Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 мая 2009 года)

Минувшая неделе была отмечена повышенной политико-дипломатической активностью на Ближнем Востоке, связанной главным образом с вопросами арабо-израильского урегулирования.

11 мая Совет Безопасности ООН в специальном заявлении подтвердил принцип сосуществования двух государств – Израиля и Палестины, а также высказался за проведение в Москве международной конференции по Ближнему Востоку. Совбез призвал «к новым и срочным усилиям сторон и международного сообщества для достижения всеобъемлющего, справедливого и долгосрочного мира на Ближнем Востоке». В заявлении указано на поддержку Советом Безопасности «необратимости двусторонних переговоров, основанных на прежних обязательствах израильской и арабской сторон».

В преддверии начинающегося 18 мая визита в США премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху встретился 11 мая в египетском Шарм-эш-Шейхе с президентом АРЕ Х. Мубараком, а 14 мая посетил Иорданию, где провел переговоры с королем Абдаллой II. Президент Х. Мубарак и король Абдалла II призвали израильского руководителя к возобновлению переговоров с палестинцами на основе ранее достигнутых договоренностей и арабской мирной инициативы. При этом иорданский монарх особо подчеркнул, что он не видит альтернативы плану создания «двух государств для двух народов». Со своей стороны, Б. Нетаньяху вновь ушел от прямого ответа на вопрос о создании независимого палестинского государства, сделав упор на том, что «безопасность и процветающая экономика» являются необходимыми условиями для достижения мира с палестинцами.

На прошедшей неделе завершилась первая зарубежная поездка министра иностранных дел Израиля А. Либермана, посетившего Италию, Францию, Германию и Чехию. В европейских столицах главе израильской дипломатии твердо заявили о необходимости возврата к мирным переговорам с палестинцами на основе плана «два государства для двух народов».

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас, который также в ближайшее время посетит США, провел 14 мая в Дамаске переговоры с президентом Сирии Б. Асадом, обсудив вопросы арабо-израильского урегулирования и межпалестинского примирения.

В Каире 16 мая при посредничестве Египта начался пятый раунд переговоров о примирении между противоборствующими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. При этом представитель ХАМАС заявил, что исламисты не намерены обсуждать вопрос о признании права Израиля на существование, указав, что эта тема «закрыта для дискуссий».

Президент Турции А. Гюль совершил очередной визит в Сирию. На переговорах с главой сирийского государства Б. Асадом было отмечено, что наблюдаемая сейчас «частичная разрядка международной обстановки» способствует активизации мирного процесса на Ближнем Востоке, а Б. Асад вновь заявило желании САР возобновить мирные переговоры с Израилем, подчеркнув, что мир остается «стратегическим выбором» Дамаска, но его достижение возможно лишь при условии возврата Сирии оккупированных Голанских высот. По мнению Асада, у него сейчас нет серьезного партнера по переговорам с израильской стороны, а поэтому определить дату их начала можно будет лишь тогда, «когда появится партнер». Кроме того, Б. Асад считает необходимым подключение к мирному процессу других государств, в первую очередь, США. В то же время, по оценке Израиля, сирийский руководитель не желает мирного соглашения с израильтянами, а лишь хочет использовать переговорный процесс в интересах восстановления отношений с Западом.

Очень сложная обстановка сохраняется в Пакистане. На северо-западе страны в районе долины Сват правительственные войска при поддержке боевой авиации и подразделений спецназа продолжали крупномасштабную операцию против отрядов боевиков радикального исламистского движения «Талибан». Непрекращающееся ожесточенное вооруженное противостояние привело к массовому исходу жителей из районов боевых действий. К настоящему времени число беженцев превысило 360 тыс. человек. Всего же в Пакистане в течение года по причине нестабильности и напряженности места своего постоянного проживания покинули до 1,3 млн человек, в т. ч. 850 тыс. человек только за последний месяц. Между тем боевики экстремистских группировок активно действуют и в других районах, примыкающих к границе с Афганистаном. Так, на минувшей неделе они вновь совершили нападение на грузовой терминал вблизи Пешавара, который обеспечивает снабжение войск западной коалиции в Афганистане. В стране было совершено несколько терактов. В то же время США с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) продолжают наносить удары по боевикам противника на пакистанской территории, что вызывает недовольство у официального Исламабада. С тем, чтобы смягчить реакцию пакистанских властей на эти действия, американцы впервые передали пакистанцам большой объем информации, собранной с помощью БПЛА в районе пакистано-афганской границы.

