По оценке экспертов Института Ближнего Востока Лондонской школы экономики Саудовская Аравия использует нормализацию отношений с Израилем в качестве разменной монеты, чтобы вернуть себе привилегированное положение в Вашингтоне. После начала военной операции России на Украине и ростом мировых цен на энергоносители наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман ведет переговоры с позиции экономической силы, но политической и военной слабости. Последние по времени новости о серьезных, секретных переговорах на высоком уровне с израильскими официальными лицами предполагают, что это только вопрос времени, когда Саудовская Аравия официально объявит об успехе этих дискуссий, возможно, во время ожидаемого визита президента США Джо Байдена в Эр-Рияд в ближайшие недели. В этом контексте напомним, что неделю назад появились заслуживающие доверия утечки о том, что Израиль согласится на новые меры безопасности, которые позволят Египту передать контроль над двумя стратегическими островами в Красном море Саудовской Аравии. Согласно этим утечкам, Израиль позволит многонациональным силам наблюдателей, дислоцированным на островах Тиран и Санафир, которые обеспечили свободу судоходства в Тиранском проливе, быть перемещенными в Египет. Взамен Саудовская Аравия позволит израильским авиакомпаниям летать над своим воздушным пространством. В настоящее время только израильские рейсы в Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн могут летать над королевством, а также рейсы Air India в Израиль и из Израиля. Обнародование этого соглашения с будет объявлено позже в этом месяце, когда президент США Джо Байден, как ожидается, посетит Израиль и Саудовскую Аравию. Но этот визит состоится только в том случае, если Байден лично встретится с Мухаммедом бен Сальманом во время своего визита, что будет означать международную легитимизацию наследного принца. Это обстоятельство пока остается главным условием саудовской стороны как в рамках сделки с Израилем, так собственно и самого визита президента США. Острова Тиран и Санафир, стратегически расположенные у морского прохода к портам Акаба в Иордании и Эйлат в Израиле, были оккупированы Израилем в 1967 году во время Шестидневной войны, а затем возвращены под египетский контроль в 1982 году, через четыре года после того, как обе стороны подписали Кемп-Дэвидские мирные соглашения. Саудовская Аравия уже давно претендует на владение островами и заявляет, что Египет контролирует их с 1950 года для защиты по просьбе Эр-Рияда. В 2017 году Верховный суд Египта одобрил сделку между двумя странами, которая уступила острова Саудовской Аравии, несмотря на общественную критику египетского общества этого шага. Очевидно, что Вашингтон планирует закрепить первоначальный успех процесса нормализации отношений США между Израилем и несколькими арабскими государствами. В 2020 году Израиль подписал соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко и Суданом, которые стали известны как «Соглашения Авраама». На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен подчеркнул потенциальную роль Эр-Рияда в расширении нормализации отношений с арабскими и мусульманскими странами. «Саудовская Аравия является для нас критически важным партнером в борьбе с экстремизмом в регионе, в решении проблем, связанных с Ираном, а также я надеюсь на продолжение процесса построения отношений между Израилем и его соседями как вблизи, так и дальше путем продолжения и расширения «Соглашений Авраама»», — заявил Блинкен на виртуальном мероприятии, посвященном 100-летию основания журнала Foreign Affairs. Официальные лица Саудовской Аравии недавно говорили о потенциальной нормализации отношений с Израилем, но настаивают на том, что страна не будет двигаться вперед, пока не будет достигнут прогресс в решении израильско-палестинского конфликта. «Я думаю, что мы всегда видели нормализацию как конечный результат, но конечный результат пути. Мы всегда предполагали, что будет полная нормализация отношений с Израилем, и я уже говорил, что полная нормализация отношений между нами и Израилем, между регионом и Израилем принесет огромные выгоды — мы не сможем воспользоваться этими преимуществами, если не решим вопрос Палестины», — заявил министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд на прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария. Рекламируемые бывшим президентом Дональдом Трампом и его помощниками как большое дипломатическое достижение, соглашения о нормализации между арабскими государствами и Израилем не решили конфликт между израильтянами и палестинцами, и ни одна из нормализующихся арабских стран никогда не воевала с Израилем. Израиль продолжает строить и расширять поселения на оккупированных палестинских территориях, что равносильно фактической аннексии земли, на которой будет создано будущее палестинское государство. В этой связи основная интрига заключается в той степени компромисса по БВУ, на который готов пойти Эр-Рияд в рамках своей нормализации отношений с Израилем. Или, если совсем грубо, готов ли Эр-Рияд променять «международную амнистию» своего наследного принца на палестинское досье. Опять же рискнем предположить, что и здесь будет компромисс в степени этой нормализации, и он будет лимитирован примерно теми параметрами, которые были названы выше.
