Антисемитская литература на XXII международной книжной выставке в Тегеране

Только что завершившаяся XXII Международная книжная выставка в Тегеране продемонстрировала достигнутые Ираном несомненные успехи в книгоиздании. В речах, произнесенных на ее официальном открытии президентом ИРИ Махмудом Ахмадинежадом и министром культуры и исламской ориентации Сафаром Харанди отмечалось, что за последние 30 лет ( то есть за годы после установления в стране исламского режима – В.М.) количество наименований выпущенных в стране книг выросло в 60 раз. Выставка вызвала большой интерес зарубежных специалистов: на ней было зарегистрировано 1400 книгоиздателей из 75 стран. По сообщению информагенства Фарс, присутствовавшие на выставке иностранные эксперты отмечали впечатляющие достижения иранской полиграфической промышленности, находящейся ныне на уровне общепризнанных мировых стандартов. Выставка пользовалась большим успехом и ее ежедневно посещало примерно 400 тысяч гостей. В целом, как писала тегеранская газета «Афтабэ Йазд», за дни ее работы в павильонах побывало более 5 с половиной миллионов посетителей. Представленная продукция отразила многообразие выпускаемой в стране литературы, отвечающей вкусам и требованиям самых различных категорий иранских читателей.

Среди поставленных выставкой этого года рекордов был и специфический: она превзошла предшествовавшие количеством и разнообразием литературы антисемитского и антиизраильского содержания. Книги и журналы, тематические сборники этой тематики были представлены достаточно широко. Знакомство с названиями выставленных в павильонах экспонатов показывает, что идеи уничтожения еврейского государства является основной во всем, что касается израильской тематики. На этой выставке убеждаешься, что в сегодняшнем Иране «пропагандируют средневековые идеи антисемитизма и инквизиции, направленные тогда против еврейского населения европейских стран» (1) , оживлены пропагандистские клише нацистской Германии. Экспонаты выставки убеждают в том внимании, которое обрела тема Израиля, сионизма и еврейской жизни в нынешнем Иране. Издание такого рода литературы получило новый и мощный импульс в последние 4 года после прихода к власти в Иране неоконсерваторов во главе с президентом М.Ахмадинежадом. Десятки книг, вышедших в свет за этот период, представляют в массе своей переводы с арабского обильной литературы, наводнившей книжный рынок Арабского Востока. Однако достаточно много и работ местных авторов. Всех их связывает ненависть, злоба и вражда к Израилю и евреям, откровенная дезинформация. Основным центрами издания такого рода литературы, кроме Тегерана, являются крупнейщие религиозные центры страны – Кум и Мешхед. Ряд книг посвящен иудаизму и еврейской философии. В них даже не делается попытка каким-либо образом замаскировать антисемитизм и ненависть, особенно в свете постоянно звучащих в Иране заявлений об уважении ко всем религиям, и в первую очередь – монотеистическим, официально признанным по Конституции ИРИ и пользующимся в Иране правом представительства в законодательной власти.

Назовем лишь несколько книг, представленных на XXII Книжной выставке в Тегеране. Одна из них – «Развитие еврейской религии» (2) – написана Мохаммад Али Хоссейн-Заде и целиком посвящена необузданному охаиванию всего, что тем или иным образом соприкасается с религиозными убеждениями иудаизма. Главный источник духовности еврейского народа – Тору, Хоссейн-заде называет «фальшивкой» , а все основы древнейшей монотеистической религии подвергает не критике, а беспочвенному разгрому, ничуть не задумываясь о том, что ислам взращен на основе иудаизма и черпал из него многие свои постулаты. Иудеев он называет откровенными расистами, не приводя при этом никаких действительных аргументов. Что касается их моральных качеств, то в изложении Хоссейн-Заде иудеи обладают самыми низменными страстями и в этом плане не имеют аналогов в нынешнем обществе. Иудаизм автор квалифицирует как религию «преступления и убийства». Подобные оценки пронизывают и другую книгу, призванную ознакомить иранцев с догматикой иудаизма. Она называется «Ответы на вопросы студентов» (3) . Торе ее составитель Хамид-Реза Шакерин дает традиционное в сегодняшнем Иране определение как «фальсифицированная книга», а последователей иудаизма называет «заблудшими, которым нет спасения».