12 мая было объявлено об отставке командующего войсками США и НАТО в Афганистане генерала Д. Маккирнана. По словам главы Пентагона Р. Гейтса, «это решение наилучшим способом отвечает интересам национальной безопасности США», т. к. «проводимой в Афганистане операции требуется новое мышление и новый подход со стороны военного командования». Вместо Маккирнана командующим контингентом ВС США (45 тыс. чел.) и Международных сил содействия безопасности в Афганистане (32 тыс. чел.) назначен генерал-майор С. Маккристалл. Ранее он руководил Командованием специальных операций ВС США. Р. Гейтс подчеркнул, что новый командующий должен действовать в соответствии с недавно принятой афганской стратегией президента Б. Обамы. Гейтс также заявил, что американская авиация не прекратит наносить удары по боевикам в Афганистане, т. к. «нам необходимо защищать наши войска».

В последнее время резко обострилась обстановка в Сомали. Боевики радикальных исламистских группировок, основу которых составляет организация «Аш-Шабаб», развернули наступление с целью свержения нынешнего сомалийского правительства. Активизацию действий непримиримой оппозиции эксперты во многом связывают с недавним возвращением на родину лидера радикалов Х. Д. Авейса. Основные бои идут в столице страны Могадишо, большую часть которой уже перешла под контроль отрядов оппозиции. Боевики вплотную подошли к президентскому дворцу. Число погибших составило около 150 человек. Более 30 тыс. жителей Могадишо покинули город. Сообщается, что на стороне противников режима действуют несколько сотен иностранных боевиков. Помощь оппозиции оказывает соседняя Эритрея. В этой связи США потребовали от Эритреи немедленно «прекратить разжигание пламени насилия в Сомали». Ожесточенные бои идут также в районе г. Махас в 300 км северо-восточнее столицы. 17 мая боевики захватили родной город президента страны Джоухар в 80 км севернее Могадишо. И хотя Совет Безопасности ООН отклонил идею направления в Сомали «голубых касок», по заявлению генерального секретаря организации Пан Ги Муна, вопрос о миротворческой миссии ООН в Сомали «продолжает оставаться на столе». В настоящее время в стране действуют 4,3 тыс. миротворцев Африканского союза.

На фоне продолжающейся гражданской войны повышенную активность проявляют сомалийские пираты. В этом году (по состоянию на 15 мая) они уже совершили 478 нападений (за весь 2008 г. – 815 нападений). В настоящее время пираты удерживают 17 судов и примерно 300 заложников. Как сообщается, в 2008 г. пираты в качестве выкупа получили от 120 до 150 млн долларов, что позволило им приобрести более современную технику для захвата крупных судов. По мнению специалистов, «пока можно лишь констатировать, что, несмотря на развертывание у берегов Сомали одной из крупнейших военно-морских флотилий в современной истории, фактически мы наблюдаем сейчас паралич международной системы обеспечения безопасности, свободы мореплавания и торговли в этом регионе».

Министр иностранных дел Ирана М. Моттаки заявил, что в Тегеране отвергают предложенные Вашингтоном временные рамки для переговоров по ядерной проблеме ИРИ. По словам министра, установление временных рамок бессмысленно без реальных позитивных изменений в американской внешней политике. В ответ в госдепартаменте США сообщили, что хотя у Вашингтона и нет жестких сроков для дипломатических попыток разрешить иранскую ядерную проблему, американская администрация не «готова бесконечно ждать пока Иран не решит приостановить работы, связанные с обогащением урана и вернуться за стол переговоров». Ранее сообщалось, что США и их союзники по НАТО намерены вести переговоры с Ираном по его ядерной проблеме лишь до октября 2009 г.

По информации израильских СМИ, президент США Б. Обама, не дожидаясь личной встречи, назначенной на 18 мая, направил премьер-министру Израиля Б. Нетаньяху специальное послание, в котором говорится, что израильским военным не следует «преподносить сюрпризы Вашингтону, проводя военную операцию против Ирана» с целью уничтожения его ядерных объектов.

В Кувейте 16 мая прошли выборы депутатов Национального собрания. Это были вторые парламентские выборы в стране в течение года. В марте глава государства эмир шейх С. аль-Ахмад ас-Сабах распустил парламент, который к тому времени действовал лишь 10 месяцев. На нынешних выборах на 50 депутатских кресел претендовали 210 кандидатов, в т. ч. 16 женщин. Причем впервые в кувейтской истории четыре женщины стали депутатами парламента. По предварительной информации, местные суннитские исламисты потеряли восемь мандатов, и будут иметь в новом составе Национального собрания лишь 16 мест. В то же время шиитские исламисты сохранили свои позиции (пять мест). В голосовании, прошедшем в спокойной обстановке, участвовали 58 проц. зарегистрированных избирателей (на предыдущих выборах – 65 проц.).

На минувшей неделе Судан в очередной раз обвинил соседний Чад в бомбардировках (трех) своей территории, заявив, что в ответ в Хартуме «рассматриваются все варианты».

