Пакистан и Афганистан: комплексный подход «региональной стратегии» США

Реализация «региональной стратегии» США в Западной Азии, объявленной президентом Б.Обамой в конце марта 2009 г., предусматривает комплексный, т.е. двусторонний (Афганистан и Пакистан) подход к вопросу борьбы с терроризмом, уничтожение боевиков движения «Талибан» и «Аль-Каиды».

Для достижения комплексности, в первую очередь необходимо было наладить двусторонний диалог между Пакистаном и Афганистаном. Несмотря на соседство, единые этнические корни, в частности пуштунов, культурную идентификацию, общие современные проблемы, связанные с борьбой против терроризма и т.д., отношения между Афганистаном и Пакистаном в последние годы были подчеркнуто официальными. Первым положительным сигналом было приглашение на инаугурационную церемонию президента Пакистана Асифа Али Зардари 8 сентября 2008 г. президента Афганистана Хамида Карзая. У афганского презита было крайне натянутые отношения с генералом-президентом Пакистана Первезом Мушаррафом на протяжении многих лет. Приход к власти Пакистанской народной партии/ПНП, смена стратегии внешней политики в Пакистане, личные отношения и т.д. привели сначала к оживлению, а в дальнейшем и развитию пакистано-афганского диалога — переговоры лидеров двух стран в Анкаре в конце 2008 г., визит Зардари в Кабул в январе 2009 г.; трехсторонний саммит в Вашингтоне в начале мая 2009 г., и наконец, Афганская инвестиционная конференция в Исламабаде (май 2009 г.).

Сегодня, можно сказать, налицо улучшение пакистано-афганских отношений. Но отметим, что было бы неблагоразумным списывать все на внезапно возникшее пакистано-афганское желание сотрудничества.

Сценарий будущих событий под названием «Региональный подход США в борьбе с терроризмом в регионе Западной Азии» предусматривает две составляющие: военную ( см. Н.Замараева , Афгано-пакистанский вопрос в повестке дня юбилейного саммита НАТО, www.iimes.ru, 08.04.09) и экономическую – план конкретных мер, направленных на осуществление концепции «региональности»., т.е. увязывание воедино различными инфраструктурными и инвестиционными проектами экономические пространства двух государств.

В общих чертах план социально-экономического сотрудничества был разработан и представлен на обсуждение на трехстороннем саммите президентов – Б.Обамы, Х.Карзая и А.Зардари . Встреча состоялась в первой декаде мая 2009 г. в Вашингтоне. Пакет соглашений, принятых и подписанных лидерами Афганистана и Пакистана, предусматривал разные темы и направления.

Одной из основных договоренностей является так называемый пакет «пограничных соглашений», направленный на борьбу совместными усилиями с терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком и т.д. также предусматривающий повышение эффективности управления безопасностью пограничных районов.

Стремление справедливое – обе стороны согласились, что только они вправе определять судьбу своих стран, и с этой целью предпримут все имеющиеся меры по повышению безопасности афгано-пакистанской границы, и не допустят нелегального ее перехода.

Ряд стран из Международных сил содействия безопасности в Афганистане – США, Великобритания, Канада, Австралия и др. высказали намерение оказать помощь и содействие в развитии соответствующей инфраструктуры и подготовке пограничных войск.

Протяженность границы между двумя странами составляет 2 640 километров. Исторически границу между Пакистаном и Афганистаном называют Линией Дюранда . Официально граница была установлена после соглашения, достигнутое между Британской империей и Эмиром Афганистана Абдур Рахман 12 ноября 1893 г.. После распада Британской Индии в 1947 г. по другую от Афганистана сторону Гиндукуша была образована Исламская Республика Пакистан, и на границу с Афганистаном стали выходить три новые административные единицы государства : Северо-Западная пограничная провинция/СЗПП, Белуджистан и Территория племен федерального управления/ FATA.