Следующая, достойная, на наш взгляд упоминания, книга, представленная на нынешней Тегеранской книжной выставке, носит название «Еврейское воспитание» и на первый взгляд представляется научно-исследовательской работой. Однако на самом деле она повторяет несуразности и нелепицы, кочующие по всем выпущенным в Иране книгам по иудаизму. Так, в ней утверждается, что понятие «избранный народ» уже само по себе носит оттенок расизма и ксенофобии, и тем самым имеет характер возвеличивания иудейской религии по сравнению с другими мировыми религиями, что несет в себе громадный конфликтогенный потенциал. В книге пишется, что евреи считают иноверцев неполноценными людьми. Их двухтысячелетнее странствование по миру, утверждает автор, демонстрирует лишь одно – евреем гонимы всеми, и это отнюдь не прибавляет уважения народу, который тотально презираем. Годы рассеяния – это наказание за все их прегрешения, за желание быть не такими как все прочие.

Сборник статей «Тени» ( 4) определяет все нынешние проблемы человечества через одну призму – иудаизма. Все плохое, что происходит время от времени на Земле, утверждается в книге, имеет одну причину, и везде нужно видеть только один след – еврейский. В этой книге содержится ряд любопытных «новаций». Так, в ней утверждается, что евреи являются главным фактором возникновения и развития «российского и британского колониализма». Они же были главной организующей силой, создавшей мировое масонство. Если вы еще не знаете, из-за чего в Иране в эпоху династии Каджаров были так часты засухи, то книга ответит и на этот вопрос. Конечно же, из-за евреев. Они же причастны к формированию феминизма и протестантизма.

Разумеется, на прошедшей в Тегеране книжной выставке было освещено еще одно направление иранского антисемитизма – проблема Холокоста. Это явление в последние годы в Иране пытаются анализировать с научной точки зрения. Здесь можно отметить солидное издание – книгу Мохаммад-Таги Тагипура «Что скрывается за понятием «Холокост». Издавший это труд тегеранский Центр научных и политических исследований указывает в предисловии, что главная цель издания работы – «выявление природы «мифа о Холокосте» и исторических фальсификаций событий, связанных с этим явлением». В нем сообщается, что «вопреки пропагандистской машине сионистов, неангажированные мыслители и исследователи ставят под знак вопроса сионистские утверждения относительно Холокоста.». Как пишет в своей книге Тагипур, нацисты вовсе не замышляли геноцид в отношение европейского еврейства. Они просто вынуждены были поместить часть евреев в концентрационные лагеря, а массовые смерти евреев стали результатом различных эпидемий, в первую очередь, тифа, поразившего эти лагеря, главным образом – Аушвиц, в период войны, начиная с 1942 г. Тагипур отрицает и такое явление, как наличие газовых камер в концлагерях, специально созданных для умерщвления узников. Холокост, заключает Тагипур, это «большая историческая ложь, сфальсифицированная сионистами для оправдания создания Государства Израиль». На выставке можно было видеть и периодические издания Центра научных и политических исследований, целиком посвященные проблеме изучения Холокоста. Один из последних ежеквартальных бюллетеней целиком сконцентрирован на этой теме. Вот названия лишь двух из помещенных в нем статей: «Действительно ли были убиты 6 миллионов евреев?» и «Правда о печах, где сжигались люди». Отметим и продукцию столичного Центра документации исламской революции, издавшего в 2008 г. книгу » Место Холокоста в сионистском проекте: правда и миф», принадлежащую перу Сеййеда Мохаммада Таррахи. Нельзя обойти стороной и антисемитскую «классику», издающуюся в Иране громадными тиражами и выдержавшую более десятка переизданий. Это в первую очередь пользующаяся спросом в переводе на фарси и свободно циркулирующая по стране гитлеровская «Майн кампф». Так же не один раз выходили в свет и «Протоколы сионистских мудрецов» в переводе Хамид-Резы Шейхи, выпущенные первым изданием еще в 1994 г. На нескольких изданиях этих книг стоит гриф Исламского фонда имени святого имама Резы в Мешхеде, Центра исламской пропаганды при Министерстве Исламской ориентации, Фонда «Астане Годсе Раззави» и других организаций. Отрывки из «Протоколов…» публиковались в ведущих иранских газетах «Джомхурийе эслами» и «Эттелаат». По подсчетам известного востоковеда профессора Бернарда Льюиса, в газете «Эттелаат» были опубликованы более 150 отрывков из этой книги.