Британские эксперты полагают, что самое главное для Вашингтона в данном случае – это углеводороды. Или вернее – увеличение роста добычи нефти КСА и окончание сделки ОПЕК+. Саудовская Аравия имеет большой экономический рычаг в этой ситуации. На фоне нехватки топлива и роста цен на нефть наследный принц извлекает выгоду из столь необходимых нефтяных ресурсов королевства. Предыдущие просьбы США увеличить добычу нефти и компенсировать потери российской нефти остались без внимания в Эр-Рияде. Но наследный принц недавно принял символическое решение об увеличении добычи, но, правда, без признаков того, что это ослабило глобальную нехватку энергоносителей. Мухаммед бен Сальман знает, что нефть может быть использована в качестве оружия для оказания давления на администрацию Байдена, чтобы реабилитировать свой собственный имидж и обратить вспять политику выборочного участия, не давая ему полного признания в Вашингтоне. Действительно, похоже, что нефть является главным стимулом в решении сложных и проблемных поворотов в отношениях Эр-Рияда и Вашингтона. Байден знает, что Саудовская Аравия является ключом к победе в войне против России. В обмен на добычу большего количества нефти наследный принц будет вознагражден визитом президента США. Но Байден не хочет полностью терять лицо и казаться побежденным перед лицом безжалостного автократа. Он должен вернуться в Вашингтон с историческим заявлением. Нормализация Саудовской Аравии с Израилем может стать призом, чтобы успокоить критические голоса США, которые оказали давление на Байдена, чтобы бойкотировать наследного принца в качестве наказания за его многочисленные безрассудные поступки и нарушения прав человека, включая войну в Йемене и разрешение на убийство журналиста Джамаля Хашогги (от себя уточним, что речь скорее шла о попытке похищения, но Хашогги просто умер от передозировки снотворного. А далее саудовцы просто заметали следы – авт.). Израиль, несомненно, помогает реабилитировать имидж наследного принца, поскольку израильские ультраправые мозговые центры и лобби в Вашингтоне усилили свою пропаганду с целью улучшения имиджа Мухаммеда бен Сальмана. Ирония в том, что Израиль теперь является величайшим пропагандистом Саудовской Аравии в Вашингтоне. Мухаммед бен Сальман никогда не упускает возможности напомнить своей внутренней и международной аудитории, что он не возражает против нормализации с Израилем, с оговоркой, что это не должно подрывать права палестинцев. К этому его обязывает соответствующие настроения в саудовском обществе. Во время недавнего визита в Вашингтон брат наследного принца Халид в частном порядке процитировал сомнительный опрос общественного мнения, утверждая, что саудовцы в возрасте до 30 лет все чаще выступают за нормализацию, тем самым придавая легитимность заранее определенному решению продолжить признание Израиля. На самом деле невозможно независимо оценить общественное мнение Саудовской Аравии по этому вопросу, учитывая уровень репрессий, с которыми сталкиваются те, кто нарушает или критикует политику Мухаммеда бен Сальмана. В то время как наследный принц вступает в переговоры с сильной экономической позиции, он остается политически слабым. Мухаммед бен Сальман хочет, чтобы Байден пообещал поддержку его заявке стать королем, когда умрет его отец. Неопределенность его будущей позиции может быть преодолена только в том случае, если США полностью и открыто поддержат его лидерство. В этой связи визит Байдена в Эр-Рияд может стать решающим символическим жестом; в обмен на увеличение добыч нефти наследный принц хочет, чтобы Байден положил конец спекуляциям о его будущем среди разделенной королевской семьи. В военном отношении наследный принц также остается очень слабым без США, которые исторически реагировали на военную уязвимость Саудовской Аравии специальной поддержкой, а не долгосрочным пактом безопасности. Экспорт оружия в Саудовскую Аравию всегда зависел от доброй воли Конгресса, а не только от президента США. Во время войны в Персидском заливе 1990 года и совсем недавно войны в Йемене поддержка США была востребована без обязательного соглашения о безопасности с Эр-Риядом. Недавняя неспособность Вашингтона адекватно отреагировать, когда саудовские нефтяные объекты были поражены ракетами йеменских хоуситов, поддерживаемыми Ираном, сильно обеспокоила наследного принца. Теперь он хочет, чтобы США пообещали гарантировать безопасность королевства от всех иностранных угроз. Соглашение о безопасности с Вашингтоном станет вторым главным призом, но пока этого очень не хочет сам Байден. Наследный принц предложит полную нормализацию отношений с Израилем, а взамен он будет ожидать, что Вашингтон выделит свои военные ресурсы для защиты Саудовской Аравии. Мухаммед бен Сальман может захотеть, чтобы Байден назначил Саудовскую Аравию главным союзником, не входящим в НАТО, как это уже было сделано для Катара, предоставив ему преференциальный доступ к военной технике и технологиям США.
Нормализация Саудовской Аравии с Израилем, безусловно, деликатный вопрос. Чтобы обеспечить положение Мухаммеда бен Сальмана как короля, решить вопрос с саудовским военным потенциалом и обеспечить обильные поставки нефти, Байден должен принимать быстрые решения. Еще неизвестно, примет ли он вышеупомянутую сделку — больше нефти в обмен на важные политические и военные уступки — после того, как он ранее пренебрег наследным принцем и пообещал сделать его персоной нон грата в Вашингтоне. О колебаниях говорит и тот факт, что решение о визите Байдена в КСА на сегодня еще не принято. В этом сложном уравнении теряется одна важная переменная: а именно, долгосрочный мир между Израилем и палестинцами, которые продолжают оказывать давление на Израиль. Это патовая ситуация и она никак не разрешится даже после возможной нормализации отношений КСА с Израилем.