросы поставок для нужд армии и сил полиции.

Таким образом, минэкономики и торговли является главным координатором по вопросам катарских госзакупок. Министерство муниципалитетов и сельского хозяйства является главным куратором строительной деятельности, которая ведется правительством страны. Минэнергетики и промышленности, а также находящаяся в его юрисдикции компания «Катар Петролеум», курируют проекты в своей области.

Существует также государственное бюро закупок, которое является подразделением Центрального комитета по тендерам минэкономики и торговли Катара. Оно занимается контрактами на поставки оборудования и сырья по запросам министерств. Через него ежегодно проходят весьма крупные тендеры.

Для выполнения контрактов правительство Катара приглашает иностранные и местные фирмы принять участие в предквалификации для конкретного контракта. Практика показывает, что поиск в основном осуществляется катарскими компаниями, реже через посольства Катара в иностранных государствах.

Отбор производится по следующим критериям: финансовое положение, деловая репутация и опыт работы (в первую очередь, в странах Персидского залива). Обычно контракт получает компания, которая отвечает всем требованиям и предложившая наименьшую стоимость за свои услуги.

Вместе с коммерческим предложением на тендер выставляется банковская гарантия (bid bond), на случай если компания, выигравшая тендер откажется его выполнять.

Иностранная компания, получившая госконтракт, обычно получает 20% стоимости контракта против еще одной банковской гарантии (performance bond) на случай нарушения подрядчиком требований и спецификаций, предусмотренных в контракте. Остальные платежи осуществляются правительством в соответствии с принятым графиком платежей по мере выполнения проекта.

Таким образом, детально проанализировав состояние и тенденции развития современной законодательной базы Катара, можно прийти к выводу, что юридическое закрепление правоотношений в предпринимательской сфере во внутреннем катарском законодательстве находится на вполне серьезном уровне, что существенно снижает степень правовых рисков для потенциальных иностранных инвесторов и тем самым улучшает инвестиционных климат государства.

52.3MB | MySQL:103 | 0,412sec