В столице Ирана убит один из офицеров подразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Хасан Сайяд Ходаи. По предварительным данным, 22 мая около 16.00 по местному времени на улице Муджахидов ислама в Тегеране неизвестные на мотоцикле произвели пять выстрелов по автомобилю Saipa Pride (копия Kia Pride много лет выпускавшаяся в Иране по лицензии и популярная благодаря своей дешевизне), в котором сидел погибший. Практически одновременно в Иране появились сообщения о том, что службам безопасности удалось раскрыть «израильскую шпионскую сеть». Видимо, таким образом власти пытаются отвлечь внимание общественности от ликвидации своего силовика в центре столицы. Расследование только начато, а «главными подозреваемыми являются контрреволюционные элементы связанные с иностранными спецслужбами». Президент Ирана Э.Раиси пообещал отомстить за убийство офицера КСИР в Тегеране. «Силы безопасности проведут серьезное расследование, и, без сомнений, мы отомстим преступникам за этого героя», – заявил он.
Безусловно, совершенное в Тегеране убийство старшего офицера КСИР подогреет внутрииранские дебаты по поводу глубокой инфильтрации израильских спецслужб в местные государственные структуры. Эта тема не раз возникала в эпоху бывшего президента Исламской Республики Хасана Роухани. Однако теперь бремя контрразведывательных провалов не представляется возможным оправдать исключительно за счет сложности проводимых реформ. Например, большой резонанс в 2021 году произвели слова экс-министра разведки и национальной безопасности Ирана Али Юнеси. В одном из интервью он подчеркнул, что агенты израильского аппарата безопасности так прочно засели в истеблишменте Исламской Республики, что, по его оценке, многие официальные лица должны всерьез переживать за собственные жизни.
Большую долю вины, впрочем, Али Юнеси тогда возложил на иранские спецслужбы, которые, по его словам, склонны отдавать приоритет политическим преследованиям, нежели действиям в реальной зоне своей ответственности. Можно абсолютно определенно сказать, что новое покушение актуализирует весь комплекс претензий к силовым ведомствам Ирана и, похоже, показывает, что это не тот вопрос, на который способна повлиять смена политического руководства.
Как отмечают американские эксперты по Ближнему Востоку, национальная разведывательная служба Израиля («Моссад») продолжает действовать на иранской территории с возрастающей интенсивностью. Израиль не берет на себя ответственность за эти акции, а израильские официальные лица категорически отказываются их обсуждать публично. Но изменение израильской политики силового воздействия на Иран кажется вполне очевидным.
Контртеррористическая кампания Израиля начала набирать обороты после ударов по иранским объектам в Сирии, нанесенных в рамках стратегии, которую отстаивал Нафтали Беннет, когда был министром в составе предыдущих кабинетов безопасности Израиля. Теперь, когда он стал премьер-министром, мы видим, как его планы реализуются на практике. По словам экспертов, Израиль больше не будет игнорировать попытки атак иранского режима и намерен спрашивать с тех, кто такие атаки против Израиля и его граждан планирует и осуществляет, даже, если для этого потребуется действовать в центре иранской столицы.
Согласно оценкам израильской и западной разведки, со слов израильского аналитика Бена Каспита, убитый в Тегеране Хасан Сайяд Ходаи имеет звание не полковника, как говорят представители Ирана, а бригадного генерала и был очень близок с покойным командиром спецподразделения «Аль-Кудс» КСИР Касемом Сулеймани, убитым в Ираке в январе 2020 года. Ходаи, говорят эти источники, руководил террористическими атаками против израильских и еврейских объектов по всему миру. Сообщается , что Ходаи был причастен к атакам против граждан Израиля, включая взрыв автомобиля израильского дипломата в Нью-Дели в 2012 году, в результате которого серьезно пострадала его жена. Ходаи, согласно информированным источникам в разведке, находился на продвинутой стадии проведения трех атак на израильские цели в нескольких местах по всему миру. «Эти попытки больше не будут выполняться», — сказал Al-Monitor высокопоставленный источник в израильских службах безопасности на условиях анонимности. Ранее Израиль также разоблачил предполагаемые планы Ирана по нанесению точечных ударов по израильским объектам в Кении, Южной Америке и Европе.
Ранее, в этом году, по сообщению ливанского телеканала Al-Mayadeen, связанного как с «Хизбаллой», так и с Ираном, иранские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различных типов были уничтожены в результате массированного авианалета, в феврале, на иранской базе недалеко от города Керманшаха, на западе страны. Согласно сообщению, иранцы приписывают атаку шести ударным БПЛА израильских ВВС. Израиль не ответил на обвинения и не взял на себя ответственность, что вписывается в его новую стратегию по противодействию Ирану и отказа от практики брать ответственность за подобные акции. При этом, в рамках новой стратегии, как отмечает Бен Каспит, Израиль предпочитает действовать в Иране руками местных иранцев, завербованных «Моссадом».
Одна из последних подобных операций была проведена в апреле, когда агенты «Моссада» в Иране, как сообщается, задержали иранца по имени Мансур Расули , который якобы был наемным убийцей. Расули задержали в его доме, увезли в неизвестном направлении и допросили, а затем обнародовали запись, на которых он признается в том, что был завербован силами «Аль-Кудс» для нападения на израильского дипломата в Турции.