Обстановка в южных районах Судана продолжает оставаться нестабильной. Здесь продолжают иметь место многочисленные столкновения между враждующими племенами. По словам представителей ООН, можно говорить об эскалации насилия в регионе, что ведет к значительным человеческим жертвам.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган призвал Евросоюз определиться в вопросе о приеме его страны в эту организацию на правах полноправного члена (переговоры об этом ведутся с 2005 г.). Эрдоган заявил: «Если вы не хотите Турцию, так и скажите. Вы не принимаете нас из-за того, что большинство граждан Турции являются мусульманами». Эти слова глава турецкого правительства произнес в ответ на недавние заявления канцлера Германии А. Меркель и президента Франции Н. Саркози, которые высказались против приема Турции в ЕС в качестве полноправного члена. Вместе с тем, несмотря на подобные заявления, Анкара намерена твердо продолжать курс на вступление в Евросоюз.

На прошедшей неделе Ливан посетила сирийская военная делегация во главе с начальником генштаба ВС САР генералом А. Хабибом. Это произошло впервые после ухода из Ливана сирийских войск в апреле 2005 г. Сирийские военные провели переговоры с командующим ливанской армией генералом Дж. Кахваджи и имели встречу с президентом страны М. Сулейма-ном. В ходе переговоров затрагивались вопросы сотрудничества двух государств в обеспечении безопасности на совместной границе и в борьбе с терроризмом. А. Хабиб предложил ливанцам помощь Сирии в подготовке военных кадров, поставки боеприпасов, военного снаряжения и имущества. Отметим, что высокопоставленная сирийская делегация не была принята премьер-министром Ливана Ф ас-Синьорой и министром обороны И. Муром. Последний считается одним из наиболее антисирийски настроенных ливанских политиков.

Приложение

О положении в военной промышленности Турции

На сегодняшний день военно-промышленный комплекс Турции является одним из наиболее мощных и развитых в регионе Ближнего и Среднего Востока. Политическое и военное руководство страны уделяет постоянное внимание вопросам совершенствования национального ВПК, расширения базы по выпуску военной продукции различного назначения, освоения новых зарубежных и создания собственных современных военных технологий. Вместе с тем, Турция в вопросах технического оснащения своих вооруженных сил продолжает находиться в сильной зависимости от поставок из-за рубежа. В первую очередь, это обусловлено все еще недостаточным общим уровнем экономических, материальных и научно-технических возможностей страны.

Современная военная промышленность Турции представлена предприятиями авиационной, бронетанковой, кораблестроительной, артиллерийско-стрелковой, боеприпасной, ракетной (в стадии формирования), электронной и автомобильной отраслей. При содействии Южной Кореи и Украины первые шаги делаются в космической отрасли (создание разведывательных ИСЗ). Всего в стране имеется более 130 оборонных предприятий государственного и частного секторов, на которых занято до 150 тыс. человек. Серьезным недостатком национальной военной промышленности остается наличие большого числа мелких, узкоспециализированных фирм с ограниченными производственными возможностями.

В рамках официального курса на большую самостоятельность Турции, укрепление ее суверенитета и повышение обороноспособности в настоящее время реализуется «Стратегический план на 2007-2011 гг.», который предусматривает уменьшение зависимости страны от зарубежных поставщиков военной продукции. Так, к 2011 г. намечается обеспечивать 50 проц. потребностей турецких ВС в вооружении, военной технике и снаряжении за счет собственного производства (в 2004 г. этот показатель составлял 20-21 проц.). Повышенное внимание уделяется созданию базы для производства национального программного обеспечения, используемого в военных целях, созданию информационных сетей, систем спутниковой связи, систем управления ракетным оружием, средств радиоэлектронного противодействия. К числу приоритетов также относят программы создания собственного многоцелевого вертолета, средств ПВО и противотанкового вооружения.

«Стратегический план» нацелен и на увеличение экспортного потенциала местной военной промышленности, повышение уровня конкурентоспособности турецких предприятий на мировом рынке вооружений. В 2007 г. Турция занимала четвертое место в мире по импорту военной продукции, но лишь 28-е место по ее экспорту. В настоящее время турецкий военный экспорт представлен, в частности, ракетами различных типов, пусковыми установками для ракетного оружия, военной радиотехникой и электроникой, гусеничными и колесными боевыми и вспомогательными машинами, авиационными тренажерами, боевыми кораблями прибрежной зоны и некоторыми другими видами техники.

