Социально-экономическая ситуация в Иране и ее влияние на предвыборные программы кандидатов в президенты ИРИ

Складывающаяся внутриполитическая ситуация в Иране привела к тому, что все основные участники президентской гонки (М.Ахмадинежад, М.Кярруби, М.Резаи, М.Х.Мусави) уделяют особое внимание пропагандированию своей экономической программы действий. При этом, с точки зрения экспертов, важным для кандидатов является не только продемонстрировать имеющееся у них желание улучшить условия жизни и благосостояние населения ИРИ, но и предложить продуманный, конкретный, а также осуществимый план по достижению указанной цели. Ориентиром для многих претендентов на пост президента здесь служит предложенная М.Ахмадинежадом программа реформы, которая, по мнению участников предвыборной гонки, уже не дает им права ограничиться критикой действующего кабинета министров и общими обещаниями.

Еще в июле 2008 г. действующий президент выступил с инициативой проведения крупномасштабных экономических преобразований. Официально, грядущие реформы должны «ускорить развитие национального хозяйства, сократить безработицу, инфляцию, перерасход средств, а также установить социальную справедливость». На практике это выразилось в решении руководства ИРИ сократить лежащее на бюджете бремя льгот и предоставляемых ежегодно населению государственных субсидий общим объемом 90 – 100 млрд долл. США, а также перераспределить под контролем лояльных М.Ахмадинежаду лиц высвободившиеся финансовые средства.

В соответствие с инициативой правительства, в 2009 г. в стране начнется увеличение стоимости энергоносителей, которое завершиться к 2012 г. (по другим данным к 2013 г.). Будет ли оно производиться постепенно или одномоментно пока не определено. В соответствии с последним (третьим) предложенным кабинетом министров сценарием цены на горючее в Иране должны вырасти следующим образом: бензин с 1000 до 4000 риалов за литр, дизельное топливо с 165 до 3500 риалов за литр, топливная нефть с 95 до 2000 риалов за литр, керосин с 165 до 3500 риалов за литр, сжиженный газ с 57 до 2000 риалов за литр, природный газ с 120 до 1300 риалов за кубометр, электричество с 167 до 1000 риалов за киловатт. Высвободившаяся от сокращения госсубсидий сумма (изначально по расчетам правительства – 34 млрд долл. США) должна пойти на проекты по развитию экономики, субсидирование производства и прямые выплаты льгот населению (за исключением слоев населения с высоким доходом), под контролем правительства и специально созданного фонда.

Причины возникновения данной инициативы и последствия ее возможной реализации носят как социально-экономический, так и менее афишируемый политический характер. Разговор о необходимости полной отмены или значительного сокращения государственных дотаций на поддержание низкого уровня цен на товары первой необходимости и энергоносители ведется среди правящей элиты ИРИ уже достаточно давно. Большинство цен на так называемые «стратегические товары» (в первую очередь, продукты питания, топливо) было фактически заморожено с 2005 г. Покрывать разницу между их себестоимостью (импортной ценой) и низкими внутренними ценами с каждым годом правительству становилось все тяжелее даже в условиях высоких цен на нефть. Предлагаемые иранским руководством варианты «бесстрессового» облегчения бремени госдотаций не оправдали себя: отмена талонов на льготные продукты для населения, живущего в городах с населением более 100 тыс. человек, отказ от субсидирования некоторых второстепенных продуктов, постепенный отпуск цен, небольшое повышение стоимости бензина и распределение его по топливным карточкам в 2007 г. сильно ситуацию не изменили. Окончательную точку в вопросе отмены госдотаций поставил мировой финансовый кризис, достаточно сильно задевший Иран и потребовавший от правительства страны для поддержания экономики ИРИ наплаву в кратчайшие сроки по максимуму саккумулировать свободные средства, в том числе и за счет отказа от соцпрограмм. Этими же соображениями, с точки зрения экспертов, обусловлено и растущее, по неофициальной информации, желание М.Ахмадинежада провести единовременное, а не постепенное повышение цен.

