Ситуация в Ливии: апрель 2009г.

2 апреля посол США в Ливии Жен Кретц объявил об открытии в американском диппредставительстве секции по выдаче американских виз, чего не было 29 предшествовавших лет. Этот шаг продолжил движение двух стран в сторону нормализации отношений, начавшееся в 2006г. «Этим шагом мы отправляем послание ливийцам: наши двери открыты для бизнеса, учебы, туризма», — заявил он, выразив надежду, что «ливийское правительство ответит взаимностью». С 1980г. ливийцы, желавшие получить американскую визу, обращались в посольство США в Тунисе.

В апреле в Средиземноморье установилась относительно хорошая погода, что сразу же подтолкнуло тысячи африканцев, скопившихся в Ливии, попытаться незаконно перебраться в Европу.

3 апреля итальянская организация Fortress Europe заявила, что в течение марта при попытке перебраться в Европу погибли по меньшей мере 316 нелегалов, в том числе свыше 200, стартовавшие из Ливии и погибшие 29 марта.

Как заявил 4 апреля глава МВД Ливии Абдельфаттах Юнис аль-Обейди, около 80 проц. нелегалов, которые отправляются в Европу, прибывают в Ливию из Нигера. При этом они рискуют погибнуть дважды — при пересечении ливийской пустыни и Средиземного моря. В этой связи министр призвал Нигер «убедить соседние страны в необходимости тесного сотрудничества между ними с тем, чтобы найти радикальные решения проблемы незаконной иммиграции, которая превратилась в угрозу безопасности и стабильности Ливии». «Учитывая географическую ситуацию и ограниченность средств, Ливия не может одна бороться против этого феномена», — утверждал он. Министр сообщил, что Ливия и Нигер договорились ввести совместное патрулирование на границе.

7 апреля Еврокомиссия фактически обвинила Ливию в непринятии мер по пресечению незаконной иммиграции со своей территории. В тот день Европа потребовала от Джамахирии более тесно сотрудничать в борьбе против этого явления. При этом отмечалось, что условия Ливии, которые она выдвигает, малореальны и создают много проблем. Как пояснил еврокомиссар по безопасности Жак Баррот, в частности, Ливия потребовала от Европы обеспечить финансирование наблюдения за ее южной границей, а также предоставить ей необходимые технические средства. Он не исключил, что в ближайшее время посетит Ливию с тем, чтобы оценить, «насколько ливийцы заинтересованы в выполнении ряда эффективных мер» /по борьбе с незаконной иммиграцией/. По мнению Баррота, в настоящее время самая большая проблема — что делать с перехваченными нелегалами, особенно — в море. «Нам необходимо соглашение с Ливией о реадмиссии, однако ливийцы нам говорят, что эти лица прибыли из других стран Африки, с которыми у них нет соотве тствующих соглашений, и поэтому они не могут отправить иммигрантов в страны их происхождения», — признал он. Он привел ливийские данные, согласно которым в настоящее время на территории Джамахирии находится около 2 млн кандидатов на незаконную иммиграцию. «Мы не можем принять всю Африку в Европе», — подчеркнул Баррот.

7 апреля Муамар Каддафи сделал показательный жест в сторону новой американской администрации, назвав Барака Обаму «молнией в темноте империализма». «Вплоть до последнего времени политические выступления Обамы были здравыми, отличающимися от того, что превалировало в выступлениях его предшественников», утверждал лидер ливийской революции. Он выразил опасение, что «этот молодой президент США будет ликвидирован, как это случилось с Линкольном и Кеннеди». Каддафи приветствовал также «обязательство Соединенных Штатов бороться за мир без ядерного оружия».

В апреле продолжилась бесконечная тяжба, затеянная Ливией после кратковременного задержания в июле 2008г. швейцарской полицией сына Муамара Каддафи — Ханнибала и его супруги, обвиненных прислугой отеля в нанесении им побоев. Прислуга — гражданка Туниса и марокканец — позднее, по всей видимости, получили отступное и по тихому забрали свои заявления. Что касается Ливии, то она «бросилась в бой», предприняв ряд мер против Швейцарии. В частности, 8 апреля она подала иск на кантон Женевы, в котором содержалось требование выплаты компенсации. В документе утверждалось, что полицейские якобы применили «непропорциональную силу», а также обращались с ливийской четой «наиболее оскорбительным образом».

12 апреля близкая к Сейф аль-Исламу Каддафи — сыну лидера ливийской революции — ливийская газета «Корина» сообщила, что бывший глава правительства страны Абу Зейд Дурда назначен на пост главы ливийской разведки. Дурда занимао пост премьера в период с 1990 по 1994гг. На посту начальника разведки он сменил 59-летнего Мусу Куса, который в марте с.г. возглавил МИД страны. Дурда — 1944 года рождения. В 70-е годы прошлого столетия он возглавлял министерства информации, иностранных дел, экономики и сельского хозяйства. Одно время он представлял свою страну в ООН.

15 апреля в Триполи находился глава МИД Судана Ас-Самани аль-Васила. Там он утверждал, что гуманитарная ситуация в провинции Дарфур «полностью стабильна» несмотря на выдворение Суданом ряда гуманитарных организаций после того, как 4 марта Международный уголовный суд принял решение выписать ордер на арест президента Омара аль-Башира. «Говорить, что ситуация ухудшилась после высылки ряда гуманитарных организаций — это полностью лживо и безответственно», — утверждал Аль-Васила. Одновременно он вновь обвинил выдворенные организации в том, что они «осуществляли деятельность, направленную против суверенитета и безопасности Судана».

В Триполи глава МИД Судана принимал участие в заседании Исполнительного совета Африканского Союза.

20 апреля стало известно, что Ливия в ближайшее время намерена потребовать экстрадиции Абдельбасета Али Мохаммеда аль-Меграни, отбывающего в Шотландии пожизненное заключение по обвинению в причастности к «делу Локерби». Это стало возможно после того, как в конце апреля состоялось подписание соглашения об экстрадиции между Ливией и Великобританией. Эти документы вошли в силу немедленно после их подписания. Предполагается, что после экстрадиции бывший офицер ливийских спецслужб продолжит отбывать наказание в Джамахирии. Его родственники утверждают, что он страдает раком в продвинутой стадии. Тем временем адвокаты Аль-Меграни добиваются его условно-досрочного освобождения с учетом его болезни. 28 апреля они подали уже вторую по счету апелляцию по этому поводу.

Аль-Меграни был осужден в 2001г. по обвинению в взрыве авиалайнера американской компании «Пан Ам» в небе над шотландским городком Локерби 21 декабря 1988г., когда погибли 270 человек. Ливиец всегда отвергал предъявленные ему обвинения.

20 апреля голландский адвокат пяти болгарских медсестер и врача-палестинца, долгое время удерживавшихся в Ливии по сомнительному обвинению в причастности к заражению СПИДом детей-пациентов больницы в Бенгази, сообщила, что ее клиенты намерены требовать через суд у Ливии несколько миллионов евро в качестве компенсации за «несправедливое тюремное заключение в течение более чем восьми лет». В письме, направленном на имя М.Каддафи, Лизбет Зегвельд потребовала указанной суммы с тем, чтобы потерпевшие, «несправедливо приговоренные к смертной казни», получили компенсацию, которая необходима им для того, чтобы «вновь наладить их жизнь». За освобождение «шестерки» в свое время боролись самые видные политики, однако Триполи фактически сделал их заложниками в торге, который он вел тогда с западными странами. Медработники при содействии Франции были экстрадированы в Болгарию в июле 2007г. и тут же освобождены. Представляется, что задача получения компенсации от Ливии будет не из лег ких, поскольку перед экстрадицией ливийские власти вынудили их подписать обязательства не подавать в суд на Джамахирию. Тем не менее все шестеро подали жалобу на Ливию в Комитет по правам человека ООН, а палестинец Ашраф Хаджудж преследует в судебном порядке Каддафи во Франции, инкриминируя ему примененные в отношении медработников пытки.

21 апреля госсекретарь США Хиллари Клинтон приняла в Вашингтоне сына лидера ливийской революции Мутассима Каддафи. В своей стране он занимает пост советника Каддафи-старшего по вопросам национальной безопасности. В ходе встречи Клинтон заверила своего собеседника, что Вашингтон стремится укрепить двусторонние отношения. Насколько эти заверения услышаны и оценены — сказать трудно. Буквально накануне встречи посол Ливии в США Али Уджали со страниц «Нью-Йорк Таймс» выразил недовольство тем, что Триполи получил взамен на отказ в 2003г. от реализации программ создания оружия массового поражения /ОМП/. «Наш опыт — плохой пример для таких стран, как Иран и Северная Корея, — утверждал он. — Вашингтон так и не раскрыл, как наши две страны могли бы построить новые отношения, которые были бы примером для других «пороговых» государств».

13 апреля алжирская нефте- газодобывающая группа СОНАТРАК объявила, что в рамках совместного проекта с ливийской Национальной нефтяной компанией /ННК/ обнаружила месторождение нефти в бассейне Гадамес в 230 км к югу от Триполи. Это обнаружение — первое, сделанное СОНАТРАК при реализации совместных проектов в Ливии. В Джамахирии действует «дочка» СОНАТРАК — компания «Сипекс». При реализации совместных проектов в Ливии две компании действуют на основании соглашения об ассоциации, по которому ННК будет получать 75 проц. прибыли, «Сипекс» — 25, она же будет работать в качестве оператора месторождения. Сделанное открытие — первое на блоке 65, который в 2005г. получила для освоения «Сипекс».

52.27MB | MySQL:103 | 0,482sec