По оценке зарубежных экспертов, выполнение намеченных планов связано со значительными трудностями, преодоление которых в течение короткого промежутка времени представляется делом очень сложным. Подсчитано, что турецкому ВПК для реализации задач, поставленных «Стратегическим планом», необходимо в ближайшие годы развиваться ускоренными темпами, имея ежегодный прирост не менее 25 проц., а это вряд ли возможно. К тому же на сегодняшний день местная военная промышленность ориентирована преимущественно на выпуск изделий, производимых по лицензии, а чаще собираемых из комплектующих, получаемых из других стран. Изделий полностью собственной разработки все еще мало, а многие из имеющихся опытных образцов техники, созданных турецкими конструкторами, требуют длительного времени для их доводки до требуемых параметров и последующего налаживания серийного производства. Кроме того, для обеспечения количественного, а главное — качественного рывка в развитии национального ВПК следует значительно повысить уровень НИОКР, связанных с военным производством, что также требует времени, да и значительных средств. Однако турецкое руководство решительно настроено на успешное выполнение намеченных планов.

Отметим, что в деле развития НИОКР военного назначения уже имеются очевидные положительные изменения. Так, начиная с 2000 г, Управление оборонной промышленности Турции (УОПТ) все более активно подключает местные университеты и исследовательские институты к участию в исследовательской и конструкторской деятельности в интересах ВПК. В ча-стности, Ближневосточный технологический университет увеличил число НИОКР с 216 в 2000 г. до 2800 в 2007 г. Создаются т. н. «Зоны технологического развития», потенциал которых позволяет успешно проводить различные научные исследования и проектно-конструкторские работы, в т. ч. оборонного характера.

Значительное место в развитии национального ВПК отводится расширению сотрудничества с зарубежными партнерами, в первую очередь из США и других стран НАТО. По мнению турецкой стороны, такое сотрудничество позволяет улучшать качественные характеристики выпускаемой продукции, делать ее высокотехнологичной с тем, чтобы она отвечала современным требованиям. При этом первостепенное внимание уделяется взаимодействию в вопросах освоения новых технологий и совместной разработке различных видов вооружения и военной техники. Сооружаемые и действующие предприятия сертифицируются под стандарты НАТО, что также способствует повышению культуры производства. «Стратегический план» предусматривает увеличение доли участия турецкого ВПК в оборонных проектах по линии Североатлантического альянса с 4 до 20 процентов.

Примером успешного сотрудничества с зарубежными партнерами стало участие Турции в проекте производства американского многофункционального истребителя F-35. Участие страны в реализации этого проекта позволит не только поднять на новый технический уровень национальную авиационную отрасль, но и получить существенную финансовую прибыль: стоимость американских заказов, связанных с выпуском самолетов F-35, составит от 4,5 от 5,0 млрд долларов.

Планами реструктуризации ВПК предусматривается слияние крупнейших компаний, производящих однотипную продукцию, и создание производственного объединения под названием «Холдинговое акционерное общество турецкой оборонной промышленности». В состав холдинга войдут компании, часть собственности которых принадлежит правительству или министерству национальной обороны (МНО). Объединение также буде владеть контрольным пакетом акций в ключевых компаниях оборонной отрасли. Считается, что реструктуризация позволит повысить эффективность ВПК и создать условия для концентрации средств военного бюджета на решении наиболее приоритетных задач, исключит дублирование работ при создании новых видов вооружения. Со своей стороны, противники планов реструктуризации ВПК считают, что компании-монополии в условиях отсутствия конкуренции потеряют стимул к совершенствованию характеристик выпускаемых образцов техники и получают возможность устанавливать завышенную цену на продукцию. Кроме того, перестает нормально работать механизм сдержек и противовесов, а руководство МНО и ВПК, ставящие во главу угла корпоративные интересы, получают дополнительные рычаги для их лоббирования. К тому же УОПТ оказывается под слишком сильным давлением со стороны компаний-монополий.

По заявлениям руководителей УОПТ, нынешний экономический кризис пока не сказался на положении дел в военной промышленности. Реализация различных проектов здесь продолжается согласно ранее намеченным планам, а ВПК сохраняет большой портфель заказов. Более того, выполнение военных заказов позволяет создавать рабочие места и поддерживать экономику страны в целом. Вместе с тем, высказываются опасения относительно того, что углубление кризиса приведет, по всей вероятности, к сокращению бюджетного финансирования оборонных отраслей.

Таким образом, главным направлением военно-экономической деятельности руководства Турции является достижение максимально возможного удовлетворения потребностей национальных ВС в вооружении, военной технике, боеприпасах и другой необходимой продукции за счет налаживания их производства на местных предприятиях. В этой связи следует ожидать постепенный отход от выпуска лицензионных изделий и наращивания возможностей турецкого ВПК по выпуску собственной продукции с законченным циклом производства, дальнейшего развития национальных НИОКР и соответствующего уменьшения технологической зависимости Турции от высокоразвитых стран Запада. Однако все эти процессы потребуют длительного времени, и будут идти неравномерно и сложно.

52.31MB | MySQL:103 | 0,479sec