Установление действенного пограничного контроля преследует сегодня две основные цели: борьба с нелегальным переходом границы и предотвращение наркотрафика. Определенные меры принимались и в прошлые годы, но обе стороны продолжают обвинять друг друга в нарушении договоренностей – Кабул обвиняет Исламабад в «предоставлении своей земли в районе пуштунских племен для боевиков; в свою очередь Исламабад обвиняет Кабул в неспособности приостановить поток талибов». (The Nation 10.05.09)

Для повышения безопасности государственных границ обе страны в лице министров внутренних дел согласились сформировать пограничные силы безопасности; в дальнейшем производить обмен нарушителями и разведывательными данными.

В ходе встречи были подписаны несколько важных документов. Одним из них является Меморандум о взаимопонимании о новом транзитном торговом коридоре между Пакистаном и Афганистаном — Afghan Transit Trade (ATT) agreement, который, как полагают министры иностранных дел обоих государств, начнет действовать уже к концу этого года. Афганистан, как известно, является неизменным партнером Пакистана, через территорию которого проходят торговые пути; перевалка импортных и экспортных грузов для Кабула также проходит через пакистанский порт Карачи. И даже в период непростых отношений между двумя странами, торговые караваны все равно шли своими традиционными маршрутами через горные перевалы.

Третьим, крайне важным направлением сотрудничества Афганистана и Пакистана является их экономические связи с центральноазиатскими республиками. Это направление развито пока крайне слабо. Как заявил представитель Всемирного банка товарооборот составляет менее двух процентов, а торговля электроэнергией – совсем на ничтожном уровне. Вновь был поднят вопрос об одном из крупнейших проектов региона – поставки электричества из Таджикистана и Киргизстана, так называемый Центральноазиатский-южноазиатский проект/ Central Asia-South Asia (CASA) Transmission project. Посредниками выступают Всемирный банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и другие финансовые учреждения. Лидеры обсудили перспективы развития регионального рынка электроэнергии Центральной Азии. Стоимость проекта — 680 миллионов долларов. Протяженность линии передач составляет 477 километров мощностью 500 kV AC, которая должна быть протянута от Республики Кыргызстан до Таджикистана, а далее еще 750 километров высоковольтной линии передач мощностью 500 kV DC от Таджикистана через Кабул и далее на юг к границе Пакистана.

Фактически майские обсуждения 2009 г. – реанимация проекта. Официальные постатейные договоренности были достигнуты еще в начале августа 2008 г. в Исламабаде. Но внутриполитические изменения, отсутствие реального заказчика, поэтапного финансирования и т.д. вновь отодвинули проект. Сегодня энергетический вопрос стоит для Пакистана очень остро – постоянная нехватка электроэнергии приводила в прошлом году к векторному отключению электропитания даже в столице – Исламабаде.

В последнем совместном заявлении говорится, что «две страны осознают, что реализация проекта CASA 1000 — цель которого — увеличение подачи электроэнергии в будущем – станет катализатором дополнительных инвестиций в энергетику и торговлю для каждой из четырех стран-участниц проекта , и в регион в целом, что в свою очередь будет иметь положительный демонстрационный эффект для реализации других инфраструктурных проектов ».

И в довершении всего – в Исламабаде только что закончила работу Третья Конференция Регионального Экономического сотрудничества по Афганистану/ Regional Economic Cooperation Conference on Afghanistan. Форум привлек внимание широкой международной общественности – в нем приняли участие представители сорока стран – Китая, Японии, США, Канады и ряда европейских стран, а также представители, международных организаций, бизнесмены. Цель конференции – «формирование нового антитеррористического фронта, направленного на уничтожение движения «Талибан» и «Аль-Каиды», и его следует рассматривать как часть реализации американской стратегии «региональности». (Dawn 13.05.09)

Действительно регион очень проблемный из-за бесконечной войны в Афганистане, и помимо решения различных политических проблем, страны, входящие в Международные силы содействия безопасности, понимают, что необходимо решать социально-экономические проблемы. Например, растет число безработных, неквалифицированной рабочей силы, которой необходимо дать какую-либо работу, иначе они тоже возьмут в руки оружие. Представитель Китая предлагал начать в Афганистане с развития небольших проектов.

Справедливости ради следует отметить, что вопросы, проблемы, и наконец, представленные на конференции проекты – обсуждаются уже много лет, но результата пока нет. Многие из них, как например, передача электроэнергии, может быть решена в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

52.28MB | MySQL:103 | 0,552sec