На интенсивность отмеченных выше публикаций, несомненно, влияет мощный взлет антиизраилизма в Иране в течение последних лет. В годы нахождения реформистов у власти – 1997-2005 гг. — такие высказывания в адрес Израиля стали редкостью, и, выступая на международных форумах или адресуясь к внутренней аудитории, исламский либерал Сейед Мохаммад Хатами ничего подобного себе не позволял. Антиизраильские заявления зазвучали из уст нового президента М.Ахмадинежада в первые же месяцы после его прихода к власти. Довольно быстро стало заметно и дальнейшее ужесточение позиции по отношению к Израилю. На проходившей в октябре 2005 г., всего через два месяца после начала своей каденции, научной конференции «Мир без сионизма», процитировав не часто упоминавшуюся в последнее время фразу аятоллы Рухоллы Хомейни о том, что сионистский режим должен быть стерт с лица земли, М. Ахмадинежад продолжил, что в Палестине сейчас на подходе новая волна ненависти, способная уничтожить Государство Израиль. Мир ислама, сказал Ахмадинежад, не даст своему давнему врагу жить в самом центре мусульманского мира. Такое высказывание президента не было осуждено ни одним из высших руководителей страны, а глава МИД ИРИ Манучехр Моттаки официально заявил тогда, что оно находится в русле основ внешней политики Ирана, ибо его страна не признает «нелегитимный сионистский режим». С тех пор призывы «стереть Израиль с карты мира», вырезать из тела Ближнего Востока «сионистскую опухоль», «не верить в Холокост» стали рутинным элементом всех его выступлений. Это вызывает растущее возмущение в большинстве стран мира. Ввиду продолжающихся антиизраильских и антисемитских высказываний иранского президента, направленных, в частности, на отрицание Холокоста, ООН вынуждена была ответить. 27 января 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую отрицание Холокоста. Резолюция «безоговорочно осуждает любое отрицание Холокоста» и призывает страны-члены ООН «противостоять любому отрицанию Холокоста как исторического события». Единственная страна, которая отказалась поддержать резолюцию, была Исламская Республика Иран. Между тем, в Иране нет явного единомыслия по этой проблеме. Многие мыслящие политики считают, что интенсификация антиизраилизма и антисемитизма, выпячивание тенденции отрицания Холокоста способствует дальнейшей изоляции Ирана. Такого рода высказывания стали особенно заметны в ходе нынешней предвыборной президентской кампании. Так, свое видение проблемы Холокоста выразил кандидат в президенты Ирана Мир-Хоссейн Мусави, выступивший по этому вопросу на пресс-конференции 6 апреля 2009 г. Его слова были расценены прессой как весьма отличающиеся от оценки этого события, пропагандируемой действующим президентом Ахмадинежадом. Многие аналитики увидели в словах Мусави своего рода упрек Ахмадинежаду, вызвавшему заявлениями о природе Холокоста волну антииранских настроений в мире. В отличие от Ахмадинежада, называющего Холокост «сказкой», а поэтому не оставляющему за ним права на существование, Мусави заявил на пресс-конференции, что не оспаривает этот факт, однако считает, что вопросы количества жертв надо оставить на рассмотрение историкам. В рамках предвыборной кампании Мусави пытался привлечь на свою сторону как можно большее число электората, а потому осмелился напрямую критиковать Ахмадинежада как своего основного соперника. В частности, он порицает широкое использование президентом Ахмадинежадом риторики отрицания Холокоста, заметив по этому поводу:»Мы должны остерегаться любых действий, способных опорочить имя и авторитет Ирана в глазах мировой общественности». Взгляды Мусави на Холокост менее циничны, чем у Ахмадинежада. Он выражает сожаление по поводу Катастрофы восточноевропейского еврейства и выражает совершенно очевидную мысль о том, что гибель даже одного человека подобна смерти целого мира. Свое несогласие с необузданной волной антиизраилизма и отрицания Холокоста выразил и другой кандидат в президенты Ирана – Мехди Карруби. Выступая 16 мая перед студентами в Исфахане, он сказал, что своими «опрометчивыми, необдуманными и несвоевременными» высказываниями Ахмадинежад добивается обратного эффекта – сплачивает мировое общественное мнение вокруг Израиля и дистанцирует его от Ирана.

1. http://www.hamdami.com/MFAFA/HolocaustDeniers/140509-TehranBookFair.htm)

2. Мохаммад-Али Хоссейн Заде. «Развитие еврейской религии» Тегеран: Энтешаратэ Кейхан», 1387/ 2008 (на фарси).

3. Ответы на вопросы студентов. Составитель Хамид-Реза Шакерин. Т.12 . Религии. Тегеран:Офис представителя Религиозного лидера в университетах. 1387/2008, (на фарси) .

4. Тени. 5 т. Тегеран: Исследовательская группа «Ханиф». Издательство газеты «Иран». 1387/2009. (на фарси).

55.72MB | MySQL:116 | 0,679sec