Правительство даже попыталось начать реализацию указанной программы, изначально предусмотрев монетизацию льгот и реструктуризацию субсидий в бюджете на 1388 г. (март 2009 – март 2010 гг.). Однако 9 марта 2009 г. иранский парламент проголосовал за исключение данного пункта из бюджета страны. Депутаты, не поддержавшие инициативу М.Ахмадинежада, коих в меджлисе оказалось большинство, в своих выступлениях ссылались на непродуманность правительственных реформ. С их точки зрения, руководство страны недооценивает тот стресс, который предстоит перенести иранской экономике. Они оправданно полагают, что повышение цен на энергоносители вызовет цепную реакцию и приведет к увеличению себестоимости производства товаров (75,8%), потребительских цен (59,6%) и инфляции (13,5 – 45%). Особенно серьезный удар будет нанесен по продовольственной безопасности ИРИ: рост цен на сельхозпродукты может составить 69% для куриного мяса, 67% для куриных яиц, 76% для молока и 46 – 47% для красного мяса, что весьма критично в условиях низкого уровня жизни в Иране. В итоге же увеличение себестоимости отечественной продукции, происходящее на фоне снижения стоимости импортных товаров, значительно уменьшит конкурентоспособность иранских производителей, переживающих и без того тяжелые времена.

В результате парламентарии заявили о своей неготовности принять ответственность за столь масштабные потрясения, негативный эффект от которых не помогут сгладить даже обещанные прямые выплаты бедной части населения (по разным оценкам от 14,5 до 22 долл. США на человека в месяц). Формальным поводом для исключения пункта о монетизации льгот и отмене топливных субсидий из бюджета на 1388 г. стала необходимость рассмотрения всего комплекса реформ, а не ее одного (пусть и самого важного) элемента. Некоторые эксперты даже полагали, что это фактически означало провал программы преобразований М.Ахмадинежада, т.к. монетизация льгот и повышение стоимости энергоносителей вызывали наименьшие нарекания со стороны иранского политического истеблишмента, в результате чего и были вынесены на обсуждение отдельно. Между тем действующий президент не отказался от своей инициативы и, несмотря на ее заведомую непопулярность, даже сделал указанные преобразования элементом своей предвыборной программы.

На этом фоне оппоненты М.Ахмадинежада и его соперники по президентской гонке М.Кярруби, М.Резаи, М.Х.Мусави официально стараются максимально дистанцироваться от политики действующего кабинета министров. Формально, достигнуть главной (и общей для всех кандидатов) цели по созданию справедливой экономической системы, основанной на принципах демократии, равноправия и ограниченного государственного вмешательства, каждый из них собирается по-своему: М.Кярруби – через раздачу всем иранцам старше 18 лет акций некоей пока еще не созданной компании (фонда), контролирующей продажу добытых в ИРИ энергоресурсов; М.Резаи привлекая к управлению государством проверенных специалистов (бывший министр экономики Д.Данеш-Джафари уже выступает в качестве его советника); М.Х.Мусави путем защиты отечественного производителя, восстановления распущенной М.Ахмадинежадом Организации управления и бюджетного планирования и усиления роли кооперативного и частного секторов. Однако при всем разнообразии подходов в данной части предвыборных программ у М.Кярруби, М.Резаи и М.Х.Мусави с предвыборной платформой М.Ахмадинежада просматривается ряд общих черт.

Все три главных конкурента действующего президента действительно активно критикуют правительство за рост инфляции, безработицы, разорение действующих предприятий, чрезмерное вмешательство государства в управление экономикой и дела частного сектора, бесконтрольный ввоз иностранных товаров, ставящий под угрозу существование внутреннего производителя. Но стоит им только перейти к обсуждению конкретных шагов по улучшению существующей ситуации тут же возникает оговорка о том, что они не собираются коренным образом отказываться от экономического курса действующего президента, имеющего, с их точки зрения, и положительные моменты. Тот же М.Х.Мусави, ярый критик нынешнего кабинета министров, предупреждающий на митингах о губительных последствиях реализации плана реформ М.Ахмадинежада, в более спокойной обстановке отмечает, что в случае победы он обязательно проведет реструктуризацию субсидий (не исключая и монетизацию льгот), осуществит введение НДС, активизировав тем самым налоговую политику государства, и продолжит приватизацию, т.е. воплотит в жизнь замыслы прежней администрации. К схожему пониманию ситуации склоняется и М.Резаи.

В этом ключе, обращает на себя внимание экономическая платформа лидера Партии народного доверия (ПНД) и видного политического деятеля М.Кярруби. Традиционный участник проходящих в Иране президентских гонок он не скрывает, что в этот раз им был привлечен целый ряд специалистов во главе с видным экономистом М.Нейли, которые разработали для него масштабный план действий, далеко шагнувший по сравнению с обещаниями М.Кярруби на выборах 2005 г. в случае победы периодически раздавать каждому жителю ИРИ по 50 долларов США.

Улучшить благосостояние иранского народа М.Кярруби собирается за счет передачи в руки населения ИРИ управления над главным источником доходов бюджета – нефтью. По его замыслу, в Иране будет создан некий фонд (или компания), акциями которой без права передачи и купли-продажи будет владеть каждый гражданин ИРИ старше 18 лет. В соответствии с планом, государство обязано продавать указанной структуре по себестоимости добытые в стране нефть и газ в объемах, покрывающих внутренние потребности. После этого, данная организация будет распределять саккумулированные ресурсы между иранскими перерабатывающими заводами, но уже по рыночной цене. Полученная чистая прибыль ежегодно будет делиться между акционерами. По оценкам экспертов ПНД, только в текущем году население страны могло бы получить в качестве дивидендов 34 млрд долл. США. Характерно, что в своих заявлениях они ссылаются на расчеты правительственных аналитиков, а фактический отец экономической программы М.Кярруби – М.Нейли открыто признает, что его детище есть ничто иное, как вариант плана реформ М.Ахмадинежада. По своей сути оно также предусматривает ревизию косвенных субсидий, отмену госдотаций на бензин и горюче-смазочные материалы, монетизацию льгот. В то же время в экономической части предвыборной платформы лидера ПНД, по замыслу ее разработчиков, есть ряд сильных моментов отсутствующих в программе М.Ахмадинежада.

Во-первых, по словам М.Нейли, он значительно лучше проработал социальную компоненту реформ — превращение населения в акционеров компании, отвечающей за продажу энергоресурсов, что позволит компенсировать шок от будущего повышения цен и сделать прозрачным процесс получения населением дополнительных денег. Кроме того, естественное изменение объемов дивидендов в зависимости от чистой прибыли будущего фонда дает возможность избежать долгого и тяжелого процесса ежегодного пересмотра объемов прямых выплат, предусмотренных планом М.Ахмадинежада.

Во-вторых, намного прозрачнее становится схема распределения доходов, полученных от нефти. За этот процесс уже не будет отвечать государство. Он окажется подконтролен народу и народным представителям, которые в долгосрочной перспективе будут выбираться в совет управляющих новым фондом. Единственный доход, который правительство сможет получать от добычи нефти и газа будут налоги, взимаемые с указанной структуры. Если же ему понадобятся дополнительные средства, то оно сможет их позаимствовать у фонда, но только в виде кредита.

В-третьих, как считает М.Кярруби, реализация данной инициативы позволит изменить сознание населения и его восприятие своей роли в экономической жизни страны. Государство в глазах простых иранцев уже не будет выступать в виде источника трансфертов, что, как считают эксперты ПНД значительно ослабляет предпринимательскую активность частных лиц. Наоборот, народ, держащий в руках акции жизненно важной для страны организации, ощутит сопричастность к процессу принятии решений и подконтрольность ему правительства.

Однако при всех формальных отличиях суть остается прежней – предвыборная программа М.Кярруби является фактически вариантом плана реформ М.Ахмадинежада. Завуалированное единогласие главных кандидатов в президенты ИРИ относительно основного направления реализации экономической стратегии в случае победы объясняется в целом тяжелой внутренней социально-экономической ситуацией в Иране, которая, по существующим оценкам, останется таковой в течение всего 2009 г. – первом квартале 2010 г. В частности, прогнозируется, что к марту 2010 г. с 4,9% до 4,3% (по другим оценкам с 5,6% до 3,5%) сократится рост ВВП, с 25,9% до 35% увеличатся темпы инфляции, значительно возрастут объемы денежной массы (не менее 10 – 17% в год), с 10% (неофициально 14,6%) до 15% увеличится доля безработных. Рост потребительских цен в городах в 2009 г. составит не менее 20% в год, сопровождаясь укреплением курса доллара США по отношению к национальной валюте, который к 2010 г. может превысить отметку в 10000 иранских риалов. По разным оценкам, за чертой бедности в ИРИ сейчас живет от 14 до 25 млн человек (максимально – не менее 35%), при МРОТ 279 долл. США на человека и прожиточном минимуме в 860 долл. США на городскую семью из пяти человек. Достаточно сильным является социальное расслоение: доходы богатейшей части населения в 15,5 раз превосходят доходы беднейшей его части. Расчеты иранцев также показывают, что «справедливой» стоимостью барреля нефти, которая смогла бы обеспечить устойчивое развитие страны, по-прежнему остается уровень выше 80 (по другим оценкам – 100) долл. США. Исходя из этого, дефицит бюджета в 1388 г. может составить от 5,5 до 25 млрд долл. США.

В данных условиях иранскому правительству становится все труднее оказывать достаточную поддержку отечественным (в основной массе — государственным) предприятиям за счет доходов от экспорта нефти. Заложенная в бюджете на 1388 г. сумма размером 6 млрд долл. США, предоставляемая банкам ИРИ для инвестирования в промышленный сектор, самими госчиновниками считается недостаточной. На эти нужды они предлагают привлечь еще как минимум 16 млрд долл. США за счет поступлений от экспорта нефти в 1388 г. Между тем возможностей саккумулировать эти средства в 2009 г. без сокращения субсидий у иранцев, судя по имеющейся информации, нет. Расчеты показывают, что обеспечить устойчивое развитие страны может уровень стоимости нефти не ниже 65 – 70 долл. США за баррель. Для компенсации нехватки средств в госбюджете ЦБ ИРИ вновь был вынужден увеличить денежную массу за счет выпуска с марта 2009 г. банкнот нового образца достоинством в 20 000 риалов и монет стоимостью в 250, 500 и 1000 риалов. Не исключается и возможность того, что в 1388 году иранское руководство окажется вынуждено обратиться к международным финансовым институтам с просьбой о предоставлении кредитов и станет активнее использовать лизинговые схемы при покупке оборудования для стратегически важных отраслей промышленности.

Руководство ИРИ уже пошло на частичное свертывание реализации некоторых социальных программ: объявлено, что в 1388 г. уровень МРОТ, на основе которого рассчитываются, в том числе, и пенсионные выплаты, останется практически неизменным (около 280 долл.). С апреля 2009 г. ежегодная индексация заработных плат госслужащих перестала быть всеобщей и поставлена в зависимость от их жалования. При этом, если традиционно темпы роста заработных плат соответствовали росту инфляции в ИРИ, то в 1388 г. максимальная индексация составит лишь 20%.

В такой ситуации, возможности кандидатов по маневру в рамках их предвыборных программ значительно ограничены. Им остается только как данное принять факт неизбежности проведения заявленных М.Ахмадинежадом непопулярных реформ, которые, в том числе, предусматривают сокращение лежащего на государстве бремени дотаций и субсидий. М.Кярруби, М.Резаи и М.Х.Мусави стараются не акцентировать указанный момент, вуалируя его различными благородными обещаниями. Однако, с точки зрения аналитиков, уже сейчас можно утверждать, что независимо от того, кто из кандидатов в президенты победит в 2009 г., существующий курс правительства в экономике будет лишь незначительно скорректирован при сохранении прежних целей.

52.29MB | MySQL:103 | 